Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE MODEL OF TRAINING FUTURE TOURISM SPECIALISTS TO HEALTH-PROTECTING ACTIVITY

Tsareva N.O. 1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University
The analysis of psychological and pedagogical literature on various aspects of the problem of training students for health-protecting activities in the tourism industry, allowed the author to come to conclusion that at this stage of development of professional tourism education need to build a qualitatively new model of preparation students majoring in «Tourism» in College for health-protecting activities. Such model should be developed according to the main trends in the development of tourism, the requirements of the labor market to specialists in tourism of middle management, modern theoretical and methodological approaches to improve training in the system of secondary professional education. The developed experimental model of training for health-protecting activities can be attributed to the instrumental, because evaluation the results of the simulated system, optimization of pedagogical conditions before it start in real conditions its main task. The grounded model of training future specialists in middle-level tourism to health-protecting activities includes five units: target, theoretical and methodological, content, procedural and effective-evaluation unit. The pedagogical conditions are integral part of the model of preparation to health-protecting activity of students in the system of secondary vocational education, which determines the effectiveness of its functioning and implementation. The expected result of implementation the model is formedness of the cognitive, technological, physical, personal components of readiness of students to health-protecting activity.
the model of training
health-protecting activity
tourism specialist
secondary professional education.

Актуальность совершенствования процесса подготовки к здоровьесберегающей деятельности обучающихся колледжей по специальности 43.02.10 «Туризм» обусловлена диверсификацией структуры туристских услуг, востребованностью здоровьеориентированного туристского продукта; потребностями в специалистах по туризму среднего звена, подготовленных к работе на региональном рынке продвижения услуг активного, оздоровительного и лечебного туризма; необходимостью формирования навыков сохранения и укрепления собственного здоровья, профилактики профессионального выгорания у обучающихся системы среднего профессионального образования как представителей социономических профессий; заинтересованностью молодежи в физическом совершенствовании, развитии личностных качеств, повышающих привлекательность и конкурентоспособность.

Цель работы: представить педагогическую модель подготовки к здоровьесберегающей деятельности обучающихся по специальности «Туризм» в колледже.

В психолого-педагогической литературе понятия «здоровьесберегающая деятельность», «готовность к здоровьесберегающей деятельности» рассматриваются в самых разных аспектах и преимущественно в контекстах профессиональной подготовки специалистов сферы образования. Целью здоровьесберегающей деятельности являются сохранение, укрепление и формирование здоровья, развитие отдельных качеств, влияющих на показатели адаптации, умственную и физическую работоспособность, и т.п.

Понятие «здоровьесберегающая деятельность» определяется нами как система действий, направленных на удовлетворение потребностей, связанных с сохранением, укреплением и формированием здоровья субъектов профессиональной деятельности.

Понятие «подготовка к здоровьесберегающей деятельности обучающихся колледжа по специальности “Туризм”» мы рассматриваем как процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выпускнику образовательного учреждения выполнять работу по продвижению здоровьеориентированного туристского продукта в профессиональной деятельности, обеспечивать безопасность и сохранение здоровья потребителей туристских услуг.

В контексте организационно-педагогических решений «подготовка к здоровьесберегающей деятельности обучающихся по специальности “Туризм” в колледже» рассматривается нами как процесс реализации научно обоснованной модели, основанной на современных принципах модернизации среднего профессионального образования, теориях здоровьесберегающей деятельности в постиндустриальном обществе, учитывающей логику и специфику профессиональной социализации, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, которая будет реализована на всех этапах обучения в системе среднего профессионального образования. В контексте методического обеспечения подготовка к здоровьесберегающей деятельности обучающихся по специальности «Туризм» в колледже рассматривается нами как совокупность психолого-педагогических, технологических компонентов образовательной системы (образовательной среды, системы обучения и воспитания), позволяющих формировать профессиональные компетенции через здоровьеориентированный компонент содержания образования в системе среднего профессионального образования.

Процесс подготовки к здоровьесберегающей деятельности обучающихся в колледже мы рассматривали как открытую динамическую нелинейную систему, развивающуюся по законам синергетики (М.Т. Громкова, В.А. Игнатова, А.Д. Урсул, Т.И. Шамова), в которой педагогические условия выступали в качестве аттракторов, позволяющих повысить эффективность функционирования системы и обеспечить ее эмерджентность.

