Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности медицинских работников и, в частности, среднего медицинского персонала (СМП): это и владение современными технологиями оказания помощи пациенту, методами диагностики и лечения, умения самостоятельно принимать решения в экстренных ситуациях, работать на современном медицинском оборудовании и т.д. Как следствие, сфера здравоохранения нуждается в гибкой системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки СМП. Модернизация данной системы непосредственно связана с идеями открытого образования, с проектированием непрерывного образования медицинских работников с использованием дистанционных технологий [1, 2].
Основными характеристиками системы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинских работников среднего звена, сформировавшейся в нашей стране в 1970-х годах, были государственное регламентирование структуры и объема программ повышения квалификации и переподготовки, унификация программ, а также гарантированная возможность получения повышения квалификации один раз в пять лет [3]. Становление в России системы медицинского страхования, платной медицины, перманентное внедрение в сферу здравоохранения высокотехнологичного оборудования, увеличение спроса на медицинские услуги детерминируют изменения в данной системе. Наряду с выполнением государственного заказа она должна удовлетворять образовательные потребности специалиста в контексте реализации его мобильности на рынке труда. Значимую роль играют и требования работодателя к этой системе. С одной стороны, работодатель должен учитывать кадровые лицензионные требования, предъявляемые государством к организациям сферы здравоохранения, с другой – в связи с дефицитом медицинских работников среднего звена работодатель не заинтересован в повышении их квалификации с отрывом от работы. Следует отметить, что указанные выше проблемы имеют место не только в России [4]. Все перечисленное обусловливает актуальность исследования путей эффективной модернизации системы ДПО среднего медицинского персонала.
Цель исследования заключается в анализе особенностей и выявлении оптимальной структуры информационных образовательных ресурсов, необходимых для проектирования системы дополнительного профессионального образования СМП с использованием дистанционных технологий в контексте одного из принципов профессионального образования – принципа профессиональной направленности.
Материал и методы исследования. Методологическим основанием исследования являются системный и информационно-деятельностный подходы [5]. Педагогический эксперимент выполнялся на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Методы исследования – теоретический анализ нормативно-правовой документации, информационных источников по проблеме исследования, анализ практики функционирования системы ДПО медицинских работников среднего звена, анализ результатов итогового экзамена слушателей, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Как следует из анализа информационных источников, разработка и реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с использованием дистанционных технологий активно ведется в медицинских вузах [6]. В то же время согласно приказу № 22 от 20 января 2014 г.[C1] в системе среднего профессионального образования запрещается использовать только дистанционные технологии для специальностей «Лабораторная диагностика», «Сестринское дело», «Фармация». Поэтому возникает необходимость выявления оптимального соотношения очной и дистанционной частей курса в системе ДПО СМП. Например, в работе [2] с учетом специфики профессиональной деятельности лаборантов-гистологов отмечается, что умения изготовления гистологических препаратов могут быть сформированы только при непосредственном контакте обучающегося с преподавателем, который владеет методиками подготовки тканей, микротомии и др. Однако в ходе постдипломного обучения можно эффективно использовать дистанционные технологии для обсуждения тонких деталей производственного процесса, адаптации новых аппаратов, особенностей этапов подготовки материала, учитывая новые фиксирующие среды и красители, и т.д.
Нами обосновано использование в качестве методологических оснований проектирования инновационной системы дополнительного профессионального образования СМП системного, компетентностного и информационно-деятельностного подходов [7]. В контексте информационно-деятельностного подхода [5] центральным звеном модели развития профессиональной компетентности СМП является информационно-деятельностная образовательная среда. Понятие «информационно-деятельностная образовательная среда» и ее структура были разработаны в исследованиях авторов [8] применительно к фундаментальной химической подготовке бакалавров в высшей школе. Однако, как показал анализ понятия, оно вполне применимо к системе дополнительного профессионального образования СМП. Таким образом, информационно-деятельностная образовательная среда системы дополнительного профессионального образования СМП как совокупность условий, необходимых для результативного развития их профессиональной компетентности, включает наряду с субъектами образовательного процесса информационные образовательные ресурсы, инструменты и программные средства для организации познавательной деятельности слушателей с их использованием, а также современные образовательные технологии, образующие в совокупности интегративную педагогическую систему для достижения поставленных целей.
