В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, утвержденным 11 февраля 2015 г., акцент ставится на создание для них в образовательных организациях особенной адаптивной среды в рамках различных педагогических подходов. В нашей статье под адаптивной средой понимаем создание не только специальной образовательной среды, но и психолого-психологической (аспект сопровождения, тьюторства), достигаемой при организации коммуникации между педагогом и воспитанниками в условиях этнопедагогического подхода.
Цель исследования. Выявление особенностей организации межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках этнопедагогического подхода средствами кейс-метода (на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска).
С.А. Арутюнов разработал информационную концепцию этноса, где основная функция этноса состоит в информационной защите его членов от жизненной нестабильности. Жизнеспособность человека позволяет ему ориентироваться в жизненных процессах, взаимодействовать в коллективе, быть успешным и выбирать маршруты и траектории собственной жизнедеятельности. Обучающимся с ОВЗ это делать очень сложно, в силу целого ряда причин. Не каждый человек может быстро реагировать на изменения социальной, природной культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос, и только освоив язык и культуру своего народа, ребенок сможет на равных вступать в диалог с представителями иной национальной традиции [1, с. 21]. Поэтому для нас стало возможным активное использование этнопедагогических идей в образовательном процессе.
Для обучающихся с ОВЗ имеет огромное значение сопровождение их межличностного взаимодействия, особенно если оно осуществляется в многонациональном обществе. Национальная составляющая классов неоднородна. Коммуникация, взаимодействие важны для любого человека с ОВЗ, они позволяют создать доступную среду, которая необходима для эффективной работы с этой категорией обучающихся. По определению В.Г. Крысько, межличностное взаимодействие – «…это случайные или преднамеренные, частные публичные, двигательные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок [2, с. 39].
Межличностное взаимодействие обучающихся с ОВЗ оказывает благоприятное влияние на формирование их активной речи, способствующей дальнейшему психическому и личностному развитию, они учатся слушать и понимать поступающую к ним информацию, в соответствии с этим принимать какие-либо решения и действия. Взаимодействуя друг с другом, по утверждению Л.И. Акатова, обучающиеся с ОВЗ пытаются понять себя и других, оценить их чувства и поступки, усваивают правила и формы поведения, учатся общаться с другими людьми. Коммуникативные контакты дают им не только дополнительные впечатления, положительные переживания, но и открывают возможность продемонстрировать свои умения [3, с. 302]. Социализация обучающихся с ОВЗ происходит позитивно, они приобщаются к нормам общества, традициям того образовательного учреждения, в котором находятся.
Ссылаясь на исследование В.Г. Крысько, обозначим признаки межличностного взаимодействия:
- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия;
- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
- ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
- рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников [2, с. 39].
Особенности межличностного взаимодействия обучающихся с ОВЗ определяются характером и целенаправленностью воспитательного процесса. Применение этнопедагогического подхода способствует организации межличностного взаимодействия, так как предполагает приобщение к родной культуре при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации [4, с. 1569-1570].
Основателем этнопедагогического подхода является Г.Н. Волков, характеризующий воспитательный процесс, как естественно-исторический, учитывающий особенности каждой нации в поликультурной и многонациональной стране. В настоящее время, по утверждению Р.М. Садыкова и Г.М. Садыковой, «…этнопедагогическая сфера формирует личность человека – носителя своей культуры, одновременно способного усваивать традиции, язык других наций. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни» [5, с. 599-601].
Сохранение национальных традиций в сочетании с экономическим интересом и социализацией обучающихся с ОВЗ создает необходимость обучения их трудовым навыкам в атмосфере народного творчества через межличностное взаимодействие. Знакомясь с образцами народного творчества, обучающиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, выразительных пластических форм. В песнях и танцах, былинах и сказках воплощаются мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле. Соприкасаясь с красотой, они учатся сопереживать, общаться, у них продолжает развиваться фантазия, творчество [6].
Материал и методы исследования. В основу исследования была заложена совместная деятельность педагогов, обучающихся (15 человек) МБОУ «ООШ № 45» г. Томска, доцента кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ Н.В. Байгуловой и студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (20 студентов). Учитывая представленное выше, была разработана модульная программа воспитательной работы для обучающихся (подростков) 12-15 лет с ОВЗ с использованием средств народной педагогики «От творчества к профессии», которая прошла апробацию и реализуется на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска. Данное образовательное учреждение в 2012 году стало победителем конкурса лучших школ Томской области, внедряющих инновационные программы.
