Современный теннис – это выполнение многочисленных ударов и передвижений на площадке, используемых в зависимости от тактических и стратегических задач. Эффективность же ударов зависит в первую очередь от силы, точности и разнообразия пласировки мяча. Следовательно, успех выполнения каждого удара зависит от скорости полета мяча и его попадания в заданную зону площадки противника [1, 2]. Опыт подготовки квалифицированных теннисистов показывает [3, 4], что обучение технике выполнения подачи, одному из главных технико-тактических элементов в теннисе, нужно начинать в возрасте 7–8 лет. Для этого необходимо использовать облегченные ракетки и мячи и подавать мяч, как правило, с линии подачи. Это обусловлено антропометрическими и физическими возможностями юных спортсменов. Рост игроков и высота точки нанесения удара исключают сильную и мощную плоскую подачу. В связи с этим на первый план для этого возраста выходит крученая подача. Как правило, у теннисистов, обучающихся на тренировочном этапе, возникают сложности с освоением техники подачи. Это связано с нерациональным принятием исходного положения перед подачей, ошибками при подбрасывании мяча, с нарушениями ритма и синхронности движений, идущими от неправильной организации мышечных усилий. В результате таких ошибок наблюдаются подачи с низкой скоростью, с завышением траектории полета мяча, непопаданиями мяча в поле подачи, подачи в сетку и в аут.
В настоящей работе выполнена попытка решить существующую проблему на материале теннисистов 9–11 лет города Омска за счет подбора специальных методов и средств по корректировке техники подачи на основе использования видеосъемки и последующего видеосравнения действий обучаемых с техникой подачи ведущих теннисистов мира, которая является своеобразным эталоном правильности выполнения игровых действий. Мы акцентировали внимание не только на формировании рациональной техники выполнения подачи юных теннисистов, но и на развитии физических качеств, которые обеспечивают действия «рабочей руки» теннисиста [1, 2, 5], что непосредственно влияет на эффективность выполнения подачи.
Цель исследования – повышение эффективности выполнения подачи теннисистов 9–11 лет за счет корректировки техники и целенаправленного развития скоростно-силовых физических качеств, обеспечивающих действия «рабочей руки» теннисистов.
Материалы и методы. На первом этапе осуществлялся анализ качества выполнения подач в соревновательном процессе 18 мальчиков и девочек 9–11 лет г. Омска, занимающихся теннисом и участвующих в Российском теннисном туре. В результате педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью занимающихся установлено, что у большинства обследуемых наблюдались технические ошибки при выполнении как первой, так и второй подачи, что и являлось основной причиной неуспешных результатов в соревновательной деятельности. Подобные данные были получены и в работах [5, 6]. Результаты собственных наблюдений и мнение авторов [7] свидетельствуют также, что техника выполнения и эффективность подачи на раннем этапе обучения у мальчиков и девочек не имеют существенных отличий. Это позволило нам объединить их в одну группу для проведения сравнительного эксперимента с последующим отбором в контрольную и экспериментальную группы.
Для выявления технических ошибок при выполнении подачи юными теннисистами было проведено педагогическое тестирование. В ходе него испытуемым предлагалось выполнить по 30 первых и 30 вторых подач поочередно, в первое и во второе поле подачи. Регистрировалось количество попаданий в зоны площадки, ограниченные фишками, расположенными на расстоянии 1 метр друг от друга и 1,5 метра от средней линии подачи (рис. 1).
Рис 1. Схема тестирования теннисистов 9–11 лет при выполнении подачи мяча
В процессе выполнения подач велась видеосъемка. Далее тремя квалифицированными тренерами осуществлялась экспертная оценка качества техники подачи испытуемых по 5-балльной шкале. Это выполнялось с помощью метода видеосравнения в специальном приложении Coach´sEye техники юных с выполнением подачи ведущих теннисистов мира (Роджера Федерера, Новака Джоковича, Стэна Вавринка, Рафаэля Надаля). На представленных ниже рисунках 2–4 в качестве примера показана схема сравнения действий Роджера Федерера с техникой подачи одного из юных теннисистов. Анализ тестирования выявил характерные для данного возраста технические ошибки, отмечаемые и другими авторами [3, 4, 6]. Такие ошибки содержат: выполнение подачи согнутой рукой, низкое и неточное подбрасывание мяча перед нанесением удара ракеткой; недостаточное опускание головки ракетки в петлю; неправильную хватку, нерациональное расположение ног относительно задней линии и др.
