Сегодня информационные технологии активно проникают во все сферы нашей жизни. Образование – одна из сфер, в которой влияние информационных технологий наиболее велико. Сегодня в детские сады, школы стремительно внедряются информационные технологии. И если использование информационных технологий в учебном процессе школ более или менее оправданно, то использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях вызывает много вопросов. Среди учёных до сих пор ведутся дискуссии о положительных и отрицательных сторонах использовании информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста.
С одной стороны, исследователи считают, что применение информационных технологий положительно влияет на обучение детей, а именно:
- по сравнению с традиционной формой проведения занятий в случае применения развивающих компьютерных игр дети лучше осваивают понятия «форма», «цвет» и «величина»;
- благодаря использованию развивающих компьютерных игр у детей гораздо раньше формируется способность ориентирования в пространстве;
- применение интерактивных игр способствует благоприятному влиянию на формирование у детей внимательности, навыков чтения и письма, кроме того, активно формируется мелкая моторика;
- расширяется словарный запас дошкольников;
- развивается умение концентрироваться;
- формируется способность к творчеству и умение фантазировать.
С другой стороны, исследователи в области медицины считают, что слишком активное внедрение информационных технологий в обучение детей дошкольного возраста может нанести определённый вред их здоровью [1; 2]. В результате усиленной информатизации образовательного процесса у детей может нарушиться зрение, ухудшиться осанка, возможно переутомление, нервное перенапряжение.
Следовательно, вопрос о внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения детей является достаточно сложным и важным. Не стоит бездумно использовать информационные технологии в обучении подрастающего поколения. Необходимо осмысленное продуманное применение ИКТ-технологий в образовательном процессе, целью их должно быть не информатизация процесса обучения, а гармоничное развитие подрастающего поколения. Большая роль здесь должна быть отведена педагогу дошкольного учреждения. Современный педагог должен уметь использовать информационные технологии так, чтобы, с одной стороны, они способствовали интеллектуальному развитию детей, а с другой - не навредили их здоровью.
Цель данной работы – содействие в формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных учреждений.
По нашему мнению, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий будет оказывать положительное воздействие на обучение детей только тогда, когда педагог, использующий их, имеет соответствующий уровень готовности к использованию информационных технологий в обучении и развитии дошкольников.
Поэтому обучение педагогов дошкольных учреждений рационально применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения детей является достаточно актуальной задачей современного образования.
Материал и методы исследования
В качестве метода исследования предлагается метод проектов с использованием Smart-технологий [3; 4]. Smart-технологии сегодня являются весьма перспективным направлением развития информационных технологий. Все образовательные учреждения оборудованы интерактивными досками. Для использования их в учебном процессе педагог должен быть способен работать с помощью программы Smart Notebook. Программа Smart Notebook обладает интуитивно понятным интерфейсом и не является сложной для изучения. Среда Smart Notebook представляет практически безграничные возможности по разработке самых разнообразных интерактивных мультимедийный игр. Проекты, выполненные в среде Smart Notebook, способны вовлечь всех детей в познавательный процесс.
В данном исследовании студентам предлагается разработка проектов – мультимедийных дидактических игр на интерактивной доске [5]. Тематика проектов выбирается студентами – будущими педагогами дошкольного образования самостоятельно. Студенты должны полностью составить план тематического занятия, его конспект, продумать, на каком этапе возможно применение мультимедийной игры, продолжительность игры, её содержание, эргономику, а также комплекс зрительной гимнастики. После этого студенты приступают к разработке приложения – мультимедийной игры. Таким образом, в состав проекта входит тематический план-конспект занятия, описание содержания игры и файл приложения.
На этапе защиты проектов каждому студенту предстоит показать открытое занятие с демонстрацией приложения перед одногруппниками, которые выступят в качестве экспертов его проекта.
Каждый эксперт оценивает предлагаемое приложение по следующим критериям:
1) цветовое оформление (1-5 баллов);
2) анимационные эффекты (оценивается неперегруженность анимацией) (1-5 баллов);
3) расположение информации на странице (1-5 баллов);
4) размер шрифта (1-5 баллов);
5) соответствие тематике занятия (1-5 баллов);
6) соответствие возрастной категории (1-5 баллов);
7) продолжительность во времени (1-5 баллов);
8) увлекательность (1-5 баллов).
После выставления оценок происходит слушание экспертов, которые анализируют проект, выделяют его положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, уже на этапе обучения будущие педагоги дошкольного образования не просто учатся работать на компьютере, они учатся использовать информационные технологии для решения педагогических задач и оценивать их положительные и отрицательные стороны, а также возможные риски для детей.
Результаты исследования и их обсуждение
Эксперимент на основе метода проектов проводился в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета при изучении дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» студентами направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и профиля «Дошкольное образование. Начальное образование».
Следует отметить, что эксперимент проводился в два этапа.
Первый этап – тренировочный. Тем не менее уже на нём студенты приступили к разработке собственных проектов. Были выбраны следующие темы проектов: «Цвета», «Овощи и фрукты», «Времена года», «Подготовка диких животных к зиме», «Космическое путешествие», «Разложи по порядку» (на величину), «Посуда», «Планета Земля» и т.п. В течение семестра студенты изучали возможности Smart-технологий [6], продумывали структуру и содержание занятия, оформление и ход приложения-игры, используемые объекты, возможные действия детей для работы с ними.
После выполнения проектов следовала их защита с показом открытого занятия и демонстрацией приложения. Нельзя сказать, что проекты были выполнены некачественно. Однако практически ко всем приложениям был ряд замечаний как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов:
- цветовое оформление приложений в 60% случаев было негармоничным, излишне пестрым, что могло привести к утомлению глаз детей;
- 75% приложений были нагромождены анимационными эффектами;
- в 40% приложений расположение информации на странице не соответствовало среднему росту детей;
- в 30% приложений текст был нечитаем;
- в 55% случаев непрерывная продолжительность занятия на интерактивной доске составляла более 7 минут, что превышает допустимое время использования интерактивной доски для детей дошкольного возраста.
