Образовательный процесс в современной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, в том числе и младших школьников, который будет вполне достаточным для самостоятельного творческого решения проблем мировоззренческого, теоретического или прикладного характера. Для достижения этой цели учителям необходимо уметь так организовывать учебную деятельность, чтобы она имела исследовательскую направленность. Особенно эта проблема актуальна для младших школьников, поскольку именно в этом возрасте учебная деятельность является ведущей, а её исследовательская направленность будет способствовать формированию, развитию и активизации познавательной активности. Социальный заказ на творческую, самостоятельную личность требует разработки педагогических технологий развития исследовательских умений младших школьников.
Необходимость и значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, А.С. Обухов. В трудах
А.Н. Поддьякова и А.И. Савенкова описаны психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста.
Целью нашего исследования является поиск путей и методов решения обозначенной выше проблемы.
Материалы статьи включают теоретический и практический анализ учебных программ и материалов подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», анализ учебных программ дополнительного образования и курсов повышения квалификации учителей начальных классов.
Методы исследования. Для поиска путей решения данной проблемы были использованы следующие методы: анализ научно-педагогической литературы, экспертная оценка учебных программ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», обобщение массового и личного педагогического опыта, анализ продуктов творческой и исследовательской деятельности младших школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. Человеческой природе свойственно стремление к познанию на биологическом уровне и сопровождает его независимо от социального статуса и способностей, являясь мощным стимулом и средством постижения окружающего мира. Задача педагога - суметь использовать этот стимул для повышения эффективности процесса всестороннего развития личности младшего школьника, а также и для образовательного процесса.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах таких условий, которые обеспечат полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием умений и навыков исследовательской деятельности, развитие творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения исследовательских, учебных и творческих задач, а также развитие устойчивых познавательных интересов.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть организована на уроке и во внеурочной деятельности. Это дает возможность учителю максимально использовать её в самых разнообразных целях, помимо ранее обозначенных. Таким образом, можно выделить ключевую проблему современного высшего профессионального образования, которая заключается в необходимости подготовки будущего учителя начальных классов к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Следует отметить, что, помимо стихийного стремления к познанию, у ребенка, у младшего школьника должны быть сформированы определенные умения, которые, собственно, и позволят осуществлять учебно-исследовательскую деятельность на достаточно высоком для их возраста уровне. Но для этого необходимо, чтобы сами учителя имели такие умения.
К сожалению, выполненные будущими учителями начальных классов в процессе обучения научные работы (рефераты, курсовые работы и выпускные квалификационные работы) не дают им полного представления о природе научного исследования и тем более не дают им возможности овладеть умениями организовывать исследовательскую деятельность. Это происходит по самым разным причинам, но, как показывает практика, проблема такая существует достаточно давно, и её необходимо решать.
В последние годы в учебные планы подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» были включены такие дисциплины, как «Руководство учебно-исследовательской деятельностью младших школьников», «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников», «Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников», «Исследовательская деятельность младших школьников» и тому подобные вариации, в зависимости от учебного плана, от региональных запросов и т.д. Но эти дисциплины не входят в базовую часть и, соответственно, в каждом новом учебном плане их удаляют в пользу каких-то других дисциплин или в лучшем случае интерпретируют по-новому, упуская их методическую составляющую.
В мае 2014 года в соответствии с поручением президента Российской Федерации была разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [1].
В свете модернизации современного высшего образования, когда проектирование учебных планов происходит в виде модульных сетевых образовательных программ по разным уровням подготовки специалистов, появляется надежда на то, что в одном из модулей программы будет включена обозначенная выше учебная дисциплина в виде раздела модуля таким образом, чтобы в любом случае студенты её изучали [2].
