Активная жизненная позиция молодежи в современном мире является неотъемлемой частью развития социума. Значительную роль в формировании жизненной позиции молодого человека играют высшие учебные заведения, являясь центрами воспитания и развития личности. Одним из основных направленностей деятельности вуза является воспитательная работа, нацеленная на профессиональное и гражданское воспитание, базирующееся на системе профессиональных, социально-управленческих, коммуникативных знаний и умений. Эффективным инструментом реализации воспитательной работы в вузе являются студенческие объединения.
Термин «Студенческое объединение» в вузах стал использоваться сравнительно недавно как добровольное объединение студентов, направленное на совместное решение вопросов по повышению качества студенческой жизни. Студенческое объединение является такой формой самоуправления, которая позволяет молодому поколению активно участвовать в жизни вуза, а также применять возможности управленческой деятельности для саморазвития и самореализации. Студенты вузов совершенно легко и независимо определяют степень участия и коллектив студентов в объединении [1; 2].
Таким образом, участие обучающихся в работе студенческих объединений профессиональной направленности позволяет решать как вопросы воспитания, так и формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования: исследовать передовой опыт, спроектировать и реализовать эффективную систему студенческих объединений, нацеленную на решение проблем профессионального становления студентов вузов. Предложить актуальные направления развития студенческих объединений вузов.
Материал и методы исследования. Общий интерес является главной связующей для системы взаимоотношений и связей внутри молодёжных объединений. Студенческое объединение представляет собой объединение студентов добровольного характера, которое направлено на коллективное решение вопросов по улучшению условий жизни студентов [3]. Управленческая деятельность даёт возможность студентам принимать активное участие в повышении качества студенческой жизни в вузе. Студенческие объединения действуют в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 № 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «Об общественных объединениях» [4].
Цели и задачи студенческих объединений:
- разработка благоприятных условий, которые помогают формированию и развитию личности через социально-культурную среду;
- формирование у молодого поколения ЗУН в профессиональной деятельности;
- выявление и раскрытие креативной и управленческой возможности каждого студента, а также осуществление посредством участия в деятельности студенческих объединений;
- помощь в осуществлении общественно значимых студенческих инициатив;
- поддержка и развитие традиций студенческих объединений вуза.
Студенческое объединение имеет две важные функции: с одной стороны, это осуществление общественно значимых инициатив молодого поколения, а с другой - это социальная направленность, где происходит личностное саморазвитие и самореализация, как активного гражданина, который принимает участие в управленческой деятельности [5; 6].
Студенческие объединения строятся на принципах, таких как: добровольность, целевая направленность, сплоченность, системность, партнерство, равенство, открытость, гласность, свобода выбора.
На сегодняшний день в России в учебных заведениях имеется большое количество студенческих общественных объединений разных форм, разных уровней и официально и неофициально зарегистрированных студенческих объединений. Студенческие объединения можно разделить на 3 уровня:
1. Академический уровень предполагает студенческие объединения, которые основаны конкретной, отдельной академической группой студентов. Осуществляются под руководством инициативных студентов – лидеров, и помогают им в организации кураторы из преподавательского совета.
2. Факультетский уровень подразумевает формирование студентов из числа факультетов разных курсов, которые основываются на сообществах академического уровня. Такие молодежные объединения участвуют в межфакультетских мероприятиях, а также решают проблемы разной ориентированности.
3. Общеуниверситетский уровень – это форма организации молодежных сообществ, принимающих участие в деятельности разных факультетов (Профсоюзная организация и др.). Данная форма студенческих объединений тесно взаимодействует с администрацией учебных заведений, решая различные проблемы [7; 8].
Рассмотрим структуру и организацию работы студенческих объединений на примере ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина» (Н. Новгород) (Мининский университет). В вузе существует объединенный совет обучающихся (ОСО), включающий значительное количество студенческих объединений (СО). Целью объединенного совета является реализация самостоятельной, ответственной, коллективной деятельности студентов, направленной на разрешение социальных, профессиональных, творческих проблем и поиск форм для успешной самореализации и саморазвития личности обучающихся.
Основные цели и задачи ОСО:
— содействие в организации досуга и отдыха всем СО;
— разработка и реализация социально значимых студенческих инициатив;
— помощь органам управления вуза в реализации миссии университета;
— оказание помощи студентам вуза в различных направлениях (информационной, методической, консультационной и др.);
— взаимодействие со структурными подразделениями вуза по работе со студентами;
— организация сотрудничества с органами студенческого объединения и общественными формированиями молодого поколения других вузов;
— представление интересов молодёжи в процессе помощи в управлении вузом, защита их прав и интересов.
