Вопросы безопасности населения в настоящее время являются приоритетными. Действующими нормативно-правовыми документами для учащихся общеобразовательных учреждений в целях формирования знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, предусмотрено изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Эффективность формирования культуры безопасности в процессе изучения ОБЖ зависит от ряда факторов, среди которых немаловажную роль играет сформированность у школьников познавательного интереса. Значимость познавательного интереса как движущей силы обучения подчеркивается в работах К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной, Н.Р. Морозовой и ряда других. В трудах Г.И. Щукиной понятие познавательного интереса является центральным и трактуется как избирательная направленность личности на процесс познания, обращенная к конкретной предметной области [1]. Выделяют три группы стимулов познавательного интереса, в том числе содержание учебного материала, формы организации деятельности учащихся на уроке, а также характер отношений между участниками образовательного процесса [2; 3].
Специфика предмета изучения в курсе ОБЖ требует подбора определенных методов и форм работы с учащимися, позволяющих повысить познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, мотивировать к более активной работе на уроке. Формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ является необходимым условием повышения эффективности обучения, воспитания культуры безопасности и качеств личности безопасного типа в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Целью данной работы является изучение познавательного интереса школьников к изучению ОБЖ, а также выявление эффективных методов и форм работы с учащимися, способствующих формированию познавательного интереса.
Материал и методы исследования. Исследование основано на изучении психолого-педагогической и методической литературы. При проведении эмпирического исследования были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование с помощью опросника Дубовицкой Т.Д. [4], методы математической обработки полученных данных, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное в рамках исследования анкетирование 201 учащегося восьмых-десятых классов показало, что для большинства опрошенных школьников ОБЖ, несмотря на серьезность и очевидную важность рассматриваемых вопросов, является малозначимым предметом. В иерархии значимости 13 учебных предметов, предложенных для ранжирования школьникам, ОБЖ, по мнению учащихся 8-9 классов, располагается на 11 месте, а по определению учащихся 10 класса – на 10 месте. На рисунке 1 показано обобщенное по выборке место ОБЖ в иерархии важности учебных предметов.
Рис. 1. Иерархия значимости учебных предметов для испытуемых (места)
Как следует из диаграммы, на первом месте по значимости для школьников стоят математика и русский язык. Далее следуют обществознание и иностранный язык. В следующую группу значимости вошли физическая культура, биология, история и физика. ОБЖ в обобщенном рейтинге значимости предметов располагается на 11 месте. Менее значимыми, чем «Основы безопасности жизнедеятельности», для школьников являются лишь литература и технология. Среди факторов, определяющих значимость того или иного предмета, учащимися были названы необходимость сдачи в будущем единого государственного экзамена для поступления в высшие учебные заведения, потребность в знаниях для приобретения профессии, интерес к конкретной предметной области, профессиональные и личностные качества педагогов.
Поскольку ЕГЭ и внутривузовские вступительные испытания по ОБЖ не проводятся, важность данного предмета для школьников может определяться почти исключительно познавательным интересом к изучению вопросов безопасности. Вместе с тем анкетирование показало, что большая часть школьников (63,68%) к изучению ОБЖ относятся равнодушно. 76,12% опрошенных отметило, что им достаточно тех знаний по ОБЖ, которые они получают на уроках. Для 73,13% школьников оценки по данному предмету важнее, чем получаемые знания. Только 37,31% учащихся указало, что ОБЖ им интересен и они хотели бы получать по данному предмету больше знаний.
В соответствии с результатами тестирования по опроснику Т.Д. Дубовицкой у 43,28% школьников установлен средний уровень значимости ОБЖ для развития личности, у остальных учащихся – низкий уровень. В обследованной выборке не выявлено ни одного школьника с высоким уровнем значимости данного учебного предмета. При этом, как следует из ответов испытуемых, как правило, учебная деятельность по ОБЖ определяется не столько внутренними факторами, в том числе познавательным интересом, сколько внешними – направленностью на получение высоких отметок и требовательностью преподавателя. В этой связи вопрос о методах и формах работы на уроке, а также особенностях содержания учебного материала, способствующих формированию познавательного интереса к изучению ОБЖ, весьма актуален.
