Теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования показал, что адаптивная физическая реабилитация является одним из современных видов деятельности, направленным на восстановление качества движений и повышение уровня работоспособности функциональных систем организма постинсультных пациентов [1; 2].
Установлено, что содержание занятий по адаптивной физической реабилитации с постинсультными пациентами и технологии их организации зависят от причин возникновения инсульта, местонахождения пораженного участка мозга, величины ухудшения качества двигательных действий, прогностических критериев его восстановления, состояния функциональных систем организма и особенностей нервной системы. Результаты проведенных исследований по разработке и совершенствованию методик организации и проведения занятий по адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов говорят о социальной значимости данного направления исследований [2; 3].
В то же время заметен интерес к применению в различных сферах человеческой деятельности информационных дистанционных технологий, которые позволяют улучшить качество итоговых результатов [4-6]. К сожалению, в адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде их восстановления использованию информационных дистанционных технологий, с целью улучшения качества реабилитационного процесса, уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.
Цель исследования - улучшение качества движений и повышение работоспособности функциональных систем организма постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления за счет применения в процессе адаптивной физической реабилитации различных видов информационных дистанционных технологий (видеолекций, видеозанятий, онлайн-консультаций).
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе КОГБУЗ «Центр медицинской реабилитации» г. Кирова в период с сентября 2016 года по июнь 2018 года. В педагогическом эксперименте принимали участие 6 женщин. Они были распределены на контрольную и экспериментальную группы методом случайной выборки.
До начала педагогического эксперимента была разработана экспериментальная модель системы адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления (рисунок). Отличие ее содержания от содержания ранее разработанных моделей физической реабилитации [3] заключается во включении в содержание реабилитационного процесса постинсультных пациентов информационных дистанционных технологий, которые применялись как в реабилитационном центре, так и в домашних условиях в виде видеолекций, видеозанятий и онлайн-консультаций.
Реализация поставленной цели исследования осуществлялась поэтапно, причем на первом этапе позднего периода восстановления в условиях реабилитационного центра на различных формах занятий решались следующие задачи:
1) разработать содержание видеолекций, видеозанятий, организационно-методических занятий и онлайн-консультаций по адаптивной физической реабилитации с целью восстановления качества движений, работоспособности функциональных систем организма, коррекции сопутствующей патологии у постинсультных пациентов и обеспечить организацию и проведение таких занятий;
2) повысить уровень знаний пациентов в условиях реабилитационного центра по самостоятельному применению средств и методов адаптивной физической реабилитации на индивидуальных практических занятиях дома путем проведения теоретических (видеолекций) и организационно-методических занятий;
3) на организационно-методических занятиях в реабилитационном центре обучить пациентов методике выполнения специальных комплексов физических упражнений на самостоятельных занятиях физической реабилитацией с использованием информационных дистанционных технологий в домашних условиях и оценить достигнутый ими уровень методических знаний.
На втором этапе позднего периода восстановления постинсультных пациентов при проведении самостоятельных практических занятий по адаптивной физической реабилитации в домашних условиях решались следующие задачи:
1) расширить объем знаний и понимание постинсультными пациентами важности адаптивной физической реабилитации с использованием информационных дистанционных технологий в восстановлении качества их движений и повышении уровня работоспособности функциональных систем организма, что достигалось за счет просмотра специально разработанных мотивирующих видеолекций;
2) увеличить объем движений и мышечной силы, добиваться восстановления координации и качества движений, нормализации мышечного тонуса, что обеспечивалось при помощи проведения видеозанятий;
3) контролировать ход проведения постинсультными пациентами самостоятельных практических занятий по адаптивной физической реабилитации с использованием информационных дистанционных технологий на позднем периоде восстановления в домашних условиях и устранять выявленные при их проведении ошибки и неточности в методике, используя для этого онлайн-консультации.
Организация деятельности по обучению методике применения информационных дистанционных технологий в реабилитационном процессе на позднем периоде восстановления постинсультных пациентов проводилась с соблюдением следующих общеметодических и специфических принципов физической культуры [7; 8]:
1) непрерывного и комплексного воздействия различных видов информационных дистанционных технологий на личность пациентов, используемых на различных формах занятий по адаптивной физической реабилитации;
2) опережающего педагогического воздействия;
3) систематичности и последовательности педагогических воздействий.
Г.В. Ковязина отмечает [3], что физическая реабилитация сегодня рассматривается, как особое и важное социальное звено в государственной системе физической культуры, а потому обладает рядом специальных принципов: единства диагностики и коррекции [2], неманипулятивного подхода к пациенту, как одного из важных принципов, ориентированных на особенности психоэмоционального состояния пациента [9].
При проведении занятий по адаптивной физической реабилитации соблюдались следующие методические рекомендации по подбору для занятий физических упражнений [1; 2; 9]:
1) выполнение физических упражнений в комплексах следует начинать с проксимальных отделов, постепенно переходя к дистальным отделам;
2) физические упражнения на равновесие проводить с обязательным обеспечением страховки пациента;
3) специальные физические упражнения чередовать с общеразвивающими и дыхательными упражнениями;
4) планирование физической нагрузки при выполнении физических упражнений необходимо осуществлять, учитывая возраст пациента, уровень толерантности организма к физической нагрузке и определяя ее индивидуальную пороговую величину.
Результаты исследования и их обсуждение
Эффективность разработанной экспериментальной модели адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления с использованием информационных дистанционных технологий подтверждается результатами педагогического эксперимента, которые представлены в таблицах 1 и 2.
