Актуальность. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных обучающихся детей как основы построения стратегии развития каждого обучающегося ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Поэтому диагностика одаренности обучающихся детей становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Диагностика служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка в условиях дополнительного образования, а в последнее время может стать эффективным инструментом для построения индивидуальных образовательных траекторий развития детей.
Цель исследования – определение видов и типов одаренности у школьников, являющихся обучающимися объединений дополнительного образования различной направленности.
Материалы и методы исследования. Исследование было проведено в учреждении дополнительного образования детей одного из микрорайонов города Екатеринбурга. Всего в учреждении дополнительного образования было обследовано 213 обучающихся из 17 учебных групп 14 объединений. Возраст детей, занимающихся в детских коллективах разного профиля и направленности, от 7 до 14 лет.
В качестве основных методик изучения индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей были использованы известные и апробированные методики диагностики в соответствии с выделенными типами одаренности. Методики диагностики представлены в таблице.
Методики диагностики, используемые для выявления способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования детей
Вид способностей |
Объединения центра |
Методы выявления |
Интеллектуальные |
Легоконструирование. Образовательная робототехника |
Методика «Палитра интересов» А.И. Савенкова для младших школьников (направленность интересов обучающихся) [1]. Методика для определения уровня умственного развития детей Э.Ф. Замбицявичене [2] |
Академические
|
Юный краевед. Авиамодельный клуб |
Методика «Палитра интересов» А.И. Савенкова для младших школьников (направленность интересов обучающихся). Методика для определения уровня умственного развития детей Э.Ф. Замбицявичене. Тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления» [3] |
Творческие
|
Объединения прикладного направления. Театральная студия. Изостудия |
Опросник «Ориентация» для старших школьников И.Л. Соломина [4]. Методика «Палитра интересов» Сокращенный вариант теста креативности П. Торренса [5] |
Лидерские |
Юный краевед. Объединения спортивного направления. Танцевальные коллективы |
Тест по выявлению организаторских способностей Е.Н. Прошицкой [6] |
Художественные |
Танцевальные коллективы |
Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетической ориентации детей В.П. Анисимова [7] |
Психомоторные |
Спортивные объединения. Танцевальные коллективы |
Методика «Профиль» для старших школьников («Карта интересов» А.Е. Голомштока, модифицированная Г.В. Резапкиной) [8] |
Выбор типов одаренности связан с уже устоявшейся классификацией видов одаренности: психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, социальная, художественная [9].
Психомоторные способности отражаются в скорости, точности и ловкости движений ребенка, степени развития у него кинестетически-моторной и зрительно-моторной координации.
Интеллектуально одаренные дети, как правило, имеют повышенную любознательность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, способны эффективно применять имеющиеся знания на практике.
Академическая одаренность проявляется у детей как способность конструктивно овладевать понятиями, понимать сложные причинно-следственные связи. Такие дети демонстрируют отдачу сил, энергии и времени для достижения высоких результатов в деятельности.
Социальная одаренность является наиболее сложным и многоаспектным явлением, во многом определяющим успешность в общении, с высоким уровнем развития лидерских качеств у детей.
Творчески одаренные дети обладают высоким уровнем изобретательности, пытливости ума, исследовательской активностью, стремлением все делать по-своему [10].
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства как в музыке, живописи, скульптуре, так и в драматургии.
Особой проблемой для практической деятельности образовательной организации дополнительного образования является процесс выявления одаренных детей. Это связано с тем, что выявление одаренных детей – продолжительный процесс, который направлен на анализ развития конкретного ребенка. Необходим постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам либо в процессе индивидуализированного образования. Кроме того, определение типа одаренности у ребенка с помощью какого-либо одного метода невозможно (например, тестирования). Тесты – это лишь один из источников сведений о личности ребенка. Решения педагогов будут тем правильнее, чем больше источников информации о ребенке будет использовано. Очень важны при этом данные опроса родителей, педагогов, а также самого ребенка.
На первом этапе выявления детской одаренности основным методом является наблюдение. В процессе обучения педагоги могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания или решить его необычным путем.