Анализ и экстраполяция результатов исследований, собственный практический опыт позволили выделить основные условия подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена, к которым мы относим: наличие педагогической модели процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у обучающихся колледжа по специальности «Туризм»; применение личностно-ориентированных технологий обучения студентов в аудиторных и внеаудиторных формах учебной и квазипрофессиональной деятельности здоровьесберегающей направленности; актуализацию здоровьесберегающего содержания дисциплин общего гуманитарного, социально-экономического и профессионального учебного циклов; введение разделов здоровьесберегающей направленности в содержание профессиональных дисциплин; наличие учебно-методического сопровождения формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у обучающихся колледжа по специальности «Туризм».

Обеспечение данных педагогических условий позволяет повысить эффективность подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности.

В разработке педагогической модели мы опирались на требования образовательных и профессиональных стандартов, поскольку в них представлены компетенции, отражающие здоровьесберегающую составляющую профессиональной деятельности. С данной точки зрения мы можем рассматривать готовность обучающихся к здоровьесберегающей деятельности как результат практической интериоризации компетенций здоровьесберегающей направленности; как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием систематизированных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и практического опыта для обеспечения деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов профессиональной деятельности.

Обоснованная нами модель формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности включает пять блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный и диагностико-результативный.

Целью практической реализации модели является формирование готовности обучающихся к здоровьесберегающей деятельности в условиях динамично развивающейся профессиональной реальности на высококонкурентном региональном рынке труда.

Теоретико-методологический блок педагогической модели обосновывает методологические подходы и принципы, актуальные для эффективного функционирования модели и достижения практических результатов. Необходимость вычленения данного блока обусловлена комплексным обоснованием модели, функционирование которой требует интеграции теоретических положений педагогики, психологии, физического воспитания, теории туризма и т.п.

Разработанная модель подготовки к здоровьесберегающей деятельности обучающихся колледжа по специальности «Туризм» основывается на системе принципов и способов организации и построения, рассматриваемых на общенаучном, конкретно-научном и технологическом уровнях.

Общенаучным подходом, который отражает философское содержание нашего исследования, стал системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий), позволивший относительно самостоятельные компоненты рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. По мнению В.А. Сластенина, благодаря системному подходу обеспечивается реализация единства педагогической теории, эксперимента и практики [1, с. 55]. Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин, В.В. Краевский, К.Д. Ушинский, А.Е. Фирсова, Р. Штайнер) позволил обосновать междисциплинарность нашего исследования в контексте системного использования данных теории и методики педагогики, психологии, социологии, физического воспитания в моделировании процесса формирования к здоровьесберегающей деятельности обучающихся колледжа по специальности «Туризм».

Конкретно-научное содержание нашего исследования основано на применении целостного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов. Целостный подход мы рассматриваем как развитие системного и реализуем его в организации педагогического процесса, ориентируясь на интегративные (целостные) характеристики личности. Согласно данному подходу личность обучающегося должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение. Личностно-ориентированный подход в логике данного исследования означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностно-ориентированный подход был основой разработки внеаудиторных форм развития готовности к здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) у обучающихся колледжа.

Деятельностный подход в контексте нашего исследования позволил реализовать процесс обучения в единстве систем аудиторной и внеаудиторной деятельности, всесторонне развивать личность обучающегося в учебном процессе и досуговой деятельности. По мнению ведущих специалистов в сфере подготовки кадров, именно реализация деятельностного подхода обеспечивает качество подготовки кадров для сферы туризма [2, с. 11].

Прикладные аспекты нашего исследования разрабатывались с учетом отдельных педагогических принципов и подходов. Методологическую основу разработки и обоснования содержательного блока составили: компетентностный и тезаурусный; процессуального – деятельностный и личностно-ориентированный; оценочного – технологический и личностный подходы.

В процессе подготовки к здоровьесберегающей деятельности учитывалась традиционная совокупность дидактических принципов: фундаментальности, системности и научности, непрерывности, преемственности и последовательности, сознательности и активности, вариативности, интерактивности, ситуативности, учета индивидуальных особенностей студентов, межпредметности, рефлексивности.

Содержательный блок представлен функциональным модулем «Здоровьесберегающая деятельность в туризме», который включает адаптированное содержание дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и спецкурса «Основы здоровьесберегающей деятельности в туризме» и реализуется в системе аудиторных и внеаудиторных видов учебной и воспитательной деятельности.

