Информатизация жизнедеятельности общества обусловила необходимость инновационных преобразований. Проблема формирования национального интеллектуального потенциала нашла отражение в нормативно-правовых документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании» и др.), в которых в числе ключевых присутствуют такие дефиниции, как «инновационно-активный преобразующий интеллект», «экономика знаний», «гуманистически ориентированное мышление». В Указе Президента Российской Федерации № 642 «О стратегии научно-технического развития Российской Федерации» в п. 22 отмечена необходимость формирования принципиально новых научно-технологических решений в интересах национальной экономики, основанных в том числе на природоподобных технологиях [1]. Анализ результатов исследований элементарной и глобальной реальности свидетельствует о сближении процессов, происходящих в сознании, бытии людей и в окружающей действительности. Для них характерны системность, волновая природа, нелинейность, турбулентность, спиралевидность, цикличность, динамичность, фрактальность, голографичность и др. [2]. В настоящее время малый бизнес является важнейшей подсистемой экономики знаний. Опираясь на компетентностный подход, авторами обоснованы педагогические условия подготовки обучающихся как субъектов будущей предпринимательской деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования применялись основы системного, синергетического, личностно ориентированного, компетентностного, фрактального подхода, когнитивное моделирование.
Результаты. Малый бизнес представляет собой институт рыночной экономики, обусловливает развитие у граждан креативности и предприимчивости, формирует предпринимательский ресурс, производит отбор талантливых и успешных предпринимателей, конкурентоспособной продукции [3; 4]. Обладая способностью быстро приспосабливаться к конъюнктурным изменениям, меняющимся потребностям и вкусам потребителей, малый бизнес делает экономику более гибкой и конкурентоспособной. Помимо этого, большое значение имеет социальная функция малого бизнеса, так как решается проблема занятости, смягчается социальная напряженность на рынке труда, привлекаются к активной деятельности социально уязвимые группы населения. Согласно рейтингу регионов, по обороту продукции (услуг) на душу населения, производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями в 2016 году, Брянская область находится на 51 позиции.
В Брянской области реализуется программа развития молодежного предпринимательства «Ты - предприниматель». В целях ускорения создания новых малых предприятий, повышения их жизнестойкости, облегчения доступа к разного рода ресурсам и активизации инновационной деятельности функционирует ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор». Наибольший вклад в экономику региона вносят строительство, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. В силу многочисленности малый бизнес выступает одним из ключевых потребителей специализированных компьютерных средств и технологий. Современные предприниматели управляют сложными динамическими социально-экономическими системами. Для них характерны свойства профессиональных групп: человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек - природа. Например, АПК, как важнейшая сфера региональной экономики, представляет собой сложную открытую, многокомпонентную, полиструктурную, вероятностно-динамическую систему, функционирующую под воздействием управляемых и неуправляемых факторов.
В настоящее время широкую известность приобрели исследования Б. Мандельброта, установившего множества, обладающие свойством самоподобия, и назвавшего их фракталами [5]. Фракталом выступает объект или субъект, имеющий нетривиальную структуру во всех масштабах, являющийся самоподобным, имеющим дробную метрическую размерность. Исследования ученых показали, что окружающая действительность также фрактальна [6]. Существующее самоподобие структур связано с проявлением высшей организованности биосферы, о которой свидетельствуют работы В.И. Вернадского.
Фрактальный подход при управлении объектами и субъектами сферы бизнеса обусловлен их самоподобием, отражающим структурное и семантическое содержание. Важнейшие атрибуты фракталов отражают их стремление к рациональной организации взаимосвязей и взаимодействия, формирование иерархических структур, поддержку целостности объектов и субъектов, поддержку их развития и трансформации и др. Для категории фрактала, как саморазвивающейся самоподобной структуры, присуща инвариантность размерности (самоподобие на микро-, мезо- и макроуровнях). Примерами фракталов в бизнес-среде выступают персонал, организация, регион, отрасль, национальная и мировая экономика, функционирующие в условиях турбулентной динамики фракталов внутренней и внешней сред. Ключевыми признаками фрактальности объектов и субъектов служат системные свойства, иерархичность структур, целенаправленность функционирования, самоподобие, идентичность и др. Важнейшими свойствами бизнес-фракталов в бизнес-сфере выступают самодостраивание элементов системы, создание самоподобных турбулентных динамичных структур, возможность саморазвития либо угасания в некоторых условиях внешней и внутренней среды. Фрактальный принцип построения организаций в условиях экономики знаний – это не слепое копирование элементов с изменением их размеров на уровне одного экземпляра. Эти структуры могут быть подобны, но не одинаково повторяемы при увеличении. Фрактальность бизнес-структур актуализирует адекватную подготовку обучающихся в университете.
