Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,972

ATTITUDE OF TEACHERS TO EDUCATIONAL PROCESS IN SMALL-SCHOOL SCHOOL AND ITS ROLES IN THE SOCIUM

Sergina E.A. 1 Yanyushkina G.M. 1
1 Petrozavodsk State University,Petrozavodsk
The relation of teachers to the educational process in a small rural school, to the organization of combined lessons, the possibility of taking into account the individual educational needs of students, including gifted ones, to conduct elective training courses. Special attention is paid to the teachers ' understanding of the problems and opportunities of small schools for the implementation of new generation educational standards, planning their own professional activities. Attention is paid to the need of teachers in the methodological support of the process of formation of universal educational activities, in professional cooperation with University teachers, in the creation of professional communities. Teachers ' understanding of the social role of a small school in the conditions of the village and the social significance of their own professional activity is reflected. The results of a survey of teachers of small rural schools on the organization of the educational process, the possibility of implementing the GEF in a small school, the organization of teacher activities in the preparation and conduct of combined lessons, the interaction of participants in educational relations. Examples of socially significant projects organized by teachers of small rural schools of Karelia with students and their parents are given, the advantages of rural schools for the organization of socially significant educational work are emphasized. Conclusions about the main problems and opportunities of development of small school are drawn.
educational process in small rural school
combined education
social role of school in rural conditions

Малокомплектная школа (МКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. З.Б. Ефлова отмечает, что смена приоритетов с экономических на педагогические важна не только для того, чтобы, наконец, зафиксировать и легализовать сущностные характеристики понятия-явления «МКШ», но чтобы обозначить особую социальную культурно-историческую значимость и ценность малокомплектной школы, чтобы укрепить позиции первичных звеньев отечественной системы образования [1].

Организация образовательного процесса в сельских малокомплектных школах выдвигает специальные требования к подготовке учителя, его отношению к профессиональной деятельности. Существенным признаком занятий в сельской малокомплектной школе является малая наполняемость классов, хотя в научно-методической литературе этот фактор рассматривается и как недостаток, затрудняющий построение учебного процесса, и как причина обязательного совмещенного обучения, снижающего качество образования. Надо заметить, что совмещенное обучение является лишь одним из способов организации обучения в МКШ.

Педагоги-исследователи, ориентированные прежде всего на достижение педагогических эффектов образования в условиях малокомплектной образовательной организации, считают, что обучать, воспитывать, развивать и социализировать ребенка в малокомплектной школе можно даже лучше, чем в полнокомплектной школе [2].

Цель исследования связана с определением отношения педагогов к образовательному процессу в МКШ, ее роли в социуме.

Материалы и методы исследования

При работе в малокомплектной школе, отмечает Л.В. Байбородова, педагогу предстоит решать весьма специфичные и сложные проблемы: как организовать учебный процесс в разновозрастной группе, где ведется обучение школьников из разных классов и по разным образовательным учебным программам, как проводить занятия по нескольким предметам, не имея при этом базового образования по некоторым из них; какие выбрать формы и методы обучения и воспитания в классном коллективе, где обучаются несколько учеников; как организовать внеурочную деятельность всех детей малочисленной школы в различных объединениях и группах детей разновозрастного состава и др. [3].

В ходе проведенного нами исследования изучалось отношение учителей МКШ к организации обучения. В анкетировании участвовали более 50 учителей Республики Карелия, работающих в МКШ. Это педагоги с различным стажем работы, имеющие различный семейный статус, их объединяет то, что это учителя-женщины, живущие и работающие в небольших сельских поселениях. Анкета включала вопросы, объединенные в четыре блока: об особенностях организации образовательного процесса в МКШ; о возможностях МКШ для реализации ФГОС ОО; о содержании и формах деятельности учителя при подготовке и проведении совмещенных уроков в МКШ; о взаимодействии участников образовательных отношений в МКШ.

