Педагогические инновации, в том числе в высшей школе, предполагают получение желаемого результата при минимальных временных и материальных ресурсах. В Федеральных государственных образовательных стандартах прослеживается тенденция сокращения академических часов, выделяемых на гуманитарные и социально-экономические дисциплины (модули). В то же время требования к общекультурным компетенциям, реализуемым данными дисциплинами, наоборот, повышаются. Возникающее противоречие требует поиска и освоения инновационных методов и технологий обучения.
Инновационные информационные технологии позволяют создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса, повысить эффективность информационного обмена между обучающимися и преподавателями. Из-за слабой мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин (истории, культурологии, экономики и т.п.) у студентов, обучающихся по технологическим и медицинским специальностям и направлениям подготовки, уровень общекультурных знаний выпускников снижается.
Выявить и развить творческую активность студентов позволяют в том числе такие инновационные подходы, как интерактивные (диалоговые) формы. Интерактивные методы направлены, во-первых, на устойчивую взаимосвязь студентов с преподавателем, во-вторых, на взаимодействие студентов друг с другом, в-третьих, на усиление активности слушателей в процессе изучения материала. В противовес традиционному методу трансляции информации по линии «преподаватель-студент» или «студент-преподаватель» интерактивные методы расширяют познавательные и коммуникативные возможности студентов.
Цель исследования. Обобщение опыта использования интерактивных методов обучения гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в вузах Красноярска (Красноярском институте железнодорожного транспорта, Красноярском государственном аграрном университете, Красноярском государственном медицинском университете).
Материал и методы исследования
В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относится анализ программных документов высшей школы и литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические методы включают анализ эффективности контактных (аудиторных) и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых авторами данного исследования; психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности студентов).
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках аудиторных (контактных) занятий по истории, культурологии, экономике используются такие интерактивные формы, как лекция-конференция, круглый стол (дискуссия, дебаты), «мозговой штурм», деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади), малые и фокус группы, кейс-задачи [1].
Так, в курсе «Экономика» изложение тем «Экономический рост и макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция», «Международные аспекты экономики и мировое хозяйство», «Деньги и денежный рынок. Банковская система и кредитно-денежная политика» осуществляется в форме лекции-конференции.
Преподаватель заранее называет тему лекции и предлагает слушателям подготовить в письменной форме вопросы по данной теме. После этого лектор формирует список студенческих вопросов и классифицирует их по разделам темы и начинает изложение материала лекции.
Содержание лекции предлагается студентам в форме последовательного изложения вопросов темы. В процессе чтения лекции преподаватель дает ответы на интересующие студентов вопросы. В заключительной части лекции преподавателем проводится итоговая оценка вопросов как отражение знаний и интересов обучающихся. В процессе лекции не все студенты способны грамотно формулировать вопросы. Это является для лектора показателем уровня знаний обучающихся, степени их включенности в содержание курса «Экономики» и в совместную работу с преподавателем, дает возможность обновлять и улучшать процесс преподавания дисциплины.
Способность компетентно составить вопрос и правильно его высказать стимулирует умственную активность студентов. При этом ожидание ответа на заданный вопрос фиксирует их внимание. Участие в лекции-конференции позволяет студентам не только изучить материал темы, но и приобрести дополнительные навыки: задавать вопросы и находить ответы на них, работать в команде, учитывать другие мнения, вырабатывать способность отстаивать собственное мнение. Стимуляция активности слушателей на лекции-конференции достигается путем доведения информации до каждого из них. Это является отличительной чертой данной формы лекции.
Интерактивные формы используются как на лекциях, так и на практических занятиях. К примеру, тема «Образование политических партий в России на рубеже 19-20 вв.» в курсе изучения истории проходит в форме политических дебатов. Студенты заранее разбиваются на группы, каждая из которых должна защитить программу «своей» партии. Обязательным условием является участие всех без исключения членов группы, что требует от студентов умения работать в команде, распределять роли с учетом способностей и возможностей каждого. В результате студенты демонстрируют не только знание материала, но и творческий подход (делают плакаты, элементы костюмов и т.п.) [2].
Еще один эффективный метод - учебная дискуссия - предполагает обмен взглядами по определенной проблеме, позволяет научиться отстаивать свое мнение, слушать и слышать других. Этот вид занятия требует продуманности и основательной предварительной подготовки студентов. Групповое обсуждение не только активизирует мышление, но и обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной проработки.
