В настоящий момент обучение атакующим действиям в кикбоксинге представляет собой процесс передачи собственного уникального опыта тренера ученику. Уникальность опыта определяется индивидуально-типологическими, физиологическими и морфологическими особенностями личности передающего, что не всегда соответствует особенностям ученика. Вследствие этого у некоторых спортсменов, подготовленных подобным образом, наблюдаются прочно сформированные изъяны в технике атакующих действий: неправильное положение ног в подготовительной части движения; неправильное определение момента атаки и расстояния до цели; несогласованность движений ног, туловища и рук в основной части движения; потеря устойчивого положения в заключительной части движения. Перечисленные ошибки носят не случайный, а системный характер, что на последующих этапах подготовки может стать препятствием на пути совершенствования техники атакующих действий. Исследования многих авторов [1-3] позволяют сделать предположение о том, что безошибочному обучению атакующим действиям в кикбоксинге будет способствовать сопряженное развитие у обучающихся координационных способностей. В то же время научно обоснованная методика обучения атакующим действиям, предупреждение возникновения ошибок в технике атакующих действий посредством использования координационных упражнений в кикбоксинге отсутствуют.
Цель исследования: теоретическое обоснование содержания методики обучения атакующим действиям на этапе начальной подготовки в кикбоксинге с сопряженным развитием координационных способностей.
Материал и методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы и нормативных документов, анкетирование, педагогические наблюдения.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа нормативных документов, анализа учебных программ, в соответствии с которыми осуществляется процесс начальной подготовки в кикбоксинге, получены сведения о наполняемости учебных групп, возрасте обучающихся, объемах недельной, месячной, годовой тренировочной нагрузки, соотношении различных видов подготовки кикбоксеров. В таблице 1 представлены обобщенные сведения, характеризующие учебно-тренировочный процесс кикбоксеров на этапе начальной подготовки, полученные из Федерального стандарта спортивной подготовки и учебных программ детско-юношеских школ.
Таблица 1
Основные характеристики этапа начальной подготовки в кикбоксинге
Показатели этапа начальной подготовки |
Максимальные требования Федерального стандарта |
Сведения, полученные из учебных программ |
|||
НП-1 |
НП-2 |
НП-1 |
НП-2 |
||
Возраст детей для зачисления, лет |
10–11 |
11–12 |
10–11 |
11–12 |
|
Наполняемость групп, кол-во человек |
12–16 |
12–16 |
15 |
15 |
|
Кол-во часов в неделю |
6 |
9 |
6 |
8 |
|
Кол-во занятий в неделю |
3–4 |
4–5 |
3 |
4 |
|
Кол-во недель |
52 |
52 |
46 |
46 |
|
Кол-во занятий в год |
156–208 |
208–260 |
138 |
184 |
|
Объем различных видов подготовки, час |
ОФП |
156–200 |
156–200 |
144 |
184 |
СФП |
56–72 |
56–72 |
61 |
85 |
|
Техническая подготовка |
56–72 |
56–72 |
60 |
88 |
|
Теоретическая и тактическая подготовка |
9–12 |
9–12 |
11 |
11 |
|
Общее кол-во часов в году |
312 |
468 |
276 |
368 |
|
Соотношение различных видов подготовки, % |
ОФП |
50–64 |
46–60 |
52 |
50 |
СФП |
18–23 |
18–23 |
22 |
23 |
|
Техническая подготовка |
18–23 |
22–28 |
22 |
24 |
|
Теоретическая и тактическая подготовка |
3–4 |
2–3 |
4 |
3 |
Из таблицы 1 видно, что сведения, полученные в результате анализа учебных программ, несколько отличаются от максимальных требований Федерального стандарта подготовки по виду спорта кикбоксинг. Отличия возникли потому, что в детско-юношеских спортивных школах из 52 недель календарного года 46 недель являются учебно-тренировочными, 6 недель приходятся на каникулы и спортивно-оздоровительный лагерь. В связи с этим общее количество часов в году, предусмотренное в учебных программах для групп НП-1 и НП-2, в сумме меньше, чем количество часов, рекомендуемое Федеральным стандартом. На практике это приводит к повышению интенсивности процесса обучения, ухудшению качества освоения технических элементов. Начиная со второго года обучения за счет снижения объема общей физической подготовки резко возрастают объемы специальной физической и технической подготовки. Подобное чрезмерное увлечение специальной подготовкой на ранних этапах обучения в дальнейшем может привести к тому, что юные кикбоксеры будут владеть только узким кругом технических действий, не имея двигательного багажа и возможности расширения своего технического арсенала.