Широкие возможности для усиления познавательного интереса создает использование на уроках ОБЖ краеведческого и регионального материала, особенно при проведении занятий в рамках раздела «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях». Учет региональных особенностей имеет большое значение в подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Каждый регион характеризуется определенными физико-географическими и климатическими условиями, а также размещением промышленных объектов, создающих угрозу возникновения определенных видов ЧС.
Хорошо известно, что примеры «из жизни», рассказы учителя о реальных событиях, которые произошли в родном крае или соседних субъектах Российской Федерации, повышают уровень познавательного интереса и активизируют внимание учащихся на уроках в тех случаях, когда оно начинает ослабевать. Краеведческий и региональный материал можно использовать различными способами, например в качестве примеров, подтверждающих теоретические положения изучаемого материала. При этом возможно не только использование словесного описания событий, но и демонстрация иллюстраций, которые позволят учащимся увидеть и прочувствовать мощь природы и беззащитность человека перед ней.
Однако предпочтительнее использование регионального и краеведческого материала в форме заданий для групповой или индивидуальной работы для более активного включения учащихся в деятельность и предупреждения эффекта пассивного слушания. Например, представляет интерес включение в структуру урока выполнения заданий по местным статистическим материалам. Например, при проживании в пожароопасном регионе учащимся может быть предложено задание с использованием диаграммы, содержащей данные о динамике пожаров за определенный период: «Используя диаграмму, проанализируйте динамику лесных пожаров на данной территории в 1970–2012 годах. Определите периоды, когда количество и площадь лесных пожаров были максимальными. Предположите, какими факторами в эти периоды было обусловлено увеличение площади и количества лесных пожаров». Применение заданий такого типа не только знакомит учащихся с пожароопасной ситуацией в лесах региона проживания, но и способствует формированию универсальных учебных действий, формированию навыков работы с графическими источниками информации, анализа и обобщения сведений.
Применение дополнительных материалов, характеризующих региональные особенности опасных и чрезвычайных ситуаций, позволяет повысить уровень познавательного интереса к изучению учебного предмета, истории, природы края и региона, расширению кругозора и формированию понимания приоритетности вопросов безопасности.
Среди технологий, способствующих активизации мыслительной деятельности и усилению познавательного интереса к изучению ОБЖ, следует назвать метод анализа конкретных ситуаций (МАКС, кейс-метод). МАКС представляет собой педагогическую технологию проблемно-ситуационного типа, предполагающую использование в учебном процессе реальных (или близких к реальным) ситуаций различного характера с последующим их анализом, оценкой, принятием обоснованных решений. При этом под конкретной ситуацией понимается описание реального события, используемое в учебных целях. Рассмотрению технологии МАКС посвящены работы Матохина Д.А. [5], Мастеницы Е.Н. [6] и других. Мастеница Е.Н. классифицирует ситуационные задачи по учебной функции на ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения [6]. Отдельные типы конкретных ситуаций могут быть использованы на различных этапах урока ОБЖ для достижения определенных дидактических целей, в том числе актуализации проблемы, формирования навыков анализа опасных ситуаций и принятия решения, а также оценки правомерности принятых решений.
Источниками материала для составления задач могут быть художественная и публицистическая литература, оперативная информация из средств массовой информации, интернет-ресурсы, а также статистические и научные публикации. При разработке ситуационных задач также может быть использован краеведческий и региональный материал, в том числе воспоминания очевидцев различных чрезвычайных событий, документальные материалы.
Ситуационные задачи, составленные на основе реальных событий, вызывают наибольший познавательный интерес и эмоциональный отклик учащихся, заставляют их задуматься о хрупкости и ценности человеческой жизни, что дополнительно мотивирует к изучению предмета. Поэтому при использовании ситуационных задач следует отдавать предпочтение именно конкретным, а не обобщенным учебным ситуациям. Кроме того, в такие ситуационные задачи могут быть включены избыточные сведения, способствующие формированию навыков анализа опасных ситуаций и принятия решений в условиях, приближенных к реальным.
