Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MONITORING OF EFFICIENCY OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Dudareva O.B. 1 Borchenko I.D. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
Customer orientation, the variability of the students' competencies, self-examination and self-assessment of the system of professional development, the procedural approach to quality assessment and the requirements for quality management of educational services, the urgency of monitoring are the trends of the current stage of development of additional professional education. The need to develop the information and educational environment of the organizations of additional professional education is being actualized within the framework of the implementation of professional standards, and in particular, the need to use information and communication technologies in educational activities in the context of improving the quality of student training. Conditions are singled out that ensure the development of professional competence of students who master additional professional programs. At the same time, the high ICT competence of the teacher of the institute of additional professional education, being an important condition for more effective achievement of the objectives of the training session, is considered as an incentive for the professional development of the listener. A toolkit is presented to assess the effectiveness of the use of information and communication technologies by teachers in educational activities. The results of a study conducted in the State Educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators" in 2017 are described. The author substantiates the conclusion that the effectiveness of the use of information and communication technologies in the educational activities of the organization of additional professional education in the context of the development of the professional competence of the teacher is determined by a clearly verified policy regarding the introduction of information and communication technologies and full compliance with the principle of pedagogical expediency.
information and communication technologies
professional competence of the teacher
efficiency
quality of training

В условиях обновления системы образования главным признаком внедрения инноваций является активное включение разнообразных изменений не только в теорию и технологии образования, но и в образовательную деятельность на всех уровнях. В связи с этим педагоги, не успевая за всеми процессами модернизации, накапливают значительные профессиональные дефициты по всем составляющим профессиональной компетентности [1].

Цель исследования состоит в определении причин, влияющих на качество кадровых условий реализации дополнительных профессиональных программ в дополнительном профессиональном образовании в части использования научно-педагогическими работниками информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Материалы статьи основываются на результатах проведенного в 2017 году исследования эффективности использования научно-педагогическим составом информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», а также входной и итоговой диагностик уровня подготовки слушателей курсов повышения квалификации в ГБУ ДПО ЧИППКРО. Методами исследования являются: систематизация, анализ, синтез, обобщение и сравнение полученных результатов, а также опрос (анкетирование).

В настоящее время не вызывает сомнения утверждение, что развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) обусловливает развитие современного общества, причем любые достижения в области ИКТ влекут изменения во всех сферах жизнедеятельности, включая сферу образования. При этом, как следствие, открываются  качественно новые возможности достижения новых образовательных результатов [2, с. 480]. Примечательно, что скорость развития средств ИКТ намного опережает время достижения значимого эффекта от их применения в образовательной деятельности. Это связано с рядом факторов:  в частности, с человеческим фактором, поскольку основным носителем образовательных услуг в системе образования в настоящее время остается педагог, а в системе дополнительного профессионального образования – преподаватель [3].  Очень часто наблюдается отставание проникновения ИКТ в практику педагога от расширения ресурсной базы образовательной организации. При этом, как справедливо отмечает Т.Г. Везиров, зачастую профессиональная подготовка педагогов не соответствует требованиям и ожиданиям работодателей от качества труда педагогических работников [4].

Ценность ИКТ определяется тем, как они влияют на повышение  эффективности и качества образовательной деятельности образовательной организации. Поэтому на сегодняшний день, в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», особую актуальность приобретает задача изменения профессиональных качеств педагога в контексте развития его профессиональной компетентности [5], в частности развития его ИКТ-компетентности.

В свою очередь развитие профессиональной компетентности педагога в целом и его ИКТ-компетентности в частности предполагает создание в образовательной организации определенных условий. Таким условием является информационно-образовательная среда (далее – ИОС) –  комплекс, включающий в себя информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение с учетом основных функций образования, неразрывно связанный с человеком как субъектом образования [6]. Создание современной ИОС является обязательным условием функционирования любой образовательной организации в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [7].

В данной связи несомненным является следующий вывод: создание современной информационно-образовательной среды в организациях дополнительного профессионального образования, включающее в том числе развитие профессиональной компетентности научно-педагогических работников этих организаций, в свою очередь обеспечит развитие профессиональной компетентности слушателей – осваивающих дополнительные профессиональные программы педагогов и руководителей образовательных организаций [8, с. 109]. При этом авторы разделяют точку зрения М.П. Нечаева о том, что активное использование современных ИКТ в образовательной деятельности – это путь, который позволит вывести дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень [9].

