Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF SPEECH THROUGH EXPERIMENTAL-EXPERIMENTAL ACTIVITIES USING THE SINKVEIN METHOD

Kuvshinova I.A. 1 Repnikova Z.A 2 Karapetova O.A. 2 Galimzyanova T.N. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
2 Child Development Center - Kindergarten No. 156
The article presents the results of the work on the development of the speech of children of senior preschool age through experimental and experimental activities using the Sinkwein method with reliance on the prerequisites for learning activities, indicated by the GEF TO. Having set the goal of forming a competent, detailed speech in children of senior preschool age with speech pathologies, the authors, using the results of an ascertaining experiment and a survey of parents, turned to the use of the Sinquain method, adapting it to the conditions of a speech therapy kindergarten. For the accessibility of the Synquain method to children of older preschool age with speech pathology, symbols were used to help understand what an object, action, attribute, association, and sentence boundaries are. The article presents the stages of work on the development of speech through experimental work using the Sinkwain method, the results of monitoring and research on the level of children's speech development beginning of the school year in September 2017. and at the end, i.e. in may 2018. Analysis of the results led to the conclusion about the effectiveness of the method and to conclude that the Synquain method can be used in the practice of speech therapists and teachers of preschool education.
experimental activity
synquain
children of preschool age
speech development
children with disabilities
learning activities
the formation of literate speech

«Изучая родной язык, ребенок усваивает
не только слова, но и множество понятий,
мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д. Ушинский

В дошкольных образовательных учреждениях одной из главных задач педагогов является развитие речи. Эта задача особенно актуальна при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети могут иметь различные отклонения психического или физического плана, у них часто наблюдаются нарушения таких сторон психической деятельности, как внимание, память, мышление, речь, моторика. Увеличение в последние десятилетия различных структур речевого дефекта обусловливает необходимость проведения с такими детьми планомерной системной коррекционно-логопедической работы.

При обследовании старших дошкольников было выявлено, что у них часто возникают трудности в пересказе текста, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, разучивании стихов, загадок. В дальнейшем это может привести к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. Кроме того, от грамотно поставленной и эмоционально насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Поэтому логопедическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Цель исследования - формирование грамотной, развернутой речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями.

Работая в системе дошкольного образования (ДО), все педагоги ориентируются на ФГОС ДО [1], который включает в себя ряд предпосылок к учебной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Предпосылки к учебной деятельности (по ФГОС ДО) [1, с. 28]

Учитывая, что дошкольники познают окружающий мир на уровне опытов и экспериментов, нас заинтересовала работа по развитию речи через опытно-экспериментальную деятельность [2, с. 159]. Идея создания работы по данной теме возникла после проведения анкетирования родителей, которое показало, что термин «опытно-экспериментальная деятельность» вызывает у родителей непонимание и сравнение этого термина с такими понятиями, как «развлечение», «игра», «конструирование», «рисование». Наше исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 156» г. Магнитогорска с сентября 2017 по май 2018 года. В исследовании принимали участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и дети с общим недоразвитием речи I-IV уровней развития. По итогам проведения опытно-экспериментальной деятельности было установлено, что 100% детей испытывали трудности в составлении последовательности проделанного опыта, в пересказе увиденного, умении выделять главную мысль и делать вывод из-за недостаточно сформированного словарного запаса, нарушений лексико-грамматических конструкций. Поэтому нами была разработана игра: «Опыт ты расскажи, все как нужно разложи», целью которой является обучение умению последовательно составлять и пересказывать проделанный опыт. Данная разработка подходит для любой опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Дети могут наглядно продемонстрировать начало, середину и конец проделанного опыта, опираясь на схемы и разрезные карточки-картинки опыта [2, с. 160-161]. Но, работая по данной теме, мы стремились к развитию связной речи. Поэтому в дополнение ко всему вышесказанному решили воспользоваться уже известным методом «Синквейн», который используется в школьной практике, в психологии как метод рефлексии, но недостаточно апробирован в дошкольных образовательных учреждениях.

Его реализация опирается на личностно ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует ФГОС ДО и запросам современного общества.

Синквейн - французское слово, означающее в переводе нерифмованное стихотворение из пяти строк [3, с. 827]. Его родиной считается США, где оно появилось в начале XX века. Удивителен и тот факт, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Аделаида Крэпси, американская поэтесса начала XX века, разработала эту форму, состоящую из пяти строк, напоминающую «пирамиду» (рис. 2) [4, с.105-106].

В логопедической практике в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи широко используются символы, схемы, мнемотаблицы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются во вспомогательной помощи из-за недостаточно развитых высших психических функций [5, с. 136]. Поэтому для доступности метода «Синквейн» мы используем символы, которые помогают понять, что такое предмет, действие, признак, ассоциация и границы предложения [6, с. 163]. В пирамиде «Синквейн» представлены символы, которые служат опорой при составлении нерифмованного пятистрочного стихотворения (рис. 2).

Рис. 2. Пирамида «Синквейн»

Как же взаимодействие опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн» происходит на практике:

1) проведение опытно-экспериментальной деятельности по лексической теме;

2) последовательное составление и предсказывание опыта с опорой на разрезные карточки-картинки;

3) составление связного рассказа о проделанном опыте с использованием символов метода «Синквейн».

Например: по лексической теме «Осень» проводился опыт «Дождик в стакане». Далее дети, используя символы метода «Синквейн», составляли рассказ о проделанном опыте:

1. Предмет - это дождь.

2. Признак - разноцветный, холодный (дети описывают увиденное в опыте).

3. Действие - капали, наливали, выдавливали (рассказ детей об использовании материалов в момент проведения опыта).

4. Составление предложения о полученном результате («Мы увидели разноцветный дождь»).

5. Слово-ассоциация, которое вызывает слово дождь (ответы детей: «Радуга», «Осень» и т.д.).

Эффективность и значимость синквейна заключается в том, что, являясь простым игровым приемом, который могут составить дети дошкольного возраста, он развивает их творческие способности, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей [7, с. 174]. Синквейн активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание по пройденному материалу. В опытно-экспериментальной деятельности дети используют метод «Синквейн», чтобы составить связный рассказ о проделанном опыте.

Работа над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн» велась поэтапно. В таблице представлены этапы работы и сделана подборка игр в зависимости от целей.

Этапы работы над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность

с использованием метода «Синквейн»

Опытно-экспериментальная деятельность

Метод «Синквейн»

1 этап: подготовительный (сентябрь - декабрь)

Цель:

1. Уметь выделять цель исследования.

2. Учить умению выдвигать гипотезы.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Также были проведены игры, в которых нужно было сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Игры:

«Закончи рассказ», «Чего не стало?», «Опыт ты перескажи, все как нужно разложи»

Цель:
Познакомить дошкольников со словами-понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Игры:

«Живое - неживое», «Назови предмет», «Отгадай загадку», «Что это?», «На что похоже?», «Опиши, но не смотри» и т.д. (см. картотеку игр для педагогов и родителей).

Работа на подготовительном этапе завершается, знакомством детей с символами - обозначениями: «слов - предметов», «слов - действий», «слов - признаков», «слов - ассоциаций»

2 этап: основной (январь - март)

Цель:

Формировать умение из проделанной опытно-экспериментальной деятельности делать выводы, высказывать свои суждения.

Игры:

«Что из чего?», «Что каким бывает?», «Какого это цвета?», «Кто что умеет делать?», «Разложи картинки»

Цель:

Ввести понятие «Синквейн» и его виды.

1. Обучение составлению «Синквейна» (с помощью педагога).

2. Знакомство и составление дидактического синквейна, синквейн-загадки, синквейн-рисунка

3 этап: заключительный (апрель - май)

Цель: совершенствование навыка составления разных видов синквейна через опытно-экспериментальную деятельность (подготовительная группа – второй год обучения)

 

В ходе коррекционно-развивающей работы по данной теме мы проводили мониторинг уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста [8, с. 118], который позволил нам сравнить уровни развития речи детей на начало учебного года в сентябре 2017 г. и на конец, т.е. в мае 2018 года. Для обследования речи мы использовали методики И.О. Иншаковой «Альбом для логопеда», а также О.С. Гомзяк «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР». Результаты исследования представлены на рисунках 3 и 4.

Рис. 3. Оценка уровня развития речи через опытно-экспериментальную деятельность для старшего дошкольного возраста на начало учебного года

Рис. 4. Оценка уровня и устойчивости результатов развития речи
через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн»
для старшего дошкольного возраста на конец учебного года

Вывод

Таким образом, мы можем констатировать факт повышения уровня и устойчивости результатов развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн». При этом дети не только учились рассуждать и высказывать свои мысли, но и соглашались или не соглашались с мнением педагога и своих сверстников, начинали общаться друг с другом с вопросами. У детей формировалось умение убеждать в своей правоте, накапливался речевой опыт. Они учились грамотному общению, вследствие которого на смену монологу приходил партнерский диалог. Речь детей становилась более грамотной, сформированной и развернутой.

Мы считаем, что использование метода «Синквейн» в процессе опытно-экспериментальной деятельности позволяет сформировать более грамотную, развернутую речь у детей старшего дошкольного возраста. Данный метод может быть использован в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольного образования.