В настоящее время назрела необходимость интеграции образовательных и здоровьесберегающих технологий в подготовке врачей-стоматологов с учетом современного состояния развития стоматологической науки и практики [1; 2]. Существующая система стоматологического образования в стране не вполне удовлетворяет запросы общества и государства [3; 4].
Процесс модернизации требует в свою очередь разработки и создания образовательной программы дисциплин специальности «Стоматология» на додипломном, постдипломном и непрерывном профессиональном образовании, отражающей насущные потребности здравоохранения Кыргызской Республики (КР) с учетом международного опыта [5-7].
Цель – организационно-исторический анализ системы высшего стоматологического образования в Кыргызской Республике.
Материалы и методы исследования
Проведен ретроспективный анализ развития стоматологического образовательного процесса с учетом развития нормативно-правовой базы в Кыргызской Республике. Основополагающие принципы адаптации и формирование модели учебных программ в стоматологии, соответствующие принципам Болонского процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
В историческом аспекте развития стоматологического образования в Кыргызстане необходимо выделять два периода: советский до августа 1991 г. и после него.
Стоматологический факультет в системе высшего медицинского образования страны организован при Киргизском государственном медицинском институте (КГМИ) в 1960 г. ХХ века. Первый плановый набор абитуриентов составил 50 человек, который на протяжении 20 лет вплоть до 1980 г. оставался неизменным. В последующем в русле организационных реформ здравоохранения СССР и союзных республик предусматривалось развитие инфраструктуры медицинских вузов, в т.ч. по стоматологическому профилю. В соответствии с этими решениями партии и правительства Советского Союза в 1981-1982 гг. увеличили прием на стоматологический факультет до 100 человек, а в 1983-1984 гг. до 125, который сохранился до 1991 г.
В советский период организационное развитие стоматологического образования с юридической точки зрения осуществлялось согласно нормативным и инструктивным документам, издаваемым соответствующими полномочными органами СССР и Киргизской ССР. Всецело отражался один из основных декларативных принципов организации советской системы здравоохранения – единство медицинского образования, науки и практики. При этом основной учебно-клинической базой кафедр являлись городские стоматологические поликлиники г. Фрунзе и республиканские клинические учреждения для стационарной хирургической помощи в области стоматологии. Именно здесь сотрудники кафедры организовывали учебный процесс в подготовке специалистов-стоматологов и участвовали в процессе оказания высококвалифицированной стоматологической помощи населению Киргизской ССР.
Одним из наиболее сложных в плане развития стоматологического образования стал период становления современной Кыргызской государственности, когда 31 августа 1991 г. была принята Декларация о государственной независимости Кыргызской Республики.
В изменившихся условиях суверенизации страны с 1992 г., наряду с бюджетными квотами, осуществлялся набор студентов по контрактной форме обучения на стоматологический факультет КГМИ. Ежегодно в период 1992-2004 гг. в стране сокращались бюджетные места с увеличением обучения на контрактной основе. Причем начиная с 2005 г. подготовка по специальности «стоматология» в вузах Кыргызстана стала осуществляться полностью на контрактной форме обучения. Общий прием абитуриентов в эти годы составил 150-200 человек. Необходимо отметить, что до 1997 г. подготовка врачей-стоматологов осуществлялась по программам высшего профессионального образования советского периода, с внедрением актуализированных предметов гуманитарно-исторического плана (история отечества, кыргызский язык, манасоведение и т.д.).
Современная история стоматологического образования в Кыргызской Республике связана с преобразованием Киргизского государственного медицинского института (КГМИ) в Кыргызскую государственную медицинскую академию (КГМА) согласно указу Президента КР от 5 июля 1996 г. УП № 232.
Первые годы суверенизации страны 1991-1997 гг. кафедры стоматологии, расположенные на профильных базах городских и республиканских учреждений, в организационно-методическом плане стали ведущими научно-образовательными и лечебными центрами республики. Однако крайне сложные финансово-экономические условия сектора здравоохранения предопределило создание согласно Постановлению Правительства КР от 03.04.2000 г. № 78 «О государственной программе реформы высшего медицинского и фармацевтического образования в КР на 2000-2004 гг.» при КГМА учебно-лечебно-научного центра (УЛНЦ) «Стоматология». По существу впервые был создан мощный профильный комплекс для преподавания и лечебно-научной деятельности при образовательном учреждении КГМА, в задачу которого входила подготовка высококвалифицированных врачей-стоматологов для суверенного государства.
В течение ближайших 2 лет было завершено становление всех курсов и кафедр стоматологии: терапевтическая, ортопедическая, детская, а также челюстно-лицевая хирургия с экстракционной помощью. Организационное развитие УЛНЦ «Стоматология» при КГМА имело позитивное значение не только для обучения студентов, но и для их клинической подготовки в процессе оказания профессиональной стоматологической помощи населению.
