Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OVERCOMING AIDZHISM IN PEOPLE OF THE THIRD AGE AS A SOCIO-CULTURAL PROBLEM OF MODERNITY

Kharkovskaya E.V. 1 Beletskaya E.A. 1 Zamanova I.F. 1 Glamazda S.N. 1
1 HBOU HE "Belgorod State Institute of Art and Culture"U
The article considers Ageism as a sociocultural problem of modernity. The authors of the article Ageism is defined as discriminatory behavior in relation to a certain group of people or a specific person on the basis of his belonging to a particular age group. This group of people often include the elderly. To overcome such a phenomenon as ageism, in relation to people of the third age in the institutions of the socio-cultural sphere, modern technologies of socio-cultural activities are used. Attention is drawn to the role of socio-cultural activities in overcoming the ageism of people of the third age, as it determines the conditions and content of leisure needs, forms of occupation and orientation, which have a great influence on the preferences of people of the third age, and also forms their cultural program of leisure time, using in their activities an arsenal of tools, forms and methods. Institutions of culture are of direct importance in the life activity of people of the third age. In modern conditions, employees of cultural institutions pay special attention to innovative forms of leisure with people of the third age. The authors of the article see a solution to the problem of overcoming the ageism of people of the third age through the use of modern youth art as an innovative approach to socio-cultural activities and, as a result, popularization of folk arts and crafts, as well as modern youth art Yarnbombing. One of the tools for solving the problem of ageism can be the familiarization of people of the third age with Yarnbombing art - bright décor elements and art objects that will give positive emotions. Organizing creative sites on the basis of cultural institutions for the mutual creativity of generations is not just an interesting form of organizing leisure time, but also an opportunity to get new sensations, emotions, and feel the real spirit of adventure and self-improvement. Thus, ageism is one of the problems of mankind that needs to be overcome. Therefore, at present, a socio-cultural approach is extremely relevant, affecting the overcoming of ageism in people of the third age, by means of sociocultural activity that has a direct impact on it.
social and cultural activities
people of the third age
leisure
ageism
aging
cultural institutions.

Старение – это необратимый процесс всего населения планеты. Старость - это особый промежуток жизнедеятельности людей, который содержит множественные характерные проблемы: изменение физического и психического состояния, социального и экономического статуса и социальных ролей. В России каждый третий человек подвергается эйджизму [1].

Пожилые люди считаются одной из слабо защищённых социальных групп возраста и более других категорий населения граждан подвергаются эйджизму. Это, прежде всего, проявляется в утрате смысла жизни и сужении круга общения, повышении уровня конфликтности в общении с молодежью, разбалансированности в ценностях, идеалах, жизненных принципах [2].

Эйджизм определяют, как дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности к той или иной возрастной группе. На сегодняшний день проблема эйджизма встречается повсеместно, практически во всех сферах жизни.

Проблема эйджизма в обществе, по отношению к людям старших возрастных групп, в современной социально-культурной ситуации является наиболее острой.

О.В. Краснова подразделяет эйджизм на два вида: первый, институциональный эйджизм – это юридически закрепленная дискриминация людей определенной возрастной группы; второй вид, внутренний эйджизм – это унижающие межличностные действия, негативные высказывания и поведение в отношении определенной группы людей, например игнорирование, физическое или психическое насилие [3, с. 202].

Таким образом, эйджизм представляет собой сложное динамично развивающееся явление в обществе, выражающееся в пренебрежении и негативном отношении молодого поколения к людям третьего возраста и выраженное в различных формах (поведение, действия и т.д.), что является актуальной и важной социально-культурной проблемой современности, требующей решения.

Изучением этой проблемы занимаются философы, социологи, психологи, антропологи, этнографы, психиатры и другие ученые.

Работа по преодолению эйджизма людей третьего возраста ведется не только в специализированных центрах, образовательных учреждениях, также в эту работу вовлекаются учреждения социально-культурной сферы.

Для преодоления такого явления, как эйджизм, по отношению к людям третьего возраста в учреждениях социально-культурной сферы применяются современные технологии социально-культурной деятельности.

