Изменение концепции современного вузовского образования, появление новых требований ФГОС ВО 3++ закономерно актуализируют задачи поиска инновационных образовательных методик, способствующих формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров и специалистов. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года создает основу для формирования долгосрочных стратегий, одной из которых является и новая образовательная политика, согласно которой «только качественное государственное образование может стать условием развития рабочей силы в будущем, которая должна стать более глобально конкурентоспособной с высшим образованием, знаниями в области управления наукой и инновациями, что необходимо для обеспечения будущего процветания» [1]. В контексте экономических реформ современное российское общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, умеющих поддерживать равные или более высокие стандарты по сравнению с конкурентами в условиях динамично развивающихся рыночных отношений. Кроме этого, глобальный процесс «информатизации жизни» и образования, захватывающий российское общество и отмеченный в таких ключевых документах социально-экономического развития России, как Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, Концепция развития Единой информационной образовательной среды, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, является на данный момент тенденцией современного общества.
Следовательно, дисциплины информационно-компьютерного блока в вузе и, в частности, информатика – это дисциплины, повышающие конкурентоспособность бакалавров любых направлений. Спецификой информатики являются:
- межпредметный контекст ее содержания;
- наличие большого количества прикладных разделов наряду с фундаментальными главами;
- прогрессирующая эволюция изучаемых информационных технологий;
- появление новых средств обработки информации.
Цель исследования: обосновать актуальность использования инновационных методов обучения в контексте информатизации высшего образования. Показать применение метода кейс-технологий при обучении информатике в вузе, развивающего конкурентоспособность обучающихся посредством формирования универсальных и профессиональных компетенций и расширяющего содержание персональной образовательной среды обучающегося.
Материал и методы исследования. Одним из инновационных образовательных методов считается метод кейсов – метод активного обучения, базирующийся на анализе конкретной ситуации. Понятие «кейс-технология» происходит от английского case – «случай, ситуация», представленного при помощи элементов, которые метафорически можно поместить в «кейс» – чемодан для хранения различного рода документов, бумаг и т.д. Задача обучающегося – проанализировать кейс и найти решение к нему. Основными задачами преподавателя становятся правильная постановка задачи и подготовка дидактических материалов «кейса», а также организация деятельности студентов по анализу ситуации кейса, нахождению решения и выхода из проблемы.
Вопросы использования кейс-технологий в образовательном процессе вуза на сегодняшний день довольно актуальны, поскольку ориентация современного образования скорее направлена в сторону формирования профессиональной компетентности, развития личности, способной к обучению и к умению работать с большими массивами информации, нежели на приобретение конкретных знаний. Кроме того, качественный специалист должен обладать оптимальными поведенческими алгоритмами в различных ситуациях, уметь эффективно действовать в критических условиях.
В обучении информатике метод кейсов обладает сравнительно высоким потенциалом, поскольку представляет собой технологию разбора ситуации на базе активного обучения. Целью использования кейс-технологий становится вырабатывание умения критически оценивать ситуацию, умения принимать решение, приобретение навыков по применению методов практической деятельности при решении профессиональных задач, что, безусловно, позволяет развивать как универсальные, так и профессиональные компетенции.
По мнению А.П. Панфиловой, «применение кейс-технологии формирует также следующие метакомпетентности:
- развитие презентационных умений и навыков по представлению информации;
- формирование устойчивых навыков рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
- формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;
- приобретение интерактивных умений и навыков, необходимых для оценки деятельности персонала» [2, с. 38].
Смысл кейс-технологии заключается в необходимости проанализировать предложенную ситуационную задачу и найти ее решение. Кейс, как правило, выступает моделью реальной жизненной ситуации. Решение кейса, найденное учеником, может либо отображать уровень компетентности и профессионализма обучающегося, либо стать действительным решением поставленной проблемы.
