«Изучая родной язык, ребенок усваивает
не только слова, но и множество понятий,
мыслей, чувств, художественных образов…»
К.Д. Ушинский
В дошкольных образовательных учреждениях одной из главных задач педагогов является развитие речи. Эта задача особенно актуальна при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети могут иметь различные отклонения психического или физического плана, у них часто наблюдаются нарушения таких сторон психической деятельности, как внимание, память, мышление, речь, моторика. Увеличение в последние десятилетия различных структур речевого дефекта обусловливает необходимость проведения с такими детьми планомерной системной коррекционно-логопедической работы.
При обследовании старших дошкольников было выявлено, что у них часто возникают трудности в пересказе текста, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, разучивании стихов, загадок. В дальнейшем это может привести к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. Кроме того, от грамотно поставленной и эмоционально насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Поэтому логопедическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.
Цель исследования - формирование грамотной, развернутой речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями.
Работая в системе дошкольного образования (ДО), все педагоги ориентируются на ФГОС ДО [1], который включает в себя ряд предпосылок к учебной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Предпосылки к учебной деятельности (по ФГОС ДО) [1, с. 28]
Учитывая, что дошкольники познают окружающий мир на уровне опытов и экспериментов, нас заинтересовала работа по развитию речи через опытно-экспериментальную деятельность [2, с. 159]. Идея создания работы по данной теме возникла после проведения анкетирования родителей, которое показало, что термин «опытно-экспериментальная деятельность» вызывает у родителей непонимание и сравнение этого термина с такими понятиями, как «развлечение», «игра», «конструирование», «рисование». Наше исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 156» г. Магнитогорска с сентября 2017 по май 2018 года. В исследовании принимали участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и дети с общим недоразвитием речи I-IV уровней развития. По итогам проведения опытно-экспериментальной деятельности было установлено, что 100% детей испытывали трудности в составлении последовательности проделанного опыта, в пересказе увиденного, умении выделять главную мысль и делать вывод из-за недостаточно сформированного словарного запаса, нарушений лексико-грамматических конструкций. Поэтому нами была разработана игра: «Опыт ты расскажи, все как нужно разложи», целью которой является обучение умению последовательно составлять и пересказывать проделанный опыт. Данная разработка подходит для любой опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Дети могут наглядно продемонстрировать начало, середину и конец проделанного опыта, опираясь на схемы и разрезные карточки-картинки опыта [2, с. 160-161]. Но, работая по данной теме, мы стремились к развитию связной речи. Поэтому в дополнение ко всему вышесказанному решили воспользоваться уже известным методом «Синквейн», который используется в школьной практике, в психологии как метод рефлексии, но недостаточно апробирован в дошкольных образовательных учреждениях.
Его реализация опирается на личностно ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует ФГОС ДО и запросам современного общества.
Синквейн - французское слово, означающее в переводе нерифмованное стихотворение из пяти строк [3, с. 827]. Его родиной считается США, где оно появилось в начале XX века. Удивителен и тот факт, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Аделаида Крэпси, американская поэтесса начала XX века, разработала эту форму, состоящую из пяти строк, напоминающую «пирамиду» (рис. 2) [4, с.105-106].
В логопедической практике в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи широко используются символы, схемы, мнемотаблицы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются во вспомогательной помощи из-за недостаточно развитых высших психических функций [5, с. 136]. Поэтому для доступности метода «Синквейн» мы используем символы, которые помогают понять, что такое предмет, действие, признак, ассоциация и границы предложения [6, с. 163]. В пирамиде «Синквейн» представлены символы, которые служат опорой при составлении нерифмованного пятистрочного стихотворения (рис. 2).
Рис. 2. Пирамида «Синквейн»
Как же взаимодействие опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн» происходит на практике:
1) проведение опытно-экспериментальной деятельности по лексической теме;
2) последовательное составление и предсказывание опыта с опорой на разрезные карточки-картинки;
3) составление связного рассказа о проделанном опыте с использованием символов метода «Синквейн».