В Кыргызской Республике на современном этапе можно определить ряд особенностей исторического пути развития стоматологического образования, одной из них стало то обстоятельство, что на медицинском факультете Ошского государственного университета (1999 г.), Кыргызско-Российского (Славянского) университета (2004 г.) открылся прием студентов по специальности «Стоматология»: соответственно 35 и 50 человек. В учебном 2010/2011 году на базе Азиатского медицинского института им. С. Тентишева и Международного медицинского университета (2017/2018 г.) открылись стоматологические факультеты с первоначальным набором 16 и 21 студент соответственно.
В настоящее время подготовка врачей-стоматологов осуществляется на базе 6 вузов Кыргызстана. Общий прием абитуриентов на основании экстенсивного подхода к учебному году (2018/2019) составил по стране на коммерческой основе 781 человек. Выпуск врачей-стоматологов в последние 2017 и 2018 годы достиг соответственно 580 и 612 человек.
Становление стоматологического образования в массовой подготовке по специальности врач-стоматолог в КР четко делится на три этапа развития, увязанных с законодательно-нормативным регулированием государственной политики в области медицинского высшего профессионального образования и здравоохранения:
- Первый этап 1991-2000 гг. Принят закон КР «Об образовании» от 16 декабря 1992 г. № 1074-XII (редакционные поправки от 29 ноября 1997 г. № 84 и 25 июля 2002 г. № 130), согласно которому Приказом МОНиК КР утвержден перечень специальностей высшего профессионального образования (ВПО), в т.ч. по сектору здравоохранения - стоматология. При этом, наряду с КГМА, в 1999 г. на медицинском факультете ОшГУ открылся прием по специальности «Стоматология». Это стало одной из предпосылок расширения и постепенного формирования рынка образовательных услуг в стране, включая сферу здравоохранения.
- Второй этап (2001-2010 гг.) стал закономерным в развитии высшего профессионального образования. В эти годы принят новый Закон КР «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92 с последующими редакционными поправками (от 28 декабря 2006 года № 225, 31 июля 2007 года № 111, 31 июля 2007 года № 115, 20 января 2009 года № 10, 17 июня 2009 года № 185, 15 января 2010 года № 2). Соответственно пересмотрены все нормативные и инструктивные документы, издаваемые уполномоченными регулирующими органами КР. Кроме того, в 2004 г. на медицинском факультете КРСУ им. Б.Н. Ельцина осуществлен первый набор 50 студентов по специальности «Стоматология».
- Третий этап с 2011 г. и по настоящее время. В этот трендовый период открылись стоматологические факультеты в Азиатском медицинском институте им. С. Тентишева (2010/2011 учебный год) и на базе Международного медицинского университета (2017/2018 учебный год) с первоначальным набором 16 и 21 студентов соответственно. Необходимо отметить, что на эти годы с институциональной точки зрения Закон КР «Об образовании» 30.04.2003 г. № 92 получает постоянное эволюционирование от вносимых поправок с 13.06.2011 г. № 42 по 02.08.2018 г. № 78 (см. редакционные поправки), и согласно им соответственно изменяется нормативно-правовое поле высшего профессионального образования КР.
Одним из основополагающих документов в целях интеграции ВПО в международное образовательное пространство было принято Постановление Правительства КР от 23 августа 2011 г. № 496 «Об установлении 2-уровневой структуры Высшего профессионального образования в КР» с присвоением академических степеней «бакалавр» и «магистр» за исключением отдельных специальностей в редакции постановлений Правительства КР от 04.07.2012 г. № 472, 22.07.2014 г. № 405 и 16.07.2018 г. № 323. Согласно этому документу утвержден Перечень специальностей ВПО с квалификацией «специалист», включая область здравоохранения (560000), с учетом стоматологии - 560004.
Таким образом, впервые в стране модернизированы и внесены изменения в нормативную базу высшего профессионального образования с целью гармонизации системы обучения с учетом приемлемых и эффективных элементов Болонской декларации. Однако до настоящего времени в секторе здравоохранения КР, особенно в практике отечественной стоматологии, отсутствуют основополагающие принципы образовательных стандартов, необходимых для овладения современной профессией врача-стоматолога с учетом инновационных и здоровьесберегающих технологий [8].
