Изменения и реформация российской педагогической науки являются отражением процессов и перемен, происходящих в стране. 1990-е годы и начало 2000-х годов были непростыми для образовательной системы. «Болонский процесс» и иные нововведения заставляют педагогов крайне требовательно и критически относиться как к традиционным педагогическим идеям, так и к инновациям. При этом двадцать первое столетие выдвигает новые требования, которым должны соответствовать образование и профессиональная подготовка выпускников университетов, а именно:
– способствовать трудоустройству специалистов;
– способствовать повышению социального статуса;
– повышать производственную эффективность работников;
– повышать конкурентоспособность европейской высшей школы.
Высокий уровень компетентности специалистов сегодня рассматривается государством как важнейшее конкурентное преимущество над иными странами. Это в совокупности проявляется практически во всех европейских странах, что находит отражение в рамках целевых и общенациональных программ [1]. В России также состоялся переход на компетентно-ориентированное образование, что и было закреплено в 2001 году Правительственной программой модернизации российского образования до 2010 года. О том, насколько был оправдан взятый курс на присоединение к базовым принципам единого Европейского пространства, сегодня можно сделать определенные выводы, и не только положительные [2]. Тем не менее современный рынок труда, который отличается гибкостью, изменчивостью, динамичностью требований к соискателям рабочих мест, среди основных требований выдвигает готовность специалистов к самообразованию, коммуникациям, навыки работы с различными информационными источниками [3].
Наблюдается очевидный дисбаланс между высшей школой и требованиями работодателя, которые определены как способность к активной интеллектуальной деятельности, основанной на обучаемости и восприимчивости новых знаний и соответственно освоении умений и навыков [4].
Исключительная роль сегодня отводится педагогике как науке, в которой основным объектом является форма становления и развития человеческой личности. Изучая и воспитывая человека в своей деятельности, педагог сталкивается с конфликтом интересов: с одной стороны, требуется гармоничное развитие человека, а с другой – работодатель в своих прагматичных целях перед учителями, преподавателями ставит задачи формирования тех способностей у потенциального работника, которые принесут ему финансовую прибыль [5]. Гармония и практицизм, высший уровень сочетаемости у индивидуума, но противоречивые понятия относительно друг друга.
Но социально-экономический взгляд на человека и его воспитание как источника и носителя рабочей силы не может быть основополагающим объектом для педагогической науки. На современном этапе развития нашего общества, так же как и образовательного процесса, является сам человек. Посредством учебно-образовательных программ и их реализации формируется личность, индивидуальность студента, происходят рост его самостоятельности, развитие у него адаптационных способностей к окружающей среде и социуму. Морально-нравственный аспект формирования личности, отношение к родной школе, краю, языку, истории страны приобретают особое значение и смысл [6]. Государство также заинтересовано не только в работниках различных сфер производства, но и в гражданах – патриотах своей отчизны.
Эволюционные процессы технологии производства, производительных сил, как правило, сопровождаются активной модернизацией образовательной и профессиональной структур. К этим компонентам необходимо отнести и физическую культуру. Современный человек, стремящийся к карьерному росту, без овладения здоровьесберегающими технологиями не может выполнять свои функциональные обязанности и вести активный полноценный образ жизни [7]. Любая сфера деятельности выдвигает спектр требований к подготовке специалиста того или иного профиля, но мы почему-то сокращаем гуманитарные дисциплины и программы в профессиональной подготовке. А ведь личностные качества выпускника университета очень важны и востребованы на любом этапе его карьеры.
По результатам исследования, проведенного А.В. Пономаревым среди выпускников вузов, работодателей, профессорско-преподавательского состава [8], 78% респондентов к категории основных качеств руководителей относят ответственность, понимание и соблюдение существующих норм и правил, связанных с трудовой деятельностью коллектива и основанных на нормах человеческой морали и этики. Ответственность необходимо воспринимать как психоэмоциональное качество, проявляемое через деятельность, включая интеллектуальную, двигательную, трудовую и физическую. На второе место по значимости 68% опрошенных ставят толерантность. При всем многообразии формулировок, раскрывающих содержание данного понятия, адаптационные способности человека жить и конструктивно действовать исключительно востребованы социумом. В последнее время толерантность становится наиболее популярным и значимым качеством, входящим в список компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании [8]. Толерантность сегодня – это высокая потребность общества к уважению прав других быть такими, какие они есть.