Результаты проведенных предварительных исследований, касающихся выявления структуры и содержания процесса обучения технике в кикбоксинге, объемов тренировочной нагрузки, средств и методов начальной технической и координационной подготовки кикбоксеров, легли в основу экспериментальной методики обучения технике атакующих действий с сопряженным развитием координационных способностей на этапе начальной подготовки. Также при разработке методики обучения атакующим действиям использованы сведения, полученные в нашем исследовании, касающиеся типовых ошибок в технике выполнения атакующих действий и наиболее значимых компонентах координационной подготовки для начинающих кикбоксеров [4].
В результате анализа учебных программ и педагогических наблюдений за процессом обучения юных кикбоксеров атакующим действиям были определены общие объемы тренировочной нагрузки по технической и координационной подготовке, время, отводимое на эти же виды подготовки в одном занятии (табл. 2). Следует отметить, что координационная подготовка должна осуществляться как средствами ОФП, так и средствами СФП.
Таблица 2
Объем технической и координационной подготовки на 1–2-м году обучения в ДЮСШ
№ п/п |
Виды подготовки |
Объем тренировочной нагрузки в год, час |
Объем тренировочной нагрузки в год, % |
Объем тренировочной нагрузки в одном занятии, мин |
Общее кол-во часов |
|||
НП-1 |
НП-2 |
НП-1 |
НП-2 |
НП-1 |
НП-2 |
|||
1. |
Техническая подготовка |
60 |
88 |
51,3 |
66,7 |
19–20 |
22 |
148 |
2. |
Координационная подготовка средствами ОФП |
40 |
30 |
34,2 |
22,7 |
13 |
7 |
70 |
3. |
Координационная подготовка средствами СФП |
17 |
14 |
14,5 |
10,6 |
5 |
3 |
31 |
4. |
Всего |
117 |
132 |
100 |
100 |
– |
– |
249 |
Экспериментальная методика обучения атакующим действиям рассчитана на два года, так как на третьем году подготовки кикбоксеры начинают выступать на соревнованиях и совершенствовать сформировавшийся у них технический арсенал. Каждый год обучения имеет два этапа (рис. 1.)
Рис. 1. Этапная структура методики обучения атакующим действиям в кикбоксинге на этапе начальной подготовки
Рис. 2. Цель и задачи обучения технике атакующих действий в кикбоксинге на этапе начальной подготовки
Исходя из структуры экспериментальной методики и основных положений обучения двигательным действиям [5] нами определены цель и задачи обучения на 1–2-м году подготовки кикбоксеров (рис. 2).
На основании ранее проведенных исследований, в результате которых была разработана классификация атакующих действий, анкетирования ведущих тренеров по кикбоксингу, нами был распределен весь учебный материал, относящийся к атакующим действиям, и определены сроки начала обучения техническим элементам и действиям в кикбоксинге на 1–2-м годах обучения (рис. 3). Также из рисунка 3 видно, что каждому из этапов (ознакомительному, базовому, углубленному, практическому) соответствует свой блок технических элементов и действий (начальные, основные и атакующие технические элементы и действия). В каждом из этих блоков имеется перечень элементов и действий [6], которым предстоит обучать юных кикбоксеров.
Рис. 3. Распределение и сроки начала обучения техническим элементам и действиям кикбоксинга по этапам на 1–2-м году обучения
Содержание учебного материала, технические элементы и действия, варианты и способы исполнения более подробно представлены в таблице 3. Также в таблице 3 указаны основные опорные точки для составления основы ориентировочных действий при обучении атакующим действиям юных кикбоксеров.
Таблица 3
Характеристика учебного материала на 1–2-м году обучения
№ п/п |
Объект изучения |
Варианты исполнения |
Способ исполнения |
Основные опорные точки |
Стойки |
||||
1. |
Фронтальная стойка |
Высокая, низкая, широкая, узкая |
Вес тела на центре опоры |
Положение стоп, таза, локтей, кулаков, головы, спины |
2. |
Левосторонняя стойка |
Высокая, низкая, длинная, короткая |
Вес тела на центре опоры, вес тела на передней ноге, вес тела на задней ноге |
|
3. |
Правосторонняя стойка |
Высокая, низкая, длинная, короткая |
||
Передвижения |
||||
4. |
Ходьба |
Обычные шаги |
Одноименные, разноименные, семенящие |
1. Положение стоп, таза, локтей, кулаков, головы, спины. 2. Направление взгляда. 3. Движения стоп, таза, локтей, кулаков, головы, спины.
|
Приставные шаги |
Одноименные, разноименные, челночные, боковые, шафл, семенящие, слитно-скользящие |
|||
Скрестные шаги |
боковые |
|||
Вышагивания |
боковые, сайд-степы |
|||
5. |
Прыжки |
Прыжки, скачки |
Челночные, подскок, отскок |
|
Атакующие действия руками |
||||
6. |
Прямой |
1. Передней, задней. 2. В голову, в туловище.