Поэтому заранее студентам дается примерный перечень вопросов, необходимых для изучения заданной темы и участия в обсуждении. Например, в курсе «Экономики» групповое обсуждение проводится на практическом занятии по теме «Институциональные аспекты рыночного хозяйства. Государственное регулирование экономики». Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Интерактивные методы позволяют также отслеживать междисциплинарные связи, усвоение предшествующего материала. Так, студентам инженерных специальностей, изучающим в первом семестре историю, а во втором – культурологию, предлагается на примере картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского» объяснить теорию «малых дел» народников, каковым являлся основатель школы, и решить устно в аудитории пример, который на картине решают крестьянские мальчики. Далеко не все справляются с математическим заданием, что в свою очередь выводит на обсуждение сравнение уровня обучения в дореволюционной и современной России (учебную дискуссию).
Анализ конкретных ситуаций (кейс-стади) - метод преподавания, основанный на описании реальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, понять смысл проблемы, назвать различные решения и определить наиболее рациональное. Кейсы базируются на конкретном фактическом статистическом материал или приближены к реальной ситуации.
Для анализа конкретных ситуаций на практическом занятии по теме «Рынок факторов производства: спрос и предложение» студентам предлагается изучить ситуацию на рынке труда в России или рынке труда Красноярского края, пользуясь данными официальной статистики (например, на сайте gks.ru и krasstat.gks.ru). На основе изученного статистического материалы студенты делают выводы о состоянии рынка труда в целом, по отдельным профессиям, возрастным группам, по уровню образования, по территориям и т.д.
Решение кейс-задач является разновидностью метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода). Но отличительной особенностью данной интерактивной формы проведения занятий является то, что анализ базируется не на реальном фактическом материале, а на использовании гипотетических примеров, характеризующих конкретную ситуацию [3].
Из арсенала внеаудиторных интерактивных форм можно выделить: конференции, олимпиады, музейные занятия, отзывы и рецензии на выставки, спектакли, клубную работу и т.д.
Одной из важных форм мотивации и активизации интереса в образовательном процессе студентов служат олимпиады по экономике. Предметные олимпиады являются важной составляющей образовательного процесса и одной из форм самостоятельной работы студента.
Олимпиады по экономике в вузе преследуют цель привлечения студентов к изучению теоретических и практических основ курса «Экономики», развитие экономического мышления будущих специалистов, выявление наиболее подготовленных студентов. Олимпиады позволяют сделать процесс обучения более интересным и продуктивным, развивают творческую инициативу, стимулируют дополнительную познавательную активность, вырабатывают умение оперировать полученными в вузе знаниями по экономике и связывать их с реальной жизнью студента, дают возможность контролировать качество полученных экономических знаний [4].
Авторами разработаны и внедрены в образовательный процесс определенные требования к олимпиадным заданиям:
- вариативность, которая предполагает включение заданий различных видов: письменных или устных, индивидуальных или групповых, тестовых, формализованных, публицистических, требующих заблаговременного приготовления или выполняемых в процессе олимпиады;
- сложность заданий должна быть допустимой, но не чрезмерно упрощенной;
- интерес – предлагаемые задания должны включать элементы творческого подхода к их выполнению и вызывать интерес у студентов;
- разнообразие заданий;
- регламентирование времени на выполнение заданий. Задания, требующие более значительного времени для подготовки (например, написание тематического реферата, эссе, выполнение экономического проекта и др.), необходимо выдавать заранее;
- четкость – представленные задания не должны допускать разных вариантов ответов;
- секретность – с вопросами, предназначенными для олимпиады, студенты не знакомятся до ее начала, кроме тех, для ответов на которые необходима предварительная подготовка;
- легкость проверки и оценки выполненного задания.
Участниками олимпиады являются студенты, рекомендованные преподавателями, с учетом среднего балла успеваемости по дисциплине «Экономика» не менее 4,0 баллов, активно и заинтересованно проявившие себя в учебном процессе. Как правило, участниками олимпиады являются три-четыре команды, в которую включаются по шесть человек и группа поддержки каждой команды по три-четыре человека.
Следует отметить, что у участников команд наблюдается высокий эмоциональный настрой, публичность выступления создает положительный психологический эффект, что в целом оказывает влияние на отношение студентов к экономическому образованию. Окончание изучения дисциплины «Экономика» на таком уровне является важным положительным результатом организации олимпиады, подтверждающим важность этой формы контактной работы со студентами.
Методически грамотно организованная работа студентов мобилизует творческую инициативу, которую участники олимпиады проявляют при существовании мотивации. Как показывает опыт, досрочное получение зачета, поощрение грамотами и благодарностями, которые студенты используют в своем личном рейтинге, являются хорошим стимулом.