Известно, что основа знаний у врачей закладывается во время его додипломной подготовки. Ранее в вузах советского периода преподаватели учили студентов, наследие прошлого прослеживается и в настоящем. Как видно из таблицы, в первые годы суверенизации (1991-1997 гг.) практически в структуре всех блоков дисциплин идет количественное сокращение учебных часов, их общий объем составил 4906 часов по сравнению с советским периодом 6051 час. В последующие 10 лет (1998-2018 гг.) имеет место рост часов теоретического обучения в период: 1998-2005 гг. (11146) с незначительным снижением 2006-2012 гг. (9496) и 2013-2018 (9328) соответственно. На эти годы приходится динамичный рост в 3,0-4,0 раза часов обучения по блоку профессиональной стоматологии (VI) c 3827 до 4087 часов. Это связано с тем, что в последние годы произошло значительное расширение номенклатуры стоматологических курсов (предметов), выделенной при крупных дисциплинах, например терапевтическая (пародонтология, мукология, кариесология и др.), ортопедическая (материаловедение, дентальная имплантация и др.) и т.д. При этом традиционно недостаточное внимание уделяется дисциплинам блока профилактической медицины (V), на которые в структуре всех предметов приходится всего 4,4-6,7%. Необходимо отметить, что механическое копирование перечня знаний и манипуляций в структуре дисциплин не способствует современному представлению стоматологического образования в продвижении инновационных и здоровьесберегающих технологий. Совершенно очевидно, что в соответствии с современными парадигмами образования методология обучения должна побуждать студента к самостоятельной учебе [9].
Гармонизация образовательного процесса по специальности «Стоматология» должна проводиться с учетом исторических традиций, сложившихся в здравоохранении, социально-экономической политике государства. Разумеется, прежде необходимо осмыслить требования Болонского процесса и адаптации к ним национальной методологии с учетом лучших традиций советско-кыргызской школы стоматологии. Все это требует пересмотра программ, учебного процесса, а также унификации и стандартизации в соответствии с общеевропейскими требованиями. Тем более, что за последние 25 лет в структуре стоматологического образования Европы произошли крупномасштабные изменения.
Образовательные программы стоматологического факультета Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева
Дисциплины государственных образовательных стандартов стоматологии 560004 |
Годы и количество часов |
|||||||||
1982–1990 |
1991–1997 |
1998-2005 |
2006–2012 |
2013-2018 |
||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
I – Блок гуманитарно-социальный |
811 |
13,4 |
616 |
12,6 |
1792 |
16,1 |
1392 |
14,7 |
1080 |
11,6 |
II – Блок математический и естественно-научный |
692 |
11,4 |
415 |
8,5 |
925 |
8,3 |
710 |
7,5 |
450 |
4,8 |
III – Блок фундаментальной медицины |
1123 |
18,6 |
878 |
17,9 |
1550 |
13,9 |
931 |
9,8 |
990 |
10,6 |
IV – Блок клинической медицины |
1131 |
18,7 |
897 |
18,3 |
1523 |
13,7 |
1078 |
11,4 |
1186 |
12,7 |
V – Блок профилактической медицины |
314 |
5,2 |
275 |
5,6 |
744 |
6,7 |
414 |
4,4 |
435 |
4,7 |
VI – Блок профессиональной стоматологии |
1251 |
20,7 |
1079 |
22,0 |
3827 |
34,3 |
4302 |
45,3 |
4087 |
43,8 |
VII – Блок физической культуры |
420 |
6,9 |
440 |
9,0 |
400 |
3,6 |
408 |
4,3 |
400 |
4,3 |
VIII – ВМП |
309 |
5,1 |
306 |
6,2 |
385 |
3,5 |
261 |
2,7 |
700 |
7,5 |
Всего часов теоретического обучения |
6051 |
100,0 |
4906 |
100,0 |
11146 |
100,0 |
9496 |
100,0 |
9328 |
100,0 |
IX. Практика |
504 |
|
432 |
|
432 |
|
432 |
|
285 |
|
В Кыргызской Республике к настоящему времени ряд ведущих вузов (11 из 51) присоединился к Болонской декларации, тем самым создав предпосылки к изучению опыта интеграции в единое европейское образовательное пространство, формирование моделей и принципов адаптации в условиях нашей страны.
Естественно, в формировании Европейского образовательного пространства здравоохранение Кыргызстана (в частности, стоматология) не должно стоять в стороне от Болонского процесса в сфере подготовки медицинских кадров. Возникает необходимость модернизации нормативно-правовой базы профессионального образования и обязательного решения застарелых проблем высшей школы медицины. Одна из них - осуществление подготовки зубных врачей, имеющих среднее профессиональное образование.
