Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS OF INCREASING THE ACTIVITY OF STUDENTS' RESEARCH WORK

Bashirov A.V. 1 Khanov T.A. 1
1 Karaganda economic University of Kazpotrebsoyuz
For the improvement of the scientific-research work of students of the University need to have information about the factors(trends),which significantly affect the process.With the aim of obtaining the necessary information were conducted testing the first year students of the Karaganda economic University.Processing of test results allowed to identify trends for optimizing the organization of research work of students.The main factors improving the state of the scientific work of students are the interest in doing scientific research teachers of the University, the need to perform routine work as the basis of any socially useful activities,a full understanding of the conditions of the tasks, performance on the methods and ways of solving them. The necessity of increase of research level of majority of faculty advisors was confirmed, for successful realization of the put tasks. Providing of forming is reasonable as a factor of success of professional activity for the students of correct attitude toward the role of labour. A necessity is educed of elucidation on the examples of connection of science and practice, providing development and progress of all spheres of human activity, for an increase for the students of interest in scientific activity. It offers in concentrated.
scientific-research work of students
testing
result processing
educational technology

В настоящее время многие высшие учебные заведения сталкиваются со сложностями, связанными с вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность. Несмотря на принимаемые в этом направлении меры, большинство студентов не желают заниматься научной работой или проводят ее формально.

Ряд исследователей в качестве особенностей современного состояния высшего образования отмечают уменьшение интереса студентов к научно-исследовательской работе, а также к мероприятиям, являющимся ее составной частью [1, с. 340].

Задача повышения активности участия студентов в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) является принципиально важной составляющей функционирования любого высшего учебного заведения (вуз). В чем же причина снижения активности НИРС? Можно предположить, что фактором, определяющим активизацию НИРС вуза, является приоритетность научно-исследовательской деятельности, основанная на внутренней мотивации молодого исследователя.

Выяснение данной гипотезы возможно лишь посредством комплексного подхода к анализу изучаемого социального явления. Между тем не менее важными являются конкретные составляющие объекта исследования, которые характеризуют собой многообразные условия, определяющие конкретное социальное явление. Эти данные могут быть получены путем сбора первичной информации с использованием соответствующего инструментария.

Цель исследования: посредством получения информации о факторах (тенденциях), существенно влияющих на активность научно-исследовательской деятельности студентов, разработать рекомендации (положения) по повышению активности студентов в научно-исследовательской работе.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование респондентов, анализ и синтез полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из эффективных средств получения искомой информации является анкетирование респондентов по подготовленным анкетам с перечнем заранее составленных вопросов. По данной методике уже проводились исследования в ряде вузов СНГ с публикацией полученных результатов [2, c. 24; 3, с. 114].

Так, в частности, при проведении тестирования в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации (далее РФ)  61% опрошенных утверждают, что основной причиной отказа от участия в НИРС является нехватка времени в связи с большим объемом учебной нагрузки. Вместе с тем практически все опрошенные (93,5%) отмечают приоритетную роль НИРС через обращение к преподавателям [1, c. 341]. По мнению Н.Л. Москвичёвой, именно высокий профессионализм преподавателей зарождает интерес и желание студентов участвовать в научно-исследовательской работе [4, с. 137].

Во время вышеупомянутого тестирования выяснилось, что мотивация участия в НИРС определяется так называемым статусным фактором. Появляющиеся публикации, участие в научных проектах, объявления о достижениях важны для молодого человека прежде всего тем, что способствуют повышению его креативности, самоутверждению в студенческом коллективе [1, c. 341]. На необходимость повышения мотивации у студентов указывают К.В. Грибенщиков [5], А.С. Гордеев [6] и другие авторы [7].

По мнению О.У. Гогицаевой, П.А. Голикова и Л.Г. Жибаловой, студенты должны привлекаться к выполнению реальных научных исследований в рамках соответствующих исследовательских программ кафедр, под руководством опытных научных руководителей из преподавателей или, возможно, приглашенных специалистов [8, c. 107; 9, с. 648]. Исследовательские задачи, которые научные руководители ставят перед своими младшими коллегами, должны быть посильны для выполнения студентами в разумные сроки. Понятие НИРС при таком подходе практически аналогично НИР [10, c. 155].

