Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION DIAGNOSTICS UNDER THE CONDITIONS OF A MULTI-LEVEL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Sergeeva S.V. 1 Voskrekasenko O.A. 2
1 Penza State Technological University
2 Penza State University Medical Institute
This article actualizes the problem of professional self-determination of students in the conditions of a multi-level educational organization. For its effective solution, the authors developed a corresponding program within the framework of the experimental site of the Russian Academy of Education (2013-2017). One of its objectives was to monitor the level of students professional self-determination formation in a multi-level educational organization. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the criteria and indicators presented in this article were developed. They correspond to the cognitive, activity-motivational, and activity-practical components of professional self-determination of students. In accordance with the developed criteria and indicators, the levels of students professional self-determination formation are described. According to the criteria and indicators for the diagnostics of students professional self-determination formation, the selected set of techniques is shown, which allowed to diagnose and determine the level of formation of the components of students professional self-determination. The results of the diagnostic work presented by the authors of the article are noteworthy, which confirms its importance in the organization of activities for pedagogical support of students professional self-determination in a multi-level educational organization. It is concluded that the diagnostics allows to obtain primary information about the initial state of the level of formation of cognitive, activity-motivational, and activity-practical components of professional self-determination of students, and also it opens the possibility for effective organization of its pedagogical support and solving the main problem related to the future staff professional training quality.
diagnostics
professional self-determination
students
a multi-level educational organiza

Проблема профессионального самоопределения является одной из актуальных и сложных в педагогической науке. В реалиях современного общества она приобретает новое звучание. Это связано со сложностью проблемы профессионального самоопределения по причине ее многоаспектности, мобильности социокультурной ситуации, сложившейся в последнее время в российском обществе, запросами государства, а также самой личности.

Цель исследования

Разработка критериев и показателей для осуществления диагностики профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации.

Материал и методы исследования 

В качестве основных методов исследования выступили общетеоретические методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Одновременно использовался комплекс психолого-педагогических методик: модификация анкеты «Профессиональное  самоопределение будущих специалистов» (В.В. Болучевская); методика Голланда; методика изучения мотивов выбора профессии (Р.В. Овчаров); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Результаты исследования и их обсуждение 

Как показывает анализ современной научной литературы (А.Я. Журкина, Д.С. Кадирова, Н.А. Казаченко, Е.В. Малиневская, А.В. Назаренко, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.), термин «профессиональное самоопределение» исследуется учеными по-разному. С точки зрения социологического подхода он рассматривается как совокупность задач, поставленных социумом перед личностью в соответствии с его запросами. С социально-психологической позиции – как единство запросов общества и свойств личности в ходе принятия решения, связанного с будущей профессией. С позиции дифференциально-психологического подхода профессиональное самоопределение рассматривается как становление индивидуального стиля жизни, важной частью которого выступает профессиональная деятельность, а её отправным элементом – свойства самой личности [1-3]. Одновременно общим для большинства научных исследований по данной проблематике выступает рассмотрение профессионального самоопределения как процесса, осуществляющегося на протяжении длительного периода, сопровождающегося поэтапным становлением личностных и профессиональных характеристик, самоактуализацией и самореализацией личности на основе требований будущей профессиональной деятельности и запросов рынка труда. В качестве ключевого компонента профессионального самоопределения личности большинство ученых рассматривают мотивированный выбор профессии в соответствии с личностными особенностями и спецификой будущей профессиональной деятельности в реальных социально-экономических условиях. 

Ученые акцентируют внимание на многомерности и последовательной этапности хода профессионального самоопределения. В этой связи предлагают рассматривать его одновременно как: совокупность поставленных обществом перед формирующейся личностью задач, требуемых для решения; процесс принятия ею ответственных решений, оптимизирующих баланс личностных предпочтений и общественных запросов; становление и развитие индивидуального стиля жизни, важной составляющей которого выступает профессиональная деятельность. Одновременно процесс профессионального самоопределения рассматривается как многофакторный. На его осуществление оказывают влияние: знания личности о профессиях и их востребованности; способности личности; ее состояние здоровья; уровень притязаний и самооценка; мнение семьи и сверстников и др. Значимое место в ряду факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, выступает менталитет современной молодёжи, для которой выбор будущей профессии определяется желаемым для них образом жизни.  