|
1. Сильный, быстрый. 2. Короткий, длинный. 3. Передавая вес тела на переднюю ногу, на заднюю ногу. 4. На месте, в движении. 5. При движении вперед, назад, в стороны. 6. Без противодействия, с противодействием противника |
1. Положение стоп, коленей, таза, локтей, кулаков, головы, спины. 2. Направление взгляда. 3. Движения стоп, коленей, таза, локтей, кулаков, головы, спины. 4. Положение и движения противника. |
7. |
Боковой |
|||
8. |
Снизу |
|||
9. |
С разворота |
|||
Атакующие действия ногами |
||||
10. |
Прямой |
1. Передней, задней. 2. В голову, в туловище, в ногу.
|
1. Сильный, быстрый. 2. На месте, в движении. 3. При движении вперед, назад, в стороны, в прыжке, с вращением. 4. Без противодействия, с противодействием противника |
1. Положение стоп, коленей, таза, локтей, кулаков, головы, спины. 2. Направление взгляд. 3. Движения стоп, таза, ног, плеч головы, спины. 4. Положение и движения противника. |
11. |
В сторону |
|||
12. |
Назад |
|||
13. |
Круговой |
|||
14. |
Обратный круговой |
|||
15. |
С разворота |
|||
16. |
Сверху вниз |
В результате педагогических наблюдений, включавших в себя структурный анализ атакующих действий, выполняемых кикбоксерами в соревновательных поединках и на учебно-тренировочных занятиях, нами выявлены особенности техники атакующих действий в кикбоксинге. Полученные знания об особенностях выполнения атакующих действий в кикбоксинге позволили нам установить координационные способности, которые следует развивать на отдельно взятом этапе обучения, при освоении конкретных элементов и действий.
При обучении кикбоксеров стойкам необходимо одновременно развивать способности к равновесию (статическую и динамическую устойчивость, балансирование), согласованию действий, а также способность сохранять и изменять позу на месте. При обучении передвижениям в боевой стойке необходимо одновременно развивать способности к равновесию (статическую и динамическую устойчивость, балансирование), согласованию действий, ориентированию в пространстве, перестроению, ритму, реагированию. Кроме этого, нужно развивать специальные координационные способности к сохранению и изменению позы при линейном смещении тела, вращении тела, изменении временных параметров движения, изменении силовых параметров движения.
При обучении дистанциям необходимо одновременно развивать способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию, оценке пространственных параметров движения, способность к ориентированию в пространстве, перестроению. Также следует давать упражнения на чувство дистанции при сохранении и изменении позы, линейном смещении тела, вращении тела, изменении временных параметров движения, изменении силовых параметров движения.
При обучении ударам руками и ногами на месте необходимо развитие способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию, оценке пространственных и силовых параметров движения, способности к согласованию, ориентированию в пространстве, произвольному мышечному расслаблению, реагированию. Из специальных способностей развивают способность к согласованию действий при ударе с сохранением и изменением позы, при вращении тела, при изменении временных и силовых параметров движения, в одноопорном и безопорном положениях.
При обучении атакам руками и ногами по противнику необходимо одновременно развивать способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию, оценке пространственных, силовых, временных параметров движения, способность к реагированию, согласованию, ориентированию в пространстве, перестроению, ритму, произвольному мышечному расслаблению, вестибулярной устойчивости. Кикбоксер должен быть способен к согласованию действий в атаке при линейном смещении тела, при вращении тела, при изменении временных и силовых параметров движения, в зависимости от пространственного положения и передвижения противника, в одноопорном и безопорном положениях.
Выводы
1. В результате анализа нормативных документов, анализа учебных программ по кикбоксингу выявлено, что в реальности из-за летнего оздоровительного лагеря и каникул уменьшается объем годовой нагрузки по технической и физической подготовке. Данное обстоятельство требует повышения эффективности методики обучения атакующим действиям кикбоксеров на 1–2-м году подготовки.
2. Перспективным направлением повышения эффективности этапа начальной подготовки является разработка методики обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей.
3. Методику обучения атакующим действиям целесообразно планировать на первый и второй годы обучения, в свою очередь каждый год обучения разделить на два этапа.
4. При обучении атакующим действиям необходимо одновременно решать задачи технической подготовки, задачи общей и специальной координационной подготовки, а также задачи контроля.
5. Обучение кикбоксеров отдельным техническим элементам и действиям предполагает развитие соответствующих каждой группе технических элементов и действий ведущих координационных способностей.