На важности вопроса о привлечении студентов к выполнению совместных научных исследований с преподавателями для дальнейшего развития НИРС в университете акцентировалось внимание в научных работах О.В. Осеневой [11, с. 156] и других исследователей [12, с. 31]. Мы также разделяем данную точку зрения и считаем, что формы и методы научно-исследовательской работы и образования должны соответствовать появляющимся информационно-техническим возможностям [13, c. 134; 14, с. 155]. Такой подход поддерживают и другие авторы [15, c. 325]. В частности, А.А. Прудникова указывала, что использование современных технологий в процессе обучения и научно-исследовательской деятельности позволяет подготовить более квалифицированных специалистов [16, с. 208].

Следует также иметь в виду, что эффективность использования информационных технологий способствует процессу совершенствования информационно-коммуникационного обеспечения вуза [17, c. 61]. В последующем такой подход, на наш взгляд, будет способствовать более широкому использованию инноваций в различных сферах деятельности [18, c. 7; 19, с. 417].

Выполняя намеченную задачу, научно-исследовательской институт экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (НИИ ЭПИ КЭУК) провел собственное пилотное исследование. Лабораторией инновационных и научно-образовательных технологий было осуществлено тестирование студентов 1-го курса Карагандинского экономического университета, обучающихся на русском и казахском языках. В тестировании принимали участие студенты, обучающиеся на трех факультетах КЭУК, а именно учетно-финансовом факультете, факультете экономики и управления, а также факультете бизнеса и права.

На необходимость привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности именно на 1-м курсе в свое время указывали И.В. Фокина и ряд других авторов [20, с. 161; 21, c. 98–99].

Для получения информации по степени участия студентов в научно-исследовательской работе в Карагандинском экономическом университете было проведено анкетирование студентов 1-го курса. В тестировании принимали участие 396 студентов трех факультетов названного университета.

Для определения ценностной значимости денег студентам был задан вопрос о том, как деньги влияют на человека. В качестве основных факторов влияния денег на молодого человека были предложены: власть; независимость; возможность роста и защиты; здоровье; возможность не работать. Ответы студентов представлены на рисунке 1.

Большинство опрашиваемых респондентов связывают финансовые средства с «возможностью роста и защиты». Такой выбор, по-видимому, сложился у молодых людей с осознанием завышенной роли денег, которые принципиально влияют как на бытовые услуги, так и на профессионально-карьерный рост.

Следующими по приоритетности отмечены «власть» и «независимость». Характерно: при этом обучающиеся на казахском языке считают более приоритетным ответ «власть», а обучающиеся на русском языке – «независимость».

Настораживающим является достаточно большой процент выбора варианта ответа «по возможности  не работать».

Рис. 1. Ответы студентов о значимости денег

 

Подобный ответ обучающихся на казахском языке (10%) дается в 3 раза чаще, чем на русском (2,8%), и характеризует большую иждивенческую предрасположенность со стороны девушек. Вместе с тем больший процент ответа по проблемам со здоровьем дается  русскоязычными студентами (5,7%). На наш взгляд, это связано с тем, что часть русскоязычного населения региона в большей степени живет в городской местности и, как следствие, является менее здоровым.

Результаты анкетирования показывают,что большинство студентов 1-го курса занимались в школе научным исследованиями (70%) и хотели бы продолжать заниматься в вузе. На рисунке 2, в частности, показаны ответы о  научной активности студентов в школе и ее продолжении в университете.

Рис. 2. Ответы первокурсников  об активности научной деятельности

 

Вместе с тем в процессе учебы в вузе и при переходе на старшие курсы у большинства студентов исчезает интерес к научным исследованиям.

