Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUES-BASED ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO THE NATIVE VILLAGE PROFESSIONS

Selivanova E.A. 1 Ilyasov D.F. 1 Rzhevskaya D.A. 2
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
2 Koelga Secondary General School named after twice Hero of the Soviet Union S.V. Khokhryakov
The scientific article proves the necessity of forming a values-based attitude of schoolchildren of different ages to the professions of the native village. The authors show that rural schoolchildren experience difficulties in professional choice and plan to migrate to the city in the future (80% of respondents). The significance of the formation of the values of the professions of the native village with the aim of developing the economy of the native land is substantiated. A theoretical review of research of values-based attitude to professions is presented. The process of forming a value attitude to professions based on the mechanisms of interiorization and exteriorization is described. Pedagogical conditions for the formation of a values-based attitude to the professions of the native village are singled out and substantiated: the age features of schoolchildren are taken into account at all stages of the career-guidance; enriching the content of extracurricular activities, based on the individual peculiarities of schoolchildren; the formation of a values-based attitude towards the professions of the native village through the search for attractive meanings of rural professions for modern schoolchildren. The base for the approbation of pedagogical conditions is described in Chelyabinsk region, Koelga Secondary General School named after twice Hero of the Soviet Union S.V. Khokhryakov. It is noted that the school is a federal innovation platform. The results of the implementation of pedagogical conditions are presented, manifested in increasing the motivation of teachers to orientate toward the profession of their native village and the positive meaningful attitude of schoolchildren towards the professions of their native village. The risks of formation of the values-based attitude to the professions of the native village among schoolchildren and the conditions for their overcoming are indicated.
values-based attitude to the native village professions
career-guidance
age peculiarities
gender peculiarities
leading hemisphere
temperament
representative systems

Успешное профессиональное самоопределение является важным этапом развития личности. Грамотный выбор профессии, востребованной в обществе и соответствующей психофизиологическим возможностям и способностям человека, позволяет эффективно развиваться как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Экономика страны и региона зависит от результатов профессиональной деятельности высококлассных специалистов в различных отраслях. В последнее время как в стране, так и в Челябинской области в приоритете профессиональная ориентация школьников на выбор рабочих и инженерных профессий в промышленной сфере. Причем у многих выпускников школ Челябинской области уже отмечается целенаправленный выбор таких профессий. Однако профессии сельскохозяйственной направленности менее привлекают школьников. Последствия таких явлений – ухудшение демографической ситуации на селе, замедление социально-экономического развития сельской местности и региона [1].

В этой связи целью статьи является обоснование педагогических условий, способствующих выбору школьниками профессий родного села.

Материалы и методы исследования. Определение и апробация педагогических условий осуществлялась на базе МБОУ «Коелгинская СОШ» Еткульского района Челябинской области. Школа реализует федеральный инновационный проект «Формирование у школьников положительного имиджа профессий родного села с использованием технологии образовательного туризма». Он направлен на возрождение интереса к профессиям родного края, включая сельскохозяйственные профессии и, как следствие – развитие сельскохозяйственной промышленности. На констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование обучающихся разного возраста (n=350) и педагогов (n=30) с целью выявить их осведомленность о профессиях родного села и профессиональную направленность школьников. Полученные данные показали, что:

– 53% педагогов не мотивированы на осуществление профориентационной деятельности в аспекте ценностного отношения к профессиям родного села в рамках урочной и внеурочной деятельности;

– 23% школьников осведомлены о профессиях предприятий села и трудовых функциях работников предприятий (СПК «Коелгинское» и ОАО «Коелгамрамор»);

– 80% старшеклассников намерены уехать в город из села после окончания школы;

– 50% школьников подросткового возраста не знают, кем быть в дальнейшем.

