Возникновение инноваций происходит в результате генерирования и успешной апробации новых идей, появляющихся в результате управляемой деятельности в ответ на проблемы и задачи, наличие которых обусловлено постоянно меняющимися параметрами внешней и внутренней среды. Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует в том числе освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Вместе с тем реализация проектной деятельности в вузе сопряжена с определенными трудностями. Целью исследования выступает рассмотрение теоретико-практических аспектов проектной деятельности в вузе. В работе использованы следующие общенаучные и социологические методы: анализ научной литературы и источников по теме исследования, опрос экспертов-работодателей, анкетный опрос студентов-выпускников.
Методы проектного планирования и управления показали свою востребованность и эффективность во всем мире. В своем Послании Федеральному Собранию в 2018 г. Президент РФ В.В. Путин говорил о роли государства в современном мире, которую определяют прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Обращаясь к опыту реализации масштабных программ и социальных проектов, Президент предложил еще один масштабный проект – обновление городской среды, которое должно основываться на широком внедрении инновационных технологий. Данный проект включает новые экономические и социальные перспективы для людей, современную среду для жизни, для культурных и гражданских инициатив, для малого бизнеса и стартапов. Именно вовлеченность людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, по мнению Президента, делают россиян единым народом, способным к достижению больших целей [1].
В условиях повышения динамичности социально-экономических процессов происходит изменение требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников различных социально-профессиональных групп. В рамках каждой профессии могут быть отмечены своя специфика и темпы происходящих изменений, но общая тенденция касается изменения требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников, обусловленного необходимостью генерирования и внедрения инноваций. Конкурентоспособность любой организации в ситуации рисковых, кризисных явлений, связанных с социально-политическими, социально-экономическими процессами, обеспечивается посредством инновационной деятельности, являющейся базой для сохранения дееспособности организации, для ее выживания. Современные работодатели уделяют повышенное внимание не столько процессам развития трудового потенциала персонала предприятий, сколько подбору кадров с требуемыми профессионально-квалификационными характеристиками, повышению лояльности персонала к предприятию и руководству и активизации инновационной деятельности. Одним из современных квалификационных требований к работнику любой профессии, предъявляемых рынком труда, является способность к проектной деятельности, которая в свою очередь имеет прямое отношение к инновационной, поскольку посредством проектной деятельности происходит преобразование и усовершенствование различных аспектов существующей реальности.
Реализация проектной деятельности в вузе имеет следующие основные направления:
1) проектная деятельность, осуществляемая непосредственно профессорско-преподавательским и административным составом вуза, направленная на:
- совершенствование образовательного процесса;
- обеспечение конкурентоспособности вуза путем разработки и реализации мини- и макропроектов с привлечением спонсоров и работодателей с целью извлечения прибыли;
- выполнение инициативных и грантовых прикладных НИР и др.;
2) проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в рамках образовательной деятельности и направленная как на формирование определенных компетенций, так и на формирование способности к проектной деятельности как таковой;
3) совместное участие преподавателей и студентов вуза в реализации грантов, привлечение инициативных студентов к проектной деятельности, в том числе на коммерческой основе.
Согласно ФГОС 3+ для бакалавриата (социально-культурная деятельность) проектная деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, к которой по завершении обучения должен быть подготовлен выпускник [2]. По мнению Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной, «проектная деятельность является как методом обучения, так и средством практического применения усвоенных знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности» [3]. Следовательно, проектная деятельность обучающихся в вузе носит прикладной характер и направлена на решение проблем (задач), сформулированных преподавателем в рамках учебной дисциплины. Вместе с тем в процессе осуществления проектной деятельности внимание обучающихся должно быть направлено на формирование способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности – одной из требуемых компетенций.
Таким образом, если проектная деятельность профессорско-преподавательского и административного состава вуза – часть профессиональной деятельности, направленная на стабилизацию положения, имиджа организации во внешней среде, укрепление его финансового состояния, то проектная деятельность обучающихся – обязательная часть образовательного процесса, в рамках которой происходит решение искусственно смоделированных и реальных проблем.