Гуманитарный цикл в современной программе обучения технического вуза изменился [9]. На смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришли психология, культурология, социология, политология, правоведение и другие дисциплины. На их основе можно разработать курс коррекции нравственной стороны личности студента. Безусловно, проблема нравственности касается далеко не каждого молодого человека, переступившего порог университета [10]. Практически нет сомнения в том, что гуманитарные науки вносят весомый вклад в нравственное развитие молодежи, формирование мировоззрения. Гуманитаризация образования противодействует формированию технократа, создает специалиста технического профиля, инженера – генератора собственных творческих идей. Такие предметы, как «язык и культура речи», литература, иностранные языки, основы карьерного роста, психология профессиональной компетентности, история, способствуют адаптации к переобучению, крайне востребованы современной студенческой молодежью с условием применения не только в производственной сфере, но и в личной жизнедеятельности.
Актуальной является сегодня философия образования выдающегося советского педагога, психолога В.В. Давыдова [11]. Процесс становления мышления человека он рассматривал как совокупность человеческой культуры в исторически развитых формах. Воплощенный в культуре разум человека может стать достоянием личности. В организации этой деятельности педагогом проводится процесс обучения и воспитания молодежи в соответствии с программными требованиями.
Необходимо подчеркнуть, что процесс обучения должен быть методически построен таким образом, чтобы он содействовал формированию у студента чувства уверенности в себе как в человеке и как в специалисте-профессионале. При этом в идеале, если воспитание в семье проводилось и ведется по тем же канонам и принципам общечеловеческой морали, отделяя тонкую грань в своем ребенке между «уверенностью» и «самоуверенностью» [12].
Нельзя обойти вниманием и эмоциональную устойчивость [13]. Необходимо воспринимать и понимать данное понятие как стабильность, самообладание, уравновешенность, последовательность требований. По данным педагогов, ученых, эмоциональная устойчивость основывается на жизнерадостности, эрудиции, оптимизме. Уверены, что в повседневной жизни тоже трудно обойтись без этого «багажа» [7].
Буквально несколько слов об эмпатии (от греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство», сопереживание). Существует множество профессий, не только в сфере услуг, работники которых, руководители, должны обладать этими качествами с целью успешного выполнения своих прямых функциональных обязанностей [14]. Современный социум, общество любого возрастного, социального уровня крайне нуждается в людях, обладающих такими высокоморальными чувствами и состояниями.
Наблюдательность, интуицию можно воспринимать как способность концентрироваться на том или ином объекте, замечать детали, исключительно важные для последующего анализа. Без сомнения, велика роль гуманитарных дисциплин, преподаваемых в техническом университете, при формировании интуитивных факторов у будущих руководителей. Необходимо добавить, что интуитивно-прогностические способности формируются только лишь на основе аналитико-профессиональных принципов и знаний функциональных обязанностей специалиста [15].
Гуманизация технического образования и понимание значимости предметов гуманитарного цикла находят довольно широкую поддержку при подготовке руководящих инженерных кадров. Особое внимание хочется обратить на одно из качеств, о котором редко говорят сегодня, но оно исключительно востребовано в современном обществе [16]. Многие руководители, топ-менеджеры пытаются овладеть этими способностями, но обучать методикам владения высоким уровнем психологической устойчивости целесообразно со студенческой скамьи. Итак, «харди» в переводе «смелый», «дерзающий», обладающий силой противостояния, «крепкий орешек», имеет исключительно высокий уровень психоустойчивости, основывающийся на трех частях: обязательность; контроль; вызов [17].
Все это в совокупности является защитой и умением преодолевать стрессовые ситуации, сохраняя при этом уравновешенность центральной нервной системы, то есть здоровье. Текущий контроль позволяет быть готовым к любым производственным проблемам и своевременно находить правильные решения выхода из кризиса или сложных ситуаций. Что касается вызова, то любые сложности и трудности можно воспринять как мотивацию собственного развития, собственных возможностей [18].
При анализе роли профессионально значимых личностных качеств очевидно, что все они связаны друг с другом и находятся в сфере гуманитарных дисциплин, не самых «почитаемых» в техническом вузе. В проведенном опросе среди работников, служащих предприятий Урала о том, какими качествами должен быть наделен руководитель, около 75% назвали честность, справедливость, порядочность, а 24% – знание техники, организаторские способности, деловитость, компетентность [19]. Можно сравнить приоритетные качества руководителя в разные периоды развития нашей страны: в годы застоя были особо значимы личные достижения руководителя; в период «распада» важным было лидерство; перестройка выдвинула руководителя иной формации – приоритетным качеством является предприимчивость.