Таким образом, отметим, что направленность на получение профессий родного села у школьников слабая. В селе Коелгинское Челябинской области действуют два градообразующих предприятия: ЗАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское». Продукция ЗАО «Коелгамрамор» (мраморная мука, мраморная крошка и мрамор) применяется в строительстве, бумажной и нефтегазодобывающей промышленности, в бытовой химии и косметологии страны. Сельхозпродукция СПК «Коелгинское» (растительные масла и молоко) отличается высоким качеством и востребована в регионе. Стоит отметить, что рабочие места в сельском поселении в наличии, однако выпускники школ все же предпочитают мигрировать в город. Данную тенденцию мы связываем с отсутствием у современных школьников ценностного отношения к сельскохозяйственным профессиям. Для формирования такого отношения необходимы соответствующие условия в школе.

Для определения педагогических условий формирования ценностного отношения к профессиям родного села были проанализированы исследования, близкие к теме. Основополагающие труды в этом направлении разработаны Л.М. Митиной [2], Н.С. Пряжниковой [3], Г.В. Резапкиной [4]. Кроме того, исследуются вопросы формирования ценностного отношения к профессиям у студентов [5; 6]. Представлены работы, посвященные профориентационной работе в сельской школе [7; 8]. Так, в исследовании Н.И. Шадрина рассматривается профессиональная ориентация учащихся сельских школ на профессии села. Автор изучает профориентацию на крестьянское (фермерское) хозяйство, понимая ее как профессиональную карьеру [7]. Он предлагает использовать исторический опыт сельского населения Южного Зауралья и опыт школы включения детей в трудовую деятельность в форме профориентационного краеведения.

В работе М.В. Бадашкеева акцент делается на профориентационный выбор сельскими школьниками, связанный с педагогической профессией. Автор выделяет социальные, культурные и образовательные особенности образовательной среды современной сельской школы, способствующие личностно-профессиональному самоопределению школьников [8]. Причем ценностные аспекты профессионального выбора он выделяет в социальных и образовательных особенностях школы. Среди социальных стоит отметить статус сельской школы, ее интегрированность в социум и сельскохозяйственный труд, наличие общественных институтов, взаимодействующих со школой. В образовательных особенностях школы выделяются особенности основной образовательной программы, отражающей требования ФГОС, содержание образования и стиль педагогического общения. Мы разделяем позицию автора относительно значимости престижа школы, ее социального партнерства с градообразующими предприятиями и демократического стиля педагогического общения в формировании ценностного отношения к профессиям.

Проанализируем исследования, посвященные вопросу ценностных отношений и особенности их формирования в рамках профессиональной деятельности. Осуществляя теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностные отношения», С.М. Ершова отмечает, что ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой свойства объекта не только значимы, но и удовлетворяют определенную потребность субъекта (отвечают его интересам или цели) [9, с. 56]. Л.Х. Лайпанова описывает логическую цепочку формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности (у студентов): демонстрация студентам определенных ценностей будущей профессии – присвоение ими ценностей и формирование личностных смыслов (интериоризация) – собственная жизнь данных ценностей и смыслов в индивидуальном сознании – последующая их проекция в различных видах профессионально ориентированной деятельности (экстериоризация) [5, с. 8]. Авторы статьи опираются на данный подход, на котором полагаем выстраивать процесс формирования ценностного отношения к профессиям родного села у обучающихся в той же логике. Однако важно учитывать, что учащиеся школы отличаются от студентов своими возрастными характеристиками. Поэтому важно формировать ценностное отношение, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Стоит отметить, что грамотный профессиональный выбор необходимо сделать школьникам уже в старшем школьном возрасте (15-17 лет). Возрастным новообразованием этого периода является профессиональное самоопределение, мировоззрение, жизненные планы. Такой выбор строится не только на знаниях о востребованных профессиях, учете собственных способностей и возможностей, но и на сформированном ценностном отношении к определенной профессии.

Если процесс интериоризации ценностей, в том числе профессиональных, осуществляется постепенно, то необходимо начинать его осуществлять в младшем школьном возрасте. Продолжать данную деятельность необходимо в основной школе, учитывая психологию подростков, когда внешние профессиональные ценности будут превращаться во внутренние смыслы. В итоге в старшем школьном возрасте у обучающихся можно будет обнаружить процесс эсктериоризации – осознанный, положительно эмоционально окрашенный выбор профессии, в том числе и сельскохозяйственной направленности. В таблице 1 описаны основные психологические особенности школьников: ведущая деятельность, новообразования и кризисы каждого периода. Также представлены направления формирования ценностного отношения к профессиям родного села, методы и приемы, их формирующие.

