Одним из проявлений гуманитаризации современного общества является инклюзивное образование, которое призвано обеспечить равный доступ к образованию для лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Впервые понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», широко используемое в педагогике, дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29 декабря 2012 г., и трактуется как «…люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды» [2].
Составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации является физическая реабилитация – естественное, доступное, малозатратное и эффективное средство восстановления здоровья. Под физической реабилитацией понимается система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов [3].
В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) на разных профилях бакалавриата обучаются 11 студентов-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нервной системы, органа зрения, кожи. Лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в вузе, более 50.
Организация, материалы и методы исследования. Исследование основано на врачебном клиническом отборе нозологических единиц для формирования групп реабилитации. Применены методы антропо- и физиометрии, тестирования физических качеств и диагностики физической работоспособности, анкетирования, определения реабилитационного потенциала и эффективности реабилитационных программ. Подбор методов медицинской реабилитации и физических упражнений основан на научных принципах отбора медико-биологических и физкультурно-педагогических средств и методов адаптивной физической реабилитации.
Материально-техническая база института, включающая спортивные залы факультетов, современное диагностическое и реабилитационное оборудование научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни (НПЦ «ФК и ЗОЖ»), спортивного комплекса (стадиона) «Олимпийский» (СК «Олимпийский»), спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-вуз» (СОЦ «Фитнес-вуз») с тренажерной базой, спортивных залов факультетов, медицинское оборудование санатория-профилактория объединены одной целью – оздоровления и реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в МГПИ [4]. Таким образом, комплексом мер адаптивной физической реабилитации в институте являются адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, оздоровительно-реабилитационная направленность медицинской составляющей и адаптивная физическая активность самих реабилитантов.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Физическая реабилитация носит лечебно-педагогический характер, так как применение физических упражнений и элементов спорта, в том числе с коррекционной направленностью, является образовательным процессом. Правильнее говорить о медицинской (лечебно-восстановительной) тренировке, при реализации которой соблюдаются физиологически обоснованные психолого-педагогические принципы тренировки: индивидуальный подход к реабилитанту; учет мотивации, активности студентов при выполнении физических упражнений и работе на тренажерах; постепенность повышения физических нагрузок; систематичность (регулярность), системность воздействия и адекватность физиологическим возможностям.
Качество физической реабилитации (медицинской тренировки) зависит от того, насколько реабилитолог владеет педагогическими знаниями, мастерством ведения тренировки, умением дозировать физическую нагрузку и осуществлять контроль за эффективностью реабилитационного процесса. Основополагающим является знание сущности патологических процессов, ведущих и определяющих дефицитарность функций при заболевании. Уникальность института как реабилитационной базы состоит в том, что все виды деятельности, реализуемые в вузе, осуществляются научно-педагогическими работниками института. Преподаватели вуза, от ассистента до профессора, совмещают преподавательскую деятельность с практической работой в структурных подразделениях учебной (научно-практические центры, лаборатории), спортивной (спортивные залы, фитнес-центр, стадион) и медицинской (санаторий-профилакторий) направленности. Реализуются основные принципы реабилитации «советской медицины» – непрерывность и этапность реабилитации, причем без отрыва от учебы и в процессе учебы. В институте созданы уникальные условия непрерывной адаптивной физической реабилитации: санаторий-профилакторий – НПЦ «ФК и ЗОЖ» – спортивные залы института – СОЦ «Фитнес-вуз» – СК «Олимпийский».
Лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для проведения оздоровительно-реабилитационной работы среди студентов, аспирантов и сотрудников вуза, на протяжении многих лет является санаторий-профилакторий с его лечебной и реабилитационной базой. Работа санатория-профилактория организована по непрерывному графику с количеством заездов – 11 смен в год с 21-дневным оздоровлением. Профили оздоравливающихся студентов формируются по нозологическому принципу: заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем, заболевания органа зрения, нарушения обмена веществ.
В настоящее время МГПИ осуществляет обучение на 8 факультетах: иностранных языков, истории и права, педагогического и художественного образования, психологии и дефектологии, физической культуры, физико-математическом, филологическом, среднего профессионального образования. Наиболее часто встречающейся патологией по обращаемости (данные санаторно-курортных карт) и выявляемости при врачебном осмотре является патология опорно-двигательного аппарата (ОДА). Клинически патология ОДА выявляется у 85% студентов, направляемых для оздоровления в санаторий-профилакторий. Более 92% студентов имеют различные виды нарушения осанки, в 23% случаев в сочетании со сколиозом различной степени (клинически выявленной, инструментально подтвержденной). Наиболее частой патологией опорно-двигательного аппарата у студентов является остеохондроз шейного отдела позвоночника, часто сопровождаемый болевым и мышечно-тоническим синдромами. Наблюдается прямая связь частоты встречаемой патологии с видом учебной нагрузки, приводящей к длительному мышечному перенапряжению (статические нагрузки на шейный отдел позвоночника) у будущих педагогов, обучающихся на факультете педагогического и художественного образования: музыкантов, физиков, математиков, филологов.
Самым «здоровым» факультетом является факультет физической культуры, причем студенты 1-го курса имеют лучшее качество здоровья, чем выпускники: к 4-му курсу увеличивается частота выявляемости нарушений осанки, сколиоза и остеохондроза, связанная с особенностью учебной нагрузки, видом спорта (динамическое напряжение, спортивные травмы) и отсутствием оптимальных схем постнагрузочного восстановления.
Наблюдения за состоянием здоровья студентов в течение 2016–2017 учебного года в качестве врача-терапевта санатория-профилактория МГПИ позволяют сделать вывод о том, что ухудшение здоровья молодого поколения непосредственно связано с отсутствием валеологической направленности современного образования на всех уровнях подготовки: от школьного до вузовского. Хроническая заболеваемость студентов представлена не только патологией опорно-двигательного аппарата, но и болезнями глаз (миопия, астенопия), болезнями органов пищеварения (гастриты, холециститы), заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония), нарушением обмена веществ (ожирение). Особую озабоченность вызывают ранние нарушения минерального обмена (камнеобразование в желчном пузыре и почках), формирующиеся ранние остеохондрозы у обучающихся в 17–18 лет (в основном шейного отдела), чему способствуют нарушения осанки и статические нагрузки (работа за компьютером, музыкальным инструментом). Является очевидным, что специфика заболеваемости студентов напрямую связана с социальными факторами, среди которых ведущее место занимают несформированная культура здоровья, образ жизни, гипокинезия, несоблюдение здоровьесберегающих и отсутствие здоровьеформирующих технологий в высшей школе. Основная направленность здоровьеформирующих технологий в вузе должна состоять в получении в процессе обучения прогрессивных знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни с целью не столько сохранения, сколько повышения жизненного потенциала обучающегося, его «адаптивности» к факторам окружающей, в том числе социальной, среды [5].
Для каждой нозологической группы нуждающихся в реабилитации студентов разработана оздоровительно-реабилитационная программа. Самой востребованной (по количеству нуждающихся в реабилитации) и апробированной является оздоровительно-реабилитационная программа для больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, разработанная для студентов с детскими церебральными параличами, сколиозами, остеохондрозами и другими заболеваниями нервно-мышечного аппарата, костей и суставов. При разработке программы, определении оптимальных по виду, объему и интенсивности физических нагрузок, оценке эффективности занятий для определенной категории реабилитируемых высчитывался реабилитационный потенциал (РП). Объем исследования включал определение антропо- и физиометрических параметров, спирометрию, определение характера двигательных нарушений, степени ограничения двигательных функций, оценку функциональных резервов и общей физической работоспособности, прогноз восстановления нарушенных функций.
Студенты с инвалидностью проходили реабилитацию с учетом рекомендаций ИПРА – индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении группы инвалидности. Реализация ИПРА для инвалида носит рекомендательный характер, однако для исполнения организациями, в которых обучается инвалид, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, является обязательной [6].
Реабилитационная программа для студентов с ОВЗ и инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата на базе санатория-профилактория включает комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий восстановительного характера: это лечебная физическая культура (ЛФК), физиотерапевтические процедуры (электролечение, магнитотерапия, лазеротерапия, светолечение, ультразвук), гидромассаж, ручной массаж. Комплексность адаптивной физической реабилитации дополняется восстановлением психоэмоциональной устойчивости с акцентом на социальную адаптацию реабилитантов в кабинете психологической разгрузки (проведение психотренингов, психотерапии). По показаниям реабилитантам назначались препараты метаболического типа: витамины (компливит, пентовит, аевит), рибоксин, препараты с патогенетическим механизмом действия (сирдалуд, нейромедин), нестероидные противовоспалительные препараты.
Большое значение в реабилитации имеет систематичность проведения медицинской тренировки, реализуемой на факультетах. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дисциплины по физической культуре и спорту в институте реализуются с учетом Особого порядка освоения дисциплин по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ОВЗ, который устанавливается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В зависимости от нозологии, степени ограниченности функциональных возможностей и в соответствии с рекомендациями ИПРА физическое воспитание для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ организовано в виде практических занятий с использованием средств АФК: физических упражнений, естественно-средовых сил природы и гигиенических факторов. Программный материал по адаптивной физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, работа на тренажерах [7]. Каждый их этих разделов включает физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Необходимо отметить, что одни и те же упражнения используются на учебных занятиях по физической культуре, лечебной физической культуре, на рекреационных (на открытом воздухе) и спортивных занятиях (в спортивном комплексе, тренажерном зале) и в качестве самостоятельных занятий.
Разработанные комплексы специальных физических упражнений (адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры), спортивное оборудование, помещения соответствуют требованиям доступности, надежности, прочности, удобства и принципам создания безбарьерной среды для различных категорий студентов с ОВЗ и инвалидов [8; 9].
С реабилитантами активно работают психологи института. После каждого цикла реабилитации проводится анкетирование студентов с целью контроля адекватности нагрузок, эффективности и удовлетворенности от проводимых восстановительных мероприятий. Результаты анкетирования помогают провести коррекцию содержания и оценить эффективность реабилитационных программ.
Оценка степени эффективности реабилитации проводится по специальной формуле ЭР=(РП2-РП1/МРП*100 (%), где ЭР – эффективность реабилитации; РП1 – сумма баллов до реабилитации; РП2 – сумма баллов после реабилитации [10].
Самую высокую степень эффективности реабилитации – 31–35% – мы получили при работе со студентами с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма) и сердечно-сосудистой системы (нейроциркуляторная дистония, гипертоническая болезнь). Восстановление функциональных параметров у студентов с патологией опорно-двигательного аппарата менее выраженное – 15–20% (частичное восстановление функциональных возможностей), что определяется спецификой патологии и тяжестью нарушенных функций. Отсутствие динамики исходного состояния при реабилитации (ЭР = 3–4%) чаще наблюдается у студентов с заболеваниями органа зрения, пищеварительной и мочевыделительной систем, кожи, что, очевидно, связано с отсутствием специальных средств реабилитации при данной патологии. Ухудшения состояния студентов при реабилитации зафиксировано не было.
Заключение. Проводимая в России реформа здравоохранения признана неэффективной. Медицинские учреждения первичного звена (поликлиники, амбулатории) уже давно потеряли профилактическую направленность, не занимаются пропагандой здорового образа жизни как основного фактора сохранения и развития здоровья человека.
Педагогическая деятельность предъявляет немало требований к личности учителя, среди которых на первом месте стоит, несомненно, профессиональная компетентность в предметной области. Однако в создавшихся условиях ухудшающего здоровья молодого поколения на всех уровнях подготовки, увеличения количества студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов особого внимания заслуживает вовлеченность обучающихся в физкультурно-оздоровительно-реабилитационную деятельность на базе вуза.
Руководство института, имея кадровые и материально-технические ресурсы, намерено продолжать работу по восстановлению утраченного здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и ставит перед научно-педагогическими работниками задачу подбора адекватных и эффективных средств адаптивной физической реабилитации. Конечной целью использования широкого арсенала средств физической культуры для реабилитации являются достижение оптимального уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом, улучшение качества жизни, профилактика заболеваний.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Комплексное адаптивное физическое воспитание и реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогического вуза»