Программа «От творчества к профессии» включала девять модулей: экологическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков здорового образа жизни, подпрограмма по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ средствами народного творчества «Радость творчества», подпрограмма по работе с родителями «Мы вместе» [6]. В ходе реализации воспитательной программы создавались проекты с привлечением родителей, подростки решали кейсы, участвовали во внешкольных фольклорных фестивалях и конкурсах.
Цель программы: развитие и коррекция личности обучающихся с ОВЗ средствами народного творчества, ранняя подготовка подростков с ОВЗ к выбору будущей профессии, их дальнейшая социализация в обществе.
Задачи программы: знакомство подростков с ОВЗ с народным творчеством; воспитание чувства уважения к своей истории; формирование у подростков с ОВЗ чувств толерантности, доброты; коррекция межличностного общения; развитие познавательных и творческих способностей; знакомство подростков с ОВЗ с миром профессий, ориентация на выбор профессии; развитие трудовой деятельности через прикладное творчество.
В рамках данной статьи сделаем акцент на подпрограмме по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ (раздел «Ранняя трудовая ориентация»). Ранняя трудовая ориентация необходима подросткам с ОВЗ, т.к. у большинства из них отсутствует целеустремленность, мотивация, инициатива, а низкая активность требует постоянного побуждения к целенаправленной деятельности. Чтобы заинтересовать подростка с ОВЗ в дальнейшем выборе профессии, ему нужно попробовать себя в различных видах деятельности, своими руками создать какие-то вещи, чтобы у него появилось желание этим заниматься. Все это требует времени. Работа по профессиональной ориентации подростков с ОВЗ предполагает осуществление двух главных направлений: формирование личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства; приведение в соответствие личностных ориентаций подростков с ОВЗ с возможностями их реализации.
Цель профориентации подростков с ОВЗ: найти оптимальное сочетание личностных желаний их возможностей и общественных потребностей.
Задачи раздела: знакомство с различными профессиями, их особенностями; нацеливание в выборе профессии; развитие творческих способностей.
Перед изучением раздела «Ранняя трудовая ориентация» проверили констатирующий эксперимент с применением кейс-метода. Данный метод выбрали в качестве диагностического обследования по усвоению подпрограммы с целью проверки теоретических знаний и практических умений обучающихся с ОВЗ в выборе профессии. Задачами его применения стали создание условий для развития внешней и внутренней мотивации, формирование навыков межличностного взаимодействия и навыка самостоятельной работы с профориентационной информацией. Кейс-метод был взят в основу нашей деятельности, т.к. позволяет достичь определенных результатов в процессе взаимодействия, повышает уровень коммуникативных навыков, снижает боязнь перед принятием новых решений, дает возможность понять, соотносит ли обучающийся полученную информацию с тем, что он уже знает.
Приведем пример предложенного кейса всем обучающимся с ОВЗ (15 человек) при проведении первого теоретического занятия по курсу «Мир профессий». Кейс написан педагогом на основе реальной ситуации и одновременно содержал в себе новое знание, представляя проблему для подростков с ОВЗ.
«В одном из провинциальных городков РФ родился Дима. С рождения ему поставили диагноз детский церебральный паралич. Родители приложили огромные усилия, чтобы он начал разговаривать и самостоятельно передвигаться (хотя бы с помощью костылей). Этот результат они достигли, но учиться в обычной общеобразовательной школе Дима не смог, зато с удовольствием обучался на дому. Все учителя отмечали целеустремленность мальчика, его начитанность и любознательность, умение поддержать разговор. При общении с Димой создавалось впечатление, что он знает все, но особенно интересовался Отечественной историей. Дима любил рассматривать иллюстрации, демонстрирующие исторические события, вместе с папой изготавливал модели военной техники, интересовался архитектурой военных лет.
С подросткового возраста Дима мечтал получить профессию, которая позволила бы ему быть независимым от финансового состояния родителей. Родители психологически поддерживали Диму и с удовольствием одобрили мечту сына получить профессию с учетом его состояния здоровья. Форма обучения однозначно оставалась дистанционная, но определиться с выбором типа профессий, направления и направленности подготовки оказалось сложнее, чем представлялось».
Задания к кейсу.