В теории и методике высшего образования реализуется концептуальный подход, ориентированный на подготовку в вузе конкурентоспособных выпускников. Под инновационным образовательным процессом педагоги понимают процесс развития образования в результате разработки и внедрения новшеств [7]. Инновационный процесс обусловливает совершенствование цифровой образовательной среды в условиях инновационного развития, адаптации целей, задач, содержания и средств образования к требованиям рынка труда, в соответствии с которыми высшая школа готовит обучающихся.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского осуществляет профессиональную экономическую подготовку бакалавров по направлениям 38.03.05 Бизнес-информатика, 38.03.02 Менеджмент и др. Выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу бакалавриата «Бизнес-информатика», могут быть готовы к таким видам профессиональной деятельности, как аналитическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская, консалтинговая, инновационно-предпринимательская. При условии нацеленности подготовки бакалавров бизнес-информатики на решение профессиональных задач в ходе инновационно-предпринимательской деятельности ФГОС ВО предусматривает формирование компетенций: способность описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-25); способность разрабатывать бизнес-планы по созданию новых бизнес-проектов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-26) и др. Выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу бакалавриата «Менеджмент», могут быть готовы к таким видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. При условии нацеленности подготовки бакалавров-менеджеров на решение профессиональных задач в предпринимательской деятельности ФГОС ВО предусматривает формирование компетенций: способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17); владение навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18) и др. В вышеназванных ФГОС ВО присутствует общепрофессиональная компетенция, предусматривающая формирование способности студентов решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Следует отметить, что активное участие в образовательном процессе вуза принимают руководители и работники региональных хозяйствующих субъектов. Систематически проводятся мастер-классы сотрудниками рыночных агентов. Местами прохождения учебной и производственной практик студентов выступают ведущие организации региона.
С целью выявления сформированности личностных качеств предпринимателя нами было проведено анкетирование студентов 2-3 курсов финансово-экономического факультета, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Бизнес-информатика». Анализ результатов показал, что студенты третьего курса по сравнению со второкурсниками в большей степени инициативны, ответственны, ориентированы на достижение целей, энергичны и готовы работать в современной бизнес-среде. Данные результаты имели для нас большое значение в отборе соответствующих форм и методов, условий организации образовательного процесса. Считаем, что формирование необходимых личностных и профессиональных качеств обучающихся для реализации социально значимых проектов осуществляется более успешно в креативной образовательной среде университета.
Формирование сетевой экономики, реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» актуализируют подготовку социально мобильных конкурентоспособных предпринимателей, обладающих высокой культурой использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для личностного и профессионального развития, саморазвития, самосовершенствования. Как справедливо показано в работах С.А. Бешенкова. Т.А. Бороненко, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.В. Гришкуна, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова. М.П. Лапчика, И.В. Левченко, А.С. Лесневского, В.А. Сухомлина, А.Я. Фридланда и других ученых, ИКТ выступают объектом изучения и одновременно средством модернизации образовательного процесса.
Исследователи (Т.М. Банникова, Н.А. Баранова, О.В. Бяхов, Н.И. Леонов, В.А. Сухомлин и др.) указывают в своих работах на важность взаимодействия образовательных организаций с региональным рынком труда с целью актуализации содержания образовательных программ с учетом требований работодателей. Конкурентоспособность бакалавра, будущего предпринимателя, является интегративной характеристикой личности, как совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств для творческого решения профессиональных задач, обеспечивает эффективное взаимодействие в межкультурных и межпрофессиональных сообществах.
Результативность подготовки обучающихся как будущих предпринимателей зависит от социокультурных, социально-экономических и психолого-педагогических факторов, от ряда закономерностей (эффективность профессиональной подготовки студентов связана с образовательными потребностями бизнес-сообщества и личности, креативными образовательными ресурсами общества и вуза; уровень сформированности профессиональной компетентности социально мобильного конкурентоспособного бакалавра как будущего предпринимателя обусловлена потребностями субъекта образовательного процесса с использованием инновационных форм, средств и методов подготовки).
Профессиональная компетентность бакалавра как будущего предпринимателя включает мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный компоненты. Разработанная нами структура профессиональной компетентности бакалавра как будущего предпринимателя дает нам возможность обосновать критерии и показатели сформированности ее составляющих. Мотивационно-ценностный компонент имеет такие критерии, как аксиологический (адекватное представление о современной бизнес-среде; приоритет творческой деятельности); мотивационный (мотивация эффективной учебно-профессиональной деятельности; потребность в саморазвитии); целеполагающий (наличие творческой субъектной позиции). Когнитивно-деятельностный компонент характеризуют такие критерии, как когнитивный (объем и качество знаний, их соответствие ФГОС ВО, включающие знания основ предпринимательства (технологического, социального, внутрифирменного, международного), в области создания, ведения и развития бизнеса, бизнес-планирования, бизнес-коммуникаций, ИКТ, риск-менеджмента, в области конкурентологии, экономической безопасности, права и др.); деятельностный (уровень умений и навыков, их соответствие ФГОС ВО; предпринимательское поведение на различных уровнях (индивидуальный, корпоративный, государственный), владение технологией разработки бизнес-проектов; инновационный (владение технологиями разработки и внедрения бизнес-инноваций и др.). Рефлексивно-коммуникативный компонент характеризует рефлексивный критерий (рефлексия результативности образовательной и профессиональной деятельности в бизнес-сфере; самоконтроль) и коммуникативный критерий (владение технологиями взаимодействия в бизнес-пространстве). Фрактальность образования в вузе как самоорганизующейся саморазвивающейся системы раскрывает фрактальную сущность человека в процессе усвоения им социокультурного опыта, обусловливает проектирование адаптивных образовательных траекторий на основе закономерностей теории фракталов, теории самоорганизации, жизнедеятельностного подхода с целью формирования фрактально-голографического природосообразного мышления обучающихся подобно нейро-атомарной матрице.
Реализация цели – личностное и профессиональное развитие и саморазвитие, самосовершенствование бакалавра как будущего предпринимателя ориентирует вуз на использование в образовательном процессе рационального содержания профессионально значимого учебного контента. Технологическое обеспечение подготовки конкурентоспособного предпринимателя представлено инновационными педагогическими технологиями (интерактивное обучение, технология проектной деятельности, перевернутое обучение, технология совместной деятельности, онлайн-обучение, адаптивное обучение, кейс-технология и др.), созданием цифровой образовательной среды.
Авторы считают, что тенденциями подготовки обучающихся как будущих предпринимателей являются гуманизация, междисциплинарность и др. С учетом образовательных трендов и опыта работы нами разработаны педагогические условия подготовки бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности, основанные на том, что личностное и профессиональное развитие студентов обусловлено потребностью в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации, обусловленные социально-преобразующей ролью цифровой экономики, включающие развитие интеграционных процессов в мировой и отечественной культуре; тесное взаимодействие науки, бизнеса и образовательной системы; моделирование социо-природо-человеко-технических и технологических образовательных комплексов; использование современных образовательных технологий; дальнейшее развитие системы дистанционного образования. Педагоги справедливо утверждают, что рациональная организация самостоятельной деятельности обучающихся в креативном информационно-образовательном пространстве вуза, построенная на интегративной основе, выступает ключевым фактором подготовки социально мобильных конкурентоспособных бакалавров как будущих предпринимателей [8, 9]. Междисциплинарность инноваций в сетевой экономике обусловливает необходимость использования в подготовке выпускников как будущих предпринимателей кейс-технологии, мозгового штурма, метода проектов, компьютерных симуляций, деловых игр, мастер-классов и других образовательных технологий для сформированности аналитических, проектных, креативных, коммуникативных умений и навыков.
Заключение. Эффективность подготовки выпускников как будущих предпринимателей обусловлена закономерностями и принципами, отражающими взаимодействие социокультурных, социально-экономических и психолого-педагогических факторов.
Реализация в цифровом образовательном пространстве университета обоснованных нами педагогических условий подготовки бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности обусловливает формирование конкурентоспособных выпускников.