Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL SCHOOL «START» IN THE CONTEXT OF PREPARING TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

Krasnova L.A. 1 Shurygin V.Yu. 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga Institute
Currently, the issues of improving the training of future teachers, their involvement in the future profession are the focus of attention and are relevant. The article discusses the theoretical and methodological aspects of the search and implementation of new approaches in the context of creating optimal conditions for the formation of professional competencies of future teachers, their ability and readiness for successful professional development. The purpose of the work is to present and analyze the work experience of the Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University on the implementation of a system of interrelated pedagogical projects, in particular, the Start school. This project involves the organization of various active forms of interaction of students of pedagogical areas of training with high school teachers, as well as practicing teachers who have high achievements and results. The participation of future teachers in the work of interactive educational sites contributes to the mastery of new advanced knowledge, experience, allows to get in touch with professional activities, reveals the prospects for professional development, features of the modern educational space. It was concluded that the implementation of the submitted projects is one of the ways to improve the training of future teachers in the light of new requirements, ensures their orientation and consolidation in the teaching profession. It seems that the experience of implementing projects in the Elabuga Institute of KFU may be interesting and useful to other educational organizations.
future teacher
professional competence
preparation for the profession
pedagogical project
innovative approach.

В настоящее время создание и совершенствование современной инновационной системы образования, отвечающей потребностям отечественной экономики, является одним из приоритетных направлений развития страны.

В концепции развития образования Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [1].

Современные условия выдвигают качественно новые требования к подготовке учителя в области его готовности к работе в иных, меняющихся условиях [2–4]. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе и в вузе непосредственно зависит от степени квалификации педагогов [5]. При этом основной задачей современной школы становится воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в конкурентном мире.

Учителю XXI века важно не только шагать в ногу со временем, но и стремиться опередить его, быть готовым к новациям и быстро реагировать на происходящие процессы во всех сферах общества. Студентам педагогических университетов необходимо усвоить, что уровень профессионализма должен расти постоянно. Таково требование времени.

Существует и проблема недостатка институциональных механизмов, обеспечивающих закрепление молодых людей в педагогической профессии [6].

В этой связи принципиальное значение имеет поиск новых подходов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих формирование способности и готовности будущих педагогов быть открытыми для овладения новыми передовыми знаниями и опытом, современными образовательными технологиями, инновационными формами деятельности. В контексте сказанного выше в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета реализованы педагогические проекты.

Цель исследования: представление и анализ результатов работы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по реализации системы взаимосвязанных педагогических проектов, в частности педагогической школы «Старт», в контексте совершенствования подготовки будущих педагогов в соответствии с современными требованиями.

Основные задачи исследования: проанализировать опыт работы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по реализации системы взаимосвязанных педагогических проектов в контексте создания оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, их способности и готовности к успешному профессиональному становлению; представить особенности педагогического проекта «Старт» и условия его реализации в вузе; оценить результативность и значимость педагогического проекта «Старт».

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: научно-методический анализ особенностей реализации проекта педагогической школы «Старт», методы опроса, анкетирование, наблюдение.

Исследования проводились на базе Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ). В 2018 году учебному заведению исполнилось 120 лет. На протяжении всего периода функционирования вуза вопросы совершенствования образовательного процесса по подготовке выпускников-педагогов в Елабужском институте имели особую актуальность. В настоящее время данная работа продолжается в различных формах, в частности в виде системы взаимосвязанных педагогических проектов, которые реализуются в ЕИ КФУ по двум основным направлениям. Первое направление связано с разработкой и совершенствованием различных форм организации работы с одаренными детьми. Оно включает в себя разработку и реализацию таких проектов, как «Детский университет», «ИнтеЛЛето», «Универсиада школьников», «КФУмники», Летняя физико-математическая школа и ряд других. Данные проекты ориентированы на детей самого разного возраста. Каждый из проектов, осуществляя определенные важные педагогические функции, представляет собой элемент своеобразной творческой, развивающей среды [7].

Второе направление работы связано с совершенствованием подготовки будущих педагогов к их профессиональной деятельности. Причем работа в данном направлении осуществляется не только в течение учебного семестрового периода. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к готовности выпускников к профессиональной деятельности, особое значение имеет организация учебно-воспитательного процесса в каникулярное время. При этом важным является создание условий для совмещения оздоровления студентов с возможностью расширения их знаний, развития творческих способностей, креативности, формирования профессионально значимых и личностных качеств. В этой связи в летний период организована работа студенческих профильных смен. Программа профильных смен предполагает теоретические и практические учебно-познавательные занятия по информатике, математике, физике, работу в творческих мастерских, проектах, круглых столах, мастер-классы и спортивные мероприятия. Отличительной особенностью данной программы является то, что ее реализация предполагает выезд студентов в спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник», где созданы все условия для полноценного отдыха. Летняя школа позволяет каждому студенту существенно углубить имеющиеся знания в области профильных учебных дисциплин, а также проявить себя в реализации новых интересных дел, активно отдохнуть и встретить новых друзей.