Суммируя ответы учителей, мы определили  такие позиции: в качестве основных особенностей образовательного процесса в МКШ педагоги выделяют малую наполняемость классов, необходимость проведения совмещенных уроков. При обработке результатов опроса педагогов было отмечено, что около 41% педагогов, ответивших на вопросы, считают совмещенное обучение вполне уместным в современной школе, 25,5% считают его малоэффективным, а 13,7% допускают совмещенное обучение лишь на отдельных уроках – для закрепления теоретических знаний и контроля учебных достижений. В качестве основы для совмещенной учебной деятельности обучающихся разного возраста, для проведения совмещенных уроков педагоги выбирают предметную область – 59%; общую тему – 39,2%; единую образовательную технологию – 29,4%. Лишь один учитель в качестве основы предложил дидактическую цель – формирование единых универсальных учебных действий (УУД). Этому есть определенное объяснение: 18% опрошенных педагогов признались, что не понимают принципов формирования УУД, 37% отметили отсутствие времени для их формирования на совмещенных уроках, 36% обвинили обучающихся в отсутствии мотивации к учению, а 9% и вовсе не ответили на вопрос о том, что мешает им в организации работы по формированию УУД. Все респонденты испытывают потребность в методическом пособии, содержащем примерные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий. В настоящее время данную проблему педагоги МКШ решают с помощью ресурсов Интернета (33%). Некоторую помощь получают они и через систему повышения квалификации (20%). Испытывая действительно острую потребность в методической поддержке, учителя МКШ Карелии организуют неформальные профессиональные сообщества, обмениваются своим опытом в социальных сетях.

По результатам опроса более 90% педагогов в качестве основного недостатка совмещенных уроков назвали методическую «монотонность», для преодоления которой они готовы использовать интерактивные методы/приемы (70,4%), индивидуальные и индивидуализированные формы (23,5%), а также учитывать образовательные потребности обучающихся при отборе содержания образования (13,7%). При этом заметим: учителя признались, что на совмещенных уроках они довольно часто организуют самостоятельную работу обучающихся с книгой (74,5%), чуть реже – групповую работу (54,7%), еще реже – учебную дискуссию (19,6%), а собственную основную функцию на уроке они определили как управление преимущественно самостоятельной учебной деятельностью обучающихся (65,5%) или организацию взаимодействия школьников (13,7%).

Работая в МКШ, где численность обучающихся не превышает иногда и 50 человек, педагоги четко понимают проблемы ограниченности выбора для школьников образовательных дисциплин, программ как общего, так и дополнительного образования (68,4%), углубленного изучения отдельных предметов (25,5%). Однако видят они и преимущества такой образовательной организации: в «маленьких» школах дети и учителя лучше знают друг друга, им легче сотрудничать (57%), они более интенсивно взаимодействуют с социумом (43,1%). Даже на совмещенных уроках в МКШ могут присутствовать не более 10–12 человек, что позволяет определять цели учебной деятельности для каждой возрастной группы обучающихся в диалоге с учителем, а также проводить глубокую комплексную рефлексию и саморефлексию  на основе критериев, утвержденных в ООП (49%).

Опыт организации совмещенных уроков отметили в своих ответах все респонденты, назвав в качестве оптимального типа такого урока комбинированный (100%) и сочетание объяснения нового материала для одной возрастной группы и закрепления результатов обучения – для другой (41%). Зная различные способы и приемы оценивания деятельности школьников, в качестве оптимального для совмещенного урока большинство педагогов считают основной оценку учителем учебной деятельности и ее результатов в отдельных возрастных группах (86,3%).

Для поддержания собственного профессионального внимания в течение совмещенного урока учителя используют ИКТ (23,5%) и технологические карты (74,5%). Несмотря на то что технологические карты составляются подробно, с указанием этапа урока и содержания деятельности учащихся и учителя, самым сложным для себя педагоги считают хронометраж учебного занятия, соблюдение временного режима (92,2%). Называют учителя МКШ и другие трудности в организации совмещенного обучения, справедливо считая, что решить их возможно лишь совместными усилиями теоретиков и практиков образования. Они ждут методические материалы по проведению совмещенных уроков (41%), учебно-методические пособия (23,5%), хотят участвовать в проблемных семинарах, конференциях (29,4%), хотят изучать опыт коллег (45,1%). При этом учителя готовы делиться своим опытом в использовании интерактивных методов обучения в разновозрастных группах (6%), организации проектной деятельности школьников (13,7%).

