Малокомплектная школа (МКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. З.Б. Ефлова отмечает, что смена приоритетов с экономических на педагогические важна не только для того, чтобы, наконец, зафиксировать и легализовать сущностные характеристики понятия-явления «МКШ», но чтобы обозначить особую социальную культурно-историческую значимость и ценность малокомплектной школы, чтобы укрепить позиции первичных звеньев отечественной системы образования [1].
Организация образовательного процесса в сельских малокомплектных школах выдвигает специальные требования к подготовке учителя, его отношению к профессиональной деятельности. Существенным признаком занятий в сельской малокомплектной школе является малая наполняемость классов, хотя в научно-методической литературе этот фактор рассматривается и как недостаток, затрудняющий построение учебного процесса, и как причина обязательного совмещенного обучения, снижающего качество образования. Надо заметить, что совмещенное обучение является лишь одним из способов организации обучения в МКШ.
Педагоги-исследователи, ориентированные прежде всего на достижение педагогических эффектов образования в условиях малокомплектной образовательной организации, считают, что обучать, воспитывать, развивать и социализировать ребенка в малокомплектной школе можно даже лучше, чем в полнокомплектной школе [2].
Цель исследования связана с определением отношения педагогов к образовательному процессу в МКШ, ее роли в социуме.
Материалы и методы исследования
При работе в малокомплектной школе, отмечает Л.В. Байбородова, педагогу предстоит решать весьма специфичные и сложные проблемы: как организовать учебный процесс в разновозрастной группе, где ведется обучение школьников из разных классов и по разным образовательным учебным программам, как проводить занятия по нескольким предметам, не имея при этом базового образования по некоторым из них; какие выбрать формы и методы обучения и воспитания в классном коллективе, где обучаются несколько учеников; как организовать внеурочную деятельность всех детей малочисленной школы в различных объединениях и группах детей разновозрастного состава и др. [3].
В ходе проведенного нами исследования изучалось отношение учителей МКШ к организации обучения. В анкетировании участвовали более 50 учителей Республики Карелия, работающих в МКШ. Это педагоги с различным стажем работы, имеющие различный семейный статус, их объединяет то, что это учителя-женщины, живущие и работающие в небольших сельских поселениях. Анкета включала вопросы, объединенные в четыре блока: об особенностях организации образовательного процесса в МКШ; о возможностях МКШ для реализации ФГОС ОО; о содержании и формах деятельности учителя при подготовке и проведении совмещенных уроков в МКШ; о взаимодействии участников образовательных отношений в МКШ.
Суммируя ответы учителей, мы определили такие позиции: в качестве основных особенностей образовательного процесса в МКШ педагоги выделяют малую наполняемость классов, необходимость проведения совмещенных уроков. При обработке результатов опроса педагогов было отмечено, что около 41% педагогов, ответивших на вопросы, считают совмещенное обучение вполне уместным в современной школе, 25,5% считают его малоэффективным, а 13,7% допускают совмещенное обучение лишь на отдельных уроках – для закрепления теоретических знаний и контроля учебных достижений. В качестве основы для совмещенной учебной деятельности обучающихся разного возраста, для проведения совмещенных уроков педагоги выбирают предметную область – 59%; общую тему – 39,2%; единую образовательную технологию – 29,4%. Лишь один учитель в качестве основы предложил дидактическую цель – формирование единых универсальных учебных действий (УУД). Этому есть определенное объяснение: 18% опрошенных педагогов признались, что не понимают принципов формирования УУД, 37% отметили отсутствие времени для их формирования на совмещенных уроках, 36% обвинили обучающихся в отсутствии мотивации к учению, а 9% и вовсе не ответили на вопрос о том, что мешает им в организации работы по формированию УУД. Все респонденты испытывают потребность в методическом пособии, содержащем примерные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий. В настоящее время данную проблему педагоги МКШ решают с помощью ресурсов Интернета (33%). Некоторую помощь получают они и через систему повышения квалификации (20%). Испытывая действительно острую потребность в методической поддержке, учителя МКШ Карелии организуют неформальные профессиональные сообщества, обмениваются своим опытом в социальных сетях.
По результатам опроса более 90% педагогов в качестве основного недостатка совмещенных уроков назвали методическую «монотонность», для преодоления которой они готовы использовать интерактивные методы/приемы (70,4%), индивидуальные и индивидуализированные формы (23,5%), а также учитывать образовательные потребности обучающихся при отборе содержания образования (13,7%). При этом заметим: учителя признались, что на совмещенных уроках они довольно часто организуют самостоятельную работу обучающихся с книгой (74,5%), чуть реже – групповую работу (54,7%), еще реже – учебную дискуссию (19,6%), а собственную основную функцию на уроке они определили как управление преимущественно самостоятельной учебной деятельностью обучающихся (65,5%) или организацию взаимодействия школьников (13,7%).
