Профессиональное обучение является важнейшим институтом, выполняющим функции подготовки вновь принятого на службу сотрудника органов внутренних дел к решению профессиональных задач в сфере борьбы с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, развития способностей непрерывно их совершенствовать. В настоящее время процесс обучения рязанских, вологодских и тамбовских полицейских возложен на профессорско-преподавательский состав Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Это означает качественно новые требования к организации обучения. Теперь некомпетентный специалист, окончивший факультет первоначальной подготовки (далее ФПП), – удар по репутации образовательной организации. Поэтому проблема качественной подготовки вновь принятых на службу сотрудников ОВД заслуживает особого внимания. Для ее решения необходимо комплексно подойти к процессу освоения слушателями знаний и приобщения к новой профессии.
Целью исследования является изучение процесса мотивации к обучению, как эффективного механизма качественной подготовки слушателей.
Материал и методы исследования. В процессе исследования применялись методы научного исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация, абстрагирование); эмпирические (опрос, анкетирование); математические (ранжирование), методы статистического анализа результатов исследования.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о значимости конкретных мотивов обучения для сотрудников МВД России, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, и более подробно раскрыты ниже по тексту.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность. Трудно не согласиться с А.С. Андриановым, что сформированная на этапе первоначальной подготовки устойчивая мотивация является залогом успешного развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Как необходимо мотивировать слушателя, чтобы обучение принесло пользу не только ему, но и обществу? Для этого необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать обучающихся.
Исследователи выделяют ряд специфических факторов, оказывающих положительное влияние на мотивацию обучения в образовательной организации высшего образования [2]:
- Уровень профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава, умение доступно излагать учебный материал.
- Поощрение личной инициативы и творчества.
- Отношения с товарищами (совместность проведения досуга, единство интересов, как следствие, возможность рассчитывать на помощь коллег в процессе обучения и в дальнейшей служебной деятельности).
- Большое количество учебно-методического материала и учебной литературы.
- Развитая материально-техническая база.
Грамотное сочетание форм и методов обучения, высокий уровень организации образовательного процесса оказывают непосредственное влияние на эффективность обучения сотрудников действиям, обеспечивающим успешное выполнение возложенных задач в последующей практической работе [3]. Мотивации слушателей к учебе определяется многими личностными факторами: трудолюбием обучающихся, желанием получить новые знания, необходимые для практической работы, расширить кругозор, притязанием на достижение успеха в службе.
Исследование проводилось на базе федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя» (факультет первоначальной подготовки) в течение 2014-2017 гг. Всего было охвачено 178 слушателей факультета первоначальной подготовки, что позволило получить данные о динамике уровня мотивации указанной категории обучающихся.
Анализ проведенного исследования показывает, что основным побудительным мотивом к обучению среди слушателей ФПП выступает профессиональный мотив – получение профессиональных знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности (средний показатель).
Результаты исследования по группам слушателей из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава за 2017, 2016 и 2014 гг. позволили провести анализ процентного соотношения приоритетности мотивов к обучению по степени их первоочередной значимости.
Профессиональные мотивы в обучении имеют первоочередную значимость (респонденты выделили самые высокие баллы значимости) – для 84% опрошенных слушателей (в 2016 – для 36%, 2014 – 33%). Соотношение значимости остальных мотивов показало:
- коммуникативные мотивы – 77% (2016 – 16%, 2014 – 25%);
- социальные мотивы – для 67% (2016 – 23%, 2014 – 10%);
- учебно-познавательные мотивы – для 60% (2016 – 8%, 2014 – 6%);
- мотивы престижа – для 51% (2016 – 3%, 2014 – 4%);
- мотивы творческой самореализации – для 48% (2016 – 12%, 2014 – 15%);
- мотив избегания – для 30% (2016 – 2%, 2014 – 7%).
Исследования 2016 и 2014 годов показали, что для групп слушателей из числа среднего и старшего начальствующего состава характерно преобладание профессиональных мотивов (в 2016 – 58%, в 2014 – 37%), коммуникативных мотивов обучения (в 2016 – 32%, в 2014 – 37%). Сочетание социальных мотивов обучения составило в 2016 – 32%, в 2014 – 11%. Следующими по степени значимости для слушателей следует выделить учебно-познавательные мотивы (в 2016 и 2014 по 11%), далее – мотивы творческой самореализации (в 2016 – 5%, в 2014 – 11%), мотивы избегания и престижа (для 5% опрошенных они имеют первоочередную значимость).