Студенческие объединения Мининского университета объединены в восемь тематических групп, таких как:
- наука и инновации (научно-исследовательское студенческое объединение «Изучение и охрана биологического разнообразия», коворкинг, научное студенческое общество «Роза ветров», управленческие и экономические инновации и др.);
- профессиональные компетенции (студенческий педагогический отряд «Фортуна», педагогическое созвездие, студенческий педагогический отряд «Фокус» и др.);
- культура и творчество (студенческий творческий центр, литературный абонемент: через творчество к знаниям);
- студенческий спорт и ЗОЖ (студенческий спортивный клуб «Fiery Wolves», туристский клуб «Квадратный медведь»);
- волонтерское и социальное проектирование (развиваем, обучаем – педагогические инновации, студенческое объединение «Территория возможностей», Студенческое объединение «Территория возможностей» и др.);
- историко-патриотическое воспитание (Aeterna urbs («Вечный город»));
- межкультурное сотрудничество (Немецкий разговорный клуб Sprachcafé, Дискуссионный клуб «Колокол»);
- социальные стандарты и права студентов (Дискуссионный клуб «Колокол», Совет студенческих инициатив и др.);
- студенческие информационные ресурсы (Студенческое телевидение Мининского университета «Minin STV», Студенческая газета факультета физической культуры и спорта «Спорт-факс»).
ОСО формирует пространство совместной деятельности для всех студенческих объединений вуза путем координации их деятельности. Совместная деятельность обогащает обучающихся новыми идеями, открывает перед молодым поколением новые возможности совместного творчества.
Одним из молодых студенческих объединений Мининского университета является объединение «Территория возможностей», участвующее в реализации проекта «Социально-образовательная среда «Территория возможностей»». Проект предполагает создание региональной системы образовательного и социального партнерства в открытом общественном пространстве. Реализация проекта вносит вклад в решение проблемы недостаточности научно-педагогических кадров, обеспечивающих подготовку обучающихся к проектной деятельности, и ослабленности социальных связей поколенческих общностей на региональном уровне [9].
Реализация проекта предполагает создание на базе университета центра для лиц различного возраста, реализующего курсы дополнительного образования, образовательные мероприятия и социальные проекты образовательной направленности и др. Работа такого центра при вузе требует активного участия студенческой молодежи. Эту задачу решает студенческое объединение «Территория возможностей». В состав объединения вошли студенты педагогических направлений подготовки. Координатор объединения Хижная А.В. (к.п.н., доцент, заместитель декана по воспитательной работе факультета управления и социально-технических сервисов). Председатель объединения Козлова Е.А. – магистрант Мининского университета.
Логика реализации проекта предусматривает на пилотном этапе:
- подготовку студентов-волонтеров к реализации социальных образовательных проектов с лицами различных возрастных групп.
На этапе реализации проекта:
- проведение широкого спектра образовательных мероприятий для лиц различного возраста в соответствии с их запросами и возможностями ресурсной базы образовательных организаций. Ниже на рисунке показана реализация проекта «Территория возможностей».
Реализация проекта «Территория возможностей»
Результаты. Студенческое объединение «Территория возможностей» позволило включить студентов в общественно значимую деятельность путем реализации интеллектуального и творческого потенциала молодёжи в интересах социально-экономического развития региона.
Целью объединения является создание условий для реализации социально- образовательной деятельности талантливой и активной молодежи в открытой образовательной среде.
Задачи СО «Территория возможностей»:
1. Сформировать компетенции, обеспечивающие реализацию социальной проектной деятельности по реализации молодёжных инициатив.
2. Организовать участие в PR-кампании по продвижению проекта «Социально-образовательная среда "Территория возможностей"».
3. Обеспечить разработку и реализацию молодежных социальных проектов в области: дополнительного образования; профориентационной деятельности; социальной адаптации; личной информационной безопасности; финансовой грамотности; творчества и др.
4. Организовать участие студентов в волонтерской деятельности по развитию открытых общественных пространств города Н. Новгорода и Нижегородской области.
5. Создать условия для взаимодействия с администрацией вуза, образовательными и общественными организациями, органами муниципального управления на базе центра «Территория возможностей».
6. Сформировать навыки межличностной и межкультурной коммуникации.
7. Организовать участие в конкурсных мероприятиях и получить возможность перспективного трудоустройства на передовых предприятиях Нижегородского региона.
Студенты – участники проекта на пилотном этапе стали слушателями курсов: «Социальная проектная деятельность», «3D-моделирование» и «Робототехника 21 века». Выбор курсов обусловлен необходимостью включения обучающихся в процесс социального проектирования, с одной стороны, и подготовкой их к трансляции наиболее востребованной в современной образовательной среде информации. С участием студентов весной 2018 г. были проведены образовательные мероприятия для различных категорий участников. Для лиц пожилого возраста: курсы компьютерной грамотности, мастер-класс «Кулинарные хитрости» и др. Для школьников: «Дом для скворца», мастер-класс «Цвети, весна» и др. Студенты приняли участие в региональном проекте «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы.
Выводы. Реализация проекта «Открытая социально-образовательная среда "Территория возможностей"» и работа студентов в одноименном объединении вносит вклад в удовлетворение потребности людей разных поколений, реализует идеи парадигмы высшего образования: доступность, непрерывность, тесная связь с профессиональной деятельностью – «образование через всю жизнь», обеспечивает комфортные условия для жизни граждан различного возраста на территории области. Предложенные подходы позволят скомпенсировать дефициты системы образования Нижегородского региона, определить пути решения выявленных проблем.
Таким образом, полученный опыт организации работы студенческих объединений позволяет утверждать, что предложенные подходы к организации деятельности студентов являются эффективными и позволяют не только удовлетворять образовательные и творческие потребности обучающихся, но и способствовать социальному развитию региона в целом.