Динамичность экономичных и социокультурных процессов в обществе обуславливает изменения в сфере образования. Развитие информационных технологий привело к появлению электронного обучения, в ходе которого происходит обучение на расстоянии, когда нет прямого контакта между преподавателем и студентом, а контакт обеспечивается при помощи информационно-компьютерных технологий. Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации.
Целью нашего исследования является изучение возможности развития электронного обучения в нашей стране, в том числе и возможности создания виртуальных университетов.
Материалы и методы исследования. В работе нами использовались такие методы, как анализ и систематизация научно-методической литературы и метод моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Основными странами, которые в настоящее время экспортируют услуги по обучению в Интернете, являются: Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Австралия и Канада. В Соединенных Штатах электронное обучение растет с головокружительной скоростью. Издательские гиганты вкладывают значительные средства в дистанционное образование. Виртуальный университетский городок является крупнейшим образовательным порталом в Интернете, он выпустил более 500 качественных курсов по низкой цене. В Австралии Национальная программа обучения и гибкого обучения представляет собой пятилетний стратегический план с финансированием 22,4 млн евро в год. Из всех студентов австралийских университетов 14% (или 95 300 человек) получают дистанционное образование. В Новой Зеландии правительство создало руководящий комитет по электронному обучению, состоящий из девяти экспертов. Комитет консультирует правительство по действиям, которые должны быть выполнены для содействия, развития и координации дистанционного обучения. Экспорт услуг образования в Новой Зеландии оценивается в пределах от 380 до 560 млн евро в год. В Канаде образование находится в юрисдикции провинций. Большинство провинций определили электронное обучение как приоритетное. 57% канадских колледжей и университетов предлагают онлайн-курсы (от 1 до 340 курсов на каждое учреждение), в общей сложности около 3000 курсов. В Японии парламент принял основополагающий закон об обучении в сетевом обществе посредством передовых телекоммуникационных технологий: «Основной закон об ИТ». Этот закон вступил в силу 6 января 2001 года. В Великобритании британское правительство вкладывает значительные средства и концентрирует свои ресурсы на двух инициативах: University for Industry и UK Universities Worldwide.
Европейское сообщество реализует план действий в области электронного обучения. В мае 2000 года были созданы три рабочие группы: с государствами-членами, в рамках Европейской комиссии и с промышленниками. Утверждение Советом европейских министров образования от 12 февраля 2001 года доклада «О конкретных будущих задачах систем образования и обучения» позволяет разработать общий план действий. Таким образом, все страны быстро отреагировали на развитие открытого и дистанционного обучения, выделив крупные кредиты и создав необходимые структуры для поддержки и организации своего развития [1].
По данным исследования Всемирного экономического форума, Россия находится лишь на 71-м месте (из числа 75 развитых стран) по использованию новых технологий в образовании. Эксперты отмечают, что до сих пор не более 17% образовательного рынка приходится на дистанционное обучение. Россия позже других стран начала развивать массовое онлайн-обучение, но оно уже прочно вошло в жизнь российских университетов. С помощью дистанционного образования отечественные вузы активно привлекают иностранных абитуриентов и продвигают собственный бренд за рубежом. Дистанционное (электронное) обучение законодательно разрешено Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу, дистанционные образовательные технологии можно использовать при любом формате обучения [2; 3]. Студенты вузов дистанционного обучения по окончании учебного заведения получают диплом государственного образца (если вуз аккредитован) [2]. Национальная образовательная платформа с онлайн-курсами лучших отечественных университетов открылась в России 1 сентября 2015 года. Платформа получила название «Открытое образование»; сейчас на ней доступно 230 курсов, а число зарегистрированных слушателей превышает 390 тыс. Массовые открытые онлайн-курсы способствуют распространению результатов исследовательской деятельности вуза, изучению и оценке новых методик преподавания и обучения. Вариантов получения дистанционного обучения в России достаточно много:
- Различные краткосрочные курсы. Это отличный вариант для тех, кто хочет углубить знания и повысить свой уровень в какой-то конкретной области.
- Межвузовские учебные центры. Как правило, такие центры не привязаны к какому-либо вузу и предлагают различные варианты дистанционных программ. Но это не полноценное высшее образование, а, скорее, возможность повысить уже имеющуюся квалификацию.
