Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

VIDEO LAB WORKS IN THE METHODS OF TEACHING RUSSIAN CURRICULUM STRUCTURE

Gadalova V.V. 1
1 Shuya Branch of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo State University»
The article analyses experience of usage video labs in the methods of teaching Russian curriculum structure. It emphasizes the transformative function of laboratory works as a type of seminar studies at a university study program. On the basis of general educational programe vocational teacher training in Bachelor of Education academical curriculum analyses there drawn the conclusion about the place of lab works in the system of linguistic and methodical vocational training disciplines curriculum. The set of professional and methodical skills is described which are required for organization process of study Russian language at comprehensive school and it’s expedient to use the video technologies in order to form those skills. The didactic functions of video devices in process of studies is analyzed and the types of video materials necessary for video labs are characterized. Different variants of guidance to the videolabs are given as well as the list of their subjects and supporting materials. The conditions required for their organization are described, observing which is necessary for effective laboratory work with use of video. Summary data of studies in methods of teaching Russian quality SWAT-analyses results are given which is done annually by students at the end of the course. The conclusion about the advantages of video technologies use in the process of vocational Russian teacher training is drawn.
methods of teaching russian
types of professional skills
labs
vodeotechnologies
videodevices functions in studying
videolabs
types of video materials
variants of guidance to the videolabs.

В практике вузовского преподавания дисциплин лингвометодического цикла лабораторные работы являются обязательным видом учебных занятий семинарского типа. Анализ учебных планов по основным профессиональным образовательным программам направлений подготовки педагогического бакалавриата с профилями «Образование в области русского языка», «Филологическое образование», «Русский язык и литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» и иных, а также рабочих программ по методике обучения русскому языку [варианты названия дисциплины – «Методика преподавания русского языка», «Методика обучения и воспитания (русский язык)», «Теория и методика обучения русскому языку», «Методика обучения русскому языку как иностранному»], размещенных в открытом доступе на сайтах вузов России, показывает, что в общем объеме учебного времени по дисциплине на лабораторные работы отводится от 20 до 35% часов, то есть в режиме лабораторных работ проводятся от 15 до 27 занятий в течение всего периода изучения лингвометодической дисциплины.

Цель данного исследования – представить многолетний опыт использования видеолабораторных работ в структуре учебных занятий по методике обучения русскому языку – учебной дисциплине, играющей ведущую роль в системе подготовки студентов к педагогической профессиональной деятельности (совместно с такими базовыми дисциплинами психолого-педагогического цикла, как «Психология», «Педагогика»).

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Общеизвестно, что на лабораторных занятиях в вузе осуществляется трансформация теоретических знаний в практические умения и навыки обучающихся в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, в данном случае – к педагогической деятельности учителя русского языка.

В истории методики преподавания русского языка известен достаточно длительный период (его принято называть периодом советской школы), когда лабораторные работы проводились, как правило, непосредственно в школе. Этот опыт подробно описан Г.И. Блиновым и Б.Т. Пановым: «Согласно действующей программе, лабораторные занятия по методике русского языка проводятся…в школах. Содержанием их является 1) ознакомление студентов с организацией работы школы в целом…; 2) изучение работы учителей русского языка…; 3) организация самостоятельной работы студентов с учащимися …» [1, с. 189].

В настоящее время большая часть указанных Г.И. Блиновым и Б.Т. Пановым видов работ согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование [2] и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [3] составляет содержание учебной практики (ознакомительной) и производственной практики (педагогической). При этом педагогической практике в опыте преподавателей кафедры русского языка и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ предшествует изучение предметной методики, в структуре учебных занятий которой предусматривается цикл лабораторных работ (10 занятий из 18). Основная цель данного цикла – первичное формирование следующих профессионально-методических умений [4, с. 4] по организации процесса обучения русского языку в общеобразовательной школе:

