Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FUNDAMENTAL ASPECTS OF ASSESSING THE UNDERGRADUATE EDUCATION’S QUALITY OF USING E-LEARNING TECHNOLOGIES IN PHYSICAL CULTURE’S UNIVERSITIES

Khovanskaya T.V. 1 Ilyasova A.Yu. 1 Stetsenko N.V. 1 Sandirova M.N. 1
1 Volgogradskaya state academy of physical culture
1321 KB
The article substantiates the need for the introduction of e-learning technologies in physical culture’s universities. The existing parameters and methods for assessing the e-learning’s quality were analyzed. The key aspects of assessing the quality of education using e-learning technologies were identified: the quality of e-learning courses’ teaching materials included in the discipline’s e-educational complex and the integrated assessment of the quality of bachelor's education in the University as a whole. The author's methodology for assessing the quality of bachelors’ training in the field of training "physical culture", including 4 parameters: technical, ergonomic, methodical and effective and the criteria for their verification (accessibility, interactivity, openness, attractiveness, ease of navigation and perception, compliance with the FGOS VO, taking into account the physical culture and sports’ subject area, the availability of diagnostic materials, material’s structuring and presentation, the presentation’s logic) was presented. It is noted that the assessment of the education’s quality using e-learning technologies in physical culture’s universities should be carried out by three expert groups, which include technical specialists, subject matter experts, psychologists, teachers, students, third-party teachers, on the basis of filling out specially designed questionnaires under the supervision of quality service’s specialists of University’s educational activities.
e-learning
e-learning technologies
education’s quality
physical culture
teaching materials
assessment methodology

Построение информационного общества в России и, как следствие, стремительные темпы развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) способствовали развитию дистанционного обучения (ДО) [1], главной особенностью которого является «интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты методической системы обучения (цели, содержание, методы, формы, средства) и реализуемое средствами телекоммуникационных технологий» [2, с. 54].

Проведенный анализ электронных информационно-образовательных сред (ЭИОС) вузов физической культуры (ФК) показал, что большинство из них используют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств ИТТ, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии субъектов обучения» [3, с. 14].

При этом вопрос об оценке качества обучения с использованием ДОТ остается самым сложным и субъективным, поскольку ни один из существующих нормативных документов не содержит требуемых методик оценки и вследствие этого качество определяется каждым вузом ФК самостоятельно.

Цель исследования. Выявить показатели качества ДО и разработать методику оценки качества обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ.

Материалы и методы исследования. Сотрудниками лаборатории информатизации непрерывного педагогического образования Российской академии образования в 2010 году были предложены следующие параметры и соответствующие им критерии оценки качества ДО: состояние информационной образовательной среды, состояние учебно-методических материалов, уровень подготовки субъектов образовательного процесса, используемые методы обучения и педагогические технологии, способы осуществления контроля за ходом учебного процесса и управление им, средства и механизмы для поддержки субъектов образовательного процесса и информационной образовательной среды (рис. 1) [4].

В работах отечественных ученых предлагается оценивать качество обучения с использованием ДОТ через результативность и эффективность разработанных электронных учебных материалов (В.С. Киреев, 2011; М.А. Буралова, Н.Ч. Гусейнова, 2012; А.И. Гусева, 2013; Л.В. Караулова, 2017, и др.).

Результативность характеризуется достижением ожидаемого состояния объекта. В нашем случае объектом является не только студент, изучавший дисциплину дистанционно, но и сами электронные учебные материалы. Эффективность характеризуется связью между достигнутым результатом и ресурсными затратами. Поэтому для оценки эффективности обучения с использованием ДОТ необходимо не только оценить полученные результаты, но и сопоставить их с затратами.

Ученые Московского национального университета (А.И. Гусева, Е.Б. Весна и др.), много лет занимающиеся вопросами, связанными с различными аспектами оценки результативности и эффективности дистанционных образовательных программ, разработали соответствующую методику на основе иерархии укрупненных групп показателей (рис. 2) [5].

Рис. 1. Параметры оценки качества ДО

Рис. 2. Методика оценки сетевых образовательных программ  по укрупненным группам показателей

Ученые Ивановского государственного университета Г.М. Киселёв и А.А. Червова в своих работах обосновывают оценку качества информационных образовательных ресурсов как систему трех компонентов-направлений, которые взаимодействуют внутри системы и по которым организовывается комплексная экспертиза. К таким компонентам специалисты относят технико-технологическую, психолого-педагогическую и дизайн-эргономическую экспертизы, осуществляемые следующими группами специалистов: преподаватели-предметники, методисты, психологи, разработчики, дизайнеры и учащиеся [6].

