Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRACTICE OF FORMING SPECIAL COMPETENCIES FOR MASTERS

Nurkulova E.R. 1 Pak S.N. 2
1 Bishkek Humanitarian University. K.Karassayeva
2 Ishenaly Arabaev Kyrgyz State University
In the new State Educational Standard of Higher Professional Education in paragraph 5 (requirements for the OOP preparation of masters), the competencies that a graduate must possess are prescribed, which means a competence approach. A competence approach, in turn, requires changes in the entire education system, starting with planning, learning objectives and ending with the evaluation of its results. This implies a change in other components included in the educational process. This is pedagogical technology, content, means of evaluation and control. To implement the competence approach, the authors of the article selected technologies and teaching methods that allow flexibly to build the content of education, use different forms and types of training. In choosing methods of teaching, the authors focus on active and interactive methods of teaching: how to solve situational problems, problematic issues, communication, disputes, discussions, implementation of projects, since it is not the subject matter that is important for him, but the personality that is formed under the guidance of the teacher. In the article, using the example of teaching one particular academic discipline, the methodology of the competence approach is disclosed, step by step the process of mastering the educational material on three levels is presented step by step: the reflection, understanding and assimilation
competence approach
discussion
disputation
note-taking
educational system
pedagogical technologies
situational task
informative interest
problematic issues
reflection
taxonomy of b. bloom's problems

В требованиях подготовки магистров обозначены квалификационные характеристики к знаниям, умениям, навыкам выпускника вуза, к его профессиональным, личностным качествам и нравственным ценностям. При этом под квалификацией выпускника учебного заведения понимаются отраженные в документе об образовании уровень и вид профессиональной подготовленности выпускника учебного заведения к выполнению определенной профессиональной деятельности [1].

Это говорит о том, что квалификационная характеристика выпускника вуза уже предусматривает готовность использовать профессиональные навыки, личностные, социальные и методологические умения в области педагогической, научно-исследовательской, управленческой деятельности и в своем личностном развитии [2].

Цель исследования: на примере одной дисциплины показать формирование компетентностей, необходимых для профессионального и личностного развития.

При таком подходе цели образования мы обозначали как результат обучения с выполнением определенных конкретных функций.

Наше исследование было проведено с магистрантами первого года обучения по педагогическому профилю, на занятиях дисциплины «Современные проблемы образования и науки». Через дисциплину была поставлена задача формирования у магистров следующих специальных компетенций согласно ГОС:

  • способность понимать и критически оценивать теории, методы и результаты исследований, использовать междисциплинарный подход и интегрировать достижения различных наук для получения новых знаний;
  • умение создавать и развивать новые идеи с учетом социально-экономических и культурных последствий, явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере;
  • способность критически оценивать, определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности.

Для решения поставленных задач нами были отобраны определенные технологии, методы и средства обучения, что позволило оптимально и целесообразно координировать содержание образования, применяя различные формы и виды обучения.

На занятиях мы использовали разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций:

– обозначали противоречия в практической деятельности;

– излагали различные точки зрения, мнения, позиции по одному и тому же вопросу;

– мотивировали студентов приводить сравнения, обобщения, делать выводы;

– задавали конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– стимулировали студентов к анализу и объяснению жизненных ситуаций;

– ставили конкретные проблемные ситуации и задачи, чтобы студенты могли самостоятельно их решать.

В целях реализации ГОС ВПО, где уделяется особое место самостоятельной работе, нами также были разработаны задания для самостоятельных работ. Это обсуждение научных статей, написание рефератов и сообщений из предложенных и с самостоятельным поиском дополнительных источников, написание эссе, подготовка презентаций и их защита и т.д.

Было решено отказаться от традиционных форм проведения занятий. Мы не придерживались таких четких форм, как лекции и семинары. В каждое занятие мы ввели активные и интерактивные методы обучения. Для нас был главным результат обучения, т.е. выпускник, обладающий компетенциями. Поэтому на первое место мы поставили налаживание взаимодействия: преподаватель – студент, основанный на личностно-ориентированном подходе.

Реализация личностно-ориентированного подхода способствует обеспечению психологического комфорта в процессе обучения, что дает в результате повышение уровня мотивации учения и качества успеваемости студентов.

Опираясь на исследования по межличностному взаимодействию субъектов обучения, можно акцентировать психологическую безопасность как необходимый фактор для формирования, развития и сохранения личности [3].

 Опираясь на принцип гуманизации и демократизации, мы позволяли студентам определенную свободу для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания. Только чувствуя свободу высказываний и испытывая безопасность, личность может развиваться. Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции, порождает сопротивление к учебе. Поэтому мы давали студентам возможность ошибаться и самим видеть свои ошибки и недочеты.

Нам нужно было перевести студента из пассивного участника учебного процесса в активного, способного действовать, анализировать, логически сформулировать проблему и самостоятельно найти пути ее решения [4]. Для этого наши занятия мы условно разделили на 3 части: обозначение проблемы, обсуждение и пути решения проблемы, где студенты сами будут решать или находить выход из ситуации.

Первая часть: выделение проблемы. Эта часть включала в себя мини-лекции, мозговой штурм, упражнения, задания, помогающие понять и принять главную тему занятия.

Вторая часть: обсуждение проблемы. В этой части занятия студенты должны связать теоретический материал с жизнью и выстроить логические соответствия или несоответствия. Обязательно обсуждаются и анализируются примеры из практической деятельности.

Третья часть: пути решения проблемы. Любая обозначенная проблема не должна остаться нерешенной, поэтому на каждом занятии должны быть найдены пути выхода из проблемы и ее решение.

На этом этапе студенты предлагают свои идеи, делятся впечатлениями, мнениями, учатся задавать вопросы.

И в завершение занятия особое внимание уделяли некоторое время для рефлексии, чтобы студенты могли выразить свои мнения от проделанной работы, рассказать о своих эмоциях и настроении. Задавались вопросы, ориентирующие внимание студентов на их ощущения, например:

  1. Чем бы вы хотели бы поделиться с группой?
  2. Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?
  3. Что было сегодня интересным, неожиданным?
  4. Довольны ли вы сегодня собой?
  5. Что сегодня вам не удалось? Почему? и т.д.

Это необходимо для того, чтобы развивать умение слышать и слушать, а это является важным фактором для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, поступки.

Важным в организации самостоятельной работы магистрантов является задание, которое соответствует поставленным целям, определяет требования к учебной деятельности, а также определяет и направляет путь достижения учебных результатов. Основываясь на принципе деятельности, который заключается в максимальном использовании потенциальных возможностей самих магистрантов с целью достижения результатов обучения, при планировании заданий для СРС мы использовали таксономию задач Б. Блума [5].

На первом этапе студентам были даны задания низшего уровня мыслительных действий, которые рассчитаны только на воспроизведение полученной информации, данной на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Например: зарубежные и отечественные исследователи школы научного управления – назовите основные направления исследований, или что вы понимаете под методологией научных исследований? Расскажите своими словами...

На второй стадии обсуждения мы ставим перед магистрантами проблемы: «Дайте три объяснения, для чего необходимы нововведения? Что произойдет, если система образования останется на уровне эпохи (например, Л.И. Брежнева, М. Горбачева и т.д.)?»

При таких условиях студент должен будет находить причинные связи, логические ошибки и уметь их аргументировать и спрогнозировать результат. Такие вопросы будут способствовать пониманию магистрантами отдельных аспектов информации в малых объемах (как правило, в пределах одного лекционного занятия). В этом случае студент будет решать задачи по образцу, предложенному на лекции.