Работая в МКШ, где численность обучающихся не превышает иногда и 50 человек, педагоги четко понимают проблемы ограниченности выбора для школьников образовательных дисциплин, программ как общего, так и дополнительного образования (68,4%), углубленного изучения отдельных предметов (25,5%). Однако видят они и преимущества такой образовательной организации: в «маленьких» школах дети и учителя лучше знают друг друга, им легче сотрудничать (57%), они более интенсивно взаимодействуют с социумом (43,1%). Даже на совмещенных уроках в МКШ могут присутствовать не более 10–12 человек, что позволяет определять цели учебной деятельности для каждой возрастной группы обучающихся в диалоге с учителем, а также проводить глубокую комплексную рефлексию и саморефлексию на основе критериев, утвержденных в ООП (49%).
Опыт организации совмещенных уроков отметили в своих ответах все респонденты, назвав в качестве оптимального типа такого урока комбинированный (100%) и сочетание объяснения нового материала для одной возрастной группы и закрепления результатов обучения – для другой (41%). Зная различные способы и приемы оценивания деятельности школьников, в качестве оптимального для совмещенного урока большинство педагогов считают основной оценку учителем учебной деятельности и ее результатов в отдельных возрастных группах (86,3%).
Для поддержания собственного профессионального внимания в течение совмещенного урока учителя используют ИКТ (23,5%) и технологические карты (74,5%). Несмотря на то что технологические карты составляются подробно, с указанием этапа урока и содержания деятельности учащихся и учителя, самым сложным для себя педагоги считают хронометраж учебного занятия, соблюдение временного режима (92,2%). Называют учителя МКШ и другие трудности в организации совмещенного обучения, справедливо считая, что решить их возможно лишь совместными усилиями теоретиков и практиков образования. Они ждут методические материалы по проведению совмещенных уроков (41%), учебно-методические пособия (23,5%), хотят участвовать в проблемных семинарах, конференциях (29,4%), хотят изучать опыт коллег (45,1%). При этом учителя готовы делиться своим опытом в использовании интерактивных методов обучения в разновозрастных группах (6%), организации проектной деятельности школьников (13,7%).
МКШ ищет себя в социуме, рассматривая возможности организации праздников, социальных акций (41%), реализации социально значимых проектов/исследований (13,7%), интеграции с педагогами и организациями дополнительного образования для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей и профессиональной ориентации обучающихся (19,6%). Для проведения таких мероприятий педагоги готовы взаимодействовать с родителями учеников, отводя им значимую роль в проведении школьных конференций, конкурсов, праздников и др. (70,5%).
Таким образом, глубокие познания учителями МКШ личных особенностей и условий жизни каждого ученика, огромные возможности совместной работы с семьей, а главное – практически индивидуальное обучение позволяют осуществить учебно-воспитательный процесс на высоком уровне, что влияет на организацию урочной и внеурочной деятельности школьников на селе.
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе одной из наиболее востребованных форм профессионального общения педагогов МКШ стали методические семинары по организации исследовательской и проектной деятельности школьников, которые уже третий год проводят доценты кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского университета в сельских школах. Преподаватели и студенты вуза участвуют также в организации Дней науки, выступают с докладами, проводят познавательные игры для школьников.
Изучая опыт работы учителей в малочисленных сельских школах республики Карелия, мы выявили способы реализации внеурочной деятельности. Один из них, направленный на создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, включает создание условий для реального выбора школьниками наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; другой связан с использованием метода проектов, содержательные аспекты которых выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями школы, региональными особенностями, условиями осуществления образовательного процесса школы [4].
Интересным показался опыт организации социального проекта педагогов Пряжинской сельской школы (Республика Карелия) «Судьба человека» (И.Н. Велеславова, руководитель методического объединения школы классных руководителей школы, руководитель проекта; О.В. Новикова, заместитель директора школы). Суть проекта, стартовавшего в ноябре 2016 года, заключалась в том, чтобы максимально полно собрать истории жизни обычных пряжинцев 1920–1930-х годов рождения и запечатлеть их в интервью. Участниками инициативы стали школьники 5–11-х классов. Подключились к ним и взрослые – учителя, сотрудники библиотеки, секретарь суда и даже представитель администрации поселения, которые помогали детям общаться с героями проекта. Перед всеми участниками стояла непростая задача – рассказать о событиях тех лет через личную историю 17 жителей поселка. Именно эти рассказанные истории и легли в основу книги – продукта проектной деятельности, включавшей общение с людьми старшего поколения, к которым приходили не раз – чтобы уточнить факты, сделать фотографии, пригласить на праздничный концерт. Еще одним результатом проекта стал календарь, и каждый герой проекта получил его в подарок, увидел, что на одной из страниц есть его фотография и краткий рассказ о жизни.