МКШ ищет себя в социуме, рассматривая возможности организации праздников, социальных акций (41%), реализации социально значимых проектов/исследований (13,7%), интеграции с педагогами и организациями дополнительного образования для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей и профессиональной ориентации обучающихся (19,6%). Для проведения таких мероприятий педагоги готовы взаимодействовать с родителями учеников, отводя им значимую роль в проведении школьных конференций, конкурсов, праздников и др. (70,5%).

Таким образом, глубокие познания учителями МКШ личных особенностей и условий жизни каждого ученика, огромные возможности совместной работы с семьей, а главное – практически индивидуальное обучение позволяют осуществить учебно-воспитательный процесс на высоком уровне, что влияет на организацию урочной и внеурочной деятельности школьников на селе.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе одной из наиболее востребованных форм профессионального общения педагогов МКШ стали методические семинары по организации исследовательской и проектной деятельности школьников, которые уже третий год проводят доценты кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского университета в сельских школах.  Преподаватели и студенты вуза участвуют также в организации Дней науки, выступают с докладами, проводят познавательные игры для школьников.

Изучая опыт работы учителей в малочисленных сельских школах республики Карелия, мы выявили способы реализации внеурочной деятельности. Один из них, направленный на создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, включает  создание условий для реального выбора школьниками наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; другой связан с использованием метода проектов, содержательные аспекты которых выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями школы, региональными особенностями, условиями осуществления образовательного процесса школы [4].

Интересным показался опыт организации социального проекта педагогов Пряжинской сельской школы (Республика Карелия) «Судьба человека» (И.Н. Велеславова, руководитель методического объединения школы классных руководителей школы, руководитель проекта; О.В. Новикова, заместитель директора школы). Суть проекта, стартовавшего в ноябре 2016 года, заключалась в том, чтобы максимально полно собрать истории жизни обычных пряжинцев 1920–1930-х годов рождения и запечатлеть их в интервью. Участниками инициативы стали школьники 5–11-х классов. Подключились к ним и взрослые – учителя, сотрудники библиотеки, секретарь суда и даже представитель администрации поселения, которые помогали детям общаться с героями проекта. Перед всеми участниками стояла непростая задача – рассказать о событиях тех лет через личную историю 17 жителей поселка. Именно эти рассказанные истории и легли в основу книги – продукта проектной деятельности, включавшей общение с людьми старшего поколения, к которым приходили не раз – чтобы уточнить факты, сделать фотографии, пригласить на праздничный концерт. Еще одним результатом проекта стал календарь, и каждый герой проекта получил его в подарок, увидел, что на одной из страниц есть его фотография и краткий рассказ о жизни.

Значимым для поселка Святозеро Пряжинского района Карелии представляется проект, реализуемый учениками начальных классов МКШ под руководством учителя Л.А. Маляренко: «Мой дом на карте села». Школьники не просто изучали историю своего рода, но и историю села в целом. Так пробуждались любовь к родному краю, интерес и уважение к землякам. Еще одним значимым результатом можно считать то, что родители учеников стали активными участниками образовательного проекта, ощутили личную ответственность за его качество, а дети увидели своих родителей с новой стороны. В семьях возникли отношения интеллектуального, творческого партнерства, взаимного интереса и уважения. Еще один социальный проект, реализованный учениками Ларисы Александровны, стал настоящим подарком для дошкольников села. Шесть учеников (то есть второй класс в полном составе) подготовили спектакль по сказке «Морозко» и показали его в детском саду. На премьеру пришли также родители дошкольников и второклашек. Зрители встретили представление восторженно. Результатом этого проекта можно считать не только полноценное представление сказки, но и коммуникативный опыт учеников, интерес к школе у воспитанников детского сада и их родителей. Кроме того, учитель и педагоги ДОУ узнали о работе друг друга, смогли договориться о совместных проектах.