По этому поводу можно выдвинуть ряд предположений, в частности:

1) у студентов теряется интерес в связи с отсутствием мотивации;

2) студенты расхолаживаются  в связи с более свободным режимом обучения;

3) преподаватели вуза не заинтересованы в научных исследованиях, и это отсутствие  интереса передается студентам.

Именно интерес является основной причиной того, что студенты начинают заниматься научными исследованиями. Результаты анкетирования показывают, что для молодых людей это гораздо приоритетнее, чем материальная заинтересованность или необходимость получения профессиональных знаний после окончания вуза.

Студенты 1-го курса не представляют свою деятельность в системе образования или  проведения научных исследований. Как показало анкетирование, процент таких желающих составляет не более 6% (рис. 3).

Рис. 3. Ответы студентов по выбору направления профессиональной  деятельности

 

В перспективе студенты предпочитают государственную службу и индивидуальное предпринимательство. Обучающиеся на казахском языке (53%) выбирают государственную службу в большей степени, чем русскоязычные (35%). Это объясняется сформированным фактором полиязычия, поскольку в Республике Казахстан обучающиеся на казахском языке, как правило, одинаково хорошо владеют как казахским, так и русским языком.

Для организаторов проведения тестирования существенно важным является вопрос так называемой поведенческой предрасположенности.

Большинство первокурсников ориентированы на организационную деятельность, то есть видят себя руководителями (42% на русском и 31% на государственном языке обучения). Другим приоритетным выбором является осуществление проведения переговоров или, к примеру, организации проведения шоу.

Желающие заниматься научными исследованиями, так же как и расчетами, немногочисленны и составляют не более 10%. Такая ситуация возникла не на пустом месте и характеризует ложное представление молодого поколения о бесполезности и малоэффективности непрерывного труда, как умственного, так и физического.

В целях выявления степени внимательности был поставлен вопрос-задача о поездке в лифте. Находясь на первом этаже и поднимаясь на третий этаж, пассажир проезжает 2 этажа; другой пассажир, поднимаясь на девятый этаж, преодолевает 8 этажей. Очевидно, что, двигаясь с одинаковой скоростью, первый пассажир преодолеет расстояние в 4 раза быстрее, чем второй.

Вместе с тем без предварительного представления (визуализации) условия задачи можно дать ответ 3. Действительно, 9 делим на 3, получаем 3 (9/3=3). Именно так и поступили большинство студентов (76,3% на русском и 73,7% на казахском языке обучения).

Объяснить причину подобного ответа можно, предположив, что студенты дают формальные ответы без досконального понимания  условия задачи

Выводы

В результате проведенного исследования сформированы предложения, позволяющие, на наш взгляд, существенно повысить активность  научно-исследовательской деятельности студентов.

Сформулируем тезисно эти положения.

1. Исследования показали, что многое в вопросе активизации научно-исследовательской деятельности зависит от преподавателя, начиная от его компетенции и заканчивая заинтересованностью в проведении научных исследований. Собственный творческий пример является одним из значимых факторов повышения активности научно-исследовательской работы студентов.

2. Преподавателям рекомендуется популяризировать собственное научно-исследовательское творчество. В интересной и доступной форме преподаватель может объяснить цели и задачи своих исследований, обосновать выбор метода решения, изложить результаты и возможности их использования в научно-практической деятельности. Это является основой роста будущего специалиста, что в соответствии с проведенным исследованием служит основным фактором мотивации молодого человека в профессиональной деятельности.

3. Ведущим преподавателям при изложении лекционного материала следует давать наглядные примеры эффективного применения научно обоснованного подхода в вопросах улучшения организации производства, менеджмента, государственного управления, а также в других областях профессиональной деятельности.

4. Для изменения ситуации, связанной с концентрацией внимания и усвоения материала, преподавателям следует практиковать выделение основных опорных научных идей, а затем осуществлять экспресс-проверку по степени усвоения этих идей. Систематическое осуществление этой практики повысит способность выделять главное и будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала и привитию интереса к научным изысканиям.