Наиболее важным периодом профессионального самоопределения личности выступает юношеский возраст. В этой связи особую актуальность проблема профессионального самоопределения приобретает в многоуровневой образовательной организации, состоящей из уровней среднего профессионального и высшего образования [4; 5]. В качестве такой организации можно рассматривать Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ), который с 2013 по 2017 г. являлся экспериментальной площадкой Российской академии образования. Одним из направлений её деятельности стало педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов. Для эффективного решения проблемы была разработана соответствующая программа, в рамках которой решались задачи, связанные с осуществлением психолого-педагогической диагностики обучающихся; моделированием педагогического сопровождения их профессионального самоопределения в многоуровневой образовательной организации; проектированием учебно-методических средств, направленных на оптимизацию осуществления данного процесса.

Реализация разработанной программы осуществлялась пошагово. Осуществление диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения студентов многоуровневой образовательной организации выступило в качестве содержания деятельности на первом этапе реализации программы. Для осуществления диагностики посредством анализа научной литературы были определены критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения студентов в соответствии с его познавательным, мотивационно-деятельностным и деятельностно-практическим компонентами.

Показателями сформированности у студентов познавательного компонента выступили их знания: основного содержания их будущей профессиональной деятельности; своих способностей и реальных возможностей; альтернативных способов получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной подготовки. Показателями сформированности мотивационно-ценностного компонента выступили: мотивация к выбранной профессиональной деятельности; система ценностей в рамках будущей профессии; отношение к выбранной профессии и интерес к профессиональной деятельности. Показателями деятельностно-практического компонента явились: включённость студентов в максимально приближенные к их будущей профессии разнообразные виды деятельности; реальные результаты эффективности профессиональной подготовки обучающихся; сформированность готовности к выбору траектории профессионального развития. 

С учётом разработанных критериев и показателей был подобран комплекс диагностических методик. Среди них: модификация анкеты «Профессиональное самоопределение будущих специалистов» (В.В. Болучевская); методика Голланда; методика изучения мотивов выбора профессии (Р.В. Овчаров); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Вышеназванные методики позволили провести диагностику и определить уровень сформированности профессионального самоопределения обучающихся СПО и ВО, а также их отдельных компонентов. Данные представлены в таблицах 1 и 2. 

Таблица 1 

Уровень развития компонентов профессионального самоопределения

 Уровень

Компоненты 

познавательный 

 

мотивационно-ценностный 

деятельностно-практический 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

высокий 

73,3 

12,5 

80,0 

75,0 

6,7 

12,5 

средний 

16,73 

70,8 

13,3 

16,7 

23,3 

16,7 

низкий 

10,0 

16,7 

6,7 

8,3 

70,0 

70,8 

 

 Таблица 2 

Уровень профессионального самоопределения

 Уровень 

Студенты ВО (%) 

Студенты СПО (%) 

высокий 

53,2 

33,3 

средний 

17,7 

34,7 

низкий 

29,1 

32,0 

 

Как показали данные диагностики, у студентов ВО преобладает высокий уровень профессионального самоопределения (53,2%). Средний уровень сформированности профессионального самоопределения выявлен у 17,7% обучающихся данной группы, низкий – у 29,1%. В свою очередь, высокий уровень сформированности профессионального самоопределения выявлен у 33,3% обучающихся СПО, средний – 34,7%. Низкий уровень диагностирован у 32,0% обучающихся. 

Для студентов с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения характерно наличие системы знаний: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для данных студентов также характерны: высокая мотивация к будущей профессиональной деятельности и осознанное отношение к ней; сформированность системы ценностей и устойчивость структуры интереса к будущей профессиональной деятельности; вовлеченность в приближенные к будущей профессии виды деятельности; реальные результаты профессиональной подготовки; готовность к ответственному выбору траектории профессионального развития. 

