Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT OF GENERAL EDUCATION’S INNOVATIVE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN CHELYABINSK REGION

Ilina A.V. 1 Koptelov A.V. 1 Mashukov A.V. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
The article describes the features of the scientific and methodological support of the development of the innovative infrastructure of general education, which are typical for the Chelyabinsk region. This aspect is essential in the context of the need to ensure the availability of general education’s quality. As a starting point for the describing of the highlighted problems, the authors have considered the existing legislative aspects governing the specifics of the deployment of innovations in the field of education. In addition, it is noted that the innovative infrastructure is understood as educational organizations which are realized innovative projects or programs and are recognized as federal or regional innovation platforms. This understanding has allowed the authors to consider the concept of "scientific and methodological support of the development of the innovative infrastructure of general education". It is a specially organized process of the interaction between the educational organizations of the Chelyabinsk region, which are realized innovative projects (programs) and recognized as federal or regional innovation platforms. The projects which are implemented by them are aimed at overcoming the professional difficulties of the pedagogical workers of these organizations and at the satisfaction of their professional needs. The specific features of the interaction of the subjects of the innovation infrastructure depend on the priority of the directions of the development of the regional education system. At the same time, the scientific and methodological support implies the most conscious interaction of the participating parties with the division of responsibility for the implementation of the process and the receipt of results.
scientific and methodological support
innovation
general education
innovative activity
innovative infrastructure
federal innovation platform
regional innovation platform
development of professional competences

В качестве одной из стратегических целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, что является важным фактором обеспечения национальной безопасности России. В то же время процесс обеспечения доступности качественного общего образования возможен в условиях постоянного развития образовательных систем (региональных, муниципальных, институциональных), что осуществляется в условиях ведения указанными системами экспериментальной и (или) инновационной деятельности [1]. В психолого-педагогических исследованиях по вопросам инновационной деятельности в сфере образования термин «инновация» часто отождествляется с понятиями «изменение», «совершенствование», «реформа». Соответственно возникает необходимость в определении особенностей научно-методического сопровождения инновационной деятельности с учетом специфики Челябинской области как промышленного региона.

Цель исследования

Бесспорно, понятие «инновация» давно и прочно вошло в педагогическую действительность. В то же время, как отмечает Г. Досс (Henry Doss), инновационная наука до сих пор находится в зачаточном состоянии [2]. В нормативном поле сферы образования Российской Федерации появилось такое понятие, как «инновационная инфраструктура», под которой понимаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы и признанные федеральными или региональными инновационными площадками. При этом проблемой является определение ориентиров в развертывании инновационной деятельности в сфере общего образования. Хотя в законодательстве указана необходимость осуществления указанного рода деятельности в части совершенствования учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического и иного обеспечения системы общего образования [1]. В этой связи возникает необходимость определения особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования на региональном уровне.

Материалы и методы исследования

При определении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами использовались аналитические методы, в том числе контент-анализ, анализ научных публикаций по рассматриваемой проблематике [3-6].

Государственная политика в области развертывания инноваций в настоящее время регулируется положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации и определяет перспективы развития инновационной инфраструктуры через создание и совершенствование ее объектов, информационную поддержку инновационной деятельности. Существенное внимание в указанной стратегии уделено задаче формирования у граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса и имущественного положения компетенций инновационной деятельности, среди которых можно выделить:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

В указанном контексте совершенно очевидно можно рассматривать систему образования, как:

− во-первых, ключевой источник формирования и развития человеческого капитала;

− во-вторых, источник инновационных технологических решений [7].

Иным основанием для развертывания инноваций является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой сказано о том, что «произошло изменение модели повестки дня для исследований и разработок. Повестка теперь формируется как реакция науки на "большие вызовы"». Как отмечают В.С. Басюк, О.А. Феофанова, «большие вызовы» – это «не просто проблемы и возможности, а принятые и признанные самым важным делом в определенной временной перспективе. Для российской науки этот вызов заключается еще и в том, насколько быстро она меняется организационно и инструментально, насколько она способна порождать новые виды деятельности и создавать новые институты. В отношении к системе образования данный вопрос может быть поставлен как вопрос об изменении базовых видов деятельности школьников: кроме учебной, например, появляются исследовательская, проектная, изобретательская; а также вопрос изменения системы управления знаниями в целом и "предметной упаковки" содержания образования в частности» [8].

