Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO A QUESTION OF PREPARATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF BACHELORS AS SUBJECTS OF FUTURE BUSINESS ACTIVITY

Pogonyshev V.A. 1 Pogonysheva D.A. 2 Seraya G.V. 2 Tasoeva E.V. 2
1 The Bryansk state agricultural university
2 Bryansk State University of the name of academician Petrovskii
The important role in implementation of the "Digital Economy of the Russian Federation" program belongs to the university graduates having the high level of formation of culture of business as to key carriers of the modern innovations which are a strategic factor of competitive development of national economy. The place of small business in network economy is shown in article, his distinctive features are noted. The characteristic of the level of development of small business taking into account regional features is given. The fractality of a regional business environment is described. Authors have noted need of effective interaction of the educational organizations with labor market for expeditious correction of contents of educational programs according to inquiries of employers. Quality of training of graduates as future businessmen depends on sociocultural, social and economic and psychology and pedagogical factors, on educational requirements of business community and the personality, creative educational resources of society and higher education institution, the level of formation of professional competence of socially mobile competitive bachelor as future businessman is caused by needs of the subject of educational process for a rational combination of innovative and traditional forms, means and methods of preparation. Authors have given the characteristic of components of professional competence of bachelors as future businessmen. Pedagogical conditions of training of bachelors as subjects of future business activity caused by a social and reformative role of digital economy are proved.
educational standard
bachelor degree
innovation
business

Информатизация жизнедеятельности общества обусловила необходимость инновационных преобразований. Проблема формирования национального интеллектуального потенциала нашла отражение в нормативно-правовых документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании» и др.), в которых в числе ключевых присутствуют такие дефиниции, как «инновационно-активный преобразующий интеллект», «экономика знаний», «гуманистически ориентированное мышление». В Указе Президента Российской Федерации № 642 «О стратегии научно-технического развития Российской Федерации» в п. 22 отмечена необходимость формирования принципиально новых научно-технологических решений в интересах национальной экономики, основанных в том числе на природоподобных технологиях [1]. Анализ результатов исследований элементарной и глобальной реальности свидетельствует о сближении процессов, происходящих в сознании, бытии людей и в окружающей действительности. Для них характерны системность, волновая природа, нелинейность, турбулентность, спиралевидность, цикличность, динамичность, фрактальность, голографичность и др. [2]. В настоящее время малый бизнес является важнейшей подсистемой экономики знаний. Опираясь на компетентностный подход, авторами обоснованы педагогические условия подготовки обучающихся как субъектов будущей предпринимательской деятельности.

Методы исследования. В процессе исследования применялись основы системного, синергетического, личностно ориентированного, компетентностного, фрактального подхода, когнитивное моделирование.

Результаты. Малый бизнес представляет собой институт рыночной экономики, обусловливает развитие у граждан креативности и предприимчивости, формирует предпринимательский ресурс, производит отбор талантливых и успешных предпринимателей, конкурентоспособной продукции [3; 4]. Обладая способностью быстро приспосабливаться к конъюнктурным изменениям, меняющимся потребностям и вкусам потребителей, малый бизнес делает экономику более гибкой и конкурентоспособной. Помимо этого, большое значение имеет социальная функция малого бизнеса, так как решается проблема занятости, смягчается социальная напряженность на рынке труда, привлекаются к активной деятельности социально уязвимые группы населения. Согласно рейтингу регионов, по обороту продукции (услуг) на душу населения, производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями в 2016 году, Брянская область находится на 51 позиции.

В Брянской области реализуется программа развития молодежного предпринимательства «Ты - предприниматель». В целях ускорения создания новых малых предприятий, повышения их жизнестойкости, облегчения доступа к разного рода ресурсам и активизации инновационной деятельности функционирует ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор». Наибольший вклад в экономику региона вносят строительство, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. В силу многочисленности малый бизнес выступает одним из ключевых потребителей специализированных компьютерных средств и технологий. Современные предприниматели управляют сложными динамическими социально-экономическими системами. Для них характерны свойства профессиональных групп: человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек - природа. Например, АПК, как важнейшая сфера региональной экономики, представляет собой сложную открытую, многокомпонентную, полиструктурную, вероятностно-динамическую систему, функционирующую под воздействием управляемых и неуправляемых факторов.

В настоящее время широкую известность приобрели исследования Б. Мандельброта, установившего множества, обладающие свойством самоподобия, и назвавшего их фракталами [5]. Фракталом выступает объект или субъект, имеющий нетривиальную структуру во всех масштабах, являющийся самоподобным, имеющим дробную метрическую размерность. Исследования ученых показали, что окружающая действительность также фрактальна [6]. Существующее самоподобие структур связано с проявлением высшей организованности биосферы, о которой свидетельствуют работы В.И. Вернадского.

Фрактальный подход при управлении объектами и субъектами сферы бизнеса обусловлен их самоподобием, отражающим структурное и семантическое содержание. Важнейшие атрибуты фракталов отражают их стремление к рациональной организации взаимосвязей и взаимодействия, формирование иерархических структур, поддержку целостности объектов и субъектов, поддержку их развития и трансформации и др. Для категории фрактала, как саморазвивающейся самоподобной структуры, присуща инвариантность размерности (самоподобие на микро-, мезо- и макроуровнях). Примерами фракталов в бизнес-среде выступают персонал, организация, регион, отрасль, национальная и мировая экономика, функционирующие в условиях турбулентной динамики фракталов внутренней и внешней сред. Ключевыми признаками фрактальности объектов и субъектов служат системные свойства, иерархичность структур, целенаправленность функционирования, самоподобие, идентичность и др. Важнейшими свойствами бизнес-фракталов в бизнес-сфере выступают самодостраивание элементов системы, создание самоподобных турбулентных динамичных структур, возможность саморазвития либо угасания в некоторых условиях внешней и внутренней среды. Фрактальный принцип построения организаций в условиях экономики знаний – это не слепое копирование элементов с изменением их размеров на уровне одного экземпляра. Эти структуры могут быть подобны, но не одинаково повторяемы при увеличении. Фрактальность бизнес-структур актуализирует адекватную подготовку обучающихся в университете.

В теории и методике высшего образования реализуется концептуальный подход, ориентированный на подготовку в вузе конкурентоспособных выпускников. Под инновационным образовательным процессом педагоги понимают процесс развития образования в результате разработки и внедрения новшеств [7]. Инновационный процесс обусловливает совершенствование цифровой образовательной среды в условиях инновационного развития, адаптации целей, задач, содержания и средств образования к требованиям рынка труда, в соответствии с которыми высшая школа готовит обучающихся.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского осуществляет профессиональную экономическую подготовку бакалавров по направлениям 38.03.05 Бизнес-информатика, 38.03.02 Менеджмент и др. Выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу бакалавриата «Бизнес-информатика», могут быть готовы к таким видам профессиональной деятельности, как аналитическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская, консалтинговая, инновационно-предпринимательская. При условии нацеленности подготовки бакалавров бизнес-информатики на решение профессиональных задач в ходе инновационно-предпринимательской деятельности ФГОС ВО предусматривает формирование компетенций: способность описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-25); способность разрабатывать бизнес-планы по созданию новых бизнес-проектов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-26) и др. Выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу бакалавриата «Менеджмент», могут быть готовы к таким видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. При условии нацеленности подготовки бакалавров-менеджеров на решение профессиональных задач в предпринимательской деятельности ФГОС ВО предусматривает формирование компетенций: способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17); владение навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18) и др. В вышеназванных ФГОС ВО присутствует общепрофессиональная компетенция, предусматривающая формирование способности студентов решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Следует отметить, что активное участие в образовательном процессе вуза принимают руководители и работники региональных хозяйствующих субъектов. Систематически проводятся мастер-классы сотрудниками рыночных агентов. Местами прохождения учебной и производственной практик студентов выступают ведущие организации региона.

С целью выявления сформированности личностных качеств предпринимателя нами было проведено анкетирование студентов 2-3 курсов финансово-экономического факультета, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». Анализ результатов показал, что студенты третьего курса по сравнению со второкурсниками в большей степени инициативны, ответственны, ориентированы на достижение целей, энергичны и готовы работать в современной бизнес-среде. Данные результаты имели для нас большое значение в отборе соответствующих форм и методов, условий организации образовательного процесса. Считаем, что формирование необходимых личностных и профессиональных качеств обучающихся для реализации социально значимых проектов осуществляется более успешно в креативной образовательной среде университета.

Формирование сетевой экономики, реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» актуализируют подготовку социально мобильных конкурентоспособных предпринимателей, обладающих высокой культурой использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для личностного и профессионального развития, саморазвития, самосовершенствования. Как справедливо показано в работах С.А. Бешенкова. Т.А. Бороненко, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.В. Гришкуна, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова. М.П. Лапчика, И.В. Левченко, А.С. Лесневского, В.А. Сухомлина, А.Я. Фридланда и других ученых, ИКТ выступают объектом изучения и одновременно средством модернизации образовательного процесса.

Исследователи (Т.М. Банникова, Н.А. Баранова, О.В. Бяхов, Н.И. Леонов, В.А. Сухомлин и др.) указывают в своих работах на важность взаимодействия образовательных организаций с региональным рынком труда с целью актуализации содержания образовательных программ с учетом требований работодателей. Конкурентоспособность бакалавра, будущего предпринимателя, является интегративной характеристикой личности, как совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств для творческого решения профессиональных задач, обеспечивает эффективное взаимодействие в межкультурных и межпрофессиональных сообществах.

Результативность подготовки обучающихся как будущих предпринимателей зависит от социокультурных, социально-экономических и психолого-педагогических факторов, от ряда закономерностей (эффективность профессиональной подготовки студентов связана с образовательными потребностями бизнес-сообщества и личности, креативными образовательными ресурсами общества и вуза; уровень сформированности профессиональной компетентности социально мобильного конкурентоспособного бакалавра как будущего предпринимателя обусловлена потребностями субъекта образовательного процесса с использованием инновационных форм, средств и методов подготовки).

Профессиональная компетентность бакалавра как будущего предпринимателя включает мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный компоненты. Разработанная нами структура профессиональной компетентности бакалавра как будущего предпринимателя дает нам возможность обосновать критерии и показатели сформированности ее составляющих. Мотивационно-ценностный компонент имеет такие критерии, как аксиологический (адекватное представление о современной бизнес-среде; приоритет творческой деятельности); мотивационный (мотивация эффективной учебно-профессиональной деятельности; потребность в саморазвитии); целеполагающий (наличие творческой субъектной позиции). Когнитивно-деятельностный компонент характеризуют такие критерии, как когнитивный (объем и качество знаний, их соответствие ФГОС ВО, включающие знания основ предпринимательства (технологического, социального, внутрифирменного, международного), в области создания, ведения и развития бизнеса, бизнес-планирования, бизнес-коммуникаций, ИКТ, риск-менеджмента, в области конкурентологии, экономической безопасности, права и др.); деятельностный (уровень умений и навыков, их соответствие ФГОС ВО; предпринимательское поведение на различных уровнях (индивидуальный, корпоративный, государственный), владение технологией разработки бизнес-проектов; инновационный (владение технологиями разработки и внедрения бизнес-инноваций и др.). Рефлексивно-коммуникативный компонент характеризует рефлексивный критерий (рефлексия результативности образовательной и профессиональной деятельности в бизнес-сфере; самоконтроль) и коммуникативный критерий (владение технологиями взаимодействия в бизнес-пространстве). Фрактальность образования в вузе как самоорганизующейся саморазвивающейся системы раскрывает фрактальную сущность человека в процессе усвоения им социокультурного опыта, обусловливает проектирование адаптивных образовательных траекторий на основе закономерностей теории фракталов, теории самоорганизации, жизнедеятельностного подхода с целью формирования фрактально-голографического природосообразного мышления обучающихся подобно нейро-атомарной матрице.

Реализация цели – личностное и профессиональное развитие и саморазвитие, самосовершенствование бакалавра как будущего предпринимателя ориентирует вуз на использование в образовательном процессе рационального содержания профессионально значимого учебного контента. Технологическое обеспечение подготовки конкурентоспособного предпринимателя представлено инновационными педагогическими технологиями (интерактивное обучение, технология проектной деятельности, перевернутое обучение, технология совместной деятельности, онлайн-обучение, адаптивное обучение, кейс-технология и др.), созданием цифровой образовательной среды.

Авторы считают, что тенденциями подготовки обучающихся как будущих предпринимателей являются гуманизация, междисциплинарность и др. С учетом образовательных трендов и опыта работы нами разработаны педагогические условия подготовки бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности, основанные на том, что личностное и профессиональное развитие студентов обусловлено потребностью в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации, обусловленные социально-преобразующей ролью цифровой экономики, включающие развитие интеграционных процессов в мировой и отечественной культуре; тесное взаимодействие науки, бизнеса и образовательной системы; моделирование социо-природо-человеко-технических и технологических образовательных комплексов; использование современных образовательных технологий; дальнейшее развитие системы дистанционного образования. Педагоги справедливо утверждают, что рациональная организация самостоятельной деятельности обучающихся в креативном информационно-образовательном пространстве вуза, построенная на интегративной основе, выступает ключевым фактором подготовки социально мобильных конкурентоспособных бакалавров как будущих предпринимателей [8, 9]. Междисциплинарность инноваций в сетевой экономике обусловливает необходимость использования в подготовке выпускников как будущих предпринимателей кейс-технологии, мозгового штурма, метода проектов, компьютерных симуляций, деловых игр, мастер-классов и других образовательных технологий для сформированности аналитических, проектных, креативных, коммуникативных умений и навыков.

Заключение. Эффективность подготовки выпускников как будущих предпринимателей обусловлена закономерностями и принципами, отражающими взаимодействие социокультурных, социально-экономических и психолого-педагогических факторов.

Реализация в цифровом образовательном пространстве университета обоснованных нами педагогических условий подготовки бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности обусловливает формирование конкурентоспособных выпускников.