Как показывает практика, педагоги, читающие эти дисциплины, пытаются дать студентам представление о том, как проводится педагогическое или психолого-педагогическое исследование, закрепляя навыки путем разработки научного аппарата исследования, путем написания различных форм научных работ и т.п. Но часто педагоги забывают о методической составляющей этой дисциплины. Несомненно, очень важно научить студентов проводить педагогическое или психолого-педагогическое исследование, научить его пользоваться диагностическим инструментарием, но также важно, чтобы они могли организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как на уроке, так и во внеурочной работе в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.
Содержание научно-практического образования в области освоения норм деятельности и становления субъекта предметной деятельности позволяет сформировать в младшем школьном возрасте умение формулировать (проговаривать) неясную ситуацию и понимание, что искать ответ на заданные вопросы необходимо с помощью организации деятельности - экспериментирования, опыта, планирования; умение применять электронные устройства как инструменты осуществления собственной деятельности [3].
Напрасно требовать от младших школьников развитого умения формулировать объект, предмет, гипотезу и задачи исследования. Ему это не под силу, поскольку это умение при условии целенаправленного обучения этому процессу приходит в следующих случаях: когда у человека достаточно хорошо развито мышление во всех его проявлениях и когда у него достаточно большой (по сравнению с младшим школьником) жизненный и научный опыт, на основе которого он может выявить и проанализировать какие-то, порой абстрактные проблемы, определить их актуальность и необходимость их изучения.
Анализ исследовательских работ и проектов младших школьников, выполненных в рамках конкурса «Я-исследователь», показывает, что лишь единицы детей понимают то, о чем идет речь в его проекте, хоть немного разбирается в терминологии, ориентируется в материале. Как правило, представленные исследования или проекты носят только демонстрационный характер и выполнены не самим ребенком, а скорее родителями и/или учителями, которые преследуют уже свои цели. Это говорит о том, что учителя не готовы к такому роду деятельности, им легче выполнить самим, чем научить младшего школьника, что ещё раз подтверждает необходимость и актуальность обозначенной проблемы.
Процесс подготовки учителя начальных классов к организации исследовательской деятельности младших школьников может осуществляться собственно в процессе профессионального обучения, а также на курсах повышения квалификации учителей начальных классов или на курсах переподготовки педагогических кадров.
Согласно результатам многочисленных исследований, одним из наиболее важных факторов образовательной среды, оказывающих существенное влияние на образовательные результаты учащихся, является уровень квалификации учителя. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога, образующих в совокупности основу его квалификации, осуществляется как в процессе его первоначальной профессиональной подготовки (педагогическое образование), так и в процессе самой профессиональной деятельности и дополнительного профессионального образования [4].
В ходе профессиональной подготовки учителей начальных классов учебная дисциплина «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников» (или лучше «Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников») должна рассматриваться после изучения теоретических основ основных учебных дисциплин начальной школы, а также после написания курсовой работы по дисциплине «Педагогика начального образования». Это необходимо для того, чтобы студенты усвоили теоретические основы учебных дисциплин, а также имели представление о логике научного исследования.
При модульном принципе проектирования учебных планов эта проблема будет решаться немного проще. В вариативной части учебного плана, которая опирается на требования региона, в одном из модулей в качестве раздела по выбору можно включить необходимую нам дисциплину - «Методику организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников». В этом случае её изучение будет обязательным.
Одновременное изучение «Методики организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников» и методик преподавания учебных дисциплин начальной школы, при условии использования межпредметных связей, даст возможность студентам получить полное представление о том, как при изучении той или иной учебной дисциплины организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, как использовать возможности той или иной дисциплины для организации и проведения внеурочной деятельности. Опора на деятельностный подход позволит быстрее освоить принципы включения учебно-исследовательской деятельности в различные этапы учебного процесса [5].
Одновременное изучение «Методики организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников» и «Методики воспитательной работы в начальной школе» даст возможность провести параллель между учебной, исследовательской и проектной деятельностью младших школьников в рамках внеурочной работы.