Свое практическое подтверждение все вышеизложенное нашло в опыте  государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее – институт). В рамках обсуждаемой проблемы необходимо отметить, что одним из приоритетных направлений развития института выбрано внедрение в образовательную деятельность и освоение преподавателями института новых образовательных технологий, к важным характеристикам которых можно отнести: взаимопроникновение различных образовательных методик и практик в условиях современных требований рынка, а также применение новейших достижений в области ИКТ, которые в свою очередь подбираются и применяются в соответствии с индивидуальными запросами каждого конкретного слушателя.

ИОС, созданная в институте, позволяет реализовывать на современном уровне функции обучения, повышая его качество. При этом ИКТ-компетентность преподавателя института дополнительного профессионального образования как составляющая его профессиональной компетентности, являясь важным  условием более эффективного достижения целей учебных занятий, может выступать опосредованным образом в качестве стимула профессионального развития слушателя. В этом случае, планируя учебное занятие, преподаватель должен не просто знакомить слушателей с ИОС института, в частности с его техническими и информационными возможностями, но и демонстрировать умение их целесообразно использовать, в том числе органично включая ИКТ в сценарий учебного занятия [10].

Использование ИКТ в управлении образовательной организацией – одно из наиболее перспективных и актуальных направлений, влияющих на качество образования, повышение эффективности управленческой деятельности, позитивное изменение профессиональной компетентности руководителя и управляемого им педагогического коллектива. ИКТ обеспечивают точность, оперативность и адекватность принимаемых управленческих решений, а также высвобождают время руководителя и развивают его информационную культуру, соответствующую международным стандартам управления.

В целях своевременного принятия управленческих решений в рамках управления образовательной деятельностью в институте ежегодно анализируется эффективность использования научно-педагогическим составом ИКТ при реализации дополнительных профессиональных программ. Для осуществления данного мероприятия была разработана анкета для научно-педагогических работников (далее НПР) института (рисунок).

Фрагмент анкеты для определения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

 

В рамках проводимого в 2017 году исследования на вопросы анкеты ответили 53 преподавателя института. В результате анализа данных, полученных в ходе исследования, был сделан вывод о том, что все научно-педагогические работники в рамках реализации дополнительных профессиональных программ осуществляют работу по знакомству слушателей с ресурсами, предоставляемыми институтом (виртуальный методический кабинет, форум, научно-методический журнал, публичные лекции, семинары и др.): 90,5% опрошенных преподавателей делают это регулярно/постоянно; пять человек (9,5%) такую работу осуществляют эпизодически.

Также уместно отметить, что все научно-педагогические работники в рамках реализации дополнительных профессиональных программ уделяют внимание вопросам необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, а также применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для достижения новых образовательных результатов. Регулярно/постоянно делают это 90,5% и 92,4% НПР соответственно, эпизодически – 9,5% и 7,6% соответственно.

 При реализации дополнительных профессиональных программ регулярно используют систему дистанционного обучения 73,6% преподавателей, эпизодически – 26,4%.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что имеющиеся и приобретаемые преподавателями Института компетенции в области использования ИКТ в образовательной деятельности позволяют развивать и оптимизировать элементы созданной в Институте модели обучения слушателей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как составляющей ИОС. Так, расширяется спектр видов взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а именно: привычной становится практика использования Skype-лекций и консультаций, Skype-защит дипломных работ, совместной синхронной работа в системе google-документов.

Особого внимания требует тот факт, что, организовывая образовательную деятельность в виртуальной среде, современный преподаватель должен не только владеть знаниями и навыками в работе с новыми технологиями и сервисами, но и обладать принципиально новым  типом мышления, позволяющим моделировать многовариантные образовательные взаимодействия в современной ИОС.

Продолжая анализировать данные проведенного исследования, констатируем, что 69,8% научно-педагогических работников постоянно используют материалы, выложенные в общий доступ (размещенные в облачном хранилище, скомпонованные для слушателей, осваивающих конкретную дополнительную профессиональную программу); 26,4% делают это эпизодически, а 3,8% делать этого не умеют, хотя данная компетенция необходима для работы.