Из таблицы 1 видно, что изменения показателей работоспособности функциональных систем организма постинсультных пациентов в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента существенны и достоверны по двум из четырех исследуемых показателей: мышечному тонусу и выраженности пареза (Р<0,05). В контрольной группе существенных и достоверных различий в исследуемых показателях за этот же период исследований не выявлено (P>0,05).
Таблица 1
Изменения показателей функциональных систем постинсультных пациентов в экспериментальной (ЭП) и контрольной группах (КГ) за период эксперимента (М±m)
Показатели (ед. измерения) |
ЭГ (n=3 чел.) |
КГ (n=3 чел.) |
Сравнение данных по t-критерию Стьюдента |
|||
начало |
конец |
начало |
конец |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
1-3 |
2-4 |
|
Мышечный тонус (в баллах) |
3,0 ±0,9 |
6,0 ±0 |
3,3 ±0,4 |
3,3 ±0,4 |
t=0,3 P>0,05 |
t=6,75 Р<0,05 |
t=3,3; Р<0,05 |
t=0; P>0,05 |
|||||
Выраженность пареза (в баллах) |
3,0 ±0 |
5,7 ±0,4 |
3,1 ±0,9 |
4,3 ±0,4 |
t=0,01 P>0,05 |
t=3,5 Р<0,05 |
t=6,75; Р<0,05 |
t=1,4; P>0,05 |
|||||
Проба Штанге (в с) |
21,7 ±6,4 |
30,0 ±8,4 |
19,3 ±3,8 |
27,0 ±2,6 |
t=0,3 P>0,05 |
t=0,3 P>0,05 |
t=0,8; P>0,05 |
t=1,7; P>0,05 |
|||||
Проба Генчи (в с) |
13,7 ±3,4 |
18,0 ±8,8 |
14,0 ±3,8 |
17,3 ±7,6 |
t=0,06 P>0,05 |
t=0,1 P>0,05 |
t=0,5; P>0,05 |
t=0,4; P>0,05 |
Результаты повторного тестирования свидетельствуют о том, что различия уровневых показателей функциональных систем организма в экспериментальной и контрольной группах существенны и достоверны также по двум из четырех показателей: мышечному тонусу и выраженности пареза (Р<0,05).
Из таблицы 2 видно, что изменения показателей кондиционных и координационных способностей постинсультных пациентов в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента существенны и достоверны по двум из пяти показателей: кистевая динамометрия пораженной конечности и оценка вертикальной позы (Р<0,05). В контрольной группе по всем исследуемым показателям существенных и достоверных изменений от начала к концу педагогического эксперимента не наблюдалось (P>0,05).
В конце педагогического эксперимента уровневые показатели кондиционных и координационных способностей в экспериментальной группе превосходят аналогичные показатели в контрольной группе. Более того, эти межгрупповые различия существенны и достоверны по двум из пяти показателей: сила мышц нижних конечностей и оценка вертикальной позы (Р<0,05).
Таблица 2
Изменения показателей кондиционных и координационных способностей постинсультных пациентов в экспериментальной и контрольной группах за период эксперимента (М±m)
Показатели (ед. измерения) |
ЭП (n=3 чел.) |
КГ (n=3 чел.) |
Сравнение данных по t-критерию Стьюдента |
|||
начало |
конец |
начало |
конец |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
1-3 |
2-4 |
|
Кондиционные способности |
||||||
Кистевая динамометрия пораженной конечности (в кг) |
5,3 ±0,4 |
12,0 ±1,7 |
6,0 ±0,9 |
9,7 ±3,8 |
t=0,8 P>0,05 |
t=0,5 P>0,05 |
t=3,9; Р<0,05 |
t=0,9; P>0,05 |
|||||
Кистевая динамометрия здоровой конечности (в кг) |
21,0 ±2,9 |
30,0 ±8,4 |
21,3 ±3,8 |
31,7 ±10,6 |
t=0,3 P>0,05 |
t=0,1 P>0,05 |
t=1,0; P>0,05 |
t=0,9; P>0,05 |
|||||
Сила мышц нижних конечностей (тест с приседаниями, количество раз за 10 с) |
5,3 ±1,3 |
6,3 ±0,4 |
5,0 ±0,9 |
4,3 ±0,4 |
t=0,3 P>0,05 |
t=3,3 Р<0,05 |
t=0,6; P>0,05 |
t=0,7; P>0,05 |
|||||
Координационные способности |
||||||
Мелкая моторика рук (тест с 9 колышками, в с) |
25,0 ±4,2 |
12,7 ±2,1 |
25,1 ±3,8 |
14,3 ±3,6 |
t=0,01 P>0,05 |
t=0,4 P>0,05 |
t=2,6; P>0,05 |
t=2,1; P>0,05 |
|||||
Оценка вертикальной позы (в с) |
1,3 ±0,4 |
4,3 ±0,4 |
1,7 ±0,4 |
2,7 ±0,4 |
t=0,1 P>0,05 |
t=4,2 Р<0,05 |
t=7,5; Р<0,05 |
t=2,5; P>0,05 |
Заключение. Эффективность разработанной экспериментальной модели адаптивной физической реабилитации с использованием информационных дистанционных технологий подтверждается результатами, полученными в ходе основного педагогического эксперимента, которые показывают ее существенное и прогрессивное влияние на все исследуемые показатели в экспериментальной группе. Таким образом, создаются условия для успешной социализации постинсультных пациентов в общество здоровых сверстников.