Гуманитарные дисциплины не только в России, но и во многих странах недооценены, при этом именно российские специалисты добиваются больших карьерных вершин в зарубежных компаниях при условии знания иностранного языка (или нескольких языков). Например, у нас создаются все предпосылки для развития промышленности, экономики, но эффект от вкладываемых финансовых средств низкий. Причина – человеческий фактор. Гуманитарный цикл, включающий в себя философию, право, мораль, мифологию, педагогику, находится в противостоянии с западной технократической идеологией. Нельзя сводить политические, социальные, экономические знания до математических оценок, цифр и «википедии». Многие проблемы общества не существовали бы в современном коллективе при условии стремления человека к высокой морали и духовной нравственности.
Облик современного человека будет неполным, если не использовать понятие гармонично развитой личности. Без физической культуры и здорового образа жизни в образовательном и воспитательном процессах, которые с 1994 года входят в перечень обязательных дисциплин гуманитарного компонента государственного стандарта высшего профессионального образования, невозможно вести полноценное анатомо-физиологическое развитие молодежи [20]. Главное предназначение и ценность предмета заключаются в воспитании всесторонне развитой личности.
Модернизация физического воспитания в вузе необходима на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса. Приоритетные ценности, предъявляемые молодым специалистам в условиях высокой конкуренции и рыночных отношений: гармоничное развитие и воспитание, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии. Физическая подготовка и физическое состояние находятся в категории основополагающих для успешной карьеры молодого работника [21]. Теперь вы, уважаемые читатели, спроецируйте все три вышеуказанных понятия на руководителя современного производства. Понимание высокой личной ответственности, культуры имеет наибольший аргумент в эффективности труда на своем рабочем месте как носителя здорового образа жизни. Приобщение студента к ведению здорового образа жизни, изменение его ориентации на основе позитивных процессов, положительная динамика изменения в своем социокультурном развитии во время обучения в университете – главнейшая и приоритетная цель образовательного процесса в вузе [22].
В заключительной части статьи обращаем ваше внимание на многочисленные обсуждения на проводимых конференциях о мотивации к занятиям физическими упражнениями [23]. Многие ученые, описав в своих исследованиях происхождение развития психики человека, показывают, как инстинктивный уровень жизни биологических существ и животных изменился при осознании управления своего поведения на основе единства психики и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Великие теоретики вывели точную аксиому того, что основополагающим является единство психики и деятельности, где в свою очередь деятельность и является мотивационным фактором [9]. Многие авторы отмечают, что важнейшим условием жизнедеятельности человека является мотивация, в данном случае важно, мотивирован ли субъект к выполнению физических упражнений. Более того, высокий уровень требований предъявляется к одному из участников этого двустороннего процесса – тренеру, преподавателю, учителю [6]. Его глубокие знания не только в области теории и методики физического воспитания, а также психологии, педагогики, физиологии, медицины, анатомии являются теоретической основой высокой физической подготовленности, фундаментом карьеры молодежи. Необходимо отметить, что финансовая мотивация у студенчества сегодня понизилась. Это говорит об изменении внутренних ориентиров молодого человека и его понимании и готовности трудиться на перспективу.
Гуманитарные дисциплины в вузе ориентируют молодых людей на понимание и осознание важности самого процесса, а не материальной составляющей [23]. С позиции укрепления и сохранения здоровья важнейшим аргументом в формировании принципов здорового образа жизни является сам по себе процесс систематических занятий, а не достижение каких-то высоких спортивных «вершин» и результатов. Коренное отличие от спортивной и оздоровительной деятельности состоит в целевых установках, задачах и стимулах к деятельности. Например, в исследованиях Р.А. Пилояна [12], А.Д. Суханова [16] говорится о том, что только лишь «адекватная» мотивация несет максимальную пользу в процессе воспитания. «Адекватность» мотивации и есть профессиональный критерий, уровень преподавателя, тренера с точки зрения психологов. «Мотивация – это психическое свойство, характеризующее направленность вектора активности, человека» [4]. Но совпадение ведущих потребностей с предметом их удовлетворения, эти основы жизни человека формируются при воспитании детей в семье, закладываются родными и близкими. В условиях семьи происходит становление нравственных, эстетических, аксиологических характеристик личности, отражающих культуру индивидуума [24]. Но физическая культура в рамках образовательного процесса позитивно влияет на всестороннее развитие молодежи. Многогранное влияние физических упражнений на человека трудно переоценить [19]. Применяя различные методики и средства, преподаватель физической культуры вносит колоссальный вклад в профессионально-прикладную подготовку выпускников университета [25]. При этом учебный процесс в университете только лишь завершает семейное воспитание молодого человека, гармонично развитой личности, сочетающей в себе физическую красоту, интеллект и высокие нравственные идеалы.