Информационные образовательные ресурсы информационно-деятельностной образовательной среды ДПО СМП целесообразно структурировать на два раздела: раздел административных материалов и раздел учебно-методических материалов для обеспечения традиционных и дистанционных форм обучения слушателей (рис. 1). Административные материалы традиционны для системы повышения квалификации независимо от специальности. Учебно-методические материалы, как и в системе подготовки специалиста в образовательном учреждении, структурируются по организационным формам обучения.
На данном этапе среди образовательных технологий, используемых в медицинском образовании, особая роль принадлежит симуляционным технологиям, позволяющим реализовать практическое обучение в новом формате – моделировать различные ситуации в процессе обучения и отработать навыки без вреда для пациента [9]. Оборудование для симуляционного обучения в соответствии со структурой информационно-деятельностной образовательной среды относится к инструментам и средствам для организации познавательной деятельности слушателей [8]. Однако для использования на практических занятиях симуляционных технологий необходимы плакаты, схемы, компьютерные программы, методики и иное, которые являются частью информационных образовательных ресурсов (рис. 1).
С учетом специфики профессиональной деятельности для системы ДПО СМП особое значение имеют учебные видеоресурсы. Нами была обоснована следующая их классификация: 1) видеолекция; 2) симуляционный видеофильм – видеоресурс, моделирующий ситуацию, созданную на основе ситуационной задачи; 3) видеофильм-инструкция, который демонстрирует алгоритм действия при выполнении манипуляций [10].
Что касается видеолекций, по-видимому, для этого вида учебных видеоресурсов не требуется особых комментариев, поскольку вопросы, связанные с их созданием и использованием, широко обсуждались в специализированной литературе. Симуляционный видеофильм снимается для моделирования клинической ситуации. Этот вид учебных видеоресурсов наряду с видеофильмами-инструкциями позволяет частично решить проблему использования симуляционных технологий в обучении, поскольку данные технологии являются пока достаточно затратными для образовательных организаций.
При создании видеофильмов-инструкций следует учитывать, что сформированная компетентность медицинского работника среднего звена предполагает владение алгоритмами практических манипуляций. Поскольку в настоящее время в здравоохранении внедряется много технических новинок, медицинский работник не всегда акцентирует внимание на правильности выполнения манипуляции и может допустить ошибку.
Структура информационных образовательных ресурсов информационно-деятельностной образовательной среды повышения квалификации и профессиональной переподготовки среднего медицинского персонала
Применение карт экспертной оценки практических навыков (Check-card) позволяет объективно оценивать выполнение манипуляции, выявить наиболее проблемные моменты и довести выполнение манипуляции до автоматизма. В соответствии с рисунком 1 чек-листы входят в Блок материалов для мониторинга качества обучения. Чек-лист разрабатывается на основе алгоритма выполнения манипуляций и действующих нормативных документов, ссылки на которые входят в Блок «Интернет-источники». Так, например, применительно к специальности «Дезинфекционное дело» такими документами являются Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и др. Таким образом, видеофильм-инструкция снимается по следующему алгоритму: разрабатывается чек-лист практической манипуляции, который утверждается методическим советом образовательной организации, затем создается рабочая группа по разработке сценария, снимается пошаговое выполнение манипуляции, проводятся монтаж и озвучивание видеоряда.