Рис. 2. Поза статуэтки
Из представленного рисунка мы видим слева действия теннисиста Р. Федерера, справа испытуемого М.П., 11 лет. В исходном положении Р. Федерер занимает удобную позицию для начала выполнения подачи – ноги значительно согнуты, ступни широко расставлены для устойчивости, игрок имеет достаточную площадь опоры. Сзади стоящая нога опирается на носок, туловище оптимально отклонено назад и развернуто в противоположную сторону от направления подачи. Правая рука с ракеткой согнута, левая подбрасывает мяч и удерживается для ориентира в вертикальном положении. У испытуемого ноги недостаточно согнуты, в отличие от позиции Федерера. Из-за неправильного подброса мяча (заброса его за голову) игрок излишне прогнулся назад, что ведет к потере равновесия и к нарушению ритма движений. Для наглядности и удобства видеосравнения изображение испытуемого на рисунке несколько увеличено.
Рис. 3. Фаза контакта ракетки с мячом при выполнении подачи
При продолжении выполнения подачи (рис. 3) наблюдаются дальнейшие расхождения в технике. В отличие от Р. Федерера, подбросившего мяч на удобную высоту для выполнения крученой подачи в прыжке, юный теннисист из-за неправильного подброса мяча не имеет возможности выполнить удар ракеткой по мячу прямой рукой с вращением в высшей точке.
Рис. 4. Фаза окончания выполнения подачи.
В завершающей стадии подачи Р. Федерер находится в безопорном положении после активного вращения мяча (рис. 4). Положение ног позволяет ему совершить мягкое приземление и принятие игровой стойки для немедленного продолжения действий на корте. Контакт ракетки с мячом испытуемого выполнен в сравнительно низкой точке. Поэтому мяч полетит по не сложной для соперника траектории, без вращения. Ноги и туловище теннисиста занимают неудобное положение для перехода к дальнейшим действиям. В результате допущенных ошибок эффективность подачи будет низкой, а испытуемый за технику исполнения получит невысокую оценку.
Было установлено, что число попаданий после первой подачи в группе из 18 теннисистов не превысило в среднем 8,2 раза, а второй подачи – 13,1 раза. Как правило, после подачи мяч летел без вращения, по высокой траектории, не представляя существенных затруднений для принимающего противника.
Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» испытуемые выполняли броски набивного мяча весом 500 г в длину, с имитацией техники выполнения подачи. Результаты тестирования специальной подготовленности теннисистов оказались в среднем на 2–4 м ниже от нормативных требований Программы ДЮСШ по теннису.
Для повышения результативности соревновательных действий юных теннисистов путем оптимизации техники выполнения первой и второй подач была разработана специальная программа, которая включает следующие элементы процесса обучения.
1. Составление методических рекомендаций по исправлению техники выполнения подачи (табл. 1).
Таблица 1
Методические рекомендации по исправлению техники выполнения подачи
Технические ошибки при выполнении подачи |
Рекомендации по исправлению ошибок |
Низкий и неточный подброс мяча |
Держать мяч следует кончиками пальцев. Подброс мяча осуществляется прямой рукой, высота 40–45 см выше точки контакта ракетки с мячом при максимально вытянутой руке вверх. В тренировке использовать вспомогательные технические средства для оптимизации подброса мяча (кольца, целевые мишени). |
Выполнение подачи согнутой рукой |
Имитировать контакт ракетки с мячом, закрепленным на оптимальной для игрока высоте. |
Подача без выполнения «петли» |
Начинать выполнение подачи из 2-й фазы – рука с ракеткой за спиной. |
Прямые ноги |
Акцентировать внимание занимающихся на технике работы ног ведущих теннисистов мира. Использовать резиновые жгуты, закрепленные за бедро и голень. |
2. Применение в процессе тренировки напольных мишеней для повышения стабильности и точности выполнения подач (рис. 5).
Рис 5. Использование напольных целевых мишеней в тренировке
Условные обозначения:
– теннисист
– траектория полета мяча
– напольные мишени (фишки)
– напольные мишени (обручи)
3. Использование в тренировке подвесных мячей, пространственных мишеней по [3] и тренажерного средства – «Колесо на штоке» (рис. 6, 7).
Рис. 6. Использование в тренировочном процессе пространственных мишеней
Рис. 7. Использование в тренировочном процессе технического средства «Колесо на штоке»
Задача испытуемых – направить мяч в пространственную мишень, расположенную на высоте 1 м над сеткой высотой 1,5 и шириной 9 м, с заданием – за счет верхнего вращения мяча попасть в поле подачи. Отработка движений по управлению ракеткой при подаче, развитие мышечного чувства придания вращения мячу для формирования техники выполнения крученой подачи с использованием тренажерного средства «Колесо на штоке».
4. Упражнения с утяжеленными ракетками, набивными мячами и эспандерами для развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» юных теннисистов (рис. 8).
Рис. 8. Имитационные упражнения с использованием дополнительного оборудования
Для выявления эффективности разработанной программы был проведен педагогический эксперимент. Обследуемые, 18 теннисистов и теннисисток, были разбиты методом случайной выборки на контрольную и экспериментальную группы. В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена предложенная нами программа (табл. 2). Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ по теннису.