В ЕИ КФУ в рамках совершенствования подготовки будущих педагогов особое внимание уделяется взаимодействию вуза со школами. В частности, особо популярным в этом плане является Международный фестиваль школьных учителей, который ежегодно в августе организует университет. Данный проект представляет собой своеобразную площадку по обмену опытом эффективной организации образовательного процесса. Фестиваль объединяет специалистов из России и зарубежья (США, Германии, Израиля, Сингапура, Голландии, Венгрии, Польши и др.), школьных учителей, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности [8].

В рамках дальнейшего поиска решений обозначенной выше проблемы в 2017 году в ЕИ КФУ впервые был представлен и реализован проект студенческой педагогической школы «Старт». Данный проект адресован непосредственно студентам педагогических направлений подготовки.

Основная цель проекта – своеобразное погружение будущих учителей в профессию, возможность каждого участника найти интересующие его направления, среди которых интерактивные технологии и нестандартные приемы обучения, проектная и предпринимательская деятельность, стратегия успешного выполнения заданий ЕГЭ, профессиональный стандарт, технологии продуктивного чтения в контексте требований ФГОС и многое другое. Реализация проекта предполагает активное участие студентов в мастер-классах, публичных лекциях, дискуссионных площадках, конкурсах и т.д. Такой формат проекта был предложен директором Елабужского института КФУ Еленой Мерзон.

В работе школы «Старт» приняли участие более 500 студентов – бакалавров педагогических направлений подготовки, молодых ученых – магистрантов и аспирантов, 60 модераторов.

В качестве модераторов выступили преподаватели ЕИ КФУ, IT-лицея КФУ и лицея имени Н.И. Лобачевского, ведущие учителя и преподаватели из Набережных Челнов, Мамадыша, Болгар, Иннополиса, Нурлат, Менделеевска, Нижнекамска, Елабуги. Публичные лекции прочли заместитель директора по учебной работе лицей Иннополиса, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014», Заслуженный учитель РТ Алла Головенькина, директор Центра диагностики и консультирования «ШАНС-Омет» г. Елабуги Светлана Корочкина, директор лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ, Заслуженный учитель Республики Татарстан Елена Скобельцына.

Открытие двухдневной программы педагогической школы «Старт» началось с синектической сессии республиканского «Университета талантов», где будущие педагоги узнали, как расти и развиваться самим, стать наставниками одаренных детей.

Далее студенты исходя из профиля подготовки и интересов приняли участие в мастер-классах, дискуссионных площадках и публичных лекциях.

Тематика мастер-классов школы «Старт» представлена в достаточно широком диапазоне: «Литература XXI века. От Пелевина к Прилепину», «Фантастика завтрашнего дня», «Демонстрация педагогического опыта учителя биологии на уроках через удивление», «Технологии WEB 2.0 для созданий дидактических игр», «Движение мобильного робота в естественной среде», проект «Растим учителя» и множество других.

Сегодня большое внимание в подготовке педагогов уделяется овладению современными образовательными технологиями. При этом принципиальное значение имеют способность и готовность педагогов к осуществлению деятельности по созданию инновационной образовательной среды, способствующей осуществлению индивидуализации процесса обучения, достижению каждым обучающимся максимально высоких результатов как основы успешного становления личности. В контексте данной проблемы в ходе работы круглого стола в рамках семинара-практикума «Учитель в современной школе» был рассмотрен ряд вопросов современного образования.

Особый интерес у студентов факультета математики и естественных наук вызывают вопросы разработки и эффективного использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. На одном из мастер-классов модератором представлены потенциал и функциональные возможности системы управления обучением LMS MOODLE. LMS – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (MOODLE). Данная система позволяет дополнять традиционную форму обучения дистанционными учебными модулями, включающими обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы. Причем учебные материалы дистанционных элементов представлены в онлайн-обучении в различных форматах: текст, аудио, презентация, видео и т.д. [9]. Использование платформы LMS Moodle позволяет разнообразить самостоятельную работу обучающихся, организовать исследовательскую и проектную деятельность, а также во многом способствует совершенствованию их информационной компетентности.

Особое внимание было уделено использованию и разработке контролирующих элементов LMS MOODLE. Отмечено, что система позволяет создавать тестовые задания как традиционных типов (с открытой и закрытой формой ответа, на соответствие и т.п.), так и более сложные по своей структуре и содержанию [10]. В заключение были рассмотрены вопросы, касающиеся технологии использования вузовских электронных образовательных курсов в школе [11].