В современной системе ДПО, как правило, используются курсы повышения квалификации, построенные по модульному принципу. Вслед за автором работы [11] под модулем нами понимается завершенный цикл, включающий диагностическое тестирование, профессионально ориентированные ситуации, систематизированное и структурированное предметное содержание, стратегии оптимального овладения материалом, упражнения на преобразование усваиваемых знаний в новых условиях, коррекцию текущих и промежуточных результатов. В связи с этим значимым компонентом блока мониторинга качества обучения являются тестовые технологии. Тестовый контроль слушателей проходит через весь процесс обучения. В первую очередь слушатель проходит входной контроль с целью выявления уровня его базовых знаний и определения индивидуальной траектории освоения содержания конкретного модуля. Далее реализуется текущий контроль в процессе освоения конкретных тем. Важным компонентом тестовой системы являются тесты для самоконтроля, обеспечивающие прохождение рубежного контроля. В конце каждого модуля слушателям предлагается пройти итоговый контроль по модулю.
Информационные образовательные ресурсы в цифровом виде размещаются в электронной системе управления обучением (LMS – Learning Management System), являющейся важнейшей составляющей инструментов и программных средств информационно-деятельностной образовательной среды [8]. В российских образовательных организациях профессионального образования широко используется LMS Moodle [12]. Мы тоже применяем ее в системе дополнительного профессионального образования СМП.
Предлагаемая структура информационных образовательных ресурсов была апробирована в процессе повышения профессиональной переподготовки СМП по специальности «Дезинфекционное дело». С этой целью была разработана программа курса «Основы дезинфекционного дела» (432 часа). Обучение включает очную часть – лекции и практические занятия на базах практики (в лечебных учреждениях, где есть центральное стерилизационное отделение), а также дистанционную часть (около 30% от общего объема часов), которая позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения – выстраивать слушателю индивидуальную траекторию обучения. При этом программа включает модули, освоение содержания которых предполагается в режиме очного обучения, модули, которые слушатель осваивает в дистанционном режиме, а также модули смешанного обучения – часть тем осваивается в очном, а часть – в дистанционном режиме. Для реализации программы наряду с другими компонентами информационных образовательных ресурсов были подготовлены учебные видеоресурсы: «Камерная дезинфекция. Организация работы отделения камерной дезинфекции», «Центральное стерилизационное отделение. Проведение азопирамовой пробы», «Центральное стерилизационное отделение», позволяющие познакомить слушателей с новейшими методами стерилизации изделий медицинского и хозяйственного назначения, ситуационные задачи, чек-листы, а также тесты в LMS Moodle. Так, например, чек-лист «Азопирамовая проба» включает алгоритм действий при проведении пробы, состоящий из восьми пунктов.
Оценка за цикл складывается из следующих составляющих:
1) оценка за дистанционное обучение. По завершении обучения в электронной компоненте среды слушателям предлагается Итоговый тест по курсу, включающий 50 тестовых заданий;
2) оценка за контрольную работу, которую слушатели выполняют в домашних условиях. Работа выполняется письменно и состоит из теоретических заданий и ситуационных задач;
3) оценка за экзамен, который сдается очно. При этом каждый билет содержит два теоретических вопроса и ситуационную задачу.
Результаты экзамена, анкетирования слушателей на завершающем этапе обучения позволяют сделать вывод о результативности предлагаемого нами подхода к структурированию и разработке информационных образовательных ресурсов, а также их использованию.
Заключение. Для создания гибкой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских работников среднего звена необходима разработка информационно-деятельностной образовательной среды, ядром которой являются информационные образовательные ресурсы и инструменты, программные средства для организации познавательной деятельности слушателей с их использованием. Важнейшим компонентом информационных образовательных ресурсов в современных условиях являются учебно-методические материалы для обеспечения традиционных и дистанционных форм обучения. В контексте специфики профессиональной деятельности для системы дополнительного профессионального образования СМП с использованием дистанционных технологий особую значимость имеют учебные видеоресурсы (видеолекции, симуляционные видеофильмы, видеофильмы-инструкции), чек-листы, а также тестовые и симуляционные технологии.