Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF INTERPERSONAL INTERACTION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH BY MEANS OF THE CASE METHOD

Baygulova N.V. 1 Shvareva O.V. 1 Gubacheva G.M. 2
1 Tomsk State Pedagogical University
2 Tomsk Municipal budgetary educational institution the main general education school for disabled children No. 45
The article presents the experience of organization of interpersonal interaction of students with ovz in the conditions of ethno-pedagogical approach. This work was carried out on the basis OF mbou OOSH for children with disabilities №45 of Tomsk in the framework of joint activities with students and teachers of Tomsk state pedagogical University. For the development of students ' social and communicative understanding of reality the means of case-method as a modern interactive pedagogical technology were used. Folk pedagogy, its means, made it possible to dive into such a reality, where the negative experiences of a person with disabilities were replaced by radically opposite, students understood their capabilities and tried to make an independent decision in the conditions of the strategy of behavior that is socially acceptable and includes the desired and possible ways of relationships. Only in the joint activities of students among themselves, with teachers, Tutors, student volunteers and their teachers, positive changes in the understanding of themselves, the manifestation of interest in the world of professions and the correlation of their real opportunities and professional preferences became possible. Support of students with ovz (tutoring) has become an integral part of the organization of interpersonal interaction within the ethno-pedagogical approach using the means of various pedagogical technologies, in particular, the case method.
interpersonal communication
adolescents
disabilities
ethnopedagogical approach
Case study
socio- communicative development
support

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, утвержденным 11 февраля 2015 г., акцент ставится на создание для них в образовательных организациях особенной адаптивной среды в рамках различных педагогических подходов. В нашей статье под адаптивной средой понимаем создание не только специальной образовательной среды, но и психолого-психологической (аспект сопровождения, тьюторства), достигаемой при организации коммуникации между педагогом и воспитанниками в условиях этнопедагогического подхода.

Цель исследования. Выявление особенностей организации межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках этнопедагогического подхода средствами кейс-метода (на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска).

С.А. Арутюнов разработал информационную концепцию этноса, где основная функция этноса состоит в информационной защите его членов от жизненной нестабильности. Жизнеспособность человека позволяет ему ориентироваться в жизненных процессах, взаимодействовать в коллективе, быть успешным и выбирать маршруты и траектории собственной жизнедеятельности. Обучающимся с ОВЗ это делать очень сложно, в силу целого ряда причин. Не каждый человек может быстро реагировать на изменения социальной, природной культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос, и только освоив язык и культуру своего народа, ребенок сможет на равных вступать в диалог с представителями иной национальной традиции [1, с. 21]. Поэтому для нас стало возможным активное использование этнопедагогических идей в образовательном процессе.

Для обучающихся с ОВЗ имеет огромное значение сопровождение их межличностного взаимодействия, особенно если оно осуществляется в многонациональном обществе. Национальная составляющая классов неоднородна. Коммуникация, взаимодействие важны для любого человека с ОВЗ, они позволяют создать доступную среду, которая необходима для эффективной работы с этой категорией обучающихся. По определению В.Г. Крысько, межличностное взаимодействие – «…это случайные или преднамеренные, частные публичные, двигательные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок [2, с. 39].

Межличностное взаимодействие обучающихся с ОВЗ оказывает благоприятное влияние на формирование их активной речи, способствующей дальнейшему психическому и личностному развитию, они учатся слушать и понимать поступающую к ним информацию, в соответствии с этим принимать какие-либо решения и действия. Взаимодействуя друг с другом, по утверждению Л.И. Акатова, обучающиеся с ОВЗ пытаются понять себя и других, оценить их чувства и поступки, усваивают правила и формы поведения, учатся общаться с другими людьми. Коммуникативные контакты дают им не только дополнительные впечатления, положительные переживания, но и открывают возможность продемонстрировать свои умения [3, с. 302]. Социализация обучающихся с ОВЗ происходит позитивно, они приобщаются к нормам общества, традициям того образовательного учреждения, в котором находятся.

Ссылаясь на исследование В.Г. Крысько, обозначим признаки межличностного взаимодействия:

- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия;

- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

- ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

- рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников [2, с. 39].

Особенности межличностного взаимодействия обучающихся с ОВЗ определяются характером и целенаправленностью воспитательного процесса. Применение этнопедагогического подхода способствует организации межличностного взаимодействия, так как предполагает приобщение к родной культуре при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации [4, с. 1569-1570].

Основателем этнопедагогического подхода является Г.Н. Волков, характеризующий воспитательный процесс, как естественно-исторический, учитывающий особенности каждой нации в поликультурной и многонациональной стране. В настоящее время, по утверждению Р.М. Садыкова и Г.М. Садыковой, «…этнопедагогическая сфера формирует личность человека – носителя своей культуры, одновременно способного усваивать традиции, язык других наций. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни» [5, с. 599-601].