Л.Г. Мошникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Панозерская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, организовала социальный проект «Идешь ли ты в школу, идешь ли домой», в рамках которого ученики старших классов  познакомили младших школьников с правилами дорожного движения. Детям объяснили, что нужно сделать, чтобы помочь водителям и сделать пешеходов заметными на дороге в темное время суток, что необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, или фликерами. Данные приспособления отражаются в свете фар автомашины и позволяют человеку, находящемуся за рулем, увидеть пешехода или велосипедиста в темноте. Старшеклассники изготовили такие фликеры и подарили их малышам.

Педагоги начальных классов Видлицкой школы Олонецкого района организовали для детей и их родителей праздник «Перелистывая страницы учебного года», который подвел итоги учебного труда и творчества ребят 1–4-х классов. Ребята пели песни, читали стихи, танцевали. Вместе с классными руководителями и родителями подвели итоги социального проекта «Рассада цветов своими руками» и подарили саженцы бархатцев школе для благоустройства цветника. Самые активные родители были отмечены благодарственными письмами за помощь школе и достойное воспитание детей. Ребятам, добившимся отличных и хороших успехов в учебе, вручены грамоты. Такой праздник оказался значимым как для участников образовательных отношений, так и для села в целом: дети почувствовали себя хозяевами родного села, ответственными за его благоустройство и красоту. А родители получили возможность увидеть результаты своего труда, семейного воспитания.

На развитие любви к родному краю, гордости за свою малую родину направлен проект «Неделя национальной культуры», которым руководит учитель Видлицкой школы О.П. Иванова. В рамках этого проекта для учеников старших классов и их родителей проходят занятия в Карельской горнице, мастер-классы по приготовлению калиток, праздник карельского языка, заседание клуба интересных встреч для старшеклассников с главным реставратором музея Кижи, выпускником школы А.Ю. Любимцевым и много других интересных мероприятий.

Трудно переоценить роль школы в карельском селе. Осознавая социальную миссию образовательной организации, педагоги ориентируются не только на школьников, но и на сельчан старших поколений. И это неудивительно: деятельность сельской школы всегда неразрывно связана с жизнедеятельностью села. Традиционно высокий социальный статус школы предопределяется многими факторами: экономическими, социальными, образовательными (школа – единственное образовательное заведение на селе), культурными (наличие сельской интеллигенции, культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг жизни), что было присуще сельскому образованию с самого его основания. Даже в период функционирования системы образования в строго обозначенных рамках, когда образование являлось замкнутой сферой, сельская школа сохраняла свойства открытости социуму, что отражалось в форме шефства колхоза или совхоза над школой, в форме образовательных комплексов на селе, интернатного типа обучения и т.д.

Анализ педагогических возможностей сельских школ показывает, что они имеют значительные преимущества по сравнению с городскими школами для организации образовательного процесса: компактность проживания учащихся; сотрудничество с учреждениями социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, бытового и медицинского обслуживания; органичное соединение основного и дополнительного образования (как правило, на селе нет учреждений дополнительного образования); только школа на селе сумела сохраниться как культурно-просветительное и образовательно-воспитательное учреждение, занимающееся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением. Сохранив базу и опыт работы с различными категориями на селе, сельская школа создает условия перехода к следующей ступени своего развития – социально-активной школе в условиях открытого сельского социума [5].

Сельская школа — важнейший очаг интеллектуальной, духовной и культурной жизни села. Сохранение школы в селе — иногда единственное условие сохранения самого села.

Вывод

Современная малокомплектная школа открыта социуму, ее педагоги в большинстве своем, как показало наше исследование, хотят и умеют работать, владеют актуальными технологиями, методами и средствами обучения, понимают необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей школьников, готовы к профессиональному саморазвитию. Им требуется помощь, поддержка, поэтому очень актуальным представляется взаимодействие учителей МКШ и преподавателей вуза.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ОГОН РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)», руководитель З.Б. Ефлова.