Следующим этапом выявления типа одаренности ребенка является проведение диагностического обследования с помощью тестов.
Выбранные нами диагностические методики соответствуют следующим критериям: валидность, стандартизированность, сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления обучающегося, экономичность.
Исследование проводилось в течение полугода педагогами дополнительного образования под руководством педагога-психолога учреждения дополнительного образования детей.
Результаты и их обсуждение. В спортивных объединениях в исследовании участвовали подростки 10-13 лет, определялся уровень организаторских способностей. По результатам обследования детей у 23% обучающихся выявлен высокий уровень организаторских способностей, т.е. умение активно влиять на людей, ставить цели, моделировать поведение, прогнозировать результаты деятельности, у 34% обучающихся выявлен средний уровень организаторских способностей, а у 43% – низкий уровень.
Учащиеся спортивных объединений приняли участие в диагностике интересов к различным видам деятельности. По результатам тестирования у обучающихся преобладают следующие интересы: к физике и математике – 8,3%, химии и биологии – 16,7%, радиотехнике и электронике – 25%, истории и политике – 25%, педагогике и медицине – 16,7%, предпринимательству и домоводству – 25%, интересы к спорту и военному делу – 58,3%. Согласно методике, дети могли выбрать не одно, а несколько направлений деятельности. В результате 75% детей из всех опрошенных выбрали более одного направления деятельности. Такой широкий круг интересов соответствует возрастному развитию детей [9; 10].
В объединениях «Легоконструирование» и «Образовательная робототехника» в диагностическом обследовании на определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций приняли участие обучающиеся начальной школы. По результатам обследования 22,7% обучающихся имеют высокий уровень интеллектуального развития, 54,6% обучающихся – средний уровень, 22,7% обучающихся – низкий уровень интеллектуального развития. Все учащиеся, посещающие авиамодельный клуб, обладают высоким уровнем технических способностей.
Все дети, посещающие объединения технической направленности, обладают высоким уровнем развития творческой одаренности: имеют высокие показатели оригинальности мышления, что свидетельствует о способности находить нестандартные решения, способности к изобретательской деятельности.
В коллективах прикладной направленности, на основе теста креативности П. Торренса, было выявлено, что высоким уровнем развития творческой одаренности обладает 60% диагностируемых обучающихся, а на среднем уровне находится 40% детей, проходивших обследование.
При использовании методики тестирования интересов к различным видам деятельности было выявлено, что художественной деятельности отдают предпочтение 58% обучающихся, принявших участие в диагностике, занятию математикой и техникой – 8,3%, физкультуре и спорту отдают предпочтение 33%, а занятиям, связанным с естествознанием – 41,7% проходивших обследование школьников. Методика исследования предполагает возможность выбора детьми нескольких направлений деятельности. В результате 41% детей выбрали более одного направления деятельности.
По результатам диагностики для старших школьников были выявлены следующие склонности обучающихся: человек-природа – у 25%, человек-человек – у 37,5%, человек-техника – у 25%, человек-знак – у 12,5%, человек - художественный образ – у 75%. Большинство детей выбрало более двух направлений деятельности. Деятельность творческого характера преобладает у 62,5% обучающихся, принимавших участие в исследовании. Большинство детей выбрало более двух направлений деятельности. Результаты этой диагностики свидетельствуют о том, что такое разнообразие склонностей у детей, занимающихся техническим творчеством и одновременно с этим показывающих склонности в системе «человек – человек», требует включения этих детей в различные социальные групповые проекты; показывающих склонности в системе «человек – природа» - в экологические групповые проекты. Дети, показывающие склонности в системе «человек – знак», могут быть вовлечены в индивидуальные проекты и олимпиадное движение.
Обучающиеся изостудии (младшие школьники) принимали участие в обследовании на выявление уровня креативности. По результатам обследования у 25% обучающихся выявлен высокий уровень творческих способностей.