Проблемам исследования кейс-метода посвящены работы отечественных и зарубежных авторов (А.М. Долгорукова, А.П. Панфиловой, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовского, А.А. Вербицкого, Д.А. Поспелова, М. Линдерса, М. Мюнтера, М. Норри, Дж. Эрскин и др.) Внедрение кейс-технологий в образование изучают Ю.А. Максимова, О.С. Маркович, М.Б. Насырова, Ю.Г. Шевченко.
В то же время проведенный анализ литературы об использовании кейс-технологии в обучении информатике выявил, что на текущий момент данный вопрос находится пока еще на стадии проработки, что представляет проблему современной педагогики.
Анализ исследований по использованию кейс-метода при обучении информатики показал, что данный метод позволяет:
- сформировать и развить универсальные компетенции, дающие возможность работать с большими массивами информации, применяя актуальную информационную технологию;
- выработать умение мыслить упорядоченно и структурированно при решении задач обработки информации;
- используя профессионально-ориентированные кейсы на информатике, сформировать профессиональные компетенции учащихся.
Результатом решения ситуационных задач становится повышение уровня конкурентоспособности обучающихся.
Так, Ю.Г. Шевченко считает, что внедрение метода кейсов в обучение информатике позволяет решать такие задачи, как «развитие интереса к информационным объектам, формирование информационно-технологических и коммуникативных навыков обработки информации, способствует социальной адаптации» [3, с. 8].
Ю.А. Максимова, описывая пример используемого на уроках информатики кейса, включает в его содержание ключевое задание, описывающее ситуацию, подзадачи (уточненные задания), а также указывает программное обеспечение, которое необходимо использовать, решая кейс [4].
О.С. Маркович под предметным кейсом по информатике понимает «комплект, в который входят:
1) ситуационная задача;
2) задания, решение которых приводит к решению поставленной задачи;
3) материалы, необходимые для выполнения заданий;
4) программные средства для решения задачи» [5].
Мы считаем, что в качестве еще одного элемента кейса также может быть обозначен сервис глобальной сети Интернет, который станет частью персональной образовательной среды студента, т.е. даст возможность студенту конструировать собственные (субъектные) знания, позволяющие проявлять в дальнейшем образовательную инициативу.
Рассмотрим пример информационного кейса, разработанного нами для студентов направления 43.03.02 Туризм. Данный кейс включает в себя полный комплект приведенных выше элементов, а именно: ситуационную задачу, задания, программные средства и ресурсы web 2.0 сети Интернет в качестве необходимых материалов.
Кейс «Результаты работы туристической фирмы “Глиссада”»
Цель кейса: систематизировать умения представления графических данных в электронных таблицах; развить навыки целенаправленного поиска информации в глобальной сети Интернет и навыки овладения новым программным средством обработки презентационной графики на основе принципа преемственности.
Ситуация кейса: Вы являетесь менеджером туристической фирмы «Глиссада». Фирма занимается организацией и продажей туров в различные страны мира, а также организовывает экскурсии и туры по городам России. Продвижение и продажа туров и экскурсий по России – задача отдела по продажам внутренних туров. Имеются промежуточные итоги деятельности отдела по продажам внутренних туров за последнее полугодие текущего года. Итоги включают в себя: количество проданных туров на основные туристические маршруты России, способы привлечения клиентов, указанные в процентном соотношении, вовлеченность аудитории, а также проценты отказа клиентов от туров по пяти сотрудникам отдела внутренних туров. Данные промежуточных итогов представлены в табличной форме (табл. 1, 2).