  • уметь определять функции, содержание и методику проведения основных структурных элементов или педагогических ситуаций урока русского языка;
  • уметь дифференцировать уроки русского языка по их типам, видам, фор­мам проведения;
  • владеть методами обучения русскому языку;
  • владеть методическим аппаратом действующих учебников по русскому языку;
  • уметь анализировать языковой и речевой дидактический материал с учетом способов его деформации, типов и видов формируемых уме­ний, практических методов обучения русскому языку, лежащих в основе заданий к упражнениям;
  • уметь подбирать и составлять языковой и речевой дидактический материал для изуче­ния лингвистических и речеведческих понятий, языковых и речевых фактов, орфографических и пунктуационных правил согласно рабочей программе по русскому языку как учебному предмету для основной и средней общеобразовательной школы;
  • уметь проектировать микросистемы практических методов обучения с уче­том типов и видов формируемых предметных и метапредметных умений, а также универсальных учебных действий;
  • уметь планировать и осуществлять в ходе урока методическую обработку каждого задания системы упражнений, предлагаемых учащимся для выполнения;
  • владеть основными и вспомогательными современными средствами обучения в соответствии с темой, типом урока, возрастом учащихся, уровнем подготовки класса;
  • уметь разрабатывать лингвометодический проект урока;
  • уметь составлять план, развернутый конспект или технологическую карту урока русского языка любого типа;
  • владеть технологиями проведения уроков русского языка разных типов, видов, форм;
  • уметь анализировать свои уроки и уроки других учителей русского языка.

Все эти виды профессионально-методических умений, формируемых в вузе на занятиях по методике обучения русскому языку, являются инструментальными, то есть полученными в результате превращения теоретических знаний об основах организации процесса обучения русского языку в средство для решения учебно-познавательных, а также реальных практических задач. Для их формирования требуются наиболее оптимальные технологии обучения, среди которых все более популярными становятся видеотехнологии [5-7], о целесообразности использования которых в процессе подготовки учителя русского языка впервые заговорили в начале 1980-х годов (см.: работы Л.М. Зельмановой, Г.В. Мурзо). С тех пор в практике вузовского преподавания дисциплин лингвометодического цикла накопился богатый опыт использования видеотехнологий.

Возрастание популярности видеотехнологий в современной образовательной практике обусловлено целым рядом факторов, среди которых, на наш взгляд, первоочередным является востребованность таких средств обучения, которые бы максимально обеспечивали аутентичность учебной и будущей профессиональной деятельности. Такой способностью обладают видеосредства обучения, так как они выполняют следующие дидактические функции:

  • «компенсаторность – то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил, здоровья как обучающего, так и обучаемого;
  • информативность – передача необходимой для обучения и развития информации;
  • интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
  • инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности» [8, с. 530].

Данные дидактические функции видео как аудиовизуального средства обучения позволяют оптимизировать на системно-деятельностной основе процесс формирования профессионально-методических умений трех видов [4, с. 6]:

  • опознавательных (видеть в реальном уроке педагогические ситуации (структурные элементы) урока русского языка, а также их функции, содержание, связи);
  • аналитических (анализировать функции, содержание, связи структурных элементов урока русского языка с точки зрении их методической целесообразности);
  • синтетических (проектировать и проводить перед видеокамерой уроки русского языка разных типов или их фрагменты).

Многолетняя практика вузовского преподавания показывает, что для работы над указанными видами умений на лабораторных занятиях по методике обучения русскому языку целесообразно использовать два типа видеоматериалов:

  • обучающие видеозаписи уроков и фрагментов уроков, проведенных опытными учителями русского языка в рамках сотрудничества кафедры с общеобразовательными учреждениями региона, а также созданных способными студентами в период педагогической практики под руководством методиста кафедры (обучающие видеозаписи хранятся в видеотеке лаборатории кафедры русского языка и методики обучения и постоянно пополняются);
  • рабочие (лабораторные) видеозаписи уроков русского языка или их фрагментов, проводимых студентами в условиях учебной аудитории непосредственно на занятии (эти записи, как правило, стираются по окончании занятия, или ими пополняется с согласия студентов методическая видеотека).

Обучающие видеозаписи уроков для лабораторных работ должны быть аутентичными, информативно насыщенными, дидактически разноплановыми, соотнесенными с программно-тематическим содержанием методики обучения русскому языку как учебной дисциплины, мотивирующими рефлексию студентов.

Рабочие (лабораторные) видеозаписи призваны обеспечить возможность будущему учителю посмотреть на себя со стороны, провести самооценку первичного опыта профессиональной деятельности, полученного в лабораторных условиях, приближенных к реальным условиям педагогической деятельности.

Видеолабораторные занятия в зависимости от вида формируемых профессионально-методических умений могут иметь один из следующих обобщенных вариантов построения.

Вариант № 1

  1. Актуализация теоретических вопросов темы лабораторного занятия.
  2. Инструктаж перед просмотром видеозаписи урока русского языка или его фрагмента.
  3. Просмотр видеозаписи урока (фрагмента) с конспектированием его хода в опорной технологической карте урока.
  4. Обработка конспекта видеоурока (фрагмента) по заданию (в подгруппах или индивидуально).
  5. Обобщение, выводы или обсуждение с последующим оформлением в виде методического анализа или рецензии.

