В течение десяти лет на базе образовательного комплекса «Школа 1547» осуществлялись мероприятия практики выбора профиля последующего обучения учащихся седьмых классов по направлениям: социально-экономическое, химико-биологическое, физико-математическое, информационно-компьютерных технологий. Мероприятия практики прошли свыше семи тысяч учеников. Анализ результатов проведенных мероприятий показал высокий образовательный потенциал подростков, на базе чего в 2016–1208 гг. была разработана методика повышения уровня информационной грамотности (компетенции работы и создания информационного контента) подростков, целью которой стало создание условий овладения учащимися базовыми компетенциями работы с информацией. Конечным продуктом практики становился электронный ресурс (сайт) с размещенным на нем информационным контентом, раскрывающим утвержденную, самостоятельно выбранную учащимся тему. При этом практикант определял ее актуальность, готовил план работы, проводил социальные опросы, собирал и обрабатывал фото-, видео-, аудиоматериалы, направленные на раскрытие темы. В случае низкой актуализации темы инициатива ученика сохраняется посредством выявления запросов на основе его увлечений и интересов. Дополнительным стимулом являлась интеграция выбранных тем с городскими конкурсами и олимпиадами.
Цель исследования. Анализ эффективности применения информационных образовательных технологий в проектной деятельности для повышения уровня информационной грамотности подростков. Для этого формируются условия образовательной деятельности, при которых обучающиеся получают навыки работы с информационным контентом (поиск, проверка, обработка, анализ, создание, распространение). Для повышения уровня образовательного потенциала и саморазвития личности предполагается создание условий выбора образовательной траектории в процессе прохождения компьютерной грамотности и основ программирования, что является определяющим условием педагогической среды использования информационно-коммуникативных технологий и средств мультимедиа, в которой происходит осознанный выбор учеником области реализации своего потенциала в практической сфере. Это позволяет реализовать задачу педагогического сопровождения – научить личность самостоятельно преодолевать трудности процесса обучения, что формируется в следующих компетенциях знаний, умений и навыков. Так, учащийся, успешно прошедший учебно-практическую стажировку, должен:
знать: основные источники и методы получения информации; базовые методики подготовки медиатекстов новостного характера; иметь представление о технологиях медиапроизводства;
уметь: находить информационные поводы для публикаций, актуальные темы; осуществлять поиск и проверку источников информации, используя различные методы (интервью, наблюдение, интернет-ресурсы, работу с документами); создавать информационный контент в электронном формате;
владеть: основными методами сбора информации и ее проверки.
Материалы и методы. Мероприятия практики направлены на целевую аудиторию подростков пубертатного периода (12–15 лет). В этом возрасте ребенок занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, происходят качественные изменения в области физического и психического развития, изменяется социальная ситуация. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Вследствие этого сменяется ведущая деятельность ребенка [1]. Учеба, хотя и остается значимой, поскольку подросток продолжает обучение в школе, но отступает на второй план, так как возникает настойчивое стремление к признанию своей личности взрослыми и сверстниками при отсутствии действительной возможности самоутверждения [2]. Д.Б. Эльконин полагал, что в этот период развивается интимно-личностное общение подростков в самостоятельную сферу жизни, в которой начинает удовлетворяться потребность поиска своего места в обществе. Личная значимость подростка в этот период становится движущей силой его устремлений, в которых рождаются первые осознанные попытки выбора занятий и интересов [3]. В этом случае организация и построение образовательной деятельности, основанной на приобретении подростками навыков технического совершенствования, связанного с личностным ростом, повысят актуальность и перспективность обучения [4]. На основе актуализации обучения и принципах конвергентного образования [5] были определены задачи практики:
– совершенствование полученных учеником теоретических знаний по методам сбора информации;
– приобретение навыков самостоятельной подготовки интернет-контента;
– отработка технологий оформления и распространения информации.
Учебно-практическая стажировка состояла из теоретической и практической частей. Теоретическая часть (6 учебных часов) – занятия лекционной формы, выбор и постановка проблемы, разработка и поиск путей ее информационного освещения, технические основы распространения информации в электронной среде. Практическая часть — отработка приобретенных знаний, умений и навыков в работе с информацией, создание информационного контента: определение информационного повода, обоснование его актуальности, создание плана мультимедийной ленты (лонгрида) и ее верстка на платформе Tilda.
Содержание мультимедийной ленты:
тексты (1500–2500 тысяч знаков); фоторепортаж – 5–7 фотографий; аудиоинтервью – хронометраж от 1 до 3 минут; инфографика – на основе опросов и их анализа; видеорепортаж до 3 минут.