Научная студенческая конференция - это еще одна из интерактивных форм, предусматривающая представление результатов научно-исследовательской работы студентов. Доклады, сделанные на конференциях и опубликованные в сборниках материалов конференции, необходимы для следующего этапа образования, например обучения в магистратуре или аспирантуре.
В современных условиях проведение студенческих научных конференций невозможно без использования информационных технологий, которые расширяют их пространство, позволяя организовать конференцию как в очной, так и дистанционной форме. Дистанционная форма конференции позволяет привлечь к участию в ней большое количество бакалавров, магистрантов, обучающихся в университетах, находящихся в разных городах и даже государствах. Дистанционная форма проведения научной студенческой конференции не лишает возможности ее участников комментировать выступления и материалы других участников конференции, задавать вопросы, делиться мнениями и оценивать работы друг друга, повышая собственный профессиональный уровень. Представленные материалы могут быть подготовлены самостоятельно или при участии научных руководителей.
Опыт проведения научных конференций по актуальным проблемам экономики показал, что применение дистанционных форм, использование широкого спектра демонстрационных материалов, внедрение в научные студенческие форумы онлайн- трансляций и выступлений являются обязательными элементами функционирования современного образовательного пространства.
Организация студенческих научных конференций с использованием информационных технологий дает студентам дополнительные возможности для развития и повышения уровня образования и позволяет лучше выполнить запланированные цели и задачи, реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, содействовать приобретению профессиональных компетенций [5].
Не менее значимую роль интерактивные технологии играют в гражданском, патриотическом, культурно-нравственном и эстетическом воспитании студентов. В Красноярском институте железнодорожного транспорта многолетнюю апробацию прошел опыт проведения музейных занятий по истории и культурологии. Так, в рамках темы «Культурогенез Сибири» занятие традиционно проводится в этнографическом зале краеведческого музея, где студенты перед соответствующими экспозициями читают доклады «Шаманизм народов Сибири» и «Палеолитическая и неолитическая культура Сибири». При этом концентрация внимания студентов достигается тем, что все участники получают перечень вопросов, ответы на которые нужно услышать в докладах или найти непосредственно на стендах музейной экспозиции. В конце занятия студенты получают задание найти определённый предмет, ориентируясь на описание его предназначения. Учитывая, что у многих молодых людей знакомство с музеем происходит впервые, важно создать благоприятное впечатление, внести элемент игры, квеста, чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению истории и культуры.
Посещение выставок, театров, музеев является дополнительной мотивацией при аттестации студентов по гуманитарным дисциплинам. При этом непременное требование – написание отзыва. Студенты учатся анализировать произведения искусства, формулировать свои впечатления, ощущения, после коллективных просмотров в ходе обсуждения вырабатываются навыки дискутирования.
Особое место среди интерактивных форм в воспитательном процессе отводится клубной работе. В этом формате, как нигде, реализуется основная задача интерактива – научить взаимодействию, ведению полилога. В КрИЖТ с 2012 года существует исторический клуб «Хронос». Сочетание в его деятельности научной и творческой работы, соревновательного момента, командного духа позволяет максимально раскрыть способности студентов, поднять их самооценку, мотивировать к самообразованию.
Каждому заседанию исторического клуба предшествует серьёзная подготовительная работа. Например, в Год российского кино два заседания были посвящены отражению в кинематографе ратного и трудового героизма железнодорожников. Студентам было предложено сформировать команды, которые готовили презентации фильмов (выбор определялся руководителем клуба), и на основании представленной информации сформулировать вопросы для соперников. Жюри из старшекурсников – членов клуба прошлых лет – оценивали выступление команд, ответы на вопросы. В завершение работы – обмен впечатлениями, пожеланиями. В первом заседании принимали участие команды одной специальности («Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»), а на втором – состязались между собой команды специальностей «Экономика» и «Подвижной состав железных дорог». Такая форма работы позволила не только сплотить студентов одной специальности, но и расширить круг общения, научить их слышать друг друга. С целью выявления интересов студентов и совершенствования работы исторического клуба осуществляется постоянный мониторинг. После каждого заседания среди участников проводится анонимный анкетный опрос, где студенты высказывают свое мнение, отмечают положительные и негативные моменты, формулируют предложения и пожелания.
Выводы
Таким образом, обобщение опыта применения интерактивных методов в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин как непрофильных показывает, что инновационные образовательные технологии расширяют возможности как образовательного, так и воспитательного процесса. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в реальной профессиональной деятельности, а также формируют не homo economicus, а специалистов с нравственными принципами и чувством ответственности.