- Интернет-ресурсы. Такие ресурсы могут предлагать как отдельные курсы, так и получение полного высшего образования.
- Программы вузов. Одним из основоположников дистанционного обучения в России считается Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в 2015 году присоединенный к РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Электронное обучение имеет целый ряд преимуществ. Электронное обучение открыто для всех, имеется доступ к информации и знаниям без ограничений. Обучение происходит на месте, а это экономит время, деньги, и позволяет выбрать оптимальные условия обучения (например, дома). Это преимущество очень полезно для людей с ограниченными возможностями. Преподаватель может обращаться к большому числу учащихся, сохраняя индивидуальные отношения с каждым из них, при этом учащийся принимает активное участие в тренинге.
Электронное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации. Оно основано на интерактивных мультимедийных решениях, которые привлекают внимание учащегося, стимулируют его способности к пониманию и интерпретации результатов обучения [4; 5]. Мультимедийные решения могут быть следующих типов: аудио (собеседник, имитируемый компаньон); изображение (графика, рисунок, эскиз, модель); видео (видеофайл, видеоконференция); текст с ссылками, позволяющий проконсультироваться с другими документами для анализа и интерпретации изображений, музыки, звуков или видеороликов и для дальнейшего уточнения текстового контента.
В настоящее время многие компании наращивают свое международное присутствие, и электронное обучение является эффективным решением для быстрого обучения большого числа сотрудников по всему миру. Во время обучения учащийся может в каждый момент оценить свою степень овладения новыми навыками. В рамках электронного обучения можно достаточно реактивно изменить содержание обучения или методы обучения для содействия приобретению знаний [6].
Недостатками электронного обучения являются физическое отсутствие преподавателя; технические проблемы, связанные с работой систем обучения (нарушение сети связи, сбой компьютеров, терминалов или серверов, атака электронных документов курса вирусами или хакерами и т.д.). Электронное обучение, как мы видим, имеет много преимуществ. Ближайшее будущее увидит переход от традиционного обучения к среде дистанционного обучения [7].
На протяжении многих лет дистанционное обучение способствовало созданию системы образования во всем мире. Университеты должны адаптироваться к участию в новых образовательных стратегиях. Создание виртуального университета должно быть направлено на достижение следующих целей: позволить учащимся интегрировать новые информационные и коммуникационные технологии (НИКТ) в их обучение; удовлетворить запросы на доступ к постоянно обновляемым знаниям; содействовать новому типу отношений между студентами и между студентами и преподавателями; содействовать совместному обучению; реагировать на растущий спрос на обучение; увеличить материальные ресурсы образовательной сети путем интеграции домашних компьютеров студентов, преподавателей и других сотрудников виртуального университета [8; 9].
С целью качественной организации обучения в виртуальном университете необходимо разработать: базу данных, обеспечивающую онлайн-регистрацию студентов; персонализированный доступ к сайту курса; получение контрольных и экзаменационных работ по электронной почте или форме HTML; компьютерную коррекцию тестов; запись и архивирование всех работ; отображение отдельных результатов и средних значений группы; консультации студентов по поводу своих работ, рецензированных преподавателем; интегрированный интерфейс для Интернета, конференций, чатов и электронной почты для быстрого управления этими функциями [9].
Реализация виртуального университета требует создания аппаратной и программной инфраструктуры для предоставления целого ряда услуг для клиентов, содействия педагогике и облегчения управления этой информационной системой [1].
Физическая инфраструктура. В качестве интернет-провайдера для своих студентов, преподавателей и сотрудников виртуальный университет должен создать стабильную инфраструктуру, которая предлагает неограниченный доступ в Интернет. Текущая инфраструктура с ее модемами, телефонными линиями, выделенными серверами, несколькими информационными серверами представляет собой набор чрезвычайно эффективных и надежных решений [1].
Программная инфраструктура. Управление сотнями подписчиков требует разработки базы данных, которая реагирует на реальные и конкретные проблемы команды, связанной с ожиданиями клиентов. Создание учетных записей, назначение паролей и создание адресов электронной почты - это автоматические операции, которые виртуальные сотрудники университета должны выполнять без ошибок. Любые технические изменения в виртуальном университете должны сообщаться всем подписчикам или только соответствующей стороне. База данных должна быть использована для ознакомления со списком пользователей, использующих модемы виртуального университета, для определения самых активных и самых пассивных пользователей (по количеству вызовов, часов использования, переданных байтов) и распознавания поведения студентов виртуального университета [10].