Для взаимодействия с практикантами была выбрана интерактивная среда социальной сети «ВКонтакте» как самой популярной соцсети данной возрастной аудитории [6], создана группа «Энергия медиа» в которой собраны обучающий материал, уроки, пособия, литература, находилась онлайн-ведомость текущей успеваемости учеников, публиковались объявления и доводилась общая информация. В группе состояли 122 участника из 136 учащихся седьмых классов. Электронная почта использовалась как альтернативный канал дистанционной работы с практикантами. В сравнении с непосредственным общением данная среда взаимодействия предоставляла ряд преимуществ во времени, то есть возможность продумать ответ и подобрать оптимальное решение, однако возникали сложные технические ситуации, которые требовали непосредственного присутствия [7]. Наблюдались сложности технического освоения конструктора сайтов, монтажной программы, размещения материалов на видеохостингах после просчета видео. Работа над устранением неисправностей проводилась учеником самостоятельно. В случаях, когда ученик не справлялся с возникшим затруднением, он обращался за помощью в назначенный день. На личную консультацию были отведены два часа в учебной неделе. Работы предполагалось сдавать и защищать дистанционно, чтобы не отвлекать учащихся от учебного процесса и устоявшегося распорядка дня.
Результаты исследования. Анализ эффективности использования систем мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в педагогической среде требует акцента не на оценке конечного результата, а на условиях реализации процесса обучения в целом, что дает возможность отобразить динамику учебной деятельности [8]. В первичном анализе собранных материалов практики информационной грамотности ставилась задача выявить степень самостоятельности учеников в проектной деятельности, осуществляемой с использованием систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий. В качестве критериев эффективности были приняты успешность выполнения заданий и сдача работ в установленные сроки. Реализация зачетного задания состояла из трех этапов: первый этап – два месяца (с 14 декабря по 14 февраля), второй этап – с 14 февраля по 31 марта, третий этап задействовал каникулярное время учеников в случае невыполнения задания практики.
На вводной лекции (2 учебных часа) учащимся седьмых классов было доведено задание практики информационной грамотности. Наблюдения и выборочный опрос продемонстрировали низкую заинтересованность большинства учеников и отсутствие понимания в возможности успешного выполнения задания, притом что основные моменты были наглядно разобраны и продемонстрированы. Поэтому на первом этапе от обучаемых требовалось выбрать тему работы, определить проблему, проанализировать состояние ее изученности на данный момент, выделить возможности решения заявленной проблемы, написать структурный план мультимедийной ленты и утвердить его у руководителя, используя социальную сеть или электронную почту. В целях избегания материальных вложений были использованы имеющиеся практически у каждого ребенка электронные средства личной связи со встроенными аудио- и видеозаписывающими функциями, что дало возможность осуществить обучение проектной деятельности с использованием имеющихся технических средств без денежных затрат.
Однако новая сфера деятельности и объем требований прохождения практики вызвали у учеников неуверенность в успешной подготовке проекта. Активную заинтересованность материалом проявили приблизительно 22–25% учащихся на первой лекции, 60–65% выразили неуверенность в освоении программы практики, 18% – равнодушие, о чем можно было судить по низкой концентрации внимания на предмете лекции.
Работа над проектами проходила в несколько этапов.
1-й этап: утверждение темы, проблемы и плана – заключался в обосновании учеником актуальности выбранной темы, описании проблемы, которой посвящена выбранная тема, и плана работы над проектом.
Механизм утверждения темы заключался в описании учеником плана работы и обосновании актуальности проблемы, заключенной в теме. Интерактивная среда общения посредством информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, предоставляла возможность продумать ученику ответ или заблаговременно подобрать оптимальное решение, с другой – сложные технические ситуации (ошибки в публикации сайта, верстке мультимедийной ленты, адаптация под разные типы экрана и т.д.) требовали непосредственного присутствия.
Темы, выбранные подростками, лежали в следующих сферах: информационные технологии, медицина, спорт, образование, бренды, питание, экология, экономика, культура, зоология, производство и промышленность, военная подготовка.
Опрос показал, что ученикам сложно включиться в новый вид деятельности: сверстать сайт, записать аудиорепортаж, снять и смонтировать видеорепортаж – общее состояние практикантов можно охарактеризовать как растерянность. Практика изначально носила индивидуальный характер, однако проявление инициативы командной работы не возбранялось, но требовало обоснования и распределения ролей между учениками. Из пяти попыток командной работы устоялись 2 команды по два человека и одна команда, сформированная выборочно для освещения мероприятия «Школы Новых Технологий» «3D БУМ». Исходя из этого можно заключить, что в условиях решения новых задач, когда роли участников в коллективной работе неизвестны, подростки отказываются от взаимодействия со сверстниками. Однако анализ выполнения работ показал, что взаимодействие между учениками складывалось на основе полученных прежде компетенций. Так, ученики, прошедшие базовый курс журналистики для детей, учувствовали в проектах своих товарищей. Активность на 1-м этапе наблюдалась в его начале у учеников с высокой степенью ответственности и перед окончанием этапа у подавляющего числа учеников, что было вызвано необходимостью закрытия задолженности в отчетном периоде. Надо отметить, что между 1-м и 2-м этапами проектной деятельности отсутствовала четкая временная и отчетная граница, вызванная спецификой выполнения задания: тема – проблема – план работы – черновая структура проекта. За период с 14 декабря по 14 февраля темы утвердили 68% учащихся. К окончанию 1-го этапа был проведен промежуточный зачет по итогом проделанной работы. Практиканты предоставляли черновой материал мультимедийной ленты.