Второй этап – итоговый. Студентам необходимо было самостоятельно подготовить проект и представить его к защите во время зачёта.
Надо отметить, что качество итоговых проектов было значительно выше, чем на первом этапе. Студенты выбрали уже другие темы проектов и подготовили по ним конспекты занятий и приложения. Необходимо отметить важность этого этапа. Он представлял работу над ошибками. Здесь студенты учли недочёты не только своих, но и других проектов и отнеслись более сознательно к разработке новых проектов.
Рассмотрим итоговую работу одной из студенток. Это была дидактическая игра под названием «Одень кукол» («Курчакларны киендер») (рис. 1).
Рис. 1. Слайд дидактической игры
Дидактическая игра предназначена для детей 5-6 лет для закрепления названий цветов на татарском языке (красный, жёлтый, зелёный, синий) и употребления в речи глаголов «надень», «сними» тоже на татарском языке. Дидактическая игра очень интересная, она нацелена на то, что маленькие дети играют с куклами и любят их переодевать. Эта игра, несомненно, привлечёт внимание детей.
В левой части слайда размещены куклы – мальчик и девочка. В правой части размещён «гардероб», который закрыт «шторкой». При её открытии можно увидеть содержащиеся в гардеробе красивые разноцветные платья для девочки и рубашки с брюками для мальчика. Игра берёт основы с известной игры «Бумажные куклы», в которой дети пробуют себя в качестве дизайнеров одежды.
Дети могут подходить к доске и перетаскивать ту или иную одежду на девочку или мальчика, тем самым одевая их, и одновременно проговаривать цвета надеваемой одежды (платья, или брюк, или рубашки): красный, зелёный, жёлтый или синий. Или педагог сам может одевать кукол и спрашивать детей: «Какого цвета платье у девочки?», «Какого цвета брюки у мальчика?» и т.д.
Задание для детей достаточно несложное. Оно выполнено в ярких, красочных тонах и способно вызвать интерес у детей, что очень важно. При открытии данная игра сразу же заинтриговывает детей, они пытаются угадать, что находится за шторкой? А потом с удовольствием надевают на кукол платья, рубашки, брюки. В данной игре учтена возрастная категория детей, их увлечения и интересы. Дидактическая игра не очень сложная с технической точки зрения, однако соответствует высокому уровню подготовленности выполнившего ее студента направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по дисциплине «Мультимедиатехнологии в образовании».
На рисунке 2 изображен сравнительный анализ оценок проектов студентов на тренировочном и итоговом этапах. По горизонтали отмечены номера студентов, по вертикали – значения оценок.
Рис. 2. Сравнительный анализ оценок проектов студентов на 1 и 2 этапах
Как видим, результаты второго этапа значительно превышают результаты первого этапа, и, кроме того, оценки на втором этапе не ниже отметки «4», что говорит о высоком уровне подготовки студентов. На этой основе можно сделать вывод о том, что студенты владеют возможностями информационных технологий в решении педагогических задач и осознают риски их использования.
Отметим также, что во время выполнения проектных работ по разработке мультимедийных дидактических игр в студентах стали проявляться изобретательские, творческие способности. Студенты стали тщательно анализировать возможные шаги детей при использовании игр, учитывать их реакцию, придумывать более простые и интересные варианты проведения игр.
После выполнения итоговой работы было проведено анкетирование по итогам освоения дисциплины. Приведём некоторые результаты.
100% студентов ответили положительно на вопрос «Будете ли Вы в Вашей профессиональной деятельности разрабатывать дидактические мультимедийные игры к занятиям?».
70% студентов оценили свои умения по разработке мультимедийных дидактических приложений в Smart Notebook на «отлично», 30% на оценку «хорошо».
100% студентов оценили полезность проведённой исследовательской работы.
В данной работе предложен метод проектов в подготовке будущих педагогов дошкольного образования. На наш взгляд, именно на этапе обучения будущего педагога необходима подобная работа, которая в дальнейшем будет служить крепким фундаментом его педагогической деятельности.
В работе [7] для формирования информационной компетентности будущих педагогов дошкольного образования были предложены отдельные спецкурсы, информационные блоки по применению информационных технологий, а также написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по темам, связанным с информационно-коммуникационной компетентностью педагогов дошкольного образования, ролью компьютерных игр на развитие детей.
В работе [8] авторы предлагают развитие информационной компетентности педагогов дошкольных учреждений на основе системы повышения квалификации уже работающих педагогов. Данная система основана на получении базовых основ работы с информационными технологиями, демонстрации передового педагогического опыта в информационной среде. Однако вряд ли предлагаемые курсы повышения квалификации будут достаточны для формирования информационной компетентности уже сложившегося педагога, поскольку лучшим вариантом мы считаем проведение такой работы на этапе его формирования.
Заключение
Использование информационных технологий в учреждениях дошкольного образования является темой многочисленных споров и обсуждений. С одной стороны, информационные технологии способствуют обогащению интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, а с другой – неправильное их применение может быть опасным для его физического и психологического здоровья.
В этой связи педагогу дошкольного образования следует разумно применять информационные технологии, соблюдая санитарно-гигиенические требования и учитывая особенности развития каждого ребёнка. Таким образом, большое внимание следует уделять информационной подготовке будущих педагогов.
В данной работе предложен метод проектов на основе использования Smart-технологий. Показана эффективность его применения при обучении студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и профиля «Дошкольное образование. Начальное образование». Именно степень готовности педагога к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности.