В России на современном этапе особенно актуальным становится не просто подготовка кадров для отечественной промышленности, а увеличение качественного кадрового состава, способного вывести страну на новый уровень инновационного развития [1]. Текущие социальные, экономические и политические процессы, происходящие в современном обществе, так или иначе влияют на одну из основ любого общества – образовательную систему. Все чаще мы слышим о необходимости внедрения инноваций и новейших IT-технологий во все сферы жизни, но первый вопрос, который при этом возникает – это подготовка специалистов, способных отвечать требованиям современного рынка и общества в целом. Подготовка специалистов, способных отвечать запросам индустрии и современных реалий, невозможна без прочной образовательной базы [2; 3].
На сегодняшний день профессиональное и личностное формирование будущего специалиста происходит именно в образовательном пространстве вуза, причем к обучению привлекаются не только студенты основных профессиональных образовательных программ, но и школьники, которым предоставляется возможность осознанного выбора дальнейшей профессионально-образовательной траектории, а также специалисты предприятий и организаций, работники сферы образования, стремящиеся повысить свою квалификацию.
В современных условиях особое значение имеет решение задачи профессионального становления и воспроизводства высококвалифицированных кадров в непрерывной системе профильного инженерно-технического образования, в основе которой лежит интеграция научной, образовательной и практической деятельности [4].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, что «в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности… такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».
Тогда целями создания на базе технического университета профессионально ориентирующей образовательной среды являются: привлечение обучающихся к проектной, исследовательской и инновационной деятельности; развитие инфраструктуры молодежного научно-технического творчества; выработка рекомендаций по мерам государственной поддержки и разработка нормативно-методического и информационного обеспечения для масштабного привлечения учащихся к научно-технической деятельности, обеспечивающей качественную подготовку нового поколения инновационно ориентированных кадров [5].
Использование проектного подхода как основы для профессионального самоопределения обучающихся
Согласно С.Я. Батышеву, профессиональное самоопределение - это самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии. В основе профессионального самоопределения находится осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний [6].
Для эффективного решения вопросов профессионального самоопределения обучающихся обучение должно быть тесно увязано с практической деятельностью, а, следовательно, основано на использовании проектного подхода в образовательном процессе.
В основе проектного подхода знания, умения и навыки приобретаются и формируются именно в самом процессе реализации проекта [7]. Проектный подход является инновационным методом обучения – современной педагогической технологией, предполагающей использование исследовательских, творческих, проблемных методов, методов активного обучения, геймификации, опережающей подготовки, являющейся связующим звеном между теорией и практикой в процессе подготовки специалистов.
Таким образом, под понятием «проектный подход» понимается система взглядов, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [8]. Проектный подход предполагает под собой, в первую очередь, решение какой-то проблемы. Таким образом, в процессе работы над проблемной ситуацией происходит интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники и технологии. Это позволяет обучающимся не только отработать полученные знания, но и погрузиться в профессию, выполняя реальные задачи. Наиболее эффективно реализуется проектный подход при использовании практико-ориентированных методов обучения по образовательным программам во взаимодействии с заинтересованными предприятиями-работодателями.
Особенно актуальным является применение проектного подхода в системе дополнительного образования для школьников уровневого перехода «школа – вуз»: либо вдохновятся направлением и начнут в нем развиваться, совершенствуя знания, либо разочаруются, но зато не будут тратить время на обучение, а выберут другую профессию.
Данная педагогическая технология не только закладывает прочный фундамент знаний и компетенций, необходимых для построения будущей карьерной траектории, но и формирует личностные качества: способность брать на себя ответственность, принимать и реализовывать решения в группе, владеть письменной и устной коммуникациями, обрести навыки самообучения, ориентироваться в информационном пространстве, уметь проводить анализ (выявление проблемы, сбор информации, построение гипотез, их проверка) и синтез (обобщение) поставленных задач, использовать критическое мышление для достижения цели [9].
Кроме того, использование проектного подхода в первую очередь развивает так называемые soft skills: умения самомотивации и самопрезентации, навыки нестандартного мышления и работы в команде, стрессоустойчивость, навыки социализации и коммуникации [10], а значит возможность повышения своей конкурентоспособности.
Обучение, основанное на современных технологиях, является важным фактором развития систем образования, связанных с интеграцией научных, производственных и учебных организаций, объединяющих как единое целое практическое обучение с изучением общеобразовательных, фундаментальных, общепрофессиональных дисциплин, что приводит к развитию интегрированных образовательных систем, связывающих образовательные организации с организациями промышленности (например, ресурсный центр вуза) [11].
Ресурсный центр должен представлять собой учебно-научно-инновационный комплекс, в котором должны быть объединены все технологии и механизмы обучения, включая специализированные учебно-исследовательские и проектные лаборатории и мастерские, мультимедийные интерактивные учебные классы и аудитории коллективного пользования, молодежный бизнес-инкубатор, центры компетенции по направлениям подготовки и т.д., обеспечивая широкий спектр вариативных образовательных программ.
Создание ресурсного центра на базе высшего учебного заведения предоставляет следующие возможности:
- развитие новых технологий обучения, повышение качества обучения за счет использования новых разработанных методов и форм теоретического и практического обучения, создания вариативных образовательных программ;
- развитие учебно-исследовательских и проектных работ учащихся, научно-инновационной деятельности для профессионального самоопределения молодежи и мотивированной подготовки к дальнейшему обучению с использованием материально-технических возможностей центра: лабораторного оборудования, технологической, измерительной и аналитической базы, специализированных лабораторий;
- модульность, мобильность, динамизм, гибкость и индивидуальность форм обучения;
- реализация многоуровневой и многокомпонентной системы непрерывной опережающей профессиональной подготовки молодежи;
- реализация функции абилитации на всех этапах опережающей подготовки.
Реализация проектного подхода на базе Центра коллективного пользования «Системное дизайн-проектирование и прототипирование»
Одним из успешных примеров реализации ресурсного центра является Центр коллективного пользования «Системное дизайн-проектирование и прототипирование» МГТУ им. Н.Э. Баумана, представляющий всем обучающимся в системе высшего и дополнительного образования возможность использования новейших технологий 3D-моделирования, прототипирования, а также современных фотополимерных материалов для изготовления прототипов при выполнении практических заданий, научно-исследовательской работы, курсового и дипломного проектирования, профориентационных мероприятий и др.
Используя технологии быстрого прототипирования, возможно создание макета достаточно сложной конфигурации, что позволяет значительно сократить сроки и стоимость разработки новой продукции, а также проводить различные виды испытаний еще до того, как будет готов опытный производственный образец. При этом компьютерная модель может быть получена практически в любом пакете моделирования [12].
Обучающиеся, педагоги и специалисты при реализации научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских разработок, а также при реализации учебного процесса могут проводить собственное моделирование, дизайн-проектирование, строить трехмерные компьютерные модели, используя современное программное обеспечение [13]. Изучение технологии трехмерного прототипирования с использованием 3D-принтера полезно для школьников и работников системы образования, которые проходят обучение по программам переподготовки и повышения квалификации. Применение таких новейших технологий в классическом образовании позволяет изменить качественный уровень подготовки.
Задачами Центра коллективного пользования являются: обновление и распространение специальных знаний и технологий; помощь в построении индивидуальной профессиональной карьеры специалиста, преподавателя и педагога; разработка и внедрение инновационных элементов содержания образования; поиск эффективных методик подготовки и повышения квалификации.
Новизна предлагаемых решений состоит в использовании новейших технологий 3D-моделирования, прототипирования, а также современных фотополимерных материалов для «выращивания» прототипов, которые сразу после получения могут быть подвержены натуральным испытаниям и применяться в учебном процессе по изучаемым дисциплинам, а также в элективных курсах в рамках основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного образования, профориентационных мероприятий и курсов повышения квалификации.
За время своего существования в Центре коллективного пользования были созданы прототипы различного гидравлического оборудования, элементов мехатроники и робототехники, военной и ракетной техники, исторических артефактов, машиностроительного и биомедицинского оборудования.
Образовательными программами Центра коллективного пользования «Системное дизайн-проектирование и прототипирование» являются:
- обучение методикам быстрого прототипирования и 3D-моделирования;
- компьютерное 3D-моделирование, оценка ресурсов для дизайн-объектов программным методом;
- «выращивание» 3D-моделей, получение прототипов;
- сборка и склеивание элементов конструкции прототипа;
- механическая обработка и покраска для реалистичной визуализации;
- интеграция и распространение накопленных теоретических знаний и практических навыков дизайн-проектирования для реализации изделия;
- применение системного подхода при разработке новых объектов.
Обучающиеся учатся строить трехмерные компьютерные модели, проводить собственное моделирование и дизайн-проектирование, а также изготавливать собственные макеты и образцы. Педагоги и специалисты проходят эффективную целенаправленную подготовку, которая позволит повысить их квалификацию в области современных технологий прототипирования.
Тематика развития инновационной структуры образовательных учреждений вызвала большой интерес у руководства образовательных учреждений различного уровня образования, а также у представителей производственной сферы [14]. Кафедры смежных направлений деятельности и различные структурные подразделения МГТУ им. Н.Э. Баумана принимают активное участие в работе Центра коллективного пользования. Проявленный интерес свидетельствует о том, что актуальность вопросов развития центров коллективного пользования для производителей стабильно возрастает.
Таким образом, комплексный подход к организации образования с использованием ресурсов образовательных организаций высшего образования включает:
- повышение креативности образования, переориентацию процесса обучения на практические умения и навыки обучающихся, что способствует эффективной подготовке к деятельности в различных сферах экономики, промышленности и производства, т.е. сделает образование развивающим и опережающим;
- реализацию оригинальных методик ведения научно-исследовательской, опытно-конструкторской и практико-ориентированной работы, направленной на развитие научно-профессиональной деятельности;
- использование разнообразных профессионально-образовательных траекторий, соответствующих многовариантности образовательных программ;
- реализацию преемственности образовательного процесса обучающихся с учетом возрастных, образовательных и индивидуальных особенностей личности.
Заключение
Совершенствование инновационной деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана через развитие Центра коллективного пользования «Системное дизайн-проектирование и прототипирование» позволяет создавать эффективные модели взаимодействия науки, образования и производства, выступающие связующим звеном между идеей и ее воплощением.
Исследовательская и инновационная деятельность в рамках реализации образовательных программ Центра коллективного пользования направлена на удовлетворение личностных потребностей в творчестве, построена в соответствии с учебным планом и расписанием занятий, имеет планируемые результаты, организационно-педагогические условия, конкурсную составляющую и критерии оценки.
При реализации таких программ явно прослеживается преемственность: «школьник – студент – специалист». Многофункциональность программ предоставляет возможность обучающимся принимать участие в мероприятиях разного уровня, зависящего от их возраста и образования.
Такая модель организации опережающего образования в условиях ресурсных центров высших учебных заведений реализует проектный подход к организации образовательного процесса, в основу которого положены педагогические принципы поэтапного формирования умений и навыков; создание необходимых и достаточных условий как вариативной возможности «расширения» и «пополнения» знаний. Ее конечный результат: повышение уровня подготовки высококвалифицированных специалистов с готовностью к профессиональному самоопределению, профессиональной и социальной деятельности для нужд цифровой экономики России.