Большим потенциалом в контексте формирования познавательного интереса к изучению ОБЖ обладают игровые технологии. В настоящее время становится популярным термин «геймификация образования», которым обозначают широкое использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания для повышения уровня мотивации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу и предмету, повышения уровня усвоения предлагаемых сведений [7; 8]. Для формирования познавательного интереса к ОБЖ наряду с традиционными викторинами, путешествиями по станциям, различными головоломками необходимо более широко применять имитационные игры, позволяющие обеспечить психологическую готовность учащихся к чрезвычайной ситуации, а также сформировать и закрепить навыки поведения в опасной ситуации. Простейшим примером имитационной игры является игра «Вызов службы спасения по телефону». Имитационные игры могут быть использованы при рассмотрении вопросов безопасности в криминогенных и наркогенных ситуациях, в условиях автономного выживания в природе, при закреплении навыков оказания первой помощи пострадавшим. Такие игры могут рассматриваться как ситуативно-вариативные упражнения, создающие возможности для многократного повторения и отработки навыков поведения в опасной ситуации, максимально приближенной к реальным.
Одним из направлений изменений, происходящих в образовательной среде в настоящее время, является повсеместное применение мультимедиа и компьютерных технологий. В работах ряда авторов отмечается положительное влияние применения мультимедийных средств обучения (МСО) на познавательную активность учащихся и эффективность учебно-воспитательного процесса [9]. Анкетирование 20 педагогов-организаторов ОБЖ показало, что применяет МСО на каждом уроке 15% опрошенных, еще 45% - время от времени, по мере необходимости. Наибольшее число педагогов (55%) применяет МСО для демонстрации учебных фильмов. На втором месте по частоте – использование мультимедиапрезентаций, в которых представлен основной учебный материал урока (45%). 40% педагогов применяет мультимедиаоборудование для демонстрации иллюстративного материала – слайдов, фотографий, рисунков. Однако эффективность применения МСО на занятиях может быть снижена за счет методических ошибок, к числу которых можно отнести недостаточную методическую подготовленность преподавателя; неправильное определение дидактической роли и места МСО в структуре занятия; несоответствие выразительных возможностей МСО их дидактической значимости; бесплановость, случайность их применения; перегруженность занятия демонстрацией.
Анкетирование учащихся свидетельствует о том, что более высокий уровень познавательного интереса к изучению ОБЖ отмечается в тех случаях, когда на уроках рассматриваются чрезвычайные события, произошедшие в стране или регионе, используются метод анализа конкретных ситуаций, игровые технологии, практические методы, МСО, регулярно осуществляется проверка знаний учащихся, в деятельности учителя сочетается требовательность и увлеченность своим предметом, готовность к организации диалога и созданию доверительной атмосферы в классе.
Для изучения возможностей формирования познавательного интереса к изучению ОБЖ на протяжении одного учебного года был проведен педагогический эксперимент с участием двух восьмых классов. В контрольном классе обучение осуществлялось с использованием традиционных форм и методов обучения. В экспериментальном классе в процессе обучения широко использовался краеведческий и региональный материал, метод анализа конкретных ситуаций, игровые технологии, в том числе имитационные игры, практические методы обучения, мультимедийные средства обучения. На уроках применялись преимущественно групповые формы организации работы учащихся как наиболее соответствующие особенностям подросткового возраста. Результаты входного и итогового тестирования учащихся приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Интерес учащихся к изучению ОБЖ по результатам входного (ВХ) и итогового (ИТ) тестирования (%): к – контрольный класс, э – экспериментальный класс
Как показали результаты тестирования учащихся, в начале эксперимента соотношение учащихся с низким и средним уровнем интереса к изучению ОБЖ в контрольном и экспериментальном классах было примерно одинаковым. По окончании эксперимента в контрольном классе соотношение незначительно изменилось, возможно, за счет смены преподавателя. В экспериментальном классе число учащихся с низким уровнем интереса к изучению ОБЖ существенно снизилось, напротив, доля школьников со средним уровнем интереса увеличилась, кроме того, у 29,63% обучающихся данного класса познавательный интерес к ОБЖ повысился до высокого уровня.
Выводы. Для достижения цели по формированию личности безопасного типа необходимо повышение уровня познавательного интереса школьников к изучению ОБЖ, которого можно достичь более широким использованием в обучении технологий активного обучения, в том числе метода анализа конкретных ситуаций, практических методов, игровых технологий, МСО, а также применением учебного материала краеведческого и регионального характера. Занятия с использованием игровых технологий, метода анализа конкретных ситуаций и грамотным использованием МСО вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на формирование культуры безопасности у школьников.