По мнению В.С. Лазарева, реализация проектной деятельности в образовательных организациях посредством метода проектов осуществляется не всегда эффективно, что связано с неоправданным сужением области его применения и появившимися возможностями модернизации теоретической базы и форм применения этого метода под влиянием изменений в педагогике, психологии и проектировании [4, c. 35]. В ходе аргументированных рассуждений В.С. Лазарев приходит к выводу, что «включение учащихся в проектную деятельность не гарантирует развивающего эффекта и освоения ими процедуры и метода проектов на высоком уровне. Вместе с регулярным осуществлением проектной деятельности необходимы:
- освоение культуры, способов проектной деятельности;
- анализ качества выполненных проектов обучающимися самостоятельно;
- освоение обучающимися комплекса метапредметных понятий, относящихся к проектной деятельности, и не только к ней;
- анализ ошибок и корректировка способа действий;
- коллективная форма выполнения проекта» [4, c. 43].
Безусловным преимуществом проектной деятельности, реализуемой обучающимися в образовательных организациях, является возможность решения ряда образовательных задач: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, работы в команде. История и теория проектной деятельности были исследованы Е.С. Полат [5]. Внедренный в школьное образование метод проектов постепенно стал использоваться далеко за пределами школьных образовательных организаций. Так, появившийся в качестве одного из педагогических методов, предназначенный для решения образовательных задач, метод проектов сегодня стал широко востребован в производственных организациях для решения проблемных ситуаций.
Мы разделяем точку зрения В.С. Лазарева в том, что проектная деятельность имеет исследовательский компонент и при эффективной организации может давать результат в виде инновации, тип которой будет зависеть от уровня и сложности поставленной проблемы. На наш взгляд, более перспективным сегодня становится не познавательное направление проектной деятельности, а именно исследовательское, поскольку оно в большей степени отвечает требованиям современной динамичной действительности. Исследовательские проекты, как и проекты, направленные на достижение конкретной цели или решение конкретной задачи, не противоречат и не противопоставлены друг другу, они могут быть сочетаемы или представлять собой одно целое.
Проекты, реализуемые в вузе в рамках образовательной программы, должны быть направлены на более качественную подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности. С помощью проектной деятельности обучающихся может быть в некоторой степени решена проблема, которую обозначает большинство работодателей, когда принимают на работу выпускников вузов, – неготовность выпускников к решению профессиональных задач и необходимость их дополнительного обучения на производстве (об этом в ходе проведения настоящего исследования высказались 42% участников экспертного опроса). Организация проектной деятельности обучающихся возможна с привлечением работодателей в период прохождения практики в качестве одного из направлений практико-ориентированного обучения, необходимость которого отметили 28% экспертов. Однако, по мнению экспертов, эффективность проектной деятельности студентов в ходе прохождения практики и специалистов на рабочих местах в основном зависит от «качества образования, способности и готовности студента к самообразованию» – 32%, от «укрепления связей с работодателями, формирования совместных площадок, развития партнерства» – 12%. Возможность возникновения инновационных решений в ходе проектной деятельности отметили 34,6% экспертов.
Современный выпускник получает представление об инновационной деятельности посредством реализации проектов в ходе обучения в процессе освоения дисциплин общепрофессионального и специального циклов. В связи с этим прослеживается взаимозависимость обозначенных направлений проектной деятельности в вузе: профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в проектную и инновационную деятельность, внедряющий и реализующий инновационные образовательные технологии, формирует у обучающихся способность к проектной деятельности, дает представление об инновационной деятельности. Актуальность проектной деятельности в вузе обусловлена необходимостью обеспечения конкурентоспособности вуза и его выпускников, которые к окончанию обучения должны обладать требуемыми компетенциями в рамках своей будущей профессии.
В связи с этим весьма актуальным представляется исследование проектной деятельности в вузе культуры, поскольку роль культуры в процессе социально-экономического преобразования значительно возросла. В своем Послании Федеральному Собранию В.В. Путин утверждает следующее: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала. Предлагаю запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции… Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи, для людей всех возрастов» [1].