В этой связи выделяем первое педагогическое условие – учет возрастных особенностей обучающихся на всех этапах осуществления формирования ценностного отношения к профессиям родного села.

Таблица 1

Учет возрастных особенностей формирования ценностного отношения к профессиям родного села

Содержание

периода

Младший школьный возраст

6,5 (7) – 10 (11) лет

Подростковый возраст

11-14 (15) лет

Юношеский возраст

15 (16) - 17 (18) лет

Ведущая деятельность /

новообр-ния

Учение / произвольность, внутренний план действия, саморегуляция, рефлексия

Интимно-личностное общение / стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Учебно-профессиональное самоопределение / мировоззрение, профессиональные интересы

Возрастной кризис

7 лет – утрата детской непосредственности, внутренние переживания, социальное Я

13 лет - тревога, эмоциональная нестабильность, неустойчивость в решениях, растерянность, пессимизм

17 лет - встреча с взрослой жизнью, поиск своего места в мире взрослых

Направления формирования ценностного отношения к профессиям родного села

Представление о мире профессий в целом и профессий родного села, развитие добросовестного отношения к труду (в том числе сельскохозяйственному), понимание его роли в собственной жизни, жизни других людей и общества, интерес к будущей профессии

Формирование потребности в профессиональном самоопределении, развитие качеств, необходимых для той или иной профессии (в т. ч. коммуникативных), осознанного намерения продолжения образования в области освоения знаний, необходимых для профессий родного села

Развитие убежденности и адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профессионального намерения, планирование траектории дальнейшего непрерывного развития и самообразования

Методы и приемы профориентации

Ролевые и дидактические игры, мультфильмы по профессиям, беседы, конкурсы, сказки, полезный труд, экскурсии, праздники, посвященные профессиям родного села

Притчи, видеоролики, социальная реклама по профессиям, кейсы, проекты (в т.ч. сельскохоз. направленности), участие в олимпиадах по дисциплинам естественно-научного цикла

Техники тайм-менеджмента, программы и упражнения по целеполаганию, проф. пробы на предприятиях родного села

 

Формирование ценностного отношения к профессиям родного села необходимо осуществлять как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом рекомендуются инновационные формы такой деятельности, к примеру экскурсионно-познавательные маршруты [10]. Зачастую внеурочная деятельность реализуется с учетом возрастных, но в отрыве от личностных особенностей обучающихся (гендерные отличия, ведущие каналы восприятия информации (репрезентативные системы), тип темперамента). В таблице 2 нами были обозначены такие особенности в аспекте осуществления формирования ценностного отношения к профессиям родного села. На данном основании выделим второе педагогическое условие – обогащение содержания внеурочной деятельности, исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.

Таблица 2

Рекомендации по учету индивидуальных особенностей формирования
ценностного отношения к профессиям родного села

Гендерные особенности

Формируйте у мальчиков интерес к профессиям родного села через исследовательскую и проектную деятельность, поручите руководство проектами, привлекайте к спортивным соревнованиям по теме

Привлекайте девочек к оформлению приусадебного участка, стендов, проектных работ, помощи родителям по дому, выдвигайте их на презентацию научных исследований

Ведущее полушарие

У левополушарных учащихся акцент делайте на анализ и синтез информации, логику и символы

Для правополушарных подходит творческая работа, эмоциональный характер деятельности

Темперамент

Сдерживайте холерика, предупреждайте конфликты в обсуждении вопросов, в принятии необдуманных экспрессивных решений

Подбадривайте меланхолика, используйте его творческий потенциал в профориентационной работе

Настраивайте сангвиника на качественное выполнение работы, поддерживайте необходимость считаться с мнением других

Активизируйте деятельность флегматика, включайте в обсуждение дискуссий на тему профессионального выбора