Сохранение национальных традиций в сочетании с экономическим интересом и социализацией обучающихся с ОВЗ создает необходимость обучения их трудовым навыкам в атмосфере народного творчества через межличностное взаимодействие. Знакомясь с образцами народного творчества, обучающиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, выразительных пластических форм. В песнях и танцах, былинах и сказках воплощаются мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле. Соприкасаясь с красотой, они учатся сопереживать, общаться, у них продолжает развиваться фантазия, творчество [6].

Материал и методы исследования. В основу исследования была заложена совместная деятельность педагогов, обучающихся (15 человек) МБОУ «ООШ № 45» г. Томска, доцента кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ Н.В. Байгуловой и студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (20 студентов). Учитывая представленное выше, была разработана модульная программа воспитательной работы для обучающихся (подростков) 12-15 лет с ОВЗ с использованием средств народной педагогики «От творчества к профессии», которая прошла апробацию и реализуется на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска. Данное образовательное учреждение в 2012 году стало победителем конкурса лучших школ Томской области, внедряющих инновационные программы.

Программа «От творчества к профессии» включала девять модулей: экологическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков здорового образа жизни, подпрограмма по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ средствами народного творчества «Радость творчества», подпрограмма по работе с родителями «Мы вместе» [6]. В ходе реализации воспитательной программы создавались проекты с привлечением родителей, подростки решали кейсы, участвовали во внешкольных фольклорных фестивалях и конкурсах.

Цель программы: развитие и коррекция личности обучающихся с ОВЗ средствами народного творчества, ранняя подготовка подростков с ОВЗ к выбору будущей профессии, их дальнейшая социализация в обществе.

Задачи программы: знакомство подростков с ОВЗ с народным творчеством; воспитание чувства уважения к своей истории; формирование у подростков с ОВЗ чувств толерантности, доброты; коррекция межличностного общения; развитие познавательных и творческих способностей; знакомство подростков с ОВЗ с миром профессий, ориентация на выбор профессии; развитие трудовой деятельности через прикладное творчество.

В рамках данной статьи сделаем акцент на подпрограмме по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ (раздел «Ранняя трудовая ориентация»). Ранняя трудовая ориентация необходима подросткам с ОВЗ, т.к. у большинства из них отсутствует целеустремленность, мотивация, инициатива, а низкая активность требует постоянного побуждения к целенаправленной деятельности. Чтобы заинтересовать подростка с ОВЗ в дальнейшем выборе профессии, ему нужно попробовать себя в различных видах деятельности, своими руками создать какие-то вещи, чтобы у него появилось желание этим заниматься. Все это требует времени. Работа по профессиональной ориентации подростков с ОВЗ предполагает осуществление двух главных направлений: формирование личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства; приведение в соответствие личностных ориентаций подростков с ОВЗ с возможностями их реализации.

Цель профориентации подростков с ОВЗ: найти оптимальное сочетание личностных желаний их возможностей и общественных потребностей.

Задачи раздела: знакомство с различными профессиями, их особенностями; нацеливание в выборе профессии; развитие творческих способностей.

Перед изучением раздела «Ранняя трудовая ориентация» проверили констатирующий эксперимент с применением кейс-метода. Данный метод выбрали в качестве диагностического обследования по усвоению подпрограммы с целью проверки теоретических знаний и практических умений обучающихся с ОВЗ в выборе профессии. Задачами его применения стали создание условий для развития внешней и внутренней мотивации, формирование навыков межличностного взаимодействия и навыка самостоятельной работы с профориентационной информацией. Кейс-метод был взят в основу нашей деятельности, т.к. позволяет достичь определенных результатов в процессе взаимодействия, повышает уровень коммуникативных навыков, снижает боязнь перед принятием новых решений, дает возможность понять, соотносит ли обучающийся полученную информацию с тем, что он уже знает.

Приведем пример предложенного кейса всем обучающимся с ОВЗ (15 человек) при проведении первого теоретического занятия по курсу «Мир профессий». Кейс написан педагогом на основе реальной ситуации и одновременно содержал в себе новое знание, представляя проблему для подростков с ОВЗ.

«В одном из провинциальных городков РФ родился Дима. С рождения ему поставили диагноз детский церебральный паралич. Родители приложили огромные усилия, чтобы он начал разговаривать и самостоятельно передвигаться (хотя бы с помощью костылей). Этот результат они достигли, но учиться в обычной общеобразовательной школе Дима не смог, зато с удовольствием обучался на дому. Все учителя отмечали целеустремленность мальчика, его начитанность и любознательность, умение поддержать разговор. При общении с Димой создавалось впечатление, что он знает все, но особенно интересовался Отечественной историей. Дима любил рассматривать иллюстрации, демонстрирующие исторические события, вместе с папой изготавливал модели военной техники, интересовался архитектурой военных лет.

