Изменение трудовых функций педагога в современном образовательном пространстве предъявляет новые требования к его профессиональной подготовке в условиях вуза. Особое значение в свете новых требований приобретает подготовка компетентного, творческого специалиста в области изобразительного искусства с ярко выраженной эстетической диспозицией и развитым художественным вкусом. Вместе с тем современные выпускники педвузов по профилю «Изобразительное искусство», хотя и владеют введенными теоретическими познаниями в области эстетики, но не имеют опыта применения эстетического опыта на практике. В связи с этим мы полагаем, что улучшение профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства должно рассматриваться через формирование их профессионально-эстетической готовности как возможности использовать на практике не только педагогическую составляющую их профессиональной деятельности, но и практикоориентированный опыт эстетической деятельности.
Изобразительная деятельность специфична, в которую погружаются будущие учителя изобразительного искусства, состоит в том, что в ней как в никакой другой занятии сосредоточивается эстетическое начало. Возможность творить «по законам красоты» вырабатывает мироощущение, устанавливает ценностные ориентиры, формирует креативность и художественное мышление, учит эстетически воспринимать и оценивать искусство и действительность. От формирования эстетического чутья в целом, чувства созвучия зависит качество развития профессионализма учителя изобразительного искусства, призванного выполнять эстетическое формирование учеников. Педагог орудиями изобразительного искусства должен не только воспитывать эстетическое чувство у учеников, но и осуществлять духовно-нравственное воспитание растущего поколения – такова заявка современного общества к предметам эстетического цикла.
В соответствии с данными целями у будущих учителей изобразительного искусства должны быть выработаны четкие нравственно-эстетические ориентиры, критерии оценки красивого в искусстве и охватывающего мира, заложены основы педагогического мастерства. Поэтому эстетическая подготовка будущих учителей нуждается в точном понимании того, что представляет собой профессионально-эстетическая готовность личности выпускника и каковы возможности ее формирования средствами изобразительного искусства [1].
Цель исследования – описание структурно-функциональной модели формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности.
Педагогическая модель – это мысленно представляемая материализуемая система, отражающая и воспроизводящая объект исследования и способная замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [2]. Под педагогическим моделированием Н.О. Яковлева понимает «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» и указывает, что «специфика педагогического моделирования состоит в следующем:
- педагогическое моделирование – это педагогическая деятельность, реализуемая в условиях педагогического процесса;
- его цель, в отличие от моделирования в традиционном смысле, состоит не столько в получении новой информации, сколько в совершенствовании образовательного процесса;
- объекты педагогического моделирования не являются материальными;
- его результат (педагогическая модель) – развивающийся объект» [3].
Материалы и методы исследования. Разрабатываемая нами модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства строится на основе совокупности нескольких методологических подходов: синергетического, аксиологического, праксеологического [4, 5]. Модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства является структурно-функциональной по своему строению и содержанию и представляет собой содержание таких компонентов, как: целевой, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный, оценочно-рефлексивный компоненты в их взаимодействии в соответствии с целью, содержанием и результатом.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная нами структурно-функциональная модель отражает содержание образовательной деятельности по формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства в образовательной системе вуза, определяя смысловые связи и содержание компонентов данного процесса. Рассмотрим подробнее основные компоненты модели.
Целевой компонент характеризует цель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства, которая определена нами следующим образом: формирование целостной системы психолого-педагогических и эстетических знаний, художественно-технологических умений и навыков будущих учителей изобразительного искусства как основы профессиональной компетентности и художественно-педагогической деятельности. Основной функцией данного компонента является целеобеспечивающая, которая направлена на выявление тех мероприятий, ресурсов и показателей, которые позволят достичь запланированного результата.
Основной функцией побудительно-мотивационного компонента является направляющая функция, ориентированная на активизацию потребности студента в саморазвитии, самореализации, побуждение студентов к художественно-педагогической деятельности, когда источником активности студента в профессионально-эстетической деятельности становится его внутренняя потребность. Побудительно-мотивационный компонент модели выделен нами в связи с особым значением мотивов и целей в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Существенным для формирования профессиональной мотивации выражается в «принятии» лицом специальности и определении индивидуального значения креативной деятельности. При проектировании целевого компонента модели мы апеллировали к определению цели как к одному из «элементов поведения и намеренной действии личности, который описывается предвосхищение в мышлении следствия активности и линии его осуществления с поддержкой установленных средств» [6].
Побудительно-мотивационный компонент модели направлен на решение двух задач: воспитание у будущих специалистов мотива вырабатывания профессионально-эстетической готовности и организацию персонализированных целевых направлений данного процесса. Основным моментом развития мотива в образовательном процессе становится преобразование педагогической проблемной ситуации в психологическую. В течений осознание будущим специалистом указанных педагогических требований как персонально важных, у будущего педагогов эстетического цикла воспитывается постоянные и осмысленная надобность формирования профессионально-эстетической готовности.
В представленной нами модели данный компонент выполняет побудительную, развивающую, воспитательную и координационную функции. Важность мотивационного компонента, его фундаментальная роль в процессе обучения и воспитания подчеркивалась многими учеными, такими как З.С. Левчук, А.К. Макарова, Н.А. Петрова и др. Согласно их точке зрения формировать познавательные интересы, педагогические убеждения, стремление к самосовершенствованию означает укреплять положительное отношение к будущей профессии, где профессионально-педагогическая направленность выступает и как мотив, и как регулятор поведения индивида в реализации им потребностей и интересов.