Таким образом, ученые предлагают различные модели, схемы, критерии и методики, которые опираются на нормативные документы и законы и поэтому в основных, стержневых аспектах сходятся. Однако оценке качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры педагогическим сообществом уделено недостаточно внимания.

Необходимость внедрения ДОТ в спортивные вузы обусловлена спецификой обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: студенты, испытывая дефицит времени из-за частых отъездов на соревнования и учебно-тренировочные сборы, пропускают занятия или выбирают индивидуальную форму обучения [2, 7].

Говоря об оценке качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры, на наш взгляд, стоит остановиться на двух заслуживающих внимания аспектах. Первый – это качество учебных материалов дистанционных курсов, второй – это интегральная оценка качества обучения бакалавров с использованием ДОТ в вузе в целом.

Учебные материалы являются важнейшим компонентом, определяющим эффективность обучения с использованием ДОТ, и составной частью электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД). Под ЭУМКД мы понимаем совокупность деятельностных элементов и ресурсов, необходимых для изучения конкретной учебной дисциплины. ЭУМКД является объединением всех необходимых учебно-методических материалов посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационные, теоретические, методические, практические, экспериментальные, консультационные и др.), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины [8]. В качестве примера на рисунке 3 представлена структура ЭУМКД «Спортивная метрология».

Для оценки качества учебных материалов дистанционных курсов сотрудники лаборатории информатизации непрерывного педагогического образования Российской академии образования используют 3 группы критериев.

1. Технологические (комплексное использование информационных технологий и программных средств, соответствие уровню развития информационных технологий, открытость (возможность дополнения и обновления), доступность для использования; соответствие международным стандартам, ориентированным на технологии дистанционного обучения, в частности стандарту SCORM).

2. Общепедагогические и дидактические (учет психологических и дидактических требований к учебным материалам, соответствие возрасту и возможностям обучающегося, учет опыта обучения с использованием дистанционных технологий, разные способы представления информации).

3. Методические (учет специфики предметной области, ориентация на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в предметной области) [3].

Рис. 3. Структура ЭУМКД «Спортивная метрология»

Многие эксперты при оценке учебных материалов предлагают опираться на эргономические принципы: удобство восприятия и понимания (ясность, четкость, лаконичность, последовательность, устранение перегрузки), удобство изучения (структурирование информации, понятная навигация, возможность возврата к важным точкам), привлекательность и т.п. (рис. 4) [9].

Таким образом, оценивание качества обучения через качество электронных учебных материалов сводится к экспертизе учебно-методического комплекса по различным критериям и группам, в которой принимают участие эксперты предметной области, технические специалисты, психологи и педагоги.

Результаты исследования. Для оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры сотрудниками кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий в рамках научно-исследовательской работы была разработана соответствующая методика [3]. Научной группой были выделены четыре параметра оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры (технический, эргономический, методический и результативный) и критерии их проверки (рис. 5).

Рис. 4. Принципы построения и оценки учебных материалов согласно ГОСТ Р ИСО 9241

Рис. 5. Параметры оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры

Техническую сторону дистанционного курса и его элементов оценивают IT-специалисты по следующим критериям: доступность, интерактивность и открытость.

Методическую составляющую учебных материалов дистанционного курса оценивают специалисты предметной области, а также педагоги и психологи на основе следующих критериев:

– соответствие требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;

– учет предметной области физической культуры и спорта;

– наличие контрольных диагностических материалов;

– структурирование учебной информации и разные способы представления материала;

– логика изложения учебного материала.

Эргономику материалов дистанционного курса (привлекательность, удобство навигации, удобство восприятия) оценивают студенты, изучившие данный курс.

Результативный критерий не подвергается экспертной оценке, показывает уровень усвоения учебной дисциплины студентами по результатам итоговой аттестации.

На основе выявленных параметров сотрудники службы качества образовательной деятельности вузов физической культуры реализуют оценку качества обучения с использованием ДОТ в 3 этапа.

1-й этап. Формирование трех экспертных групп для оценки учебных материалов дистанционного курса.

2-й этап. Разработка анкет оценки дистанционного курса экспертами на основе выделенных критериев технического, эргономического и методического параметров.

3-й этап. Определение среднего показателя эффективности освоения учебной дисциплины студентами.

Выводы. Проведенный в соответствии с предлагаемой методикой анализ качества учебных материалов дистанционных курсов позволит оценить в целом обучение с использованием ДОТ в вузах физической культуры.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная сотрудниками кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», подтверждает эффективность разработанной методики оценки качества обучения с использованием ДОТ.

Учет выделенных параметров и критериев оценки качества обучения с использованием ДОТ будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 Физическая культура в условиях электронной информационно-образовательной среды спортивного вуза.