2-й этап: демонстрация чернового варианта мультимедийной ленты, работа над ошибками, групповые занятия с практикантами с разбором и разъяснением типовых ошибок по проектам, которые проявлялись в сложности верстки, адаптации под экраны с разным техническим разрешением, структуре видеорепортажа, оформлении аудиоинтервью. Этап отмечен более активным включением в проектную работу практики, что связано с промежуточным зачетом на 2-м этапе, представляющим собой демонстрацию чернового материала. На этом этапе выразилась позиция учеников относительно проектной деятельности и проявлялась вовлеченность родителей, появились вопросы целесообразности проведения данной работы. Отмечались активное содействие родителей, их участие в дистанционной переписке от имени детей, критическое отношение родителей к публичному выступлению ребенка. По наблюдению, проявление критического отношения подростков к проектной работе имеет причину:
– в смещении приоритетов от полученных знаний, умений и навыков к номинальной оценке;
– в низкой способности родителей помочь детям выполнить практическое задание;
– в болезненной опеке ребенка;
– в слаборазвитой коммуникабельности детей.
В случаях критического отношения родителей к практической деятельности у ребенка возникает внутреннее обоснование считать задание сложным для освоения. При поддержке и одобрении родителей, настаивающих на самостоятельном освоении ребенком задания, ученик гораздо эффективнее использует новые пути обработки информации. Таким образом, для повышения качества обучения необходимо подробное доведение цели и задач проектной деятельности в области информационной грамотности до родителей на школьных собраниях, чтобы создать условия психологической поддержки ученика.
3-й этап: представление готового проекта сайта в форме сверстанной мультимедийной ленты.
По итогам реализации практики информационной грамотности можно сделать следующие выводы:
– изначально активную заинтересованность заданием проявили приблизительно 22–25% учащихся;
– выразили неуверенность в освоении программы практики 60–65% учащихся;
– равнодушие (о чем можно было судить по низкой концентрации внимания на предмете лекции) выразили 18% учащихся;
– утвердили актуальность темы и представили план в срок 45% учащихся;
– успешно прошли предварительную защиту проектов 84% учащихся;
– активность в группе социальной сети отмечена у 94% учащихся;
– пик активности отмечался за 3 дня до окончания срока приема работ;
– количество сообщений удаленного взаимодействия и консультаций – 1476.
Порядок успеваемости:
– изначально установленный срок – 0,75% практикантов;
– успешное освоение программы практики информационной грамотности в дополнительно отведенное время прошли 66,2% учащихся.
Выводы и заключения. Работы, выполненные в объеме практики информационной грамотности, стали победителями многоэтапного конкурса «IT-репортер», на материалах работ учениками были подготовлены и опубликованы статьи в периодических журналах.
Программа практики информационной грамотности расширяла курс школьной программы, существенно ее дополняя и создавая возможности использования полученных учеником знаний, умений и навыков в процессе школьного обучения и жизненного опыта. В условиях ограниченного объема учебных часов основное сопровождение учащихся осуществлялось дистанционно, что накладывало на преподавателя дополнительную нагрузку в условиях работы с курсом. В реализации программы возникали следующие сложности: понимание технологии реализации проектной деятельности учениками, коммуникативные сложности подросткового периода (боязнь контакта с руководителем), низкий приоритет выполнения задания (так как успеваемость не входила в общую отчетность). Однако по реализации задания практики в социальной сфере развития ученик приобретает чувство удовлетворения, самоуважение, опыт самопрезентации, самоорганизации, самодисциплины, выступления на публике, новые социальные контакты, формируются коммуникативные умения. В культурно-предметной сфере развития ученик расширяет навык работы с всевозможными источниками информации, овладевает различными способами организации рефлексии. Подросток понимает значимость своих предметных умений, своего индивидуального бытия, знает, где их реализовать в своей будущей профессиональной деятельности.
В антропологической сфере развития ученик приобретает внутреннюю уверенность, личностное развитие, находит зону дальнейшего развития, индивидуальные смыслы.