Научно-методическое сопровождение мы рассматриваем как научно обоснованный, специально организованный процесс взаимодействия субъектов сопровождения, направленный на преодоление профессиональных затруднений и удовлетворение профессиональных потребностей работников образования. При этом представляется, что важным элементом данного процесса является организация взаимодействия участников процесса сопровождения. Бесспорно, подобное понимание процессов развертывания научно-методического сопровождения инновационной деятельности определяет широкий спектр направлений его реализации на федеральном и региональном уровнях. В частности, говоря о научно-методическом сопровождении развития инновационной инфраструктуры общего образования, к таким направлениям целесообразно отнести разработку и апробацию:

1) нового содержания общего образования, форм и методов обучения в общеобразовательных организациях;

2) новых методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы общего образования;

3) механизмов управления образованием на различных уровнях.

Иными словами, при определении направлений научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования следует учитывать абсолютно все аспекты развития системы образования. В связи с этим при выделении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами был использован комплексный подход. Это позволяет представить научно-методическое сопровождение рассматриваемого процесса в единстве его социальной, психологической и педагогической составляющих на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности разнохарактерных факторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный в контексте реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» анализ информации, размещенной в открытом доступе, позволил выделить ключевые направления указанного сопровождения. Объектом аналитической деятельности явились материалы, размещенные на сайтах образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; органа государственной власти, осуществляющей управление в сфере образования на территории Челябинской области. В частности, среди ключевых направлений выделены такие позиции, как:

- реализация регионального образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП», в том числе Концепции образовательного технопарка «ТЕМП»;

- совершенствование региональной системы оценки качества общего образования, в том числе на основе использования механизмов независимой оценки;

- развитие образовательной среды, обеспечивающей выявление и поддержку одарённых и перспективных детей;

- управление качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- развитие доступной безбарьерной образовательной среды и инклюзивного образования, в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

- современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения.

Представленные приоритеты обеспечивают признание общего образования в качестве ведущего направления реализации политики региона в социально-экономической сфере, что обеспечит рост удовлетворённости граждан предоставляемыми услугами. Общее образование признается важнейшим социокультурным институтом. Все это обеспечивает жителей региона равным доступом к получению качественного образования как основы самореализации личности, положительной мотивации к получению образования, а также социальной и профессиональной самореализации [9].

В результате выделенные выше позиции определили специфику инновационной инфраструктуры системы общего образования Челябинской области. В частности, она представляет собой совокупность субъектов – образовательных организаций, специфика деятельности которых отражена в таблице.

 

Специфика инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области

Субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования

Особенности деятельности субъектов региональной инновационной инфраструктуры общего образования

8 общеобразовательных организаций, имеющих статус федеральных инновационных площадок (далее – ФИП)

- реализуют инновационные проекты по направлениям:

1) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов»;

2) «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования»

72 общеобразовательные организации, имеющие статус региональных инновационных площадок (далее – РИП)

- созданы и функционируют для отработки технологий и содержания:

1) управления качеством общего образования;

2) развития естественно-математического и технологического образования;

3) развития социальной активности детей и молодежи в условиях общего и дополнительного образования;

4) формирования инфраструктуры чтения

10 образовательных технопарков

- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания общего и дополнительного образования

Сеть образовательных организаций – базовых (опорных) площадок

- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания образования для различных категорий обучающихся (дети, проявившие выдающиеся способности; дети с ограниченными возможностями здоровья и др.), а также по актуальным вопросам управления общим образованием

 

Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок, особенности деятельности которых отражены в таблице, представлена на рисунке.

Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок

Челябинской области

Представленные субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования обеспечивают, с одной стороны, социально-экономическое развитие региона, с другой – продвижение региональной системы общего образования на уровне Российской Федерации. Соответственно они образуют такую взаимосвязанную совокупность, которая имеет подчиненное положение относительно главных задач системы общего образования и обеспечивает достижение новых образовательных результатов [12]. Кроме того, данная инфраструктура способствует проявлению инноваций на институциональном уровне (на уровне образовательных организаций), обеспечивая их инновационный поиск и популяризацию получаемых результатов [12].