С подросткового возраста Дима мечтал получить профессию, которая позволила бы ему быть независимым от финансового состояния родителей. Родители психологически поддерживали Диму и с удовольствием одобрили мечту сына получить профессию с учетом его состояния здоровья. Форма обучения однозначно оставалась дистанционная, но определиться с выбором типа профессий, направления и направленности подготовки оказалось сложнее, чем представлялось».

Задания к кейсу.

  1. Вспомните типы профессий по классификации Е.А. Климова, информацию, предложенную на сайте профориентационного портала безбарьерной среды в образовании «Мой ориентир» [7], и, исходя из описания особенностей Димы, предложите тип профессий, подходящих для него. Ответ обоснуйте.
  2. Какой вариант выбора профессии вы предложили бы Диме?

Алгоритм работы с кейсом состоял из следующих этапов: представление кейса педагогом всем обучающимся с ОВЗ (15 человек); решение заданий кейса обучающимися с ОВЗ в микрогруппах (по 3-4 человека); подведение итогов работы микрогрупп по решению кейса. Кейс, в данном варианте, представляет собой элемент сотворчества учителя и обучающихся с ОВЗ, совместную деятельность по выработке и принятию решения. Результаты проведения констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Критерии

Показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

7

23

70

Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

6

15

79

Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание)

3

24

73

Самостоятельная работа с профориентационной информацией

4

34

62

 

Исходя из полученных результатов, видим, что подростки с ОВЗ испытывают значительные трудности в организации межличностного взаимодействия.

Формирующий этап эксперимента включал реализацию учебно-тематического плана раздела «Ранняя трудовая ориентация» через проведение лекционно-практического курса «Мир профессий», решение кейсов, экскурсий в профессиональные училища г. Томска. На лекционно-практических занятиях с применением интерактивных технологий подростки с ОВЗ знакомились с классификацией профессий по Е.А. Климову, паспортом таких профессий, как следователь, писатель, актер, журналист, продавец (тип «человек-человек»); архитектор, водитель, инженер, повар, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, электросварщик, резчик по дереву, каменщик, штукатур-маляр, швея, портной, облицовщик-плиточник (тип «человек-техника»); биолог, озеленитель (тип «человек-природа»); учились осуществлять поисковую деятельность в сети Интернет.

После изучения подростками с ОВЗ обозначенного выше курса организовали повторное диагностическое обследование с использованием представленного выше кейса по усвоению подпрограммы по ранней социально-трудовой адаптации. Результаты проведения итогово-обобщающего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты итогово-обобщающего эксперимента

Критерии

Показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

87

13

-

Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

86

6

8

Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание)

95

3

2

Самостоятельная работа с профориентационной информацией

93

7

-

 

Исходя из результатов, представленных в таблице 2, следует, что высокий показатель значительно повысился, а средний и низкий – снизились.

Результаты исследования. В ходе решения приведенного кейса установили, что четырнадцать подростков с ОВЗ ориентируются в профессиях, могут самостоятельно сделать предварительный выбор будущей профессии. В процессе работы в микрогруппе они взаимодействовали между собой, приводили обоснованные факты, активно работали с порталом «Мой ориентир». Только один обучающийся с ОВЗ не смог выполнить задания к кейсу, при работе в микрогруппе держался обособленно, отвлеченно. Полученные данные свидетельствуют о достижении поставленной цели подпрограммы по ранней трудовой профориентации.

Кейс-метод как вариант интерактивной технологии способствовал улучшению полученных ранее результатов диагностических исследований, когда обучающиеся затруднялись принимать самостоятельные решения, совместная деятельность с одноклассниками и педагогами была затруднительна в силу несформированности межличностного взаимодействия. Основной причиной такого положения явилась умственная отсталость и интеллектуальная недостаточность обучающихся. Кейс-метод позволил нам развивать мыследеятельностные навыки обучающихся в рамках их деятельности, что весьма востребовано в дальнейшем обучении и выборе профессионального пути развития.

Педагоги школы постоянно работают в направлении создания и использования различных средств, позволяющих сделать процесс обучения учащихся более эффективным, минимизировали сложности, связанные с диагнозами, что касается всех ступеней обучения. Огромное внимание уделяется приемам, позволяющим визуализировать предметный материал [8]. В рамках партнерских взаимоотношений между школой и факультетом психолого-педагогического и специального образования Томского государственного педагогического университета сложилась совместная деятельность по проведению летнего пришкольного лагеря. В качестве тьюторов здесь выступили студенты специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», преподаватели [9].

Заключение. Обучающиеся с ОВЗ требуют индивидуальных программ развития, сопровождения во всех его видах, только в таком ключе они способны социально адаптироваться, в некоторых случаях, развиваться и быть современными носителями субъективного опыта.