Например: по лексической теме «Осень» проводился опыт «Дождик в стакане». Далее дети, используя символы метода «Синквейн», составляли рассказ о проделанном опыте:
1. Предмет - это дождь.
2. Признак - разноцветный, холодный (дети описывают увиденное в опыте).
3. Действие - капали, наливали, выдавливали (рассказ детей об использовании материалов в момент проведения опыта).
4. Составление предложения о полученном результате («Мы увидели разноцветный дождь»).
5. Слово-ассоциация, которое вызывает слово дождь (ответы детей: «Радуга», «Осень» и т.д.).
Эффективность и значимость синквейна заключается в том, что, являясь простым игровым приемом, который могут составить дети дошкольного возраста, он развивает их творческие способности, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей [7, с. 174]. Синквейн активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание по пройденному материалу. В опытно-экспериментальной деятельности дети используют метод «Синквейн», чтобы составить связный рассказ о проделанном опыте.
Работа над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн» велась поэтапно. В таблице представлены этапы работы и сделана подборка игр в зависимости от целей.
Этапы работы над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность
с использованием метода «Синквейн»
Опытно-экспериментальная деятельность |
Метод «Синквейн» |
1 этап: подготовительный (сентябрь - декабрь) |
|
Цель: 1. Уметь выделять цель исследования. 2. Учить умению выдвигать гипотезы. 3. Совершенствовать коммуникативные навыки. Также были проведены игры, в которых нужно было сформулировать возможные причины и последствия описанных событий. Игры: «Закончи рассказ», «Чего не стало?», «Опыт ты перескажи, все как нужно разложи» |
Цель: Игры: «Живое - неживое», «Назови предмет», «Отгадай загадку», «Что это?», «На что похоже?», «Опиши, но не смотри» и т.д. (см. картотеку игр для педагогов и родителей). Работа на подготовительном этапе завершается, знакомством детей с символами - обозначениями: «слов - предметов», «слов - действий», «слов - признаков», «слов - ассоциаций» |
2 этап: основной (январь - март) |
|
Цель: Формировать умение из проделанной опытно-экспериментальной деятельности делать выводы, высказывать свои суждения. Игры: «Что из чего?», «Что каким бывает?», «Какого это цвета?», «Кто что умеет делать?», «Разложи картинки» |
Цель: Ввести понятие «Синквейн» и его виды. 1. Обучение составлению «Синквейна» (с помощью педагога). 2. Знакомство и составление дидактического синквейна, синквейн-загадки, синквейн-рисунка |
3 этап: заключительный (апрель - май) |
|
Цель: совершенствование навыка составления разных видов синквейна через опытно-экспериментальную деятельность (подготовительная группа – второй год обучения) |
В ходе коррекционно-развивающей работы по данной теме мы проводили мониторинг уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста [8, с. 118], который позволил нам сравнить уровни развития речи детей на начало учебного года в сентябре 2017 г. и на конец, т.е. в мае 2018 года. Для обследования речи мы использовали методики И.О. Иншаковой «Альбом для логопеда», а также О.С. Гомзяк «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР». Результаты исследования представлены на рисунках 3 и 4.
Рис. 3. Оценка уровня развития речи через опытно-экспериментальную деятельность для старшего дошкольного возраста на начало учебного года
Рис. 4. Оценка уровня и устойчивости результатов развития речи
через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн»
для старшего дошкольного возраста на конец учебного года
Вывод
Таким образом, мы можем констатировать факт повышения уровня и устойчивости результатов развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн». При этом дети не только учились рассуждать и высказывать свои мысли, но и соглашались или не соглашались с мнением педагога и своих сверстников, начинали общаться друг с другом с вопросами. У детей формировалось умение убеждать в своей правоте, накапливался речевой опыт. Они учились грамотному общению, вследствие которого на смену монологу приходил партнерский диалог. Речь детей становилась более грамотной, сформированной и развернутой.
Мы считаем, что использование метода «Синквейн» в процессе опытно-экспериментальной деятельности позволяет сформировать более грамотную, развернутую речь у детей старшего дошкольного возраста. Данный метод может быть использован в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольного образования.