Соответственно, в контексте развития инновационной инфраструктуры общего образования актуальным является вопрос о поддержке ее субъектов. В Челябинской области указанная поддержка осуществляется на основе апробации технологий научно-методического сопровождения реализации инновационных проектов.

Рассматривая вопрос о роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования, Е.В. Коротаева выделяет три основные формы совместной деятельности партнеров-участников научно-методического сопровождения: манипуляция, со-участие, сотрудничество [13]. При этом эффективной формой научно-методического сопровождения является сотрудничество, поскольку оно характеризуется наиболее продуктивными отношениями между участниками-партнерами:

- открытым, согласованным и принятым партнерами-участниками целеполаганием;

- осознанной мотивацией к деятельности;

- открытым, согласованным по принципу «от каждого – по способностям» распределением действий;

- согласованным с целями, по принципу «каждому – по труду» распределением результатов;

- обязательной, осознанной, ориентированной на тактику и стратегию взаимодействия партнеров-участников коррекцией действий в процессе сопровождения;

- осознанной, определяемой перспективой (стратегией) взаимодействия партнеров-участников готовностью к дальнейшему сотрудничеству.

Другими словами, сотрудничество в научно-методическом сопровождении подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов [13].

Именно с учетом выше названных позиций осуществляется научно-методическое сопровождение образовательных организаций, имеющих статус федеральных и региональных инновационных площадок, реализующих инновационные научно-прикладные проекты и программы по различным аспектам управленческой и педагогической деятельности на территории Челябинской области. Научно-методическое сопровождение, осуществляющееся в равноправном сотрудничестве, закрепляется соглашениями о сотрудничестве. Данным соглашением стороны устанавливают между собой организационные и информационные связи, выражают стремление к объединению своих усилий в целях сотрудничества в части развертывания научно-прикладных исследований в сфере образования. Усилия объединяются для получения научно-методической поддержки, включающей в себя консультационную и информационную составляющие деятельности при реализации конкретного инновационного научно-прикладного проекта.

Основной целью сотрудничества в рассматриваемом контексте является обеспечение взаимодействия в методической, экспертно-аналитической и научно-исследовательской работе. Обязательной частью соглашения является календарный план совместной работы, в котором на паритетных началах распределяются полномочия и ответственность за совместную реализацию инновационного проекта. Кроме того, такая форма научно-методического сопровождения развития региональной инновационной инфраструктуры общего образования позволяет оперативно и результативно распространять инновационные практики в областной образовательной системе.

Неотъемлемой частью научно-методического сопровождения также рассматривается применение практики проведения предварительной профессионально-общественной экспертизы инновационных проектов с целью определения их значимости и востребованности другими образовательными организациями региона. Для экспертизы привлекаются члены регионального учебно-методического объединения в системе общего образования.

Немаловажное значение для научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры системы общего образования, на наш взгляд, имеет организация сетевого взаимодействия с использованием регионального интернет-ресурса «Сеть научно-прикладных проектов» [14], которое представляет собой специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов. Использование возможностей виртуального пространства позволяет:

- объединить научно-методические ресурсы образовательных организаций;

- обеспечить разработку и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности;

- организовать при минимальных затратах профессионально-общественную экспертизу данных продуктов;

- предоставить возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций.

Иными словами, данный ресурс позволяет осуществлять обмен лучшими практиками субъектов инновационной инфраструктуры и способствует популяризации этих практик в региональной образовательной системе.

Выводы

Таким образом, научно-методическое сопровождение развития инновационной инфраструктуры общего образования представляет собой специально организованный процесс взаимодействия образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты (программы) и признанных федеральными или региональными инновационными площадками, направленный на преодоление у педагогических работников указанных организаций профессиональных затруднений и удовлетворение их профессиональных потребностей. Особенности взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры зависят от приоритетных направлений развития региональной системы образования. При этом научно-методическое сопровождение подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов, что, безусловно, требует дальнейшего изучения.