Таблица 2
Содержание программы, используемой в экспериментальной группе
Содержание программы |
Дозировка нагрузки |
Методические указания |
Корректировка технических ошибок, выявленных с помощью метода видеосравнения |
10–15 мин в начале основной части на каждом тренировочном занятии |
Обратить внимание на точность подброса, точку контакта ракетки с мячом, расположение и работу ног |
Применение в тренировке вспомогательного технического средства «Колесо на штоке» |
3 серии по 3–5 мин. Отдых между сериями 2 мин. На каждом тренировочном занятии в основной части |
Вращение в медленном, среднем и максимальном темпе при наклоне колеса 40–45° |
Утяжеленные ракетки (300 г) Набивные мячи (500 г) Резиновые эспандеры |
3 серии по 10–12 повторений 2 мин отдыха между сериями 2 раза в неделю в основной части тренировочного занятия |
Имитация выполнения основных фаз подачи |
Напольные и пространственные мишени |
10 мин в конце основной части, в каждом тренировочном занятии |
Первую подачу выполнять плоско-крученую, вторую – крученую. |
По истечении 6 месяцев педагогических воздействий было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. Тестирование показало статистически достоверное улучшение стабильности попаданий мяча в заданные зоны поля подачи как в контрольной, так и в экспериментальной группах (табл. 3).
Таблица 3
Результаты педагогического эксперимента
Группа |
1-я подача |
Прирост показателей |
2-я подача |
Прирост показателей |
||
До эксп., кол-во |
После эксп., кол-во |
До эксп., кол-во |
После эксп., кол-во |
|||
Контрольная |
8,2 |
10 |
1,8 |
13,1 |
17,1 |
4 |
Экспериментальная |
8,2 |
14,6 |
6,4 |
13,1 |
27 |
13,9 |
U-критерий Манна–Уитни = 21≤99, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05) |
U-критерий Манна–Уитни = 22≤99, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05) |
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что точность попадания после выполнения первой подачи в контрольной группе из 30 попыток в среднем увеличилась на 1,8, а в экспериментальной – на 6,4. При этом точность попадания после выполнения второй подачи в контрольной группе в среднем увеличилась на 4, а в экспериментальной – на 13,9. Более значимое улучшение стабильности второй подачи в экспериментальной группе можно объяснить влиянием целенаправленного педагогического воздействия, применения мероприятий разработанной программы. Достоверных различий при выполнении первой и второй подачи в первое или второе поле подачи не наблюдалось. В то же время результаты видеосравнения в экспериментальной группе свидетельствуют, что техника выполнения подач участников этой группы значительно приблизилась к эталонной технике ведущих теннисистов мира.
Результаты исследования позволяют судить о преимуществе предлагаемого подхода к формированию техники выполнения подач юных теннисистов и развитию специальных качеств «рабочей руки» перед традиционным обучением и рекомендовать этот опыт к использованию при подготовке в детских спортивных школах, спортивных клубах при работе с учащимися 9–11 лет.
Заключение. В работе выполнена реализация цели исследования – повышение эффективности выполнения подачи теннисистами 9–11 лет за счет корректировки техники и направленного развития скоростно-силовых физических качеств, обеспечивающих действия «рабочей руки» теннисистов при выполнении подачи. Применение в учебно-тренировочном процессе юных игроков педагогических воздействий на основе разработанной программы формирования рациональной техники, использование метода видеосравнения с эталонами техники ведущих теннисистов мира позволяют существенно улучшить техническую подготовленность игроков и эффективность выполнения подач.
Применение в экспериментальной группе комплекса направленных упражнений с использованием утяжеленных ракеток, набивных мячей и эспандеров, с имитацией движений теннисиста при подаче позволило существенно повысить уровень развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» теннисистов, на что указывают результаты педагогического тестирования в начале и при завершении педагогического эксперимента, и добиться соответствия их результатов нормативным требованиям ДЮСШ по теннису (14–15 м). Использование в тренировке напольных и пространственных целевых мишеней, а также упражнений с применением вспомогательного тренажерного средства – «Колесо на штоке» способствует освоению учащимися верхнего вращения мяча, выполнения крученой подачи и положительно сказывается на стабильности первой и особенно второй подачи.
Данные педагогических наблюдений за качеством соревновательной деятельности юных теннисистов и теннисисток экспериментальной группы свидетельствуют о повышении стабильности выполнения подач и, как следствие, улучшении качества выступлений их в Российском теннисном туре. Это позволяет говорить о предпочтительности применения предлагаемого подхода при формировании технико-тактических умений в выполнении подачи юных теннисистов в сравнении с традиционным педагогическим воздействием.
Таким образом, можно констатировать достижение цели исследования – разработки и апробации комплексной методики повышения эффективности выполнения подачи у теннисистов 9–11 лет за счет корректировки техники подачи и направленного развития специальных скоростно-силовых физических качеств «рабочей руки» теннисистов, оказывающей более предпочтительные результаты по сравнению с традиционным подходом.