Вариант № 2

  1. Обсуждение методического обоснования конспекта урока русского языка.
  2. Инструктаж перед видеозаписью, в том числе распределение ролей (учителя, учителей (если урок проводится по отдельным структурным элементам), учащихся, учителя-рецензента или учителя-методиста).
  3. Проведение и видеозапись урока или его фрагмента.
  4. Организация просмотра видеозаписи (с позиции учителя, который проводил урок или его фрагмент; с позиции учащихся, которые были участниками урока; с позиции учителя-рецензента или методиста, который присутствовал на уроке).
  5. Просмотр видеозаписи с фиксацией допущенных фактических и методических ошибок.
  6. Самооценка (рефлексия) студента, исполнявшего роль учителя русского языка.
  7. Анализ методики проведения урока (фрагмента урока) с позиций тех ролей, которые исполняли его участники.

По варианту № 1 проводятся лабораторные занятия, посвященные формированию опознавательных и аналитических профессионально-методических умений.

  1. Анализ видеоурока комбинированного (смешанного) типа по орфографии.
  2. Анализ (рецензирование) видеоурока открытия нового знания по морфологии.
  3. Анализ (рецензирование) видеоурока формирования умений по синтаксису и пунктуации.
  4. Анализ (рецензирование) видеоурока рефлексивного типа в старших классах.
  5. Анализ (рецензирование) видеоурока по формированию коммуникативной компетенции.

По варианту № 2 проводятся видеолабораторные работы, направленные на формирование синтетических профессионально-методических умений.

  1. Проектирование, видеосъемка и просмотр фрагмента урока открытия нового знания по русскому языку.
  2. Проектирование, видеосъемка и просмотр фрагмента урока формирования знаний и умений.
  3. Проектирование, видеосъемка и просмотр урока русского языка комбинированного (смешанного) типа.
  4. Проектирование, видеосъемка и просмотр урока развития речи.
  5. Проектирование, видеосъемка и просмотр урока-зачета по русскому языку.

Таким образом, на видеолабораторных работах, проводимых по варианту № 1, ведущей является учебная деятельность, в основе которой лежит анализ структуры урока. На лабораторных занятиях, проводимых по варианту № 2, главной становится учебная деятельность, которая строится на синтезе всех полученных методических знаний с целью проектирования и проведения урока русского языка.

На каждом лабораторном занятии студенты получают опорные материалы: методические рекомендации, памятки для участников видеоурока, планы анализа и рецензирования уроков, образцы технологических карт уроков русского языка, примеры проектов уроков русского языка разных типов, а также рецензий на уроки и т.п.

Эффективность лабораторных работ с использованием видеозаписей уроков зависит от ряда условий:

  • наличия видеоаппаратуры, обеспечивающей максимально естественную обстановку урока (занятия), а также специалистов по ее обслуживанию (видеооператоров) в штатном расписании вуза (в штатном расписании Шуйского филиала ИвГУ, до 2013 года Шуйского государственного педагогического университета, ставка видеооператора существует с 1989 года);
  • методически значимой режиссуры видеозаписи урока;
  • наличия как позитивного, так и негативного видеоматериала;
  • психологической готовности студента к работе с видеоматериалами и в присутствии видеокамеры;
  • обеспечения видеозаписей уроков опорными словесно-графическими средствами обучения.

По окончании изучения методики обучения русскому языку студентам Шуйского филиала ИвГУ ежегодно предлагается провести SWOT-анализ качества образовательного процесса по данной дисциплине лингвометодического цикла. По результатам SWOT-анализа от 90 до 100% студентов среди сильных сторон организации учебного процесса отмечают видеолабораторные работы по методике обучения русскому языку, а также высокое качество их учебно-методической и технической поддержки.

Выводы. Таким образом, видеолабораторные работы в структуре учебных занятий по методике обучения русскому языку имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, они предоставляют возможность обучать будущего учителя методической технике и дидактическому стилю поведения на основе специально подготовленного и методически значимо расположенного наглядного учебного видеоматериала; во-вторых, обеспечивают глубокий профессиональный анализ урока непосредственно после его восприятия или проведения; в-третьих, создают условия для мотивированной самооценки и рефлексии по результатам первичного опыта профессиональной деятельности; в-четвертых, повышают уровень готовности студентов к прохождению педагогической практики по преподаванию русского языка в общеобразовательной школе.