В качестве одной из стратегических целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, что является важным фактором обеспечения национальной безопасности России. В то же время процесс обеспечения доступности качественного общего образования возможен в условиях постоянного развития образовательных систем (региональных, муниципальных, институциональных), что осуществляется в условиях ведения указанными системами экспериментальной и (или) инновационной деятельности [1]. В психолого-педагогических исследованиях по вопросам инновационной деятельности в сфере образования термин «инновация» часто отождествляется с понятиями «изменение», «совершенствование», «реформа». Соответственно возникает необходимость в определении особенностей научно-методического сопровождения инновационной деятельности с учетом специфики Челябинской области как промышленного региона.
Цель исследования
Бесспорно, понятие «инновация» давно и прочно вошло в педагогическую действительность. В то же время, как отмечает Г. Досс (Henry Doss), инновационная наука до сих пор находится в зачаточном состоянии [2]. В нормативном поле сферы образования Российской Федерации появилось такое понятие, как «инновационная инфраструктура», под которой понимаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы и признанные федеральными или региональными инновационными площадками. При этом проблемой является определение ориентиров в развертывании инновационной деятельности в сфере общего образования. Хотя в законодательстве указана необходимость осуществления указанного рода деятельности в части совершенствования учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического и иного обеспечения системы общего образования [1]. В этой связи возникает необходимость определения особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования на региональном уровне.
Материалы и методы исследования
При определении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами использовались аналитические методы, в том числе контент-анализ, анализ научных публикаций по рассматриваемой проблематике [3-6].
Государственная политика в области развертывания инноваций в настоящее время регулируется положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации и определяет перспективы развития инновационной инфраструктуры через создание и совершенствование ее объектов, информационную поддержку инновационной деятельности. Существенное внимание в указанной стратегии уделено задаче формирования у граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса и имущественного положения компетенций инновационной деятельности, среди которых можно выделить:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
В указанном контексте совершенно очевидно можно рассматривать систему образования, как:
− во-первых, ключевой источник формирования и развития человеческого капитала;
− во-вторых, источник инновационных технологических решений [7].
Иным основанием для развертывания инноваций является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой сказано о том, что «произошло изменение модели повестки дня для исследований и разработок. Повестка теперь формируется как реакция науки на "большие вызовы"». Как отмечают В.С. Басюк, О.А. Феофанова, «большие вызовы» – это «не просто проблемы и возможности, а принятые и признанные самым важным делом в определенной временной перспективе. Для российской науки этот вызов заключается еще и в том, насколько быстро она меняется организационно и инструментально, насколько она способна порождать новые виды деятельности и создавать новые институты. В отношении к системе образования данный вопрос может быть поставлен как вопрос об изменении базовых видов деятельности школьников: кроме учебной, например, появляются исследовательская, проектная, изобретательская; а также вопрос изменения системы управления знаниями в целом и "предметной упаковки" содержания образования в частности» [8].
Научно-методическое сопровождение мы рассматриваем как научно обоснованный, специально организованный процесс взаимодействия субъектов сопровождения, направленный на преодоление профессиональных затруднений и удовлетворение профессиональных потребностей работников образования. При этом представляется, что важным элементом данного процесса является организация взаимодействия участников процесса сопровождения. Бесспорно, подобное понимание процессов развертывания научно-методического сопровождения инновационной деятельности определяет широкий спектр направлений его реализации на федеральном и региональном уровнях. В частности, говоря о научно-методическом сопровождении развития инновационной инфраструктуры общего образования, к таким направлениям целесообразно отнести разработку и апробацию:
1) нового содержания общего образования, форм и методов обучения в общеобразовательных организациях;
2) новых методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы общего образования;
3) механизмов управления образованием на различных уровнях.
Иными словами, при определении направлений научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования следует учитывать абсолютно все аспекты развития системы образования. В связи с этим при выделении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами был использован комплексный подход. Это позволяет представить научно-методическое сопровождение рассматриваемого процесса в единстве его социальной, психологической и педагогической составляющих на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности разнохарактерных факторов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный в контексте реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» анализ информации, размещенной в открытом доступе, позволил выделить ключевые направления указанного сопровождения. Объектом аналитической деятельности явились материалы, размещенные на сайтах образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; органа государственной власти, осуществляющей управление в сфере образования на территории Челябинской области. В частности, среди ключевых направлений выделены такие позиции, как:
- реализация регионального образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП», в том числе Концепции образовательного технопарка «ТЕМП»;
- совершенствование региональной системы оценки качества общего образования, в том числе на основе использования механизмов независимой оценки;
- развитие образовательной среды, обеспечивающей выявление и поддержку одарённых и перспективных детей;
- управление качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- развитие доступной безбарьерной образовательной среды и инклюзивного образования, в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
- современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения.
Представленные приоритеты обеспечивают признание общего образования в качестве ведущего направления реализации политики региона в социально-экономической сфере, что обеспечит рост удовлетворённости граждан предоставляемыми услугами. Общее образование признается важнейшим социокультурным институтом. Все это обеспечивает жителей региона равным доступом к получению качественного образования как основы самореализации личности, положительной мотивации к получению образования, а также социальной и профессиональной самореализации [9].
В результате выделенные выше позиции определили специфику инновационной инфраструктуры системы общего образования Челябинской области. В частности, она представляет собой совокупность субъектов – образовательных организаций, специфика деятельности которых отражена в таблице.
