Патриотическое воспитание является частью общегражданского воспитания, которое опирается на общечеловеческие ценности в рамках воспитания культуры личности. В первую очередь это такие ценности, как жизнь, права и свободы личности, духовно-нравственное воспитание. Патриотическое воспитание направлено на воспитание граждан – патриотов России, которые могут активно действовать в условиях гражданского общества, уважают права и свободы личности, стремятся развивать свою Родину в рамках будущей профессиональной деятельности. Важным фактором в этом процессе является воспитание у детей устойчивых норм патриотического поведения, в частности национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к своему и другим народам, традициям и культуре [1].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) сегодня также указывают на необходимость формирования патриотизма, гражданской идентичности, гордости за свою Родину и иных важных качеств гражданина России.
Цель исследования: оценка воспитательного потенциала информации о героическом прошлом российского народа в процессе осуществления патриотического воспитания дошкольников.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели достаточно важным является анализ литературных и исторических источников. На данный момент в кандидатских и докторских диссертациях по проблемам патриотического воспитания подрастающего поколения в целом и дошкольников в частности таких авторов, как С.Т. Алиева, С.А. Алиева, А.Н. Вырщиков, М.Ч. Алирзаев, Т.М. Шашло, Р.К. Гусейнов, А.Ю. Рустамова, отмечается недостаточная разработка существующих средств, форм и методов патриотического воспитания. При этом данная проблема особенно значима для дошкольников в силу специфики их возрастных особенностей и трудности понимания таких сложных концептов, как «Родина», «любовь к Родине» и т.д. [2].
Это обусловливает актуальность исследования разнообразных форм, средств и методов патриотического воспитания дошкольников, в том числе и использования методов, подразумевающих ознакомление дошкольников с героическим прошлым российского народа, подвигами, мужественными поступками, продиктованными любовью к родине.
Исторический материал о героическом прошлом российского народа может рассматриваться как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников в связи с тем, что ему свойственна преемственность, поскольку дошкольники будут продолжать изучение данного материала в рамках предмета «История» в школе.
Результаты исследования и их обсуждение
Воспитание патриотизма у дошкольников в современной системе образования является одной из приоритетных задач, однако представление в педагогическом сообществе и в системе управления образованием о патриотическом воспитании в целом и на дошкольной ступени обучения в частности, методах его реализации, основных подходах и особенностях в настоящее время не имеет единого, общепризнанного подхода. В то же время сегодня выделены некоторые моменты, на которые могут ориентироваться педагог или педагогический коллектив в процессе организации патриотического воспитания: это в первую очередь целостность процесса патриотического воспитания, систематичность, последовательность и преемственность (в том числе и по ступеням образования – от дошкольного к школьному), учет возрастных и личностных особенностей [3].
При организации процесса и подборе методов и средств патриотического воспитания дошкольников можно выделить несколько достаточно значимых практических проблем. Во-первых, возрастные особенности дошкольников не позволяют педагогу при осуществлении патриотического воспитания донести до воспитанников многие ключевые понятия (для дошкольников в силу возраста характерна неосознаваемость ряда таких понятий, как «родина», «государство» и т.д.). Во-вторых, в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования достаточно сложно создать условия для систематичности и преемственности в процессе патриотического воспитания в силу наличия нескольких образовательных областей, которые согласно требованиям ФГОС ДО являются более приоритетными в системе дошкольного образования (речевое развитие, художественно-эстетическое и т.д.). Некоторую проблему составляют и недостаточная методологическая база для осуществления патриотического воспитания дошкольников, недостаточная профессиональная подготовка педагогов в области осуществления патриотического воспитания, неполнота его методов, форм и средств.
Также необходимо учитывать ряд психологических особенностей детей дошкольного возраста при организации процесса патриотического воспитания, в первую очередь это недостаточно сформированное у дошкольников волевое усилие, быстрое «переключение» детей в таком возрасте с одной деятельности на другую, превалирование непроизвольного внимания над произвольным, эмоциональность, завершение процесса формирования сенситивной сферы.
С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста процесс организации и осуществления патриотического воспитания должен исключить долженствование и навязываемость и напротив, включать игровую составляющую, ряд средств мотивации, которые будут ориентированы именно на дошкольный возраст. При организации занятий патриотического воспитания или иных форм работы (например, экскурсий к местам боевой славы) следует отдавать предпочтение красочным типам представления материала с целью воздействия на непроизвольное внимание [4].
Исследования таких авторов, как М.И. Богомолова, Л.К. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Н.В. Мельникова, продемонстрировали, что начинать формирование патриотизма и представлений о Родине у дошкольников нужно с материала, знакомого детям, с того, что их непосредственно окружает. И лишь в дальнейшем, применяя метод сопоставления, следует формировать представления о том, что далеко от их понимания. В этой связи исторические примеры героизма русских людей, информация о них (например, в рамках празднования Дня Победы) являются достаточно доступными для понимания дошкольникам и близкими им.
Так, например, образ народа – Победителя в Великой Отечественной войне обладает на современном этапе огромным воспитательным потенциалом для российских граждан. Под воспитательным потенциалом данного образа понимают его духовно-нравственный смысл и общее социокультурное значение защиты Отечества для отдельно взятой личности, государства, общества, мира в целом, а также степень возможности для приложения опыта воспитательной деятельности в целях воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Образ победителей и героев Великой Отечественной войны является одним из примеров исторического материала для осуществления патриотического воспитания. Этот факт доказывают результаты проведенного социологического опроса, в рамках которого на вопрос «Образ победителя в Великой Отечественной войне для меня – это …» большая часть респондентов (81%) ответили, что «это мой родной человек (дед, бабушка, иные родственники), из рассказов которых я узнал о войне». В этой связи использование исторического материала о героизме советского народа в ходе Великой Отечественной войны апеллирует в первую очередь к образу семьи дошкольников как наиболее понятному и близкому для детей такого возраста. Немаловажным в данном образе является и то, что бои во время Великой Отечественной войны проходили также в местах, близких и понятных дошкольникам: в Подмосковье, под Ленинградом, в большинстве городов и населенных пунктов, где сегодня установлены памятники героям Великой Отечественной войны.
Достаточно существенным воспитательным потенциалом в рамках воспитания патриотизма у дошкольников обладают и иные примеры героизма российского народа. В частности, важными фактами в данном контексте являются примеры героизма российского народа в Первой мировой войне, а также, к примеру, в Отечественной войне 1812 года и более ранних исторических моментах.
В качестве яркого примера можно привести Бородинскую битву, которая будет изучаться дошкольниками в дальнейшем не только на уроках истории в школе, но и в рамках изучения литературного наследия М.Ю. Лермонтова. Война 1812 года – одна из крупнейших войн своего времени, и она называется Отечественной по той причине, что в ней участвовала не только царская армия, но и весь народ, вставший на защиту своего Отечества. Наиболее ярко народный характер Отечественной войны 1812 года проявился в случаях героизма в партизанских движениях. Следует отметить, что эти случаи вполне доступны для понимания дошкольниками.
Например, это подвиги партизанских отрядов Д.В. Давыдова, генерал-лейтенанта И.С. Дорохова, генерал-лейтенанта А.Н. Сеславина, подполковника А.С. Фигнера. Смысл данных историй также вполне понятен детям дошкольного возраста. Кроме того, задача воспитателя в данном случае облегчена тем, что по мотивам событий Отечественной войны 1812 года снято множество художественных фильмов, которые дошкольники могут смотреть вместе с родителями (например, «Гусарская баллада» и т.д.).
Достаточно интересным и понятным для дошкольников примером героизма русского народа является то, что в войне 1812 года на борьбу с врагом поднялись и русские крестьяне, не имеющие опыта военной деятельности, но обладающие хитростью, и часто ценой собственной жизни они боролись с нашествием Наполеона. Организаторами крестьянских отрядов партизан часто становились отслужившие срок солдаты, обучавшие односельчан военному делу.
Также многие дошкольники слышали о подвиге Ивана Сусанина – русского национального героя, простого крестьянина, который прославился во время русско-польской войны тем, что спас царя Михаила Романова в 1613 году. В 1812 году было зафиксировано множество подвигов, сходных по своему значению и героизму с подвигом Ивана Сусанина, однако материал о них чаще всего не используется, причем не только в патриотическом воспитании дошкольников, но и при преподавании истории в школе. Это представляется значительным упущением.
Дошкольникам вполне доступно для понимания то, что из героических поступков отдельных людей формируется общая победа всего народа. Например, в период Шенграбенского сражения рота Тимохина, храбро сражавшаяся и не отступившая перед французами, а, напротив, перешедшая в атаку, сумела спасти соседние батальоны и в лучшую сторону для русских войск переломить ход сражений. Достаточно понятный для детей дошкольного возраста пример верности своему Отечеству и воинскому долгу показала и батарея капитана Тушина: это воинское подразделение, по свидетельству современников, «не взята французами только потому, что неприятель не мог предположить дерзости стрельбы ничем не защищенных четырех пушек» [5, c. 55].
При изучении Отечественной войны 1812 года для детей дошкольного возраста можно, к примеру, сделать акцент на том, что чувство патриотизма в тот период охватило не только военных, но и все слои русского общества, в том числе и детей, многие из которых ушли в партизанские отряды наравне со взрослыми, стремясь защитить от неприятеля свою Родину. Это также вполне доступно для понимания детей дошкольного возраста. Опасность, угрожающая Родине в период Отечественной войны, объединила людей из разных сословий и социальных групп. Подвиг народа стал одной из самых ярких и насыщенных событиями и славных страниц в истории России.
Достаточно часто недооценивается и воспитательный потенциал исторических событий и героизма русского народа в ходе Первой мировой войны при реализации патриотического воспитания дошкольников.
Первая мировая война остается недостаточно хорошо изученной не только дошкольниками, но и учениками школ, что также негативно сказывается не только на знании истории родной страны, но и на качестве патриотического воспитания [6, c. 72]. Наибольшим воспитательным потенциалом и более значительной наглядностью, особенно для дошкольников, обладают именно военные исторические события. Целесообразно использование исторического материала о Первой мировой войне в рамках реализации патриотического воспитания. В качестве примера можно привести материал о наступлении войск Юго-Западного фронта русской армии под командованием А.А. Брусилова в 1916 году (так называемый Брусиловский прорыв). Данная операция была осуществлена с 4 июня по 20 сентября 1916 года [7, c. 59] и позволила нанести ряд сокрушительных поражений армиям Германии и Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв стал последней военной победой дореволюционной России [7, с. 31]. И интересно, что это единственное сражение Первой мировой войны, в названии которого присутствует имя командующего, что само по себе является достаточно знаковым и понятным, в том числе и для детей дошкольного возраста.
Воспитательное значение материала об операции генерала А.А. Брусилова состоит в том, что сама история ее проведения показывает дошкольникам силу воли русского народа. В ходе операции русские войска, несмотря на то, что были измучены долгими переходами и военными действиями и морально сломлены предыдущим «великим отступлением» 1915 года, когда поражение России казалось неминуемым, в условиях кризиса власти и народных революционных настроений сумели отразить одновременное наступление армий трех империй (Германской, Австро-Венгерской, Османской). Тем самым русские войска показали всему миру не только образец военного искусства и стратегии, но и пример мужества и героизма [1].
Операция генерала А.А. Брусилова как историческое событие показала всему миру (а в настоящее время может продемонстрировать современным дошкольникам), что русский солдат, несмотря ни на какие трудности и препятствия, остается верным своей Родине, мужественным и что роль морального духа в решении исхода любой, даже самой разрушительной войны, велика.
Следует отметить, что важность использования воспитательного потенциала героизма русских солдат, проявленного в Первой мировой войне, состоит также и в том, что в постсоветской историографии Первая мировая война и ее отдельные эпизоды, в том числе и Брусиловский прорыв, рассматриваются как рубеж, обозначивший переход к Новейшей истории, трагическое эпохальное событие, изменившее мир. Кроме того, в ряде трудов остается советская трактовка отдельных событий – война считается захватнической, империалистической, несправедливой. Рассматривается точка зрения, согласно которой этой войны возможно было избежать. В связи с этим особенно актуальной является демонстрация подвига русских солдат на фоне «навязанности» России Первой мировой войны.
В рамках осуществления патриотического воспитания дошкольников на материале о Брусиловском прорыве можно провести экскурсии к историческим памятникам, в частности:
- в Санкт-Петербурге на углу улиц Шпалерной и Таврической находится памятник генералу А.А. Брусилову (открыт в 2007 г.);
- в Москве (у здания Министерства обороны) состоялось открытие композиции скульптур, посвященной Первой мировой войне. Композиция изображает основные операции русской армии, в том числе Брусиловский прорыв, осаду Перемышля, штурм крепости Эрзурум (открыт в 2014 г.);
- в ряде российских городов (Москве, Воронеже, Челябинске и др.) есть улицы, названные в честь А.А. Брусилова.
Заключение
В заключение следует отметить, что использование примеров героизма из истории российского народа при патриотическом воспитании детей дошкольного возраста формирует понимание взаимосвязи прошлого и будущего, знакомит с историческими событиями, развивает гражданские ценности, вырабатывает чувство гордости за страну и понимание ее места в мире на разных этапах исторического развития, что является эффективной подготовкой к обучению в школе.
Указанные задачи перед педагогом ставит и ФГОС ДО в части необходимости формирования познавательного интереса, эрудиции, стремления к познанию. Подобный комплексный подход к развитию указанных качеств личности при патриотическом воспитании предполагает применение прогрессивных (в первую очередь метакогнитивных) педагогических технологий, осуществление постоянного мониторинга их применения, оценки и при необходимости – коррекции.
В этой связи в деятельности любого педагога представляется актуальным в первую очередь анализ перспективных технологий на предмет возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников и по мере возможности изменение их под собственный опыт либо создание новых.
Главная задача применения современных педагогических технологий состоит в том, чтобы мотивировать дошкольников на изучение истории своей Родины, ее культуры, национальных традиций и ценностей, генерировать основы для осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности, что согласуется с требованием ФГОС ДО.