Участвуя в работе образовательной площадки «Леговед», студенты познакомились с особенностями и возможностью использования лего-конструирования в образовательном процессе. При этом на мастер-классе отмечено, что в настоящее время электронные устройства являются эффективным инструментом в работе педагогов любых предметов. Чтобы научить ребенка, учитель должен сам владеть базовыми знаниями по конструированию, управлению и программированию.

Современный урок – это урок, на котором ученик является не пассивным слушателем, а активным участником процесса. В условиях реализации ФГОС к уроку как важному элементу образовательного пространства предъявляются обновленные требования. В этой связи были организованы мастер-классы по проектированию урока физики в условиях ФГОС, а также по использованию демонстрационного эксперимента на примере изучения темы «Магнитные свойства вещества» в контексте реализации системно-деятельностного подхода.

В ходе работы мастер-классов были рассмотрены следующие вопросы:

– системно-деятельностный подход в обучении;

– методические основы и структура современного урока физики;

– оценивание результативности в соответствии с ФГОС;

– особенности разработки технологической карты;

– вопросы организации проектной деятельности учащихся в процессе изучения физики;

– потенциал использования активных методов обучения, ИКТ-средств.

В рамках программы «Старт» важное место уделено вопросам организации проектной деятельности в образовательном процессе. В рамках работы дискуссионной площадки рассмотрены сущность и этапы проектирования (цель, задачи, результаты, swot-анализ).

На завершающем этапе подведены итоги конкурсов: конкурс студенческих эссе «Школа будущего: конструирование образовательного процесса»; фотоконкурс «Моя педагогическая практика».

С целью выяснения мнения участников об актуальности, эффективности и результативности работы школы «Старт» проводились опрос и анкетирование участников. Следует отметить, что оценка осуществлялась непосредственно по окончании работы интерактивных образовательных площадок посредством заполнения оценочных листов.

Критерии оценки: значимость темы мастер-класса, лекции круглого стола, актуальность представленных материалов, возможность активного участия участников, желание дальнейшего сотрудничества с модератором, повышение интереса к педагогической профессии.

Анализ отзывов участников проекта позволил выявить значимость и важность педагогической школы «Старт». За два дня прошло 59 мастер-классов, 6 публичных лекций, работало 13 образовательных площадок, синектическая сессия «Университет Талантов», на которых ведущие представители профессии «учитель» поделились своим опытом и способами использования новейших технологий в организации образовательного процесса. Участники школы «Старт» высоко оценили значимость тематики занятий проекта, актуальность представленных материалов, высокий профессионализм модераторов. При этом наблюдались активность участников, их неподдельный интерес к происходящему. Большинство студентов отметили, что участие в работе школы «Старт» – важный шаг в профессиональном становлении будущих педагогов. По словам участников, данный проект представляет собой отличную площадку, предоставляющую возможность соприкоснуться c будущей профессией, почувствовать неповторимую атмосферу педагогической деятельности в процессе общения с профессионалами-практиками, ознакомления с их бесценным опытом. Такое погружение в профессию дает уверенность в своих силах, вдохновляет и заряжает творческой энергией, инновационными идеями на дальнейшую педагогическую деятельность и успешное профессиональное становление.

Проект с символичным названием «Старт» будет иметь продолжение. Тема следующей встречи – «Молодой учитель в цифровом пространстве». Данная тема перекликается с главным на сегодняшний день трендом в образовании, связанным с цифровой революцией. Участники узнают о роли цифрового образования, о цифровой грамотности современных детей и подростков, познакомятся с современными медиативными технологии, применяемыми в работе с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, с инновационными технологиями, используемыми при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В контексте темы предстоящей работы педагогической школы «Старт» в рамках работы дискуссионных площадок физико-математического направления планируется обсуждение вопросов, касающихся проектирования и организации современного урока физики на основе цифровых образовательных ресурсов.

Участие в рассмотрении и обсуждении представленных тем способствует повышению информированности будущих педагогов о состоянии дел в образовательном пространстве, роли и значимости учителя в современных условиях, раскрывает пути успешного профессионального становления.

Заключение

Вопросы совершенствования подготовки будущих педагогов в настоящее время находятся в центре внимания и являются актуальными. Анализ основных результатов работы педагогической школы «Старт» в Елабужском институте КФУ позволяет констатировать, что реализация данного проекта – это возможность совершенствования подготовки будущих педагогов, формирования их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Представляется, что опыт реализации данного проекта в Елабужском институте КФУ может быть полезен и другим образовательным организациям.