Учреждения социально-культурной сферы берут на себя ответственность за организацию культурного досуга людей третьего возраста.

Досуговая деятельность людей третьего возраста имеет свои специфические особенности.

1. Досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности, не обусловлена жесткой регламентацией во времени.

2. Стимулом является чувство внутреннего удовлетворения.

3. Обладает большим диапазоном видов своего проявления, в одних случаях – это активное участие человека, в других – пассивное расслабление [4, с. 51].

Досуговая деятельность (художественная, научная, экологическая, гуманитарная, прикладная) людей третьего возраста позволяет оптимально использовать интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные ресурсы пожилого человека [5, с. 278].

Социально-культурная деятельность в организации досуга пожилых людей имеет очень важное значение, так как способствует укреплению веры в свои силы, стимулированию жизненного оптимизма, а также успешному взаимодействию человека с окружающей их социально-культурной средой [6, с. 348].

Для работы с людьми третьего возраста наиболее популярными средствами социально-культурной деятельности, применяемыми специалистами с целью преодоления эйджизма у данной возрастной группы, являются устные и наглядные средства, это связано с тем, что люди третьего возраста в большинстве случаев имеют проблемы со зрением, и для них преимущественной возможностью будет услышать, чем прочесть, или возможность ощутить руками какой-либо предмет; психолого-педагогические средства, которые включают в себя реальное общение с людьми, а также игры, зрелища – как массовая форма проведения досуга. С использованием этих средств реализуется коммуникативная функция социально-культурной деятельности, которая удовлетворяет природную потребность людей третьего возраста в общении с другими людьми и является наиболее эффективной при преодолении эйджизма [7].

Таким образом, огромную роль в преодолении эйджизма людей третьего возраста оказывает социально-культурная деятельность, так как определяет условия и содержание досуговых потребностей, форм занятий и ориентации, которые оказывают большое влияние на предпочтения людей третьего возраста, а также формирует их культурную программу организации свободного времени, используя в своей деятельности арсенал средств, форм и методов.

Цель исследования. Выявить особенности преодоления эйджизма людей третьего возраста средствами социально-культурной деятельности и разработать проект по исследуемой проблеме.

Материалы и методы исследования. Объект исследования – эйджизм людей третьего возраста. Предмет исследования – процесс преодоления эйджизма средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования: теоретические – анализ научной, социологической, культурологической, педагогической и психологической литературы; эмпирические – наблюдение, сравнение, контент-анализ, анкетирование.

Учреждения социально-культурной сферы для правильной организации досуговых форм людей третьего возраста ведут комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени. Также для появления новых форм работы и видов деятельности необходимо освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений, культуры и спорта.

Для всестороннего развития личности пожилых людей специалисты культурно-досуговых учреждений продолжают деятельность по созданию улучшенных условий по культурному развитию, реализации творческого потенциала, обеспечению прав пожилых людей на пользование духовными ценностями [8, с. 112].

Одним из таких учреждений социально-культурной сферы, ведущим деятельность по преодолению эйджизма людей третьего возраста, является Муниципальное казенное учреждение культуры «Кустовской модельный Дом культуры», расположенное на территории Белгородской области, Яковлевского района, в Кустовском сельском поселении, созданное в целях повышения качества жизни населения путем удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, связанных с организацией досуга населения посредством организации и проведения массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов, выставок и иных мероприятий.

Целью деятельности МКУК «Кустовской МДК» является сохранение, формирование, трансляция культурных ценностей, предоставление досуговых форм населению; формирование единого социокультурного кластера.

Основными задачами деятельности являются:

- проведение мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей, интересов и возможностей различных социальных групп и возрастных категорий населения;

- внедрение и развитие новых форм культурно-досуговой деятельности;

- сохранение и изучение культурных традиций села для духовно-нравственного и патриотического воспитания населения;

- дальнейшее сотрудничество в социокультурном кластере.

Одним из ведущих видов деятельности МКУК «Кустовской МДК» является организация досуга людей старших возрастных групп, это связано с тем, что 31% населения Кустовского сельского поселения составляют люди пожилого возраста.

Специалисты Дома культуры содействуют активному участию граждан пожилого возраста в жизни села, повышая уровень социальной адаптации, расширяют их социально-культурные контакты, поддерживают жизненную активность пожилых людей, привлекая их к участию в творческих коллективах и культурно-досуговых мероприятиях, тем самым осуществляя деятельность по преодолению эйджизма людей третьего возраста.

Люди третьего возраста активно принимают участие в театрализованных представлениях, участвуя в выставках, проводят мастер-классы, играют роли; принимают участие в фестивалях народной художественной культуры, в местных фестивалях: «Стригуновский лук» (село Стригуны Борисовского района), «Ах, картошка – объедение!» (село Кустовое Яковлевского района).

Как чувствуют себя люди третьего возраста в социальной среде Кустовского сельского поселения и знакомо ли им понятие «эйджизм», мы попытались выяснить в ходе собственного исследования. Основным методом исследования был выбран метод анкетирования. В анкетировании принимали участие пенсионеры Кустовского сельского поселения в количестве 30 человек. Респондентам предлагалась анкета с вопросами и вариантами ответов на них. Каждый респондент мог отметить несколько альтернатив.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного исследования мы установили, что среди общего числа респондентов 30% составили мужчины и 70% женщины.

На первый вопрос анкеты: «Проводятся ли в МКУК "Кустовской МДК" совместные мероприятия молодежи и людей пожилого возраста?» ответы респондентов были следующими. Из общего числа опрошенных 9 человек (30%) – ответили «да, мероприятия проводятся», 5 человек (17%) – ответили «нет, не проводятся», 13 человек (43%) – ответили, что «проводятся, очень редко», 3 человека (10%) – ответили, что «мероприятия проводятся часто».

На следующий вопрос: «Знакомо ли вам такое понятие, как "эйджизм"?» были получены следующие данные (рис. 1).

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на предложенный вопрос анкеты

В ходе ответа на вопрос: «Проводятся ли в МКУК "Кустовской МДК" мероприятия по преодолению эйджизма людей третьего возраста?» ответы респондентов: «да, проводятся» ответили 37% респондентов, «проводятся, но очень редко» – 23%, «проводятся часто» – 20%, «нет, не проводятся» – 20%. Таким образом, в Доме культуры проводятся мероприятия по преодолению эйджизма людей третьего возраста, но не в достаточном количестве.

Вопрос: «Ваше семейное положение?» позволил выявить ситуацию, в которой постоянно пребывает пожилой человек. Были получены данные, что от общего числа респондентов: в браке состоят – 9 человек (30%), вдова (вдовец) – 8 человек (27%), не состоят в браке – 4 человека (13%), проживают в семье детей (внуков) – 5 человек (17%), живут отдельно от детей (внуков) – 4 человека (13%). Таким образом, 57% респондентов живут отдельно от родственников и одиноки.

На следующий вопрос: «Часто ли вы проводите свой досуг вне дома (например: ходите в кино, театр, церковь, музей, на спортивные мероприятия)?» были получены следующие результаты (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкетного опроса

Таким образом, люди третьего возраста, респонденты, в количестве 50% посещают мероприятия вне дома очень редко.

На следующий вопрос: «Как часто Вы общаетесь с родственниками и друзьями?» были получены следующие данные (рис. 3).

Рис. 3. Результаты ответов респондентов

Таким образом, более 50% респондентов постоянно ощущают дефицит общения и внимания со стороны близких и родных людей, друзей и знакомых.

Вопрос: «Вы сейчас работаете?» позволил нам выявить, что 30% респондентов работают, а 70% не работают.

Результаты проведенного анкетирования, среди людей третьего возраста, показали, что 40% из общего количества участвующих замкнуты в себе и не уверенно отвечали на предложенные вопросы. Остальная же часть респондентов – 60% ответили полностью на предложенные вопросы и легко поддавались контакту, общению. А также мы установили, что только 40% респондентов сталкивались с понятием «эйджизм». Из этого следует, что работа по преодолению эйджизма людей третьего возраста в МКУК «Кустовской МДК» ведется, но пока в недостаточном количестве. Более 60% опрошенных считают себя активными членами общества и готовы принимать активное участие в различного рода общественной и культурной деятельности. Это означает, что большинство людей третьего возраста общительные, интересные люди, которые могут поделиться информацией и навыками, но зачастую таких слушателей сложно найти.

С целью преодоления эйджизма людей третьего возраста средствами социально-культурной деятельности нами на базе МКУК «Кустовской модельный Дом культуры» был разработан проект «Преображая мир».

Социально-культурная деятельность в современный период характеризуется рядом тенденций, которые накладывают отпечаток на развитие отрасли культуры в целом. На совершенно новом этапе своего развития находятся социально-культурные институты, происходит смена основных подходов, принципов деятельности, расширяются горизонты работы учреждений культуры с населением и организациями [9, с. 31].

В современных условиях особое внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют инновационным формам досуга. К инновационным формам досуга относятся: флешмобы, дебаты, квесты, форумы, IQ-битвы, мастер-классы, школы молодых лидеров, деловая игра «Сommunication», фестивали и другие.

Инновационные формы досуга больше подходят для досуга подростков и молодежи. Это связано с тем, что молодое поколение гораздо сложнее привлечь к участию в различных формах досуга, поэтому работники социально-культурной сферы применяют инновационные формы досуга. Так, на сегодняшний день молодежь увлекается современными формами искусства, проводит свой досуг за рисованием граффити и стрит-арт объектов на улицах города.

Граффити представляют собой разновидность городской культуры. Термин «граффити» происходит от итальянского grafficare – царапать. Первобытные рисунки на пещерах и скалах, надписи на фасадах домов, найденные в древних городах, например в Помпее, археологи активно обозначали термином «граффити». Если первоначально этот термин применялся в археологии, то теперь он широко используется в обозначении вида современного изобразительного искусства городской культуры [10, с. 16].

Стрит-арт, в свою очередь, представляет самостоятельное направление современного искусства. В переводе означает «уличное искусство». Целью стрит-арта является приспособление объектов под городскую среду. Адаптированные под восприятие публики, образы несут в себе определенный эмоциональный заряд и смысловую нагрузку [11].

Мы изучили современное молодежное искусство в мире и пришли к выводу, что граффити и стрит-арт - это явления не только для молодежи, но и для людей третьего возраста.

Главными целями и задачами проекта «Преображая мир» являются:

- преодоление эйджизма людей третьего возраста с применением современного молодежного искусства как инновационного подхода в социально-культурной деятельности;

- предоставить возможность всем желающим заниматься современным молодежным искусством (ярнбомбинг) – (анг. Yarnbombing), или вязаное граффити – это вид уличного искусства, это вязаные украшения для деревьев, скамеек, скульптур и других элементов городского ландшафта [12, с. 35];

- представить наиболее интересные способы использования данного вида искусства на улицах;

- воспитать у молодого поколения уважение к людям пожилого возраста;

- пробудить интерес у молодого поколения к взаимодействию с людьми третьего возраста, занимаясь творчеством;

- создать условия для творческого общения;

- организовать досуговую деятельность населения;

- способствовать расширению культурного пространства и укреплению творческих связей.

Исходя из целей и задач, нами была сформирована следующая программа мероприятий:

1. Организация клуба по интересам «Тепло души» МКУК «Кустовской МДК» людьми третьего возраста и молодежи. На данном этапе происходит знакомство между молодежью и людьми третьего возраста. А также изучение основных аспектов молодежного искусства: граффити, стрит-арт и зарождение ярнбомбинга.

2. Круглый стол участников клуба «Тепло души». Проведение конкурса презентаций и видеороликов среди молодежи для людей третьего возраста по номинациям: «Истоки вязания до ярнбомбинга», «Ярнбомбинг за рубежом», «Ярнбомбинг в городах России» [13], «Вязать - это полезно». Цель конкурса: изучить роль творчества в жизни людей третьего возраста.

3. Организация обучающих мастер-классов по ярнбомбингу:

- «Хочу вязать» – где проводятся уроки для начинающих, кто хочет научиться основам вязания;

- «Вязать это просто» – вязание простых элементов декора (прихватки, салфетки, мотивы);

- «Основы ярнбомбинга» – выбор композиции для вязания полотна из мотивов и изготовление мотивов, таким образом, способствуя сотворчеству молодежи с людьми третьего возраста.

4. Проведение конкурса арт-объектов ярнбомбинга – «Яркий эйджизм».

В течение двух месяцев объявляем конкурс «Яркий эйджизм» по ярнбомбингу. Все жители Кустовского сельского поселения могут принять в нем участие.

Номинации конкурса:

- «Спортивный эйджизм» (например: обвязать мяч, велосипед, скакалку, биту, теннисную ракетку и т.д.);

- «Ландшафтный эйджизм» – украсить один из парковых объектов вязаными элементами (например: качели, скамейки, фонарный столб, заборы и т.д.);

- «Предметный эйджизм» – обвязать любой предмет (например: кружку, ручку, очки, ремонтный ключ и т.д.);

- «Кухонный эйджизм» – вязание кухонных принадлежностей и обвязка предметов декора и мебели на кухне.

Цель конкурса: показать возможности ярнбомбинга и наполнить окружающий мир яркими красками и положительными эмоциями.

5. Проведение открытой творческой выставки арт-объектов «Ярнбомбинг и Я» клуба «Тепло души».

На территории МКУК «Кустовской МДК», школы, аллеи, детской площадки проходит инсталляция, выставка всех творческих работ конкурса «Яркий эйджизм».

Цель выставки: популяризация современного искусства – ярнбомбинга.

Памятным элементом о реализации проекта является полотно, связанное в рамках встреч клуба по интересам «Тепло души», что способствовало сотворчеству молодого поколения с людьми третьего возраста.

Следует помнить, что занятость человека творчеством способствует очищению организма от негативных состояний, снимает нервно-психическое напряжение, происходит регуляция психосоматических процессов, а также способствует расширению возможностей социальной адаптации, происходит развитие творческих навыков и способностей [14, с. 4].

Мы считаем, что никогда не поздно научиться чему-то новому и научить этому кого-то. В рамках проекта «Преображая мир» мы познакомим людей третьего возраста с ярнбомбинг-искусством и научим ему детей, школьников, молодежь Кустовского сельского поселения, а также наполним территорию поселения яркими элементами декора и арт-объектами, которые будут дарить позитивные эмоции всем прохожим.

Выводы и заключение. Огромную роль в преодолении эйджизма людей третьего возраста оказывает социально-культурная деятельность, так как определяет условия и содержание досуговых потребностей, форм занятий и ориентации, которые оказывают большое влияние на предпочтения людей третьего возраста, а также формирует их культурную программу организации свободного времени, используя в своей деятельности арсенал средств, форм и методов [15, с. 3897].

Проект «Преображая мир» предлагает пути преодоления эйджизма людей третьего возраста в учреждении культуры. Конечным результатом реализации проекта является преодоление эйджизма людей третьего возраста посредством применения современного молодежного искусства как инновационного подхода в социально-культурной деятельности и, как следствие, популяризация народного декоративно-прикладного творчества, а также современного молодежного искусства ярнбомбинг. Организация творческих площадок для взаимного творчества поколений - это не просто интересная форма организации досуга, а также возможность получить новые ощущения, эмоции, почувствовать настоящий дух приключений и самосовершенствования.

Таким образом, эйджизм является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуален социально-культурный подход, затрагивающий преодоление эйджизма у людей третьего возраста средствами социокультурной деятельности, которая оказывает на него непосредственное влияние.