Далее учебные задачи усложняются. Например, при изучении темы: «Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий» в стадии выделения проблемы обсуждается статья Г.И. Ибрагимова «Компетентностный подход в профессиональном образовании», и на основе статьи студенты должны подготовить 1- минутную презентацию. Затем идет обсуждение статьи: Что для вас было новым в сообщении? Над каким вопросом вы могли бы поспорить? С чем не согласны, почему? Здесь не может быть однозначного и шаблонного ответа, поскольку студент должен осознать данную информацию, выбрать нужный контекст и обосновать, почему он так считает.

Далее логические задания вновь усложняются в том плане, что для их решения необходим творческий подход. Обычно такие задачи в целом носят всесторонний характер и направлены на контроль глубины изучения материала темы или курса.

Работу по решению проблемы: «Разработать свою модель выпускника вуза (школы)» можно проделать в малых группах или индивидуально. Здесь у студентов и будут формироваться умения создавать и развивать новые идеи с учетом новых условий.

Формируя систему задач постепенно, по возрастающей сложности, т.е. с переходом от низшего уровня мыслительной деятельности к более высокому, мы добивались от магистрантов овладения специальными компетенциями.

Для овладения навыками самостоятельной работы необходимы по­иск информации, чтение и понимание нового знания. Можно отметить, что большинство в основном пользуются готовым «пакетом знаний» – лекциями, информацией из сети Интернет и учебником. Следует отметить, что главными целями отбора информации являются ее полнота объема, занимательность и быстрота доступа. Только немногие из студентов работают над вопросами полноты и глубины заданий, исследуют все по плану, а следовательно, пытаются получить глубокие, а не поверхностные знания.

Обработать информацию, понять и перевести ее в свои знания – для большинства студентов трудная задача. Поэтому в нашем исследовании процесс обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности для формирования специальных компетенций. Для этого нами был использован метод конспектирования научных статей. В научной литературе дано много видов конспектирования.

Мы остановились на графическом и схематическом конспектировании. Наш выбор обоснован тем, что нужно задействовать все информационные каналы воздействия для полного запоминания информации. Например, по теме: «Проблемы разработки содержания дошкольного, школьного и высшего образования» для самостоятельной работы мы предлагаем задание: схематически или в табличной форме представить пройденную лекцию, но при этом ограничиваем содержание до 1 страницы, что заставляет студента заново пересмотреть лекционный материал, выделять и структурировать информацию, т.е. требует умения студента отделять главную информацию от второстепенной. Это было одно из целевых требований к самостоятельной работе.

На семинарских занятиях, в процессе актуализации проблемы мы работали всей группой над составлением кластера по теме: «Инновационные процессы в современном образовании». В процессе обсуждения студентам необходимо было обозначить по составленному кластеру связи, объединить их в группы, дать название по значению этих связей, схематически изобразить связи между другими инновационными процессами в названной группе [6].

В заключение нужно было презентовать свои работы. В итоге получалась модифицированная система инновационных процессов в образовании.

Было уделено внимание текстуальному и тематическому конспектированию. Такие задания давались на изучение научных статей в печати, в профессиональной периодике и ином, когда проблема рассматривается в различных источниках с разных позиций, или расширенные тезисы, дополненные фактами, закономерностями, имеющимися в изучаемом источнике.

При разработке и планировании самостоятельной работы необходимо было использовать различные формы обучения. И в этом случае при интерактивных методах обучения нужно взаимодействие всех участников учебного процесса, поэтому мы использовали различные формы: работу в парах, работу в малых группах, работу в группе.

Такие формы обучения усиливают фактор мотивации и интеллектуальной взаимной активности, повышают эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимоконтролю. С этой точки зрения весьма актуальным представляется выполнение одного задания группой из нескольких студентов, поскольку такой подход предполагает развитие навыков коллективного творчества.

Эти формы обучения требуют распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, для чего преподавателю нужны дополнительные знания и умения в их организации.

Для развития навыков анализа, оценки и самооценки мы давали студентам такие задания, как взаимооценивание самостоятельных, творческих и других видов работ друг друга. Студент не просто оценивает, но и обосновывает свою оценку, предлагает свои варианты для улучшения работы. Для формирования специальных компетенций, основываясь на принципе профессиональной целесообразности, необходимо создавать такие условия, при которых студент имеет возможность видеть свои ошибки и развивать следующие умения: эффективно управлять собой и своим временем; определять и ставить собственные цели; планировать и контролировать собственный рост и развитие; решать проблемы мобильно и эффективно; адаптироваться к изменению ситуации и другое.

Успешному овладению специальными компетенциями могут способствовать решение и ответы студентов на следующие вопросы:

  • Для чего выполняется именно это задание?
  • Как это связано с будущей профессиональной деятельностью?
  • Что конкретно вы предлагаете по решению этой задачи?
  • Какие поэтапные шаги могут привести к результату?
  • Что еще необходимо для выполнения задания?

В магистерской подготовке наступает этап, когда усвоение практических умений протекает по определенному плану, интересы профессионализируются.

 Полученные результаты показывают, что эффективность обучения зависит от того, насколько активен студент в той или иной сфере деятельности.

Потребность в обучении может быть устойчивой или неустойчивой, глубокой или поверхностной. В одном случае студент связывает свою учебу с решением частных задач нынешнего времени, в другом – он соединяет ее с перспективами и планами жизнедеятельности.

Учитывая этот фактор развития, в учебный процесс были включены просмотры видеофильмов, телепередач с последующим обсуждением в группе и написанием критических отзывов. Например, предлагалось обсуждение передачи «Наблюдатель», тема: «Интересно о воспитании детей», или передачи Н. Михалкова (БесогонTV) «Где бывает бесплатный сыр?». Обсуждение проходило по следующему плану: Что важное вы увидели? Что было новым? Какие вопросы возникли? С чем согласны и почему?

Познавательные интересы студентов сосредоточиваются вокруг необходимости в научном понимании мира, в осмыслении собственного практического опыта и формировании собственной позиции по отношению к реальным событиям, в использовании полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности. Поэтому студенты могли чаще выражать свое отношение к той или иной проблеме, например: «Какие проблемы в профессиональной деятельности стали особенно актуальными в последнее время? Как вы думаете, что этому способствовало?», «Хотели ли бы вы изменить нашу систему образования? Если да, то что конкретно и почему? Как это можно сделать, если бы у вас была такая возможность?». Здесь студент должен научиться выделять главное, уметь комбинировать, суммировать и модифицировать свои предложения, переводить идеи в новую плоскость.

В настоящем исследовании были использованы разнообразные творческие задания, в частности подготовка портфолио, создание модели компетентного специалиста, создание схемы планирования деятельности школы, создание модели школы будущего, написание эссе, анализ результата продуктивной творческой деятельности и т.п. Например, при написании эссе «Моя идеальная школа/или вуз» обязательно дается направление для студента: Школа (вуз), в которую я хочу пойти, – это... Является ли школа (вуз) безопасным местом во всех отношениях? Школа (вуз), в которой я хотел бы работать, – это.... В чем из того, что может и должна дать наша школа (вуз), общество действительно нуждается? Что должна совершить наша школа (вуз), чтобы я мог гордиться ею?

Результаты исследования показывают, что студенты раскрывают объективные существенные закономерности, используя различные эффективные способы учебной деятельности. Эти способы играют большую роль в продуктивной познавательной деятельности и в формировании специальных компетенций. Настоящая задача была направлена на решение различных типов задач, что способствовало не только сознательному усвоению знаний, но и развитию способности самостоятельно находить и применять знания, логически решать, мыслить и творчески подходить к решению проблем.

Заключение. Таким образом, специальные компетенции формируются в ходе решения моделируемых профессиональных ситуаций будущего специалиста и далее трансформируются в профессионально-практическую деятельность будущего специалиста.