Таблица 1
Итоги работы отдела за III квартал
Список сотрудников |
Иван И. |
Елизавета Ф. |
Петр П. |
Роман М. |
Анна П. |
Итого по турам |
Итого по отделу |
|
Количество проданных туров |
Экскурсии по Уралу |
12 |
13 |
11 |
22 |
13 |
71 |
353 |
Золотое Кольцо |
11 |
23 |
21 |
26 |
13 |
94 |
||
Приэльбрусье |
13 |
11 |
19 |
12 |
30 |
85 |
||
Красная Поляна |
15 |
15 |
24 |
26 |
23 |
103 |
||
Информирование о турах, вовлеченность аудитории |
Через соцсети |
17% |
12% |
25% |
20% |
50% |
|
|
Через сайт |
55% |
40% |
20% |
10% |
12% |
|||
Работа с рассылками |
10% |
15% |
13% |
15% |
13% |
|||
Конкурсные посты |
13% |
23% |
32% |
40% |
15% |
|||
Процент отказов |
4% |
3% |
5% |
3% |
6% |
21% |
Таблица 2
Итоги работы отдела за IV квартал
Список сотрудников |
Иван И. |
Елизавета Ф. |
Петр П. |
Роман М. |
Анна П. |
Итого по турам |
Итого по отделу |
|
Количество проданных туров |
Экскурсии по Уралу |
18 |
23 |
21 |
22 |
10 |
94 |
420 |
Золотое Кольцо |
16 |
23 |
29 |
23 |
15 |
106 |
||
Приэльбрусье |
23 |
20 |
25 |
20 |
15 |
103 |
||
Красная Поляна |
25 |
18 |
24 |
30 |
20 |
117 |
||
Информирование о турах, вовлеченность аудитории |
Через соцсети |
16% |
17% |
20% |
22% |
60% |
|
|
Через сайт |
35% |
40% |
20% |
12% |
10% |
|||
Работа с рассылками |
20% |
13% |
13% |
15% |
5% |
|||
Конкурсные посты |
14% |
22% |
27% |
35% |
12% |
|||
Процент отказов |
4% |
4% |
5% |
4% |
3% |
20% |
Вам необходимо проанализировать деятельность пяти сотрудников отдела по продажам внутренних туров за последние два квартала рабочего года, составить сравнительные диаграммы, отражающие динамику процесса работы. Диаграммы должны отображать количество проданных туров и работу сотрудника по продвижению туров через сеть Интернет. Также от Вас требуется оценить уровень квалификации работников отдела на основе тестирования и дать рекомендации по его повышению с помощью онлайн-курсов. Представить результаты в виде презентации.
Элементы кейса:
- таблицы с результатами работы сотрудников отдела;
- электронные таблицы Microsoft Excel, OpenOffice для создания диаграмм;
- Google-формы для проведения тестирования;
- сайты Лекториум [6], Универсариум [7], Coursera [8] для подбора актуальных онлайн-курсов;
- сайт графического дизайна Canva для создания качественной презентации [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Данный пример кейса позволяет увидеть, что структура кейса по информатике может включать в себя в качестве дидактических средств как указание необходимого программного обеспечения, так и различные сервисы глобальной сети Интернет. Использование подобного кейса позволяет повышать конкурентоспособность студентов за счет развития универсальных компетенций, формирующих умения и навыки обработки больших массивов информации, используя при этом актуальные информационные технологии, а также способствует наполнению содержания персональной образовательной среды студента.
Выводы
Использование кейс-метода в образовательном процессе позволило развить следующие универсальные компетенции:
- системное и критическое мышление, поскольку решение ситуационной задачи формирует способность проводить критический анализ, искать необходимые данные, синтезировать информацию;
- разработку и реализацию проектов, поскольку решение кейса основывается на сформулированных условиях, ограничениях и ресурсах и ведет к формированию навыков по отбору совокупности задач в рамках цели и поиску оптимального способа ее достижения.
Профессиональная ориентированность ситуации и задач кейса развивает профессиональные компетенции применения технологических новаций и современного программного обеспечения в профессиональной сфере.
Таким образом, использование кейс-технологии как инновационного метода при изучении информатики в вузе, во-первых, позволит развивать универсальные и профессиональные компетенции будущих бакалавров, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда; во-вторых, включение в предлагаемый кейс ресурсов web 2.0 глобальной сети Интернет даст обучающимся возможность расширить список элементов их персональной образовательной среды.