В настоящее время создание и совершенствование современной инновационной системы образования, отвечающей потребностям отечественной экономики, является одним из приоритетных направлений развития страны.
В концепции развития образования Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [1].
Современные условия выдвигают качественно новые требования к подготовке учителя в области его готовности к работе в иных, меняющихся условиях [2–4]. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе и в вузе непосредственно зависит от степени квалификации педагогов [5]. При этом основной задачей современной школы становится воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в конкурентном мире.
Учителю XXI века важно не только шагать в ногу со временем, но и стремиться опередить его, быть готовым к новациям и быстро реагировать на происходящие процессы во всех сферах общества. Студентам педагогических университетов необходимо усвоить, что уровень профессионализма должен расти постоянно. Таково требование времени.
Существует и проблема недостатка институциональных механизмов, обеспечивающих закрепление молодых людей в педагогической профессии [6].
В этой связи принципиальное значение имеет поиск новых подходов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих формирование способности и готовности будущих педагогов быть открытыми для овладения новыми передовыми знаниями и опытом, современными образовательными технологиями, инновационными формами деятельности. В контексте сказанного выше в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета реализованы педагогические проекты.
Цель исследования: представление и анализ результатов работы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по реализации системы взаимосвязанных педагогических проектов, в частности педагогической школы «Старт», в контексте совершенствования подготовки будущих педагогов в соответствии с современными требованиями.
Основные задачи исследования: проанализировать опыт работы Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по реализации системы взаимосвязанных педагогических проектов в контексте создания оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, их способности и готовности к успешному профессиональному становлению; представить особенности педагогического проекта «Старт» и условия его реализации в вузе; оценить результативность и значимость педагогического проекта «Старт».
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: научно-методический анализ особенностей реализации проекта педагогической школы «Старт», методы опроса, анкетирование, наблюдение.
Исследования проводились на базе Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ). В 2018 году учебному заведению исполнилось 120 лет. На протяжении всего периода функционирования вуза вопросы совершенствования образовательного процесса по подготовке выпускников-педагогов в Елабужском институте имели особую актуальность. В настоящее время данная работа продолжается в различных формах, в частности в виде системы взаимосвязанных педагогических проектов, которые реализуются в ЕИ КФУ по двум основным направлениям. Первое направление связано с разработкой и совершенствованием различных форм организации работы с одаренными детьми. Оно включает в себя разработку и реализацию таких проектов, как «Детский университет», «ИнтеЛЛето», «Универсиада школьников», «КФУмники», Летняя физико-математическая школа и ряд других. Данные проекты ориентированы на детей самого разного возраста. Каждый из проектов, осуществляя определенные важные педагогические функции, представляет собой элемент своеобразной творческой, развивающей среды [7].
Второе направление работы связано с совершенствованием подготовки будущих педагогов к их профессиональной деятельности. Причем работа в данном направлении осуществляется не только в течение учебного семестрового периода. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к готовности выпускников к профессиональной деятельности, особое значение имеет организация учебно-воспитательного процесса в каникулярное время. При этом важным является создание условий для совмещения оздоровления студентов с возможностью расширения их знаний, развития творческих способностей, креативности, формирования профессионально значимых и личностных качеств. В этой связи в летний период организована работа студенческих профильных смен. Программа профильных смен предполагает теоретические и практические учебно-познавательные занятия по информатике, математике, физике, работу в творческих мастерских, проектах, круглых столах, мастер-классы и спортивные мероприятия. Отличительной особенностью данной программы является то, что ее реализация предполагает выезд студентов в спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник», где созданы все условия для полноценного отдыха. Летняя школа позволяет каждому студенту существенно углубить имеющиеся знания в области профильных учебных дисциплин, а также проявить себя в реализации новых интересных дел, активно отдохнуть и встретить новых друзей.
В ЕИ КФУ в рамках совершенствования подготовки будущих педагогов особое внимание уделяется взаимодействию вуза со школами. В частности, особо популярным в этом плане является Международный фестиваль школьных учителей, который ежегодно в августе организует университет. Данный проект представляет собой своеобразную площадку по обмену опытом эффективной организации образовательного процесса. Фестиваль объединяет специалистов из России и зарубежья (США, Германии, Израиля, Сингапура, Голландии, Венгрии, Польши и др.), школьных учителей, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности [8].
В рамках дальнейшего поиска решений обозначенной выше проблемы в 2017 году в ЕИ КФУ впервые был представлен и реализован проект студенческой педагогической школы «Старт». Данный проект адресован непосредственно студентам педагогических направлений подготовки.
Основная цель проекта – своеобразное погружение будущих учителей в профессию, возможность каждого участника найти интересующие его направления, среди которых интерактивные технологии и нестандартные приемы обучения, проектная и предпринимательская деятельность, стратегия успешного выполнения заданий ЕГЭ, профессиональный стандарт, технологии продуктивного чтения в контексте требований ФГОС и многое другое. Реализация проекта предполагает активное участие студентов в мастер-классах, публичных лекциях, дискуссионных площадках, конкурсах и т.д. Такой формат проекта был предложен директором Елабужского института КФУ Еленой Мерзон.
В работе школы «Старт» приняли участие более 500 студентов – бакалавров педагогических направлений подготовки, молодых ученых – магистрантов и аспирантов, 60 модераторов.
В качестве модераторов выступили преподаватели ЕИ КФУ, IT-лицея КФУ и лицея имени Н.И. Лобачевского, ведущие учителя и преподаватели из Набережных Челнов, Мамадыша, Болгар, Иннополиса, Нурлат, Менделеевска, Нижнекамска, Елабуги. Публичные лекции прочли заместитель директора по учебной работе лицей Иннополиса, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014», Заслуженный учитель РТ Алла Головенькина, директор Центра диагностики и консультирования «ШАНС-Омет» г. Елабуги Светлана Корочкина, директор лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ, Заслуженный учитель Республики Татарстан Елена Скобельцына.
Открытие двухдневной программы педагогической школы «Старт» началось с синектической сессии республиканского «Университета талантов», где будущие педагоги узнали, как расти и развиваться самим, стать наставниками одаренных детей.
Далее студенты исходя из профиля подготовки и интересов приняли участие в мастер-классах, дискуссионных площадках и публичных лекциях.
Тематика мастер-классов школы «Старт» представлена в достаточно широком диапазоне: «Литература XXI века. От Пелевина к Прилепину», «Фантастика завтрашнего дня», «Демонстрация педагогического опыта учителя биологии на уроках через удивление», «Технологии WEB 2.0 для созданий дидактических игр», «Движение мобильного робота в естественной среде», проект «Растим учителя» и множество других.
Сегодня большое внимание в подготовке педагогов уделяется овладению современными образовательными технологиями. При этом принципиальное значение имеют способность и готовность педагогов к осуществлению деятельности по созданию инновационной образовательной среды, способствующей осуществлению индивидуализации процесса обучения, достижению каждым обучающимся максимально высоких результатов как основы успешного становления личности. В контексте данной проблемы в ходе работы круглого стола в рамках семинара-практикума «Учитель в современной школе» был рассмотрен ряд вопросов современного образования.
Особый интерес у студентов факультета математики и естественных наук вызывают вопросы разработки и эффективного использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. На одном из мастер-классов модератором представлены потенциал и функциональные возможности системы управления обучением LMS MOODLE. LMS – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (MOODLE). Данная система позволяет дополнять традиционную форму обучения дистанционными учебными модулями, включающими обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы. Причем учебные материалы дистанционных элементов представлены в онлайн-обучении в различных форматах: текст, аудио, презентация, видео и т.д. [9]. Использование платформы LMS Moodle позволяет разнообразить самостоятельную работу обучающихся, организовать исследовательскую и проектную деятельность, а также во многом способствует совершенствованию их информационной компетентности.
Особое внимание было уделено использованию и разработке контролирующих элементов LMS MOODLE. Отмечено, что система позволяет создавать тестовые задания как традиционных типов (с открытой и закрытой формой ответа, на соответствие и т.п.), так и более сложные по своей структуре и содержанию [10]. В заключение были рассмотрены вопросы, касающиеся технологии использования вузовских электронных образовательных курсов в школе [11].
Участвуя в работе образовательной площадки «Леговед», студенты познакомились с особенностями и возможностью использования лего-конструирования в образовательном процессе. При этом на мастер-классе отмечено, что в настоящее время электронные устройства являются эффективным инструментом в работе педагогов любых предметов. Чтобы научить ребенка, учитель должен сам владеть базовыми знаниями по конструированию, управлению и программированию.
Современный урок – это урок, на котором ученик является не пассивным слушателем, а активным участником процесса. В условиях реализации ФГОС к уроку как важному элементу образовательного пространства предъявляются обновленные требования. В этой связи были организованы мастер-классы по проектированию урока физики в условиях ФГОС, а также по использованию демонстрационного эксперимента на примере изучения темы «Магнитные свойства вещества» в контексте реализации системно-деятельностного подхода.
В ходе работы мастер-классов были рассмотрены следующие вопросы:
– системно-деятельностный подход в обучении;
– методические основы и структура современного урока физики;
– оценивание результативности в соответствии с ФГОС;
– особенности разработки технологической карты;
– вопросы организации проектной деятельности учащихся в процессе изучения физики;
– потенциал использования активных методов обучения, ИКТ-средств.
В рамках программы «Старт» важное место уделено вопросам организации проектной деятельности в образовательном процессе. В рамках работы дискуссионной площадки рассмотрены сущность и этапы проектирования (цель, задачи, результаты, swot-анализ).
На завершающем этапе подведены итоги конкурсов: конкурс студенческих эссе «Школа будущего: конструирование образовательного процесса»; фотоконкурс «Моя педагогическая практика».
С целью выяснения мнения участников об актуальности, эффективности и результативности работы школы «Старт» проводились опрос и анкетирование участников. Следует отметить, что оценка осуществлялась непосредственно по окончании работы интерактивных образовательных площадок посредством заполнения оценочных листов.
Критерии оценки: значимость темы мастер-класса, лекции круглого стола, актуальность представленных материалов, возможность активного участия участников, желание дальнейшего сотрудничества с модератором, повышение интереса к педагогической профессии.
Анализ отзывов участников проекта позволил выявить значимость и важность педагогической школы «Старт». За два дня прошло 59 мастер-классов, 6 публичных лекций, работало 13 образовательных площадок, синектическая сессия «Университет Талантов», на которых ведущие представители профессии «учитель» поделились своим опытом и способами использования новейших технологий в организации образовательного процесса. Участники школы «Старт» высоко оценили значимость тематики занятий проекта, актуальность представленных материалов, высокий профессионализм модераторов. При этом наблюдались активность участников, их неподдельный интерес к происходящему. Большинство студентов отметили, что участие в работе школы «Старт» – важный шаг в профессиональном становлении будущих педагогов. По словам участников, данный проект представляет собой отличную площадку, предоставляющую возможность соприкоснуться c будущей профессией, почувствовать неповторимую атмосферу педагогической деятельности в процессе общения с профессионалами-практиками, ознакомления с их бесценным опытом. Такое погружение в профессию дает уверенность в своих силах, вдохновляет и заряжает творческой энергией, инновационными идеями на дальнейшую педагогическую деятельность и успешное профессиональное становление.
Проект с символичным названием «Старт» будет иметь продолжение. Тема следующей встречи – «Молодой учитель в цифровом пространстве». Данная тема перекликается с главным на сегодняшний день трендом в образовании, связанным с цифровой революцией. Участники узнают о роли цифрового образования, о цифровой грамотности современных детей и подростков, познакомятся с современными медиативными технологии, применяемыми в работе с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, с инновационными технологиями, используемыми при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В контексте темы предстоящей работы педагогической школы «Старт» в рамках работы дискуссионных площадок физико-математического направления планируется обсуждение вопросов, касающихся проектирования и организации современного урока физики на основе цифровых образовательных ресурсов.
Участие в рассмотрении и обсуждении представленных тем способствует повышению информированности будущих педагогов о состоянии дел в образовательном пространстве, роли и значимости учителя в современных условиях, раскрывает пути успешного профессионального становления.
Заключение
Вопросы совершенствования подготовки будущих педагогов в настоящее время находятся в центре внимания и являются актуальными. Анализ основных результатов работы педагогической школы «Старт» в Елабужском институте КФУ позволяет констатировать, что реализация данного проекта – это возможность совершенствования подготовки будущих педагогов, формирования их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
Представляется, что опыт реализации данного проекта в Елабужском институте КФУ может быть полезен и другим образовательным организациям.