В нашем исследовании мы связываем профессиональный интерес учителя изобразительного искусства с областью будущей профессии. Это такие виды деятельности, как:
- образовательная (социально-педагогическая, преподавательская) в различных учебных заведениях;
- культурно-просветительская (чтение лекций, проведение бесед по искусству, экскурсий в музеи, галереи, к памятникам архитектуры и национальной культуры);
- производственно-художественная, которая предполагает труд в сфере художественного оформления интерьера, экстерьера, работу в роли художника на предприятии, в качестве художника на полиграфическом производстве;
- научно-исследовательская и методическая, которая состоит в постановке актуальных вопросов художественной педагогики, психологии формирования студента; разработке свежих подходов к обучению изобразительному искусству, новых методик обучения учащихся; конструировании нового содержания образования по искусству;
- художественно-творческая, которая полагает устремленность работы учителя изобразительного искусства на творение художественных работ по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству [7, 8].
Таким образом, формирование профессионально-эстетической готовности включает не только профессиональную направленность вкупе с профессиональными мотивами и интересами, но и нахождение субъективных оснований своего выбора, что активизирует сферу самосознания и профессионального самосознания.
Аналитико-ориентировочный компонент нацелен на реализацию ориентирующей функции и предполагает овладение студентами системой знаний на двух уровнях:
1) сведения, формирующие художественно-эстетический интерес будущего учителя;
2) профессионально-педагогические познания в сфере преподавания дисциплин эстетического цикла.
В систему сведений первого уровня входят познания об эстетике, мировой художественной культуре, творчество основанная на психологии и художественности, искусствознанию, социологии искусства, культурологии. Особый интерес уделяется взаимосвязи и целостности искусств, уяснению особенности воплощения фигурального содержания в разнообразных обличьях искусства и их тонального родственности, воплощенных в категориях эстетической культуры в постижении окружающего мира, сути творческого воображения и др.
Блок профессионально-педагогических знаний второго уровня предполагает освоение знаний методологических основ художественного воспитания и развития учащихся; психолого-педагогических особенностей художественно-эстетического воспитания школьников; технологий художественного развития школьников, включая авторские и альтернативные программы; методов, адекватных природе художественного искусства и особенностям его восприятия школьниками; теории и методики межпредметных связей в условиях уроков изобразительного искусства. Данные знания представляют собой информацию плюс понимание и составляют фундамент мировоззрения будущего учителя изобразительного искусства.
Содержательно-процессуальный компонент модели определяется операционно-технологической и организационной функциями, нацеленными на реализацию механизма включения студентов в практическую деятельность и получения ими собственного эстетического опыта. Эстетический опыт является необходимым условием педагогической деятельности в области преподавания изобразительного искусства.
Данные компонент включает в себя реализацию следующих этапов:
1) информационно-аксиологического – знакомство будущего специалиста с ценностно-смысловыми особенностями имеющейся профессиональной деятельности;
2) реализационно-осознаваемого – волнение, понимание и принятие профессиональных ценностей студентом в образовательном процессе образовательного учреждения через осуществление эстетических ценностей в поступках и поведении человека;
3) результативно-личностного – формируется общая и профессиональная готовность студента, происходят накопление эстетического опыта в профессиональной сфере и развитие необходимости в самосовершенствовании себя как художника-педагога [9].
Материализация содержательно-процессуального компонента опирается на использование методов проекта, коллективных творческих дел, формального метода построения изображения. Метод проектов привносит необходимые эмоциональные компоненты в осознание различных проблем художественно-эстетического воспитания; обеспечивает применение различных видов эстетической деятельности; дает возможность объединять эстетическую деятельность с действительной жизнью. Использование формального метода построения изображения обеспечивает развитие ассоциативного мышления, умения обобщать, анализировать произведения изобразительного искусства [10].
Содержательно-процессуальный компонент включает такие формы, как посещение персональных выставок, конкурсов, галерей, организация персональных выставок студентов. В ходе организации и проведения студентами персональных выставок формируется их профессиональное самосознание, понимание себя в эмоционально-поведенческих действиях. В этих условиях студент определяется в своих эстетических предпочтениях, увлечениях конкретными видами и формами художественного творчества.
Содержательный составляющий компонент представлен программой спецкурса «Основы воспитания профессионально-эстетической культуры», направленной на освоение художественного опыта в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, приобретение основных знаний и профессиональных навыков работы в предметно-пространственной среде.
Оценочно-рефлексивный компонент является заключительным и отражает уровень формирования профессионально-эстетической готовности в условиях образовательного процесса вуза. Основная функция данного компонента контролирующая – реализация контроля приобретенных итогов касательно критериев и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности.
Результатом реализации модели является сам учащийся, умеющий находить персональный смысл в профессиональной деятельности, показывающий стабильный результат в профессии, а также умеющий независимо от других планировать и основывать свою профессиональную педагогическую деятельность в сочетании с выбранной специальностью.
Оценочно-рефлексивный компонент модели представлен в виде критериев, показателей и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Данный компонент разделен на две части: аналитическо-результативный и аналитико-коррекционный блоки. Аналитическо-результативный блок направлен на выявление динамики уровня (ситуативно-креативный уровень, стимульно-продуктивный уровень, алгоритмический уровень) сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства [11] по следующим критериям: эмоционально-ценностный, когнитивный, рефлексивно-конструктивный. Во втором блоке внимание уделяется коррекционной работе.
Выводы. Таким образом, модель формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов, включающая целевой, вводно-диагностический, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный и аналитическо-результативный компоненты, будет способствовать эффективному формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства как многообразного, комплексного образования личности, владеющей полнотой эстетических знаний, методических умений, способной использовать эстетический багаж в учебно-воспитательном процессе, стремящейся к творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности.