«Весь мир проходит сейчас через переломный период, и лидером станет тот, кто готов и способен к изменениям, тот, кто действует, идет вперед», - так охарактеризовал президент России В.В. Путин задачи общества в своей речи 1 марта 2018 года, выступая с традиционным Посланием Федеральному собранию Российской Федерации [1].
Обсуждая вопросы создания стратегии научно-технологического развития, взаимодействия университетов со школами и обществом, развития единого образовательного пространства и международную деятельность российских университетов на XI съезде Российского союза ректоров высших учебных заведений России и университетов из 13 стран мира в Санкт-Петербурге 26 апреля 2018 года, В.В. Путин подчеркнул, что образование – один из самых важных приоритетов государства на ближайшее время, и напомнил, что начиная с 2000 года расходы государства на него выросли более чем в четыре раза: с 2000 по 2016 год они увеличились с 24,4 до 523,3 млрд рублей [2].
Российская система высшего образования – это интеллектуальный потенциал страны, огромная разветвленная сеть, в ней около 800 образовательных организаций, в которых работают около 260 тыс. профессоров и преподавателей и обучаются около 5 млн студентов и 85 тыс. аспирантов. Это - будущее для успешного развития страны, конкурентоспособности и национальной безопасности. Задача высшего образования - формировать современную интеллектуальную среду, устойчивую к кризисным явлениям в глобальном мире для воспитания этого будущего [3].
За последнее десятилетие существенно изменилась философия и идеология образования.
Проблематика научных проведённых в это время исследований свидетельствует о том, что приоритетными стали проблемы инновационной педагогической деятельности. Сфера образования по определению является одной из инновационных отраслей, так как она определяет перспективу эффективности инновационной деятельности человека практически во всех сферах экономической, политической, производственной, политической жизни общества.
На форуме «Развитие высшего образования» в Санкт-Петербурге в 2016 г., посвященном роли университетов в развитии регионов, стимулированию исследований, внедрению современных технологий и новых форм обучения, обсуждая развитие технологий высшего образования, председатель правительства Д.А. Медведев представил планы по развитию образовательной среды в России - новую программу, рассчитанную на период до 2020 года [4]:
- к 2017 году количество онлайн-курсов на национальной платформе «Открытое образование» планировалось увеличить до 500, к 2018 – до 1000, а к 2020 году – до 2000;
- количество зарегистрированных пользователей онлайн-курсов намечалось достичь до: 20 тысяч в 2017 г., 100 тысяч - в 2018 г. и 200 тысяч - в 2020 г., причём непременно в сочетании с классическим образованием и эффективным контролем качества.
На эти цели только за последние пять лет выделено более пятидесяти миллиардов рублей. В результате в 2017 году одиннадцать российских университетов вошли в рейтинг ста ведущих вузов мира [5].
Внимание к вышеперечисленным вопросам способствовало достижению поставленных целей: на чемпионате мира по профессиональному мастерству World Skills в Абу-Даби в 2017 г., где были представлены 52 профессиональные компетенции, молодёжная сборная России заняла первое место в общекомандном зачёте среди 1300 конкурсантов из 77 стран мира [6]. В апреле 2018 года российские студенты в седьмой раз подряд, а вообще с 2000 года уже в тринадцатый раз одержали победу на чемпионате мира по программированию [1].
Однако по ряду показателей система образования России, в том числе и система высшего образования, не всегда соответствует стоящим перед ней задачам. На пресс-конференции по итогам 2017 года, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что только 2% студентов ведущих вузов Москвы при приёме на работу соответствовали требованиям, необходимым современным компаниям, таким как Microsoft и Faberlic. Необходимы существенные изменения, чтобы изменить ситуацию и довести образовательный процесс до совершенства [7].
Уже не одно десятилетие подчёркивается, что радикальная реформа системы образования в России давно назрела. В качестве решительного шага на этом пути с подачи Министерства образования РФ 2018 год был объявлен годом существенных изменений системы Российского образования. В 2018 году уже пятнадцать российских вузов вошли в мировой рейтинг университетов U.S. News Best Global Universities, увеличив представительство России в нем более чем вдвое [8].
Тем не менее министр образования Российской Федерации О. Васильева в 2018 году значительно скорректировала стандарты образования в Российской Федерации, предложив ряд новшеств, одно из которых непосредственно относится к самому процессу обучения в вузе, а именно:
- предложение - эксперимент – студенческая мобильность: дать студентам возможность слушать лекции по любой дисциплине в любом вузе в стране независимо от места жительства и места учёбы, при этом получив освобождение от обязанности посещать эти же лекции в своём вузе.
Внедрение этой инициативы в образовательную практику произойдет с сентября 2018 года. Детали данного предложения, однако, ещё обсуждаются и воспринимаются неоднозначно.
Исключительно все исследования в области образовательных технологий начинаются с объяснений оснований для них: противоречий между глобальными социально–экономическими изменениями и возможностями современных образовательных учреждений. Факторы положительной динамики совершенствования высшего образования свидетельствуют о постепенном преодолении данных противоречий, в результате чего появились новые формы организации образовательного процесса в условиях открытой информационной образовательной среды на основе сетевых и телекоммуникационных систем: проблемные семинары, профессиональные дискуссии, круглые столы, обучение на основе исследования, кейс-метод, погружение в творческую деятельность, ситуационные ролевые игры, корректирующие проекты, электронная образовательная среда, форумы, чаты, блоги, подкасты и др. Их цель - повысить качество и результативность учебного процесса, создать гибкую креативную среду, мотивировать самостоятельное принятие интеллектуальных решений.
По мере того как инновационные процессы в педагогике набирают силу, многие из них подвергаются серьёзной критике, а иногда и просто отвергаются. Рост потребности в критическом осмыслении происходящих процессов сам по себе становится источником новых идей, решений и поисков. Для критического осмысления нововведений предлагается своего рода синергия усилий, консенсус интересов в сфере государственной образовательной политики России [9].
За последние 5 лет вопросам организации инновационной деятельности в вузах на этапе модернизации высшего образования и разработки систем менеджмента качества деятельности вуза, оценки качества образования в нём посвящены многочисленные исследования и коллективные монографии ученых (Скаковская Л.Н., Белоцерковский А.В., Кожитов Л.В., Каплунов И.А., Катаускайте Л.А., Балыхин М.Г., Лиев А.А. и др.) [10], защищены диссертации по проблемам развития креативности мыслительной и практической деятельности студентов в системе профессионального образования (Ю.Р. Варлакова, П.Г. Сергиенко, А.Г. Васильева, Т.А. Дронова, Е.В. Конова, О.В. Митченкова, О.Д. Никитин и др.) [11; 12].
Интерес к этой проблеме во многом объясняется наличием в обществе:
- объективных противоречивых социально-педагогических, научно-педагогических и научно-методических тенденций.
Намерение внести свой вклад в решение текущих проблем образования на основе своих выводов путём выбора собственного метода педагогической деятельности, используя известные технологии, но не прибегая к готовой педагогической рекомендации, и направить преподавателей вузов на активный поиск, на создание новых методов педагогической практики определило цель данной статьи: описать разработанную обучающую среду для интегративного обучения с учётом существующих психологических и теоретико-методических основ обучения, обеспечивающих развитие креативности у студентов - магистров филологов и лингвистов.
В качестве модели для достижения этой цели использовались созданные автором 3 программы на базе платформы Moodle: 2 программы – по теоретическим дисциплинам и 1 программа – по практическому курсу «Язык делового общения» для магистров–лингвистов.
Теоретическим основанием для разработки модели управления электронной обучающей средой (программой), обеспечивающей развитие творчества и креативности в процессе освоения перечисленных дисциплин, послужили современные труды в целом ряде областей: инновационного развития образования (Б.С. Гершунский, В.П. Ларина, С.Д. Поляков), стратегического планирования развития образовательного процесса (А.Е. Балобанов, А.К. Клюев), построения модели стратегического управления образовательным учреждением (Н.М. Квасникова), общих проблем менеджмента (А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов), психологических концепций креативности (Е.П. Ильин, Т.А. Барышева), методов диагностики творческого развития личности (И.В. Хромова, М.С. Коган), социально-психологических аспектов одаренности и креативности (Н.В. Мешкова), научного менеджмента как стратегического фактора инновационного развития (А.А. Али-Заде), концептуальных основ структурирования виртуальной среды знаний (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, В.И. Солдаткин) и др.
Материал и методы исследования
Методы исследования для поиска адекватных ответов на поставленные вопросы включали: теоретические методы: анализ и синтез научных подходов к менеджменту образованием, концепций инновационного структурирования учебного процесса, анализ возможностей IT-технологий, применяемых для развития творчества в обучении, описание личного педагогического опыта, авторское e-моделирование объектов исследования на платформе Moodle; эмпирические методы: изучение литературы, документов и результатов профессиональной деятельности педагогов высшей школы; опросно-диагностические методы (беседы, наблюдение, интервьюирование студентов и педагогов); итоговое оценивание; экспериментальная работа с использованием электронной платформы Moodle.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила кафедра иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов.
Специфика управления образованием отражается в различных подходах к управлению, определяющих сущность этого процесса. Они являются предметом анализа и выполняют квалификационную функцию в поисках и определении адекватной модели управления. Насущная необходимость современной научной образовательной системы - стратегический менеджмент процесса образования.
Этому вопросу посвящены многие более ранние работы, но публикованные в последнее десятилетие, в которых довольно полно анализируются точки зрения (А.А. Томсона, А. Дж. Стрикленда) на различия между: оперативным управлением и его способностью связывать поиск резервов с собственным потенциалом образовательной системы, с одной стороны, и управлением с учетом внешних факторов, таких как учебная среда, цели, средства, ресурсы и способы их распределения для эффективного достижения поставленных целей, - с другой [13].
Именно такие модели управление (авторы моделей Г. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошалс) и предлагаются как стратегические, рассматриваются как непрерывный процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу; внимание педагогического сообщества акцентируется на этих моделях на основе происходящих изменений в результате гибкой реакции на окружающую среду с учётом человеческого потенциала и внутренних ресурсов самой образовательной системы [14].
В научной литературе анализируются различные системы управления образованием:
- по целям, по результатам, по приравниваемым к стратегиям задачам (единству целей и условий);
- по типу деятельности (внутренней или внешней);
- по способу перехода от одной деятельности к другой (деятельностный подход), итог которого – результат творческих управленческих решений, а именно, качество поставленной задачи [15].
Как известно, управление развитием с точки зрения психолого-педагогических теорий (А.В. Петровский, Л.М. Фридман) проходит несколько этапов: адаптацию (усвоение существующих в системе норм, форм и средств деятельности), индивидуализацию (проявление персональных особенностей); интеграцию (взаимную трансформацию подсистемы и системы) [16, c. 1]. Задачу определения конструктивных возможностей теории деятельностного подхода для понимания личности человека, ее динамики развития А.В. Петровский осуществлял совместно с В.А. Петровским в разработке концепции персонализации, суть которой – присутствие «личности» индивида в жизнедеятельности других людей, то есть - введение компонентов «потребность» и «способность» в персонализацию, другими словами - потребность «быть личностью». Потребность персонализации - источник активности субъекта, её предпосылка - способность персонализации человека передавать обществу своё индивидуальное своеобразие. В развитие этих идей была предложена трехкомпонентная концептуальная модель «значимого другого», реализуемая в современных моделях компонентная управления образованием [16, c. 20].
Последовательность этапов системы управления в образовательной системе соответствует этапам теории деятельностного подхода для понимания личности человека, деятельности по индивидуальному контуру, где и формируются творчество, активность и самостоятельность у будущих специалистов в учебном процессе, подчинённом определенной логике, реализуемой в построении последовательности её этапов.
Проблемы способностей, творчества и креативности исследованы и описаны довольно полно. Подробный обзор концепций психологии творчества, креативности и одаренности даёт Е.П. Ильин, описывая практически все существующие модели и концепции (свыше 21), которые повторяются в более поздних исследованиях. Т.А. Барышева рассматривает 18 концепций. И.В. Хромова и М.С. Коган анализируют 13 моделей описания креативной личности и креативного мышления. Довольно всеобъемлющий анализ данной проблемы представляет В.Н. Дружинин: он описывает существующие 8 концепций креативности и обучаемости, 12 моделей интеллекта, 5 способов диагностики структуры интеллекта, ряд новейших и классических экспериментов по созданию современного инструментария диагностики интеллекта и креативности [13; 14].
Практически все авторы говорят об одном и том же феномене, добавляя каждый раз в определение креативности все новые и новые нюансы.
Из всех существующих концепций креативности, творчества, способностей и способов диагностики интеллекта для описываемого эксперимента и практической деятельности были взяты за основу идеи о том, что:
- креативность – это системное, многоуровневое, психическое состояние, включающее интеллектуальный потенциал, мотивации, эмоции, эстетическое развитие, коммуникативные параметры, компетентность и т.д.
- это комплекс идей, реализуемых на практике в виде инноваций, инновационного мышления аналогичного креативному мышлению; причём креативность в данном случае – начальный этап инновационности.
В этом смысле разработанные и представленные на рассмотрение программы по трём дисциплинам на платформе Moodle являются системами, способствующими воспитанию будущих инноваторов, используемая в ней методика – инноваторской, а разработавший её педагог - инноватор [17]. На рассмотрение представлена программа по дисциплине «Язык делового общения» на основе материала одноимённого пособия [18]. Но новизна работы не в самом пособии, а в программе, интегрирующей это пособие.
Результаты исследования и их обсуждение
Технологические возможности созданной программы позволили преподавателю не просто передавать готовые знания, но и совместно со студентами выстраивать процесс интеллектуального, эмоционального и нравственного познания, обеспечивая вариативность и гибкость изучения учебного материала исходя из индивидуального темпа и учитывая индивидуальную степень осознания теоретического и практического материала.
Программа нацелена на использование разнообразных форм самостоятельной работы: диалога, обсуждения проблем в интерактивном режиме, творческих работ: написание и обсуждение рекламных текстов, составление ролевых игр по обсуждению резюме и приёму на работу, планирование заседаний комиссии по продвижению сотрудников по служебной лестнице, обсуждение графиков развития компаний, а также вебинары, чаты, блоги, эссе, проекты и презентации. Открытый доступ к Интернету через гиперссылки на информационные источники предопределил самостоятельное получение новой информации из первоисточников, мотивировал выработку личностного отношения к изучаемому материалу. Выбирая тот или иной источник информации, студенты самостоятельно производили аналитический и обоснованный выбор фактов и доказательств, высказывая при этом собственные мнения. В результате многогранной студенческой деятельности студенты совершенствовали свои компетенции по использованию современных IT-технологий, поиску и размещению новых ссылок, составлению нового глоссария, представлению презентаций, размещению их на страницах в YouTube и Wiki.
Программа содержит ряд элементов курса: лекции, задания, тесты, презентации, игры, проекты, чаты, форум. Каждый элемент курса (лекция, задания, глоссарий, ресурс, форум, wiki, тест и др.) построен на соответствии целей и задач учебной дисциплины с формами обучения.
Так, например, освоение терминов: рекламы, нарушения трудовой дисциплины, особенностей новой системы найма на работу, выявления скрытых качеств кандидата на новую должность - протекает одновременно с использованием различных творческих форм работы с глоссарием:
1 - репродуктивного уровня, позволяющего оценивать и диагностировать: знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты); умение правильно использовать специальные термины и понятия; узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;
2 - реконструктивного уровня, позволяющее: оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
3 - задания творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.
Для развития творческого подхода к использованию освоенной рекламной лексики в программе были предложены креативные задания на:
- завершение предложений с использованием дополнительной информации, самостоятельно найденной в дополнительных источниках;
- подстановку недостающих слов, но не из изученного глоссария, а синонимов, найденных в словаре самостоятельно;
- классификацию рекламных текстов по отраслям;
- анализ языковых средств в рекламном объявлении: слов, словесных ассоциаций, изображений, заключений;
- использование ранее изученных фраз для описания представленных задач;
- составление и оформление рекламных объявлений на заданную тему;
- выделение ключевых слов рекламного текста;
- поиск синонимов;
- обсуждение особенностей построения рекламного текста;
- проведение конкурсов составленных реклам по необычным темам с присуждением призов.
Элемент курса «задания» ярче других позволил проявить индивидуальную креативность мыслительной деятельности. Программа предлагала большое разнообразие заданий, они порою были настолько необычны, что заставляли студентов напрягать мыслительный аппарат и активизировать ассоциативные навыки. Например, при поиске путей решения проблемы (remedy to remove the problem) ситуации взяты из повседневной жизни, а их решение необходимо было принимать, опираясь на знания раздела «маркетинг». После просмотра видеоматериала было предложено определить способ решения проблемы (the problem of blocking the intention of the speaker) блокировки намерения говорящего с точки зрения маркетолога:
- You see a gorgeous girl at a party, you go up to her, but before you manage to say anything to her, another man comes up to her and tells her: I am rich, will you marry me? And then she goes away with him. – That is a competition eating into your market share.
- You see a gorgeous girl at a party; you go up to her, but before you say: I am rich, marry me, your wife arrives – That is a restriction for entering new markets.
Предлагалось ответить на вопрос, в каком случае легче избежать проблему, а в каком её легче решить (in which case is the problem easier to be removed/ avoided?) Предлагались на выбор 2 объяснения, но не ответы: - we see that the characters already have a certain market share; - he is just trying to obtain a share in the market.
После рассуждений студенты принимали правильное, но необычное решение: 1 - правильный ответ: в первом случае (п. 1) the character could not foresee the arrival of a new competition while во втором случае (п. 2) he could have done something to avoid his wife coming to the party (мог бы избежать проблему, но не сделал это).
Для обобщения достигнутых результатов студентам предлагались творческие виды работ: внести свои предложения; сделать критические замечания; подготовить презентации по составлению линейных, столбцовых (гистограммы), круговых диаграмм и графиков; записать их через программу Fast Stone для представления полученных результатов на занятиях; принять участие в работе круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов или деловой или ролевой игры; проявить умение и навыки в решении учебных и профессионально ориентированных задач путем моделирования реальной проблемной ситуации; продемонстрировать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Обучение проходило в активной среде, превращая преподавателя и студента в модераторов, менеджеров своей деятельности и обеспечивая автономию в образовательном процессе, суть которой - в создании условий для самостоятельного конструирования и увеличения (самовозрастания) знаний обучаемого.
На более поздних этапах обучения студенты уже были в состоянии абстрагироваться от конкретной ситуации, давать собственную оценку, анализировать информацию профессионального характера. Им предлагались групповые формы работы в виде деловой игры в форме общения через Skype, форума в самой программе и записей выступлений через программу Fast Stone на тему «Investment of excess funds» после изучения тем «Money Matters», «Marketing» и «Graphs», приближая обучение к профессиональной сфере деятельности.
В игре студенты активно проявляли творческие навыки при составления графов и обсуждении презентаций графов, описывающих привлекательность компаний, задавая иногда очень нелёгкие вопросы для ответа, с целью найти потенциальных инвесторов, прибегая к упражнениям типа «brag» (восхваление) и «сonvince» (убеждение), в процессе выполнения которых, помимо активизации усвоенных лексических и грамматических структур, отрабатывалась беглость речи (за 12–14 секунд надо было научиться произносить 6 – 8 фраз типа: Does the project seem appealing? – Yes, it does. Does it comply with your business? – Yes, it does. Have you promoted such projects before? – Yes, we have и т.д., задача – как можно больше фраз произнести за более короткое время, напористо, чётко, чтобы удержать внимание собеседника в рамках беседы. В итоге игры речевая скорость увеличилась с 15 секунд до 11 секунд при представлении 6–7 фраз, что является очень хорошим результатом.
В результате, кроме выполнения своих стандартных функций, игра обеспечила выработку личной стратегии и её адаптацию, реконструкцию.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно описать все возможности разработанных программ, с ними надо поработать, чтобы их прочувствовать.
Выводы
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что предложенные вниманию педагогам-инноваторам программы на базе платформы Moodle:
- генерируют подходы, способы и методы работы для создания обучающей среды с целью повышения мотивации к обучению, развития креативного подхода к нему, решения проблемы менеджмента образовательного процесса, результат которого – появление «значимого другого» с его особенностями и индивидуальностью с высокой степенью развития креативных способностей;
- помогают осмысливать ход и результаты своей деятельности; находить пути предупреждения типичных ошибок; автоматизировать профессиональную терминологию - формировать умения аргументировать, делать логические умозаключения, отстаивать свою точку зрения;
- способствуют развитию у студентов уважения к иному мнению, толерантности, эмпатии за счёт обеспечения активного взаимодействия между преподавателем и студентом, а также между самими студентами, что крайне необходимо для предотвращения конфликтов в обществе.