- Вспомните типы профессий по классификации Е.А. Климова, информацию, предложенную на сайте профориентационного портала безбарьерной среды в образовании «Мой ориентир» [7], и, исходя из описания особенностей Димы, предложите тип профессий, подходящих для него. Ответ обоснуйте.
- Какой вариант выбора профессии вы предложили бы Диме?
Алгоритм работы с кейсом состоял из следующих этапов: представление кейса педагогом всем обучающимся с ОВЗ (15 человек); решение заданий кейса обучающимися с ОВЗ в микрогруппах (по 3-4 человека); подведение итогов работы микрогрупп по решению кейса. Кейс, в данном варианте, представляет собой элемент сотворчества учителя и обучающихся с ОВЗ, совместную деятельность по выработке и принятию решения. Результаты проведения констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Критерии |
Показатели (в %) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация» |
7 |
23 |
70 |
Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация» |
6 |
15 |
79 |
Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание) |
3 |
24 |
73 |
Самостоятельная работа с профориентационной информацией |
4 |
34 |
62 |
Исходя из полученных результатов, видим, что подростки с ОВЗ испытывают значительные трудности в организации межличностного взаимодействия.
Формирующий этап эксперимента включал реализацию учебно-тематического плана раздела «Ранняя трудовая ориентация» через проведение лекционно-практического курса «Мир профессий», решение кейсов, экскурсий в профессиональные училища г. Томска. На лекционно-практических занятиях с применением интерактивных технологий подростки с ОВЗ знакомились с классификацией профессий по Е.А. Климову, паспортом таких профессий, как следователь, писатель, актер, журналист, продавец (тип «человек-человек»); архитектор, водитель, инженер, повар, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, электросварщик, резчик по дереву, каменщик, штукатур-маляр, швея, портной, облицовщик-плиточник (тип «человек-техника»); биолог, озеленитель (тип «человек-природа»); учились осуществлять поисковую деятельность в сети Интернет.
После изучения подростками с ОВЗ обозначенного выше курса организовали повторное диагностическое обследование с использованием представленного выше кейса по усвоению подпрограммы по ранней социально-трудовой адаптации. Результаты проведения итогово-обобщающего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты итогово-обобщающего эксперимента
Критерии |
Показатели (в %) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация» |
87 |
13 |
- |
Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация» |
86 |
6 |
8 |
Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание) |
95 |
3 |
2 |
Самостоятельная работа с профориентационной информацией |
93 |
7 |
- |
Исходя из результатов, представленных в таблице 2, следует, что высокий показатель значительно повысился, а средний и низкий – снизились.
Результаты исследования. В ходе решения приведенного кейса установили, что четырнадцать подростков с ОВЗ ориентируются в профессиях, могут самостоятельно сделать предварительный выбор будущей профессии. В процессе работы в микрогруппе они взаимодействовали между собой, приводили обоснованные факты, активно работали с порталом «Мой ориентир». Только один обучающийся с ОВЗ не смог выполнить задания к кейсу, при работе в микрогруппе держался обособленно, отвлеченно. Полученные данные свидетельствуют о достижении поставленной цели подпрограммы по ранней трудовой профориентации.
Кейс-метод как вариант интерактивной технологии способствовал улучшению полученных ранее результатов диагностических исследований, когда обучающиеся затруднялись принимать самостоятельные решения, совместная деятельность с одноклассниками и педагогами была затруднительна в силу несформированности межличностного взаимодействия. Основной причиной такого положения явилась умственная отсталость и интеллектуальная недостаточность обучающихся. Кейс-метод позволил нам развивать мыследеятельностные навыки обучающихся в рамках их деятельности, что весьма востребовано в дальнейшем обучении и выборе профессионального пути развития.
Педагоги школы постоянно работают в направлении создания и использования различных средств, позволяющих сделать процесс обучения учащихся более эффективным, минимизировали сложности, связанные с диагнозами, что касается всех ступеней обучения. Огромное внимание уделяется приемам, позволяющим визуализировать предметный материал [8]. В рамках партнерских взаимоотношений между школой и факультетом психолого-педагогического и специального образования Томского государственного педагогического университета сложилась совместная деятельность по проведению летнего пришкольного лагеря. В качестве тьюторов здесь выступили студенты специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», преподаватели [9].
Заключение. Обучающиеся с ОВЗ требуют индивидуальных программ развития, сопровождения во всех его видах, только в таком ключе они способны социально адаптироваться, в некоторых случаях, развиваться и быть современными носителями субъективного опыта.