Значимым для поселка Святозеро Пряжинского района Карелии представляется проект, реализуемый учениками начальных классов МКШ под руководством учителя Л.А. Маляренко: «Мой дом на карте села». Школьники не просто изучали историю своего рода, но и историю села в целом. Так пробуждались любовь к родному краю, интерес и уважение к землякам. Еще одним значимым результатом можно считать то, что родители учеников стали активными участниками образовательного проекта, ощутили личную ответственность за его качество, а дети увидели своих родителей с новой стороны. В семьях возникли отношения интеллектуального, творческого партнерства, взаимного интереса и уважения. Еще один социальный проект, реализованный учениками Ларисы Александровны, стал настоящим подарком для дошкольников села. Шесть учеников (то есть второй класс в полном составе) подготовили спектакль по сказке «Морозко» и показали его в детском саду. На премьеру пришли также родители дошкольников и второклашек. Зрители встретили представление восторженно. Результатом этого проекта можно считать не только полноценное представление сказки, но и коммуникативный опыт учеников, интерес к школе у воспитанников детского сада и их родителей. Кроме того, учитель и педагоги ДОУ узнали о работе друг друга, смогли договориться о совместных проектах.
Л.Г. Мошникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Панозерская основная общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, организовала социальный проект «Идешь ли ты в школу, идешь ли домой», в рамках которого ученики старших классов познакомили младших школьников с правилами дорожного движения. Детям объяснили, что нужно сделать, чтобы помочь водителям и сделать пешеходов заметными на дороге в темное время суток, что необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, или фликерами. Данные приспособления отражаются в свете фар автомашины и позволяют человеку, находящемуся за рулем, увидеть пешехода или велосипедиста в темноте. Старшеклассники изготовили такие фликеры и подарили их малышам.
Педагоги начальных классов Видлицкой школы Олонецкого района организовали для детей и их родителей праздник «Перелистывая страницы учебного года», который подвел итоги учебного труда и творчества ребят 1–4-х классов. Ребята пели песни, читали стихи, танцевали. Вместе с классными руководителями и родителями подвели итоги социального проекта «Рассада цветов своими руками» и подарили саженцы бархатцев школе для благоустройства цветника. Самые активные родители были отмечены благодарственными письмами за помощь школе и достойное воспитание детей. Ребятам, добившимся отличных и хороших успехов в учебе, вручены грамоты. Такой праздник оказался значимым как для участников образовательных отношений, так и для села в целом: дети почувствовали себя хозяевами родного села, ответственными за его благоустройство и красоту. А родители получили возможность увидеть результаты своего труда, семейного воспитания.
На развитие любви к родному краю, гордости за свою малую родину направлен проект «Неделя национальной культуры», которым руководит учитель Видлицкой школы О.П. Иванова. В рамках этого проекта для учеников старших классов и их родителей проходят занятия в Карельской горнице, мастер-классы по приготовлению калиток, праздник карельского языка, заседание клуба интересных встреч для старшеклассников с главным реставратором музея Кижи, выпускником школы А.Ю. Любимцевым и много других интересных мероприятий.
Трудно переоценить роль школы в карельском селе. Осознавая социальную миссию образовательной организации, педагоги ориентируются не только на школьников, но и на сельчан старших поколений. И это неудивительно: деятельность сельской школы всегда неразрывно связана с жизнедеятельностью села. Традиционно высокий социальный статус школы предопределяется многими факторами: экономическими, социальными, образовательными (школа – единственное образовательное заведение на селе), культурными (наличие сельской интеллигенции, культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг жизни), что было присуще сельскому образованию с самого его основания. Даже в период функционирования системы образования в строго обозначенных рамках, когда образование являлось замкнутой сферой, сельская школа сохраняла свойства открытости социуму, что отражалось в форме шефства колхоза или совхоза над школой, в форме образовательных комплексов на селе, интернатного типа обучения и т.д.
Анализ педагогических возможностей сельских школ показывает, что они имеют значительные преимущества по сравнению с городскими школами для организации образовательного процесса: компактность проживания учащихся; сотрудничество с учреждениями социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, бытового и медицинского обслуживания; органичное соединение основного и дополнительного образования (как правило, на селе нет учреждений дополнительного образования); только школа на селе сумела сохраниться как культурно-просветительное и образовательно-воспитательное учреждение, занимающееся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением. Сохранив базу и опыт работы с различными категориями на селе, сельская школа создает условия перехода к следующей ступени своего развития – социально-активной школе в условиях открытого сельского социума [5].
Сельская школа — важнейший очаг интеллектуальной, духовной и культурной жизни села. Сохранение школы в селе — иногда единственное условие сохранения самого села.
Вывод
Современная малокомплектная школа открыта социуму, ее педагоги в большинстве своем, как показало наше исследование, хотят и умеют работать, владеют актуальными технологиями, методами и средствами обучения, понимают необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей школьников, готовы к профессиональному саморазвитию. Им требуется помощь, поддержка, поэтому очень актуальным представляется взаимодействие учителей МКШ и преподавателей вуза.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ОГОН РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)», руководитель З.Б. Ефлова.