 

Репрезентативные системы

Для визуала используйте наглядность в ориентации на профессии родного села (схемы, видеоролики, презентации, яркие картинки)

Четко проговаривайте информацию, связанную с профессиями родного села для аудиала, позвольте ему высказывать свое мнение

Предлагайте практические задания кинестетику (потрогать, смастерить, разобрать смоделировать)

Дигиталу предлагается исследовательский проект по тематике сельскохоз. деятельности, написание статьи, выступление на конференции

 

Отметим, что учителю достаточно сложно учитывать все выше перечисленные аспекты, одно важно понимать, что можно объединить учащихся в группы по тому или иному признаку. Кроме того, педагог может использовать разные формы и методы профориентации, которые направлены на учет тех или иных индивидуальных особенностей. Рекомендуется выстраивать формирование ценностного отношения к профессиям родного села, исходя из данных психолого-педагогической диагностики. Однако учитель сам может выявить те или иные особенности учеников, опираясь на метод наблюдения, анализ продуктов деятельности школьников и через разные формы коммуникации.

Возвращаясь к вопросу формирования ценностного отношения к профессиям родного села, включая сельскохозяйственный труд, отметим, что важно открыть для школьников новые смыслы такой деятельности. Целесообразно показать учащимся (в рамках бесед, экскурсий на предприятия, просмотра видеороликов на тему профессий сельскохозяйственной отрасли), что современные работники находятся в других условиях. Трактористы и комбайнеры ездят на современной технике, оснащённой различной электроникой (кондиционер, функциональная панель управления). Специалисты рабочих профессий уже не ходят в грязной спецовке, а имеют современную экипировку (спецодежду, средства индивидуальной защиты и спецобувь для соответствующих производственных и климатических условий). Доярки уже не выполняют работу вручную, а лишь контролируют процесс функционирования специальных машин. Кроме того, современные рабочие сельскохозяйственной промышленности ведут активную социальную и творческую жизнь. Иными словами, современные условия труда более привлекательны и технологичны. А заработная плата не многим отличается от зарплаты работников других предприятий областных центров. При этом в отличие от крупных городов экологическая обстановка в сельской местности горазда лучше.

Таким образом, обозначим третье педагогическое условие – формирование ценностного отношения к профессиям родного села через поиск привлекательных смыслов сельских профессий для современных школьников.

В течение 2017-2018 года внедрялись представленные выше педагогические условия. Педагоги в рамках урочной и внеурочной деятельности проводили формирование ценностного отношения к профессиям родного села с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, показывая привлекательные смыслы профессий родного села.

В сентябре 2018 г. было проведено повторное анкетирование по выявлению сформированности ценностного отношения к профессиям родного села.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты:

– повышение мотивации педагогов к осуществлению профессиональной ориентации на профессии родного села (86,6%);

– уверенная ориентированность школьников в мире профессий сельскохозяйственной отрасли и понимание школьниками основных трудовых функций, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в аспекте профессий родного села (85,7%);

– информированность обучающихся о предприятиях, в которых данные профессии востребованы, о сложившейся там инфраструктуре, социальных гарантиях и позитивное отношение выпускников школы к профессиям в области сельского хозяйства и родного села (88,5%).

Полученные результаты показали, что в школе наблюдается положительная динамика в аспекте формирования ценностного отношения к профессиям родного села, включая сельскохозяйственную отрасль. Однако важно продолжать реализовывать данную работу в системе, чтобы закрепить полученный эффект.

Выводы. Формирование ценностного отношения к профессиям родного села должно проводиться на основе выделения привлекательных смыслов для школьников и с учетом их психологических особенностей (индивидуальных и возрастных). Несомненно, такая работа связана с определёнными рисками: преодоления сформировавшихся стереотипов как обучающихся, так и у их родителей относительно низкого статуса рабочего человека в сельском хозяйстве. Однако целенаправленная систематическая работа в данном направлении, начиная с младшего школьного возраста, позволит сформировать ценностное отношение у школьников к профессиям родного села.