В современных условиях управлять проектной деятельностью означает активно дополнять развитую ранее форму управления организациями: формируется конкурентная среда социокультурного пространства, существует реальная многосубъектность в сфере культуры. Именно поэтому осуществляется поиск новых форм и методов, которые создают, сохраняют и распространяют культуру, а также самых эффективных путей для реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов. Об этом свидетельствуют повсеместная реализация социокультурных проектов и грантов в сфере культуры, отход от традиционной схемы распределения ресурсов: средства выделяются главным образом посредством конкурсов для реализации конкретных проектов.
Под проектом в сфере культуры понимают особую форму организации культурной деятельности, которая дает возможность привлечения альтернативных ресурсов, осуществления децентрализованных культурных действий, поддержания партнерства государственных структур и неправительственных предприятий. Кроме того, проект в настоящее время – это наиболее эффективная современная модель управления в сфере культуры.
Дисциплина «Основы социально-культурного проектирования» (уровень бакалавриата) направления подготовки «Социально-культурная деятельность» входит в состав базовой части и формирует следующие профессиональные компетенции:
- готовность к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы;
- способность проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения;
- способность к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных).
В рамках дисциплины активно применяются методы игрового проектирования, проводятся деловые игры, выступающие средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы, так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Деловые игры позволяют получить представление о том, как обучающийся будет вести себя в команде, кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.
Опрос студентов вуза, проведенный с целью выявления готовности выпускников к проектной деятельности и решению профессиональных задач, показал, что для 34,7% опрошенных студентов осуществление проектной деятельности в период обучения способствовало лучшему пониманию специфики будущей профессии. Более 50% опрошенных выпускников собираются работать по специальности после окончания вуза. За организацию проектов с работодателями высказались 34,3% опрошенных выпускников. Проектная деятельность в социально-культурной сфере для выпускников – участников опроса стала «значимой, позволяющей ощутить свой вклад» – 52%, «интересной, увлекательной» – 53%, «сложной, требующей дополнительных знаний» – 41% (сумма ответов более 100%, поскольку был возможен множественный выбор). Отсутствие негативных ответов в целом свидетельствует о готовности выпускников к проектной деятельности и к выполнению профессиональных задач.
Таким образом, проектно-ориентированный подход в вузе культуры, используемый на практических занятиях по курсу «Основы социально-культурного проектирования», позволяет сочетать в себе традиционные и инновационные аспекты, способствует компетентностному росту будущего работника культуры. Исследование показало готовность как студентов, так и работодателей к осуществлению совместной проектной деятельности. Более трети экспертов считают, что в ходе проектной деятельности возможно возникновение инноваций. Так, например, в качестве инноваций, полученных в ходе проектной деятельности, были отмечены экскурсионные виртуальные 3D-туры, квест-игры обучающе-ознакомительного направления на базе музеев или музейных комплексов, реализуемые для школьников среднего и старшего звена.
Итак, по результатам исследования можно сформулировать следующие выводы. Главными преимуществами проектной деятельности обучающихся в вузе являются ее исследовательский и межпредметный характер, приближенность к специфике будущей профессиональной деятельности. Именно в этом заключается сложность ее осуществления, поскольку для результативной работы над проектом требуется глубокое освоение материала различных, не смежных дисциплин. И если выполнение проекта преподавателями предполагает привлечение в группу специалиста, обладающего нужной квалификацией, то руководство студенческими проектами требует повышения уровня педагогической компетенции преподавателя и расширения предметной специализации на более глубоком уровне, чем прежде. Для повышения эффективности проектной деятельности в вузе считаем необходимым привлечение работодателей к разработке тематики проектов в качестве заказчиков или консультантов в процессе выполнения проектов (например, при прохождении практики обучающимися), что будет способствовать повышению соответствия профессионально-квалификационных характеристик выпускника современным требованиям рынка труда. В ходе проектной деятельности возможно возникновение инновационных, уникальных решений.