Специфика образовательных программ в нашей стране долгое время не предполагала развития индивидуальности, выделения талантливых детей среди остальных ребят. Сейчас возникла необходимость осуществления выхода страны на новый уровень экономического, технологического и социального развития через раскрытие созидательных возможностей населения, а также самореализации каждого человека в отдельности. Один из механизмов достижения этой цели – развитие и поддержка талантливой молодежи, работа с одаренными и мотивированными детьми. Одной из главных целей национальной системы образования является подготовка инновационной личности – исследователя, способного организовывать и реализовывать профессиональные социально значимые проекты [1].
Для подготовки конкурентоспособной и успешной личности необходимо тесное взаимодействие современной школы с вузом. Однако опыт совместной работы школы и университета позволил выявить одну из серьезнейших трудностей обеспечения непрерывного образовательного процесса у школьников, желающих получить высшее образование. До настоящего времени существуют научно-методические и организационные проблемы подготовки школьников, не позволяющие в полной мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с течением времени. Существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками и на первых этапах обучения оказывается не готовым к освоению учебных курсов, к научной деятельности [2]. В этой связи мероприятия, проводимые вузом для школьников, позволяют существенно повысить качество знаний учащихся, развить их творческие способности, а также обеспечивают создание единого образовательного пространства, единой образовательной и творческой среды, в рамках которой разворачивается взаимодействие субъектов образования [3]. Важнейшая цель такого сотрудничества – научить ребят мыслить нестандартно, развивать гибкость мышления. Одной из форм работы, способствующей формированию интеллектуально развитой и социально адаптированной личности школьника, является его участие в различных предметных олимпиадах. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности обучающегося, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими [4]. Таким образом, предметная олимпиада побуждает учащихся к дальнейшему развитию и личностному росту, приобщает к научно-исследовательской работе [5].
Биология – одна из профильных дисциплин, по которой выпускники школ сдают Единый государственный экзамен. Результаты по биологии учитываются при поступлении в медицинский университет на все специальности высшего образования. Далее на первом курсе эта дисциплина представлена значительным количеством лекционных и практических занятий и заканчивается экзаменом. Поэтому именно данная дисциплина, на наш взгляд, может выступить связующим звеном между школой и медицинским вузом, побуждающим моментом к выбору специальности врача, что очень важно в свете современных требований к непрерывному образованию.
В этой связи цель нашей работы заключалась в организации открытой олимпиады школьников 11-х классов по биологии в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, направленной на развитие интереса к изучению данного предмета, повышение уровня знаний учащихся и поиск талантливых ребят, желающих обучаться в медицинском вузе.
Были определены задачи олимпиады:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности за рамками общеобразовательных программ;
- содействие профессиональной ориентации школьников;
- поддержка наиболее одаренных детей, проявляющих интерес к медико-биологическим специальностям;
- создание условий для распространения и популяризации научных знаний у молодежи;
- углубленное изучение биологии;
- проверка знаний перед Единым государственным экзаменом;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание комфортного пространства для реализации своих способностей.
Методика проведения биологической олимпиады
В ходе проведения олимпиады были разработаны положение и регламент олимпиады в соответствии с приказом Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников», приказом Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. № 1563 «О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 04 апреля 2014 г. № 267», иными нормами действующего законодательства в области образования; уставом ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России; локальными нормативными актами университета. По регламенту были сформированы и утверждены организационный комитет, методическая и апелляционная комиссии, жюри олимпиады из числа профессорско-преподавательского состава университета.
Для привлечения участников были разработаны рекламно-информационные материалы, которые распространяли волонтеры вуза, а также осуществлялась рассылка[C1] в виде электронных писем в Министерство образования, директорам школ различных субъектов Российской Федерации. Информация об олимпиаде была размещена на сайте нашего университета, транслировалась по телевидению, радио, на интернет-ресурсах.
Олимпиада проходила в 2 этапа: 1-й этап заочный (отборочный), включал в себя регистрацию и выполнение отборочных олимпиадных заданий, 2-й этап очный (заключительный). Участники олимпиады – обучающиеся 11-х классов средних школ различных субъектов Российской Федерации.
1-й этап (заочный) проводился дистанционно, включал в себя регистрацию и выполнение отборочных олимпиадных заданий. Регистрация заключалась в заполнении анкеты участника и заявления о согласии на обработку персональных данных. В результате на электронный адрес зарегистрировавшегося школьника направляли логин и пароль для входа в личный кабинет участника на сайте олимпиады. Выполнение заданий отборочного этапа проходило с 23 января по 10 февраля 2018 г., задания включали в себя тестовую часть и открытые вопросы. Выполнение заданий проводилось дистанционно (с помощью системы дистанционного обучения университета), на выполнение заданий отводилось 3 часа.
2-й этап (очный) проходил в стенах медицинского университета 3 марта 2018 г. Участники сначала должны были пройти процедуру регистрации, предоставив паспорт и фотографию для заполнения листа. На выполнение заданий было отведено 2 часа.
Банк олимпиадных заданий включал в себя вопросы из всех разделов школьного курса биологии: по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Поэтому принципиальным было привлечение к составлению заданий преподавателей соответствующих кафедр вуза. Большинство предложенных заданий было связано с медицинской тематикой.
Общее количество заданий заочного тура – 50, при этом были разработаны тестовые задания с выбором ответов 2 из 5 и 3 из 6, задания с рисунками, вопросы проблемного характера, ситуационные задачи.
Очный тур включал 15 заданий в виде тестов с выбором ответов 2 из 5 и 3 из 6, вопросы на сопоставление материала, а также открытые вопросы, требующие полного, развернутого ответа, и генетические задачи.
Результаты в виде технических баллов участников были опубликованы на сайте олимпиады. Заявление на апелляцию участники могли подать лично, в течение 2 часов после опубликования результатов и в течение 24 часов дистанционно после размещения информации о технических баллах. Окончательные баллы участников олимпиады были опубликованы 9 марта. Приказ о победителях и призерах открытой олимпиады школьников был опубликован 12 марта.
Результаты работы. Характеристику результатов проведенной работы следует начать с оценки эффективности создания информационной среды. Для этого проанализируем количество участников и масштаб охвата учащихся по регионам.
В первом этапе олимпиады на уровне регистрации и создания личных кабинетов приняли участие 378 учеников 11-х классов. Участники регистрировались из 11 областей.
Наибольшее количество участников было из трех областей Российской Федерации. Так, 32% составили школьники из г. Рязани и Рязанской области, 26% – представители Московской области, 10% – Липецкой области. География участников олимпиады была достаточно широкой. Так, в ней приняли активное участие не только близлежащие регионы к Рязани – Московская, Липецкая, Нижегородская, Тамбовская, Тульская, Владимирская, но и отдаленные – Краснодарский, Алтайский, Ставропольский край. На наш взгляд, это указывает на популярность нашего университета среди потенциальных абитуриентов и большую заинтересованность в плане получения медицинского образования высокого уровня, востребованного на современном рынке. На основании значительного количества областей, принявших участие, открытая олимпиада школьников по биологии, организуемая ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, является межрегиональной.
На первом этапе в дистанционной форме принял участие 241 человек.
Результаты отборочного этапа, ранжированные по баллам, представлены на рисунке 1. Так, 10,7% участников набрали от 60 до 80 баллов, 35% – от 40 до 60 баллов, 43,1% – от 20 до 40 баллов и 11,2% – от 0 до 20 баллов. Для прохождения в заключительный этап по утвержденным нормативным документам необходимо стать победителем или призером отборочного тура. Число победителей и призеров отборочного этапа олимпиады не должно превышать 45% от общего фактического числа участников отборочного этапа олимпиады.
Рис. 1. Результаты отборочного этапа, ранжированные по баллам
Поэтому всего 106 школьников прошли в заключительный тур. Их распределение по баллам представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Количество баллов участников, прошедших в заключительный этап
Так, победителями и призерами стали ребята, набравшие более 40 баллов. Распределение по баллам выглядит следующим образом 52,8% участника набрали 40–50 баллов, 22,2% – 50–60 баллов, 14% – 60–70 баллов, 11% – 70–80 баллов.
По результатам заключительного этапа выявили победителей и призеров (рис. 3.).
Рис. 3. Результаты победителей и призеров заключительного этапа
Следует отметить, что их работы были оценены на достаточно высокие баллы. Так, 17,65% участников набрали от 90 до 100 баллов, 35,3% – от 80 до 90 баллов, 47,05% – от 70 до 80 баллов. Общее количество победителей и призеров заключительного этапа олимпиады не должно превышать 25% от общего фактического числа участников заключительного этапа олимпиады.
Победители и призеры в количестве 17 человек были награждены на торжественном мероприятии, посвященном Дню открытых дверей университета, ректором профессором Р.Е. Калининым. Ребятам вручены дипломы и памятные подарки с символикой нашего университета. Следует указать, что в соответствии с правилами приема результаты победителей и призеров будут учитываться в качестве индивидуальных достижений при поступлении в наш университет. Этим ребятам будут начислены дополнительно 2 балла к баллам ЕГЭ.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение. В рамках проведения олимпиады для выпускников 11-х классов были предложены разнообразные задания, охватывающие все разделы биологии школьного курса. Вместе с тем задания экспертного уровня, выявляющие как фактические знания, так и умение проблемно мыслить, обобщать, выявлять причинно-следственные связи предметов и явлений, сделали наше мероприятие интересным, побуждающим к собственному росту, поисковой работе и расширению знаний в области биологии. В этом достигнуты задачи олимпиады по выявлению и развитию творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности, популяризации научных знаний. Тестовые задания были составлены в соответствии с современным форматом ЕГЭ. В этом мы видели целесообразность для подготовки и проверки знаний учеников к государственной итоговой аттестации. Многие вопросы имели медицинскую направленность (например, были посвящены вкладу в физиологию и медицину академика И.П. Павлова, родившегося в Рязани). В этом реализуется профориентационная задача олимпиады, связанная с выявлением одаренных детей, проявляющих интерес к медико-биологическим специальностям. Идеи по пропаганде здорового образа жизни и необходимости формирования благополучной окружающей среды для человека звучали в ряде вопросов, предлагаемых для решения и обсуждения в рамках нашего мероприятия. Таким образом, цель и все поставленные задачи к открытой олимпиаде школьников по биологии в Рязанском государственном медицинском университете выполнены полностью.
Это мероприятие – Открытая олимпиада школьников по биологии – состоялось в юбилейный год для федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Нам видится это символичным, ведь на протяжении 75 лет вуз продолжает активно работать в соответствии с современными требованиями и стандартами, поддерживать тесную интеграцию со школьным образованием, вызывать значительный интерес у абитуриентов.