В мировой практике присутствует единое толкование термина «врач» - лицо, имеющее высшее профессиональное медицинское образование [10]. В Кыргызстане до настоящего времени осуществляется подготовка зубных врачей (выпуск 2017 г. – 770 ч.) на базе медицинских колледжей. Многолетняя проблема еще с советского периода требовала безотлагательного решения. Соответственно с учебного года 2018/2019 гг. прием студентов по данному наименованию квалификации специалист - зубной врач в Кыргызстане прекращен. И согласно Постановлению Правительства КР от 28.03.2018 № 160 исключен из перечня специальностей среднего профессионального образования по разделу «Здравоохранение и медицинская наука» - 060000.
В настоящее время высшее профессиональное медицинское образование в Кыргызстане предусматривает пятилетнее обучение на додипломном уровне врача-стоматолога, как и в странах СНГ и Европы. С одной стороны, это позволяет декларативно соответствовать современным требованиям к врачу-стоматологу европейского уровня. Однако структура дисциплин модели учебных программ, принятая сегодня в нашей стране, с другой стороны, далека от уровня современного стоматологического образования Европы. В нынешних условиях выпускники вузов Кыргызстана и стран СНГ при перемещении в страны Европейского региона вынуждены нострифицировать диплом специалиста и проходить подготовку по образовательным программам обучения, содержащим в себе минимальные требования умений и знаний, необходимых для профессиональной деятельности врача-стоматолога в Европе.
Таким образом, с учетом важности проблемы стоматологического образования и причин, ее обуславливающих, в Кыргызской Республике требуется разработка государственных образовательных стандартов с пересмотром программ обучения и унификации стандартов учебного процесса на соответствие по общеевропейским требованиям и принципам Болонской декларации. При формировании документов базового и постдипломного образования по специальности «Стоматология» за основу необходимо принимать систематизированные данные, изложенные в следующих документах:
- программный документ Европейской ассоциации стоматологического образования (ЕАСО) «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», утвержденный Генеральной ассамблеей ЕАСО (2004 г.), пересмотренный в 2009 г. и 2017 г. [11-13].
- международные стандарты Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) базового, последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития врачей [14].
В этих документах имеется сформированный набор компетентностей и профессиональных качеств, необходимых для самостоятельной деятельности. Профессиональные компетентности формируются и базируются на достаточно четко очерченных областях знаний. Причем Директива Европарламента и Совета по признанию профессиональных квалификационных критериев N 36 ЕС от 07.09.2005 г. является основополагающим документом, устанавливающим обязательный перечень групп и циклов дисциплин, необходимых в овладении профессией врача–стоматолога [15]. Большое внимание в структуре основных образовательных профессиональных программ предлагается уделять преподаванию поведенческих дисциплин, профилактике стоматологических болезней и основополагающим принципам здорового образа жизни. Соответственно содержание учебных программ по специальностям подготовки следует формировать с учетом понимания принципов нового общественного здравоохранения и тенденций стоматологической заболеваемости, а также достижений гигиены, биоэргономики и эпидемиологии.
Очень важно качество подготовки специалиста на додипломном уровне и создание системы преемственности на всех уровнях стоматологического образования. Для этого требуется разработка и внедрение полного объема контроля системы качества на всех этапах образовательного процесса с определением стандартных критериев их оценки. Здесь должна повышаться ответственность самого студента (курсанта) за учебу и стандарты компетентной требовательности преподавателей. В свою очередь, налаживание такой системы повышения качества образовательных технологий и их управления с учетом современных требований потребителей образовательных услуг способствует положительному имиджу вузов в рыночных условиях.
Ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология» является ее сопоставимость количественной оценки всех видов и форм учебной деятельности по требованиям Европейской системы ECTS (перезачет кредитов). Использование такой единой системы способствует регламентации знаний и умений студентов (ординаторов) на всех этапах додипломного и постдипломного образования, а также непрерывного профессионального совершенствования врачей-стоматологов.
Заключение
Анализ показал, что стоматологическое образование на всех уровнях должно планироваться с учетом потребностей населения в лечении и системы здравоохранения. Выпускник врач-стоматолог должен владеть современными знаниями и пониманием общих вопросов стоматологической деятельности, широким диапазоном навыков, включая коммуникативные, иметь аналитическо-исследовательские способности, определять пути решения проблем, планировать, презентовать материал и работать в команде, полностью осознавая необходимость вышеперечисленного в стоматологической практике [13].
В целом содержание государственных образовательных стандартов по специальности «Стоматология» - 560004 при 5-летнем обучении в КР необходимо гармонизировать и модифицировать с учетом новых требований моделей учебной программы, соответствующей принципам Болонского процесса и документа «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», утвержденной Генеральной ассамблеей Европейской Ассоциации стоматологического образования в 2017 г. [13], а также международных стандартов Всемирной федерации медицинского образования [14].