Воспитанники театра-студии (9-14 лет) участвовали в обследовании уровня организаторских способностей. По результатам обследования у 45% обучающихся выявлен высокий уровень организаторских способностей, у 30% обучающихся – средний уровень, у 25% – низкий уровень. Также у 50% обучающихся выявлен высокий уровень творческих способностей. Кроме того, эти же дети участвовали в тестировании по определению склонностей к различным видам деятельности. В группе выявлено преобладание интересов к художественной деятельности у 64,3% обучающихся. Эти дети правильно выбрали направление дополнительного образования. С группой детей, у которой преобладают другие интересы, педагогам придется работать по индивидуальным программам для формирования интереса к художественной деятельности либо включать в общие проекты Центра другой направленности.
Дети, обучающиеся в эстрадной студии, участвовали в диагностическом обследовании уровня развития когнитивного компонента музыкально-эстетической ориентации. По результатам тестирования у 41,7% обучающихся уровень развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности выше среднего, у 41,7% обучающихся – средний. Эти дети правильно выбрали направление дополнительного образования, детям с низким уровнем развития когнитивного компонента музыкальной направленности (16,6% обучающихся) могут быть предложены другие направления деятельности.
В танцевальных коллективах диагностическое обследование проводилось в двух группах обучающихся возрастной категории 10-11 и 12-15 лет. В старшей группе высокий уровень организаторских способностей выявлен у 28,7% участников, средний уровень у 14,3% участников, у 57% участников – низкий уровень. Низкий уровень свидетельствует о высокой индивидуализации детей, отсутствии навыков коллективной работы, таким детям необходимо предлагать участвовать в сольных танцевальных композициях.
Дети, обучающиеся в объединении «Юный краевед» (10-11 лет), участвовали в диагностическом обследовании уровня умственного развития. 90,5% обучающихся имеют высокий уровень умственного развития, 9,5% обучающихся имеют средний уровень умственного развития. Дети с высоким уровнем умственного развития могут быть включены в различные городские проекты естественно-научной направленности и вовлечены в олимпиадную деятельность.
Согласно результатам диагностики интересов обучающихся, художественную деятельность предпочитают 50% обучающихся, занятие математикой и техникой – 12,5% обучающихся, занятия в гуманитарной сфере предпочитают 37,5%, занятие физкультурой и спортом – 62,5% обучающихся, имеют коммуникативные интересы 37,5% обучающихся, занятия в сфере природы и естествознания предпочитают 37,5% обучающихся. 87,5% детей выбрали более одного направления деятельности, что соответствует их возрастному развитию. Этим обучающимся могут быть предложены комплексные программы дополнительного образования.
Таким образом, полученные результаты стали диагностическим основанием для корректировки индивидуальных образовательных маршрутов для выявленных групп детей.
В зависимости от уровня познавательных, творческих, коммуникативных способностей ребенка педагог может включать детей в различные виды образовательной деятельности. Обучающиеся с высоким уровнем организаторских способностей могут быть включены в рабочие группы по подготовке общеорганизационных социально значимых проектов, акций, в работу волонтерских отрядов, совета обучающихся. Дети с высоким интеллектуальным уровнем могут осваивать комплексные программы дополнительного образования по смежным направлениям, участвовать в разработке исследовательских проектов. Творчески одаренные дети могут быть включены в деятельность по разработке оригинальных решений.
Результаты исследования могут быть также использованы и в работе с родителями детей для корректировки процесса семейного воспитания.
Заключение. Таким образом, проведенный этап диагностики выявил интересы, склонности и особенности обучающихся в объединениях различных направленностей учреждения дополнительного образования. Диагностика позволила выявить обучающихся как с высокими, так и с низкими показателями. Результаты позволят определить направления работы с обучающимися, дать рекомендации педагогам, родителям обучающихся по повышению уровня способностей и уровня самовыражения в деятельности обучающихся, а также повышению имеющегося у них потенциала и мотивации на дальнейшее их развитие.
На основе результатов психологической диагностики и педагогических наблюдений практически для каждого ребенка педагогами могут быть построены индивидуальные образовательные маршруты. Некоторым обучающимся, с высоким уровнем показателей, было рекомендовано освоение комплексных программ художественной направленности.