Специфика инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области
Субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования |
Особенности деятельности субъектов региональной инновационной инфраструктуры общего образования |
8 общеобразовательных организаций, имеющих статус федеральных инновационных площадок (далее – ФИП) |
- реализуют инновационные проекты по направлениям: 1) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов»; 2) «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» |
72 общеобразовательные организации, имеющие статус региональных инновационных площадок (далее – РИП) |
- созданы и функционируют для отработки технологий и содержания: 1) управления качеством общего образования; 2) развития естественно-математического и технологического образования; 3) развития социальной активности детей и молодежи в условиях общего и дополнительного образования; 4) формирования инфраструктуры чтения |
10 образовательных технопарков |
- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания общего и дополнительного образования |
Сеть образовательных организаций – базовых (опорных) площадок |
- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания образования для различных категорий обучающихся (дети, проявившие выдающиеся способности; дети с ограниченными возможностями здоровья и др.), а также по актуальным вопросам управления общим образованием |
Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок, особенности деятельности которых отражены в таблице, представлена на рисунке.
Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок
Челябинской области
Представленные субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования обеспечивают, с одной стороны, социально-экономическое развитие региона, с другой – продвижение региональной системы общего образования на уровне Российской Федерации. Соответственно они образуют такую взаимосвязанную совокупность, которая имеет подчиненное положение относительно главных задач системы общего образования и обеспечивает достижение новых образовательных результатов [12]. Кроме того, данная инфраструктура способствует проявлению инноваций на институциональном уровне (на уровне образовательных организаций), обеспечивая их инновационный поиск и популяризацию получаемых результатов [12].
Соответственно, в контексте развития инновационной инфраструктуры общего образования актуальным является вопрос о поддержке ее субъектов. В Челябинской области указанная поддержка осуществляется на основе апробации технологий научно-методического сопровождения реализации инновационных проектов.
Рассматривая вопрос о роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования, Е.В. Коротаева выделяет три основные формы совместной деятельности партнеров-участников научно-методического сопровождения: манипуляция, со-участие, сотрудничество [13]. При этом эффективной формой научно-методического сопровождения является сотрудничество, поскольку оно характеризуется наиболее продуктивными отношениями между участниками-партнерами:
- открытым, согласованным и принятым партнерами-участниками целеполаганием;
- осознанной мотивацией к деятельности;
- открытым, согласованным по принципу «от каждого – по способностям» распределением действий;
- согласованным с целями, по принципу «каждому – по труду» распределением результатов;
- обязательной, осознанной, ориентированной на тактику и стратегию взаимодействия партнеров-участников коррекцией действий в процессе сопровождения;
- осознанной, определяемой перспективой (стратегией) взаимодействия партнеров-участников готовностью к дальнейшему сотрудничеству.
Другими словами, сотрудничество в научно-методическом сопровождении подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов [13].
Именно с учетом выше названных позиций осуществляется научно-методическое сопровождение образовательных организаций, имеющих статус федеральных и региональных инновационных площадок, реализующих инновационные научно-прикладные проекты и программы по различным аспектам управленческой и педагогической деятельности на территории Челябинской области. Научно-методическое сопровождение, осуществляющееся в равноправном сотрудничестве, закрепляется соглашениями о сотрудничестве. Данным соглашением стороны устанавливают между собой организационные и информационные связи, выражают стремление к объединению своих усилий в целях сотрудничества в части развертывания научно-прикладных исследований в сфере образования. Усилия объединяются для получения научно-методической поддержки, включающей в себя консультационную и информационную составляющие деятельности при реализации конкретного инновационного научно-прикладного проекта.
Основной целью сотрудничества в рассматриваемом контексте является обеспечение взаимодействия в методической, экспертно-аналитической и научно-исследовательской работе. Обязательной частью соглашения является календарный план совместной работы, в котором на паритетных началах распределяются полномочия и ответственность за совместную реализацию инновационного проекта. Кроме того, такая форма научно-методического сопровождения развития региональной инновационной инфраструктуры общего образования позволяет оперативно и результативно распространять инновационные практики в областной образовательной системе.
Неотъемлемой частью научно-методического сопровождения также рассматривается применение практики проведения предварительной профессионально-общественной экспертизы инновационных проектов с целью определения их значимости и востребованности другими образовательными организациями региона. Для экспертизы привлекаются члены регионального учебно-методического объединения в системе общего образования.
Немаловажное значение для научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры системы общего образования, на наш взгляд, имеет организация сетевого взаимодействия с использованием регионального интернет-ресурса «Сеть научно-прикладных проектов» [14], которое представляет собой специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов. Использование возможностей виртуального пространства позволяет:
- объединить научно-методические ресурсы образовательных организаций;
- обеспечить разработку и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности;
- организовать при минимальных затратах профессионально-общественную экспертизу данных продуктов;
- предоставить возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций.
Иными словами, данный ресурс позволяет осуществлять обмен лучшими практиками субъектов инновационной инфраструктуры и способствует популяризации этих практик в региональной образовательной системе.
Выводы
Таким образом, научно-методическое сопровождение развития инновационной инфраструктуры общего образования представляет собой специально организованный процесс взаимодействия образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты (программы) и признанных федеральными или региональными инновационными площадками, направленный на преодоление у педагогических работников указанных организаций профессиональных затруднений и удовлетворение их профессиональных потребностей. Особенности взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры зависят от приоритетных направлений развития региональной системы образования. При этом научно-методическое сопровождение подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов, что, безусловно, требует дальнейшего изучения.