В качестве технологической основы организации содержания подготовки к здоровьесберегающей деятельности в данном исследовании использовали модульно-компетентностный и практико-ориентированный подходы, поскольку первый подход является максимально удобной формой для реализации компетентностного подхода в системах начального и среднего профессионального образования [3, с. 70], второй –способствует повышению конкурентоспособности на региональном рынке труда; подготовке специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций; интеграции начального и среднего профессионального образования [3, с. 75].

Процессуальный блок представлен формами, методами и средствами, обеспечивающими формирование готовности обучающихся к здоровьесберегающей деятельности.

Реализация процесса формирования готовности к ЗСД осуществлялась последовательно на трех этапах – пропедевтическом, аналитическом и коррекционно-результативном. Выделение данных этапов обусловлено логикой профессиональной социализации [4, с. 51; 5, с. 14] и личностного развития [6, с. 11], закономерностями физического развития, характерными для обучающихся колледжа. Обоснованные этапы отражают логику реализации модели подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности с периода начала профессионального самоопределения до получения квалификации, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

На пропедевтическом этапе мы обеспечивали знакомство с основами здорового образа жизни и здоровьесберегающей деятельности, ее содержанием и основными принципами поддержания физической формы; мотивировали обучающихся к занятиям благодаря свойственному для данного возраста интересу к собственной привлекательности и физическому совершенству.

На аналитическом этапе были обеспечены углубление профессиональных знаний, отработка умений здоровьесбережения, развитие диагностических умений (во время практики, походов, соревнований), овладение навыками здоровьесберегающей деятельности. Аналитический этап был основой формирования опыта здоровьесберегающей деятельности студентов через включение в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность. Обучающиеся 2–3-х курсов в соответствии с учебной программой проходили учебную и производственную практику на туристских предприятиях Республики Крым, где получали практический опыт в области здоровьесберегающей деятельности.

На коррекционно-результативном этапе особое внимание уделяли самооценке и самоанализу сформированных навыков здоровьесберегающей деятельности, практической реализации конкретных технологий здоровьесберегающей деятельности в разных форматах туристской деятельности. Широкий спектр применяемых методов обучения – от деловых учебных игр до разнообразной проектной деятельности – позволил обеспечить как оценку сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности, так и анализ эффективности разработанной модели. Разработанные нами дневники и пособия, задания для самостоятельной работы на основе медиа-технологий не только позволили развивать профессиональную рефлексию, но и содействовали возникновению навыков самоорганизации и саморазвития, что, по мнению работодателей, является одним из важнейших аспектов подготовки будущих специалистов [7].

На протяжении всех этапов формирования готовности проводился мониторинг состояния здоровья обучающихся (предварительный, текущий); студенты привлекались к участию в пеших однодневных походах в осенне-весенний период, к соревнованиям и конкурсам, сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и т.п.

Диагностико-результативный блок позволяет оценить результат подготовки, для чего определены структурные компоненты готовности, критерии, показатели и уровни сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов в системе среднего профессионального образования.

Предполагаемым результатом реализации модели является сформированность у обучающихся когнитивного, технологического, физического, личностного компонентов готовности к ЗСД. Когнитивный компонент готовности представлен совокупностью систематизированных знаний о теоретических и методических основах здоровьесберегающей деятельности; технологический – отражает комплекс умений и навыков по практической реализации здоровьесберегающей деятельности; физический – определяет индивидуальный достижимый уровень развития физических качеств выпускника, позволяющий в должном объеме обеспечивать различные стороны здоровьесберегающей деятельности; личностный – объединяет систему ценностей, в которой здоровье занимает ведущее место, и личностных качеств, определяющих заинтересованность в реализации различных аспектов здоровьесберегающей деятельности, возможность применения наиболее эффективных техник (приемов) здоровьесберегающей деятельности и способность к рефлексивной оценке результатов здоровьесберегающей деятельности.

В заключение необходимо отметить, что возросший общественный интерес к личностному здоровью, поиск способов его сохранения и укрепления актуализирует вопросы подготовки будущих специалистов по туризму к здоровьесберегающей деятельности. Представленная теоретически обоснованная и экспериментально проверенная педагогическая модель подготовки к здоровьесберегающей деятельности обучающихся в колледже по специальности 43.02.10 «Туризм» состоит из пяти блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального и оценочного. Выделенные педагогические условия позволяют повысить эффективность подготовки к здоровьесберегающей деятельности. Результатом реализации модели подготовки должна стать готовность будущих специалистов по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности в профессиональной сфере.