В ходе изучения методик преподавания учебных предметов начальной школы преподавателям необходимо, чтобы студенты научились включать в процесс поурочного планирования элементы учебно-исследовательской деятельности на разных этапах урока: при изучении новой темы, выполнении домашнего задания в виде проекта или исследования, закреплении изученного материала и т.д. Таким образом, весь учебный процесс по подготовке будущих учителей начальных классов должен быть пронизан организацией учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Может быть, есть смысл в том, чтобы в свете модульного принципа проектирования ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» ввести новую компетенцию: способен к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Данная компетенция может быть сформирована как в базовой, так и в вариативной части учебного плана при условии включения в разделы модулей тем, посвященных данной проблеме.
Также можно включить в предлагаемый модуль раздел по выбору с направленностью на организацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Так, например, в модуль «Содержание и методы обучения в предметной области "Филология. Русский язык. Родной язык"» в качестве раздела по выбору можно включить «Практикум по организации учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка для обучающихся с родным русским языком», заменив учебную деятельность на учебно-исследовательскую.
В модуль «Содержание и методы обучения в предметной области «Математика и информатика» в качестве раздела по выбору можно включить «Организацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики» или «Методику организации учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе».
В модуль «Содержание и методы обучения предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» включены на выбор два соответствующих раздела: «Организация внеучебного исследовательского проекта обучающихся» и «Организация внеучебного экологического проекта обучающихся», что вполне объяснимо спецификой данного учебного предмета. Если есть необходимость, то таким же образом можно поступить и с остальными модулями. Но, как и везде, необходимо чувство меры. Если во все модули включить подобные разделы, то это может дать совсем другие результаты, и далеко не позитивные. Свести весь учебный процесс к выполнению исследований или проектов – не самый лучший способ обучения, как показывает история педагогики и образования. Поэтому должен быть тщательный анализ необходимости включения того или иного раздела в тот или иной модуль.
Подготовка учителей начальных классов к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников может осуществляться и на курсах повышения квалификации. Как показывает массовая практика, очень большая часть учителей нуждается в таких курсах, особенно в свете новых требований ФГОС. К сожалению, такие курсы не имеют широкого распространения и редко встречаются в программах повышения квалификации интересующей нас категории слушателей.
Курсы повышения квалификации учителей начальных классов могут быть разработаны также в виде модуля, в котором будут представлены методики преподавания учебных дисциплин в начальной школе в свете новых требований ФГОС в сочетании с методикой организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в русле этих учебных дисциплин. С точки зрения практико-ориентированного обучения на этих курсах слушатели получат представление о том, как организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников и на уроках, и во внеурочной деятельности, как выполнять разнообразные проекты, как грамотно руководить этим процессом, используя новые идеи, новые педагогические технологии.
Модуль курсов повышения квалификации учителей начальных классов может содержать такие разделы, как:
- методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка (то есть на уроках русского языка и во внеурочной деятельности по русскому языку);
- методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения литературного чтения;
- методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения математики;
- методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»;
- методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения предметов эстетического цикла (если есть необходимость, то можно разделить художественный труд, изобразительное искусство и музыку).
В каждом разделе должны быть предусмотрены темы, посвященные организации учебно-исследовательской деятельности, и на уроке по данной учебной дисциплине, и во внеурочной деятельности по ней. Перечисленные разделы могут варьироваться в зависимости от требований региона, от запросов слушателей и т.п.
Заключение. Модернизация педагогического образования с опорой на модульный принцип проектирования программ обучения дает возможность осуществить подготовку учителей начальных классов к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников путем включения в модули соответствующих разделов по выбору. Сколько их будет и в какие именно модули включать в данные разделы – это может решаться на региональном уровне и на уровне образовательного учреждения.
В системе повышения квалификации учителей начальных классов необходима разработка курсов с данной направленностью и с опорой на тот же модульный принцип построения программы курсов. Это позволит повысить эффективность процесса повышения квалификации учителей начальных классов и выведет их на новый уровень профессиональной компетентности.