Обучающиеся со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения характеризуются наличием общих представлений: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для студентов со средним уровнем профессионального самоопределения также характерны: неустойчивость мотивации к профессиональной деятельности в совокупности с осознанным отношением к ней; недостаточная сформированность системы ценностей и устойчивости структуры интереса к будущей профессиональной деятельности; эпизодическое и несистематическое участие в приближенных к будущей профессии видах деятельности; видимые результаты профессиональной подготовки; готовность к выбору траектории профессионального развития под руководством наставника. 

У студентов с низким уровнем сформированности профессионального самоопределения были диагностированы несформированность представлений: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для обучающихся этой группы также характерны: отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности и осознанного отношения к ней; несформированность системы ценностей и отсутствие интереса к будущей профессиональной деятельности; пассивное отношение к различным видам деятельности, связанным с будущей профессией; отсутствие видимых результатов профессиональной подготовки; неготовность к выбору траектории профессионального развития. 

 Осуществление вышеописанной диагностики позволило определить комплекс мер по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов ПензГТУ на уровнях СПО и ВО. Среди них: индивидуальные и групповые консультации по избранной профессии; обзорные и тематические экскурсии на производство, а также встречи с работодателями, со специалистами организаций и предприятий; профессионально ориентированные молодёжные проекты; дни специальности; студенческие научно-практические конференции; тренинги, включающие в себя упражнения по развитию у обучающихся навыков самопрезентации, ведения переговоров, осуществления профессионально ориентированной коммуникации; мастер-классы, нацеленные на формирование профессионально значимых компетенций обучающихся, и др. 

По результату проведенных мероприятий была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся и его компонентов. Данные диагностики представлены в таблицах 3 и 4. 

Таблица 3 

Уровень развития компонентов профессионального самоопределения

Уровень

Компоненты 

познавательный 

мотивационно-ценностный 

деятельностно-практический 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

высокий 

92,0 

67,0 

97,0 

82,4 

29,8 

35,0 

средний 

16,0 

29,0 

2,0 

15,6 

28,2 

11,0 

низкий 

2,0 

4,0 

1,0 

2,0 

42,0 

54,0 

 

Таблица 4 

Уровень профессионального самоопределения

Уровень 

Студенты ВО (%) 

Студенты СПО (%) 

высокий 

72,9 

61,4 

средний 

15,4 

18,6 

низкий 

15,0 

20,0 

 

Повторная диагностика студентов в ВО показала высокий уровень сформированности познавательного (92,0%) и мотивационно-ценностного (97,0%) компонентов. Одновременно в ходе исследования было выявлено, что уровень сформированности деятельностно-практического компонента значительно ниже, нежели познавательный и мотивационно-ценностный компоненты. Так, в экспериментальной группе у 42,0% отмечается низкий уровень деятельностно-практического компонента профессионального самоопределения. Для этой группы студентов характерно: пассивное отношение к каким-либо видам деятельности в ходе профессиональной подготовки, отсутствие видимых результатов, несформированность готовности к выбору траектории профессионального развития. Такое количество студентов с низким уровнем деятельностно-практического компонента в структуре профессионального самоопределения обусловлено характером содержания профессиональной подготовки на её начальном этапе. 

В ходе повторной диагностики в СПО у большинства студентов (97%) был выявлен высокий уровень мотивации к будущей профессиональной деятельности и сформированности познавательного компонента профессионального самоопределения (67%). При этом весомое число обучающихся в СПО, как и в ВО, имеют низкий уровень сформированности деятельностно-практического компонента (54,0%). 

В целом анализ результатов диагностики показал динамику сформированности профессионального самоопределения у обучающихся как СПО, так и ВО. Это свидетельствует об эффективности проведенного комплекса мероприятий. Вместе с тем следует в дальнейшем особое внимание обратить на формирование деятельностно-практического компонента в силу его значимости для профессиональной деятельности. 

Заключение 

Диагностика выступает важным этапом в организации деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации. Она позволяет получить первичную информацию об исходном состоянии уровня сформированности познавательного, мотивационно-деятельностного и деятельностно-практического компонентов профессионального самоопределения студентов. Это открывает возможность для успешной организации и осуществления педагогического сопровождения обучающихся с целью решения задачи их качественной профессиональной подготовки. 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.