Регулярно используют Skype 15,2% преподавателей; 77,2% делают это эпизодически. 5,7% испытывают затруднения в использовании Skype при реализации дополнительных профессиональных программ.

Являясь элементом ИОС, широкие возможности в процессе реализации дополнительных профессиональных программ предоставляет система видеоконференцсвязи. Объединяя технологические достижения в компьютерной области, телефонии и видео, такой вид связи на сегодняшний день представляет собой самый перспективный уровень коммуникации. В Институте имеется две такие системы. Это позволяет проводить параллельно два сеанса видеоконференцсвязи с возможностью одновременного  подключения до 60 точек, находящихся как в Челябинской области, так и за ее пределами.

В своей профессиональной деятельности при реализации дополнительных профессиональных программ и программ переподготовки видеоконференцсвязь постоянно/регулярно используют 13,3% преподавателей; 79,1% делают это эпизодически. Не владеют данной компетенцией 5,7% НПР, из них 1,9%  считают, что это им не нужно.

Подводя некоторые итоги, следует указать, что проведенное анкетирование позволило выявить затруднения в использовании информационно-коммуникационных технологий научно-педагогическими работниками. Это в свою очередь дало возможность простроить систему консультирования для устранения выявленных затруднений и формирования необходимых компетенций преподавателей.

Показателем эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности является повышение качества обучения слушателей. В этой связи можно привести еще один пример из работы Института, где ежегодно проводится еще одно мониторинговое исследование: входная и итоговая диагностики уровня профессиональной подготовки слушателей с использованием автоматизированной системы в онлайн-режиме.

Сравнение результатов входной и итоговой диагностик, проведенных у слушателей 192 групп курсов повышения квалификации в 2017 году, свидетельствует о положительных изменениях в профессиональной позиции педагогов. Положительная тенденция изменения представлений у слушателей по темам осваиваемых слушателями дополнительных профессиональных программ позволяет говорить об эффективности курсовой подготовки, целесообразности выбора форм и методов учебной работы со слушателями, в том числе применения информационно-коммуникационных технологий.

Об эффективности использования ИКТ преподавателями института в образовательной деятельности может свидетельствовать сформированное у слушателей понимание актуальности и необходимости использования ИКТ в профессиональной деятельности и сформированное понимание значимости умения работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде, о чем говорит анализ полученных данных мониторинга.

Из 4855 слушателей – педагогов, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, у 2680 человек (55,2%) подтверждаются актуальность и востребованность необходимости использования ИКТ в профессиональной деятельности (37,3%) и сформировано понимание значимости умения работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде (17,9%).

Из 308 слушателей – руководящих работников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, у 247 (81,2%) по окончании курсовой подготовки сформировано понимание значимости ИКТ-насыщенной образовательной среды. У 61 слушателя (19,8%) сформировано понимание значимости ИКТ-насыщенной образовательной среды, демонстрируется устойчивая мотивация к созданию условий педагогам для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

В контексте рассматриваемой проблемы следует пояснить, что ИКТ-насыщенная образовательная среда рассматривается авторами как значимая составляющая информационной образовательной среды организации дополнительного профессионального образования. Вопросы формирования у педагогов понимания значимости умения работать в современной информационной образовательной среде, а у руководителей – устойчивой мотивации к созданию педагогам условий для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде являются целевыми ориентирами для научно-педагогических работников при реализации дополнительных профессиональных программ. Это возможно в том случае, как уже было отмечено выше, если преподаватель будет  демонстрировать умение целесообразного использования технических и информационных возможностей института на учебном занятии.

Таким образом, полученные данные проведенного анализа эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, результаты онлайн-анкетирования научно-педагогических работников института, а также результаты итоговой диагностики  позволяют сделать вывод о прямой зависимости эффективности курсовой подготовки от целесообразности выбора форм и методов учебной работы со слушателями в условиях современной информационной образовательной среды, в том числе применения информационно-коммуникационных технологий.

На основании вышеизложенного эффективность использования ИКТ в образовательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в контексте развития профессиональной компетентности педагога обусловливается четко выверенной политикой в части формирования и развития современной информационной образовательной среды, в том числе внедрения информационно-коммуникационных технологий.