Для преподавателей виртуальный университет - это место для обучения и экспериментирования, возможность открыть для себя новые способы общения со своими студентами: электронная почта, дискуссионные форумы, видеоконференции. Эти способы обмена создают новую динамику общения и позволяют студентам более активно высказывать своё мнение или задавать вопросы. Для прогрессивно мыслящих преподавателей виртуальный университет - это возможность заниматься образовательными проектами, их реализацией. Всё это предполагает подготовку преподавателей по эффективному использованию ИКТ. С этой целью виртуальный университет может запланировать организацию учебных курсов по цифровой педагогике в партнерстве с зарубежными университетами и компетентными центрами дистанционного обучения [1].
Целевая аудитория виртуальных университетов представлена студентами и различными общественными организациями, которые хотят получить доступ к университетским знаниям, будь то на личной или профессиональной основе [10]. Виртуальный университет может предложить студентам следующие услуги: экономичную интернет-связь для их домашнего компьютера; функциональный адрес электронной почты; полный доступ в Интернет в графическом режиме; доступ к виртуальной библиотеке; помощь в проведении документарных исследований; онлайн-помощь по электронной почте и чату; доступ к веб-страницам преподавателей, на которых студенты могут найти заметки о курсе, информацию для лабораторий, шаблоны для их работы, полезные указатели; коммуникационные возможности для общения с абонентами виртуального университета; возможность загрузки программного обеспечения, полезного для их обучения.
Онлайн-обучение может проходить в разных формах. Продукты электронного обучения могут варьироваться от простой онлайновой передачи текущих презентаций PowerPoint до обширного ассортимента стандартизированного готового программного обеспечения для обучения. Виртуальное обучение также может сочетаться с традиционными формами обучения.
Обучение исключительно онлайн (без преподавателя) - этот вид обучения близок к сервису, предоставляемому компакт-диском или обучающим видео. Обучение исключительно онлайн (с преподавателем) - эта эталонная модель «обучающих порталов» скорее предназначена для широкой публики. В этом случае обучение может быть асинхронным и синхронным.
При асинхронном обучении учащемуся предоставляется доступ к одному или нескольким инструментам (видео, аудиозапись, текст, программное обеспечение для виртуального обучения), которые он будет использовать по своему усмотрению. Далее взаимодействие с преподавателем и членами учебной группы будет проходить посредством электронной почты или дискуссионного форума [4]. Преимущества заключаются в том, что учащиеся могут развиваться в своем собственном темпе; они могут адаптировать порядок, в котором воспринимают элементы курса, пересмотреть и углубить некоторые аспекты курса обучения.
Синхронное обучение характеризуется прямым и реальным взаимодействием между учащимися и преподавателями, оно не исключает возможности виртуального обучения. Например, все учащиеся в группе одновременно взаимодействуют со своим преподавателем и беседуют друг с другом, обмениваясь приложениями, просматривая одни и те же презентации или видеоконференции (веб-трансляции) [6]. Преимущества заключаются в том, что учащиеся активно, в онлайн-режиме, взаимодействуют с преподавателями; модель класса им знакома; можно быстро создать контент, готовый к трансляции; динамика группы устанавливается быстрее.
При смешанном обучении (с онлайн-обучением) перед тем, как пройти традиционное обучение в группе, учащиеся получают оборудование для информационных технологий (Интернет, CD-ROM). Благодаря этому сеанс сокращается, и обучение в группе сосредоточено на углубленном обмене информацией. Между двумя занятиями в группе учащиеся продолжают обучение через структурированные виртуальные обмены и инструменты для совместной работы. Группа встречается в режиме реального времени (синхронный режим: видеоконференция, чат) и продолжает обучение в автономном режиме (дискуссионный форум, обмен посредством электронной почты, учебники). Академические исследования показали, что обучение лучше проходит при смешанной форме; виртуальные классы в реальном времени позволяют учащимся посещать занятия из любого места; формат обучения позволяет учащимся записывать и сохранять материалы, изучаемые во время курса, и возвращаться к ним в случае необходимости [4-7].
Выводы. Таким образом, для дальнейшего развития электронного обучения в нашей стране и создания виртуальных университетов необходимо сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы электронного образования.