В 2017 году у данной категории наблюдается увеличение значимости мотивов обучения: коммуникационных мотивов – в 2,6 раза, профессиональных мотивов – в 1,6 раза, учебно-познавательных мотивов – в 6 раз, мотивов творческой самореализации – в 5 раз, мотивов престижа – в 10 раз и мотивов избегания – в 5,3 раза.
Изучение группы слушателей из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава обучающихся выявило, что 48% опрошенных рассматривают профессиональную подготовку, как вполне обычную процедуру, необходимую для освоения профессиональных умений и навыков будущей служебной деятельности. В 2016 и 2014 гг. данный показатель составил 68%.
40% респондентов с удовольствием прошли бы обучение, если бы оно не было установлено в обязательном порядке. В 2016 и 2014 гг. данный показатель составил 21%.
Для 12% мотив обязательности обучения играет существенную роль. В 2016 и 2014 гг. данный показатель составил 16% и 11% для каждого года соответственно. В общей картине исследования степени добровольности обучения и влияния мотива обязательности обучения позволяют сделать вывод о том, что количество лиц, обучающихся «по принуждению», составляет – 46% на всех обучающихся (в 2016 – 47%, в 2014 – 40%).
Доля слушателей, изъявляющих добровольное желание к обучению, независимо от наличия обязательности его прохождения, примерно равно доле всех остальных слушателей – 45% (в 2016 – 37%, в 2014 – 38%).
Результаты проведенного исследования позволили прийти к следующим выводам.
За короткий промежуток времени обучающиеся должны научиться принципиально новому виду профессиональной деятельности, по сравнению с предыдущим трудовым опытом, и освоить профессиональные навыки. Все это обуславливает принципиально иной подход к категории слушателей первоначального обучения, нежели к курсантам. Необходимо учитывать все эти особенности при выборе педагогических приемом и методов работы со слушателями данной категории, что позволит получить наилучшие результаты в организации учебного процесса.
Мотив получения профессиональных знаний и навыков с целью освоения профессии выступает первоочередным мотивом к обучению для слушателей ФПП. Слушателями движет практическая направленность обучения и получение конечного результата в виде сформированных профессиональных знаний и навыков, напрямую влияющих на результативность будущей профессии.
Значительную роль в освоении знаний по новой специальности играет мотив выполнения служебного долга перед обществом и государством и оказания помощи гражданам в сфере защиты от преступных посягательств.
Изменение мотивации в процессе обучения напрямую зависит от категории учебных групп и уровня образования обучающихся. У слушателей с высшим образованием наблюдается рост уровня мотивации по широкому спектру мотивов: профессиональные, социальные, коммуникативные, творческой самореализации. В то время как у слушателей со средним и средним профессиональным образованием наблюдается снижение уровня мотивации по учебно-познавательным и творческим мотивам.
Применительно к особенностям обучения слушателей в системе первоначальной подготовки предлагаем обратить внимание на следующие моменты:
- процесс первоначальной подготовки следует организовать так, чтобы «включить» мотивацию слушателей, т.е., заинтересовать, пробудить в слушателях тягу к знаниям, приобщению к азам профессии и самосовершенстованию;
- если в начале обучения подавляющее большинство относились к первоначальной подготовки с настороженностью, выражали сомнения в целесообразности обучения, то по истечении месяца слушатели проявили интерес к изучаемым дисциплинам и практическому применению получаемых знаний.
Для повышения мотивации слушателей к обучению предлагаем в процессе первоначальной подготовки акцентировать внимание на «привязке» теоретических основ к практической деятельности (использовать примеры, подчеркивающие, объясняющие нужность изучаемого материала).
Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся в зависимости от достигнутых успехов в освоении изучаемого материала, с учетом категорий: рядового и младшего начальствующего состава, среднего и старшего начальствующего состава, личного состава сводных отрядов полиции.
Особое внимание следует уделять самооценке слушателей. Прошедший первоначальную подготовку может называть себя полноценным сотрудником, готовым действовать как в стандартных, и так и в экстремальных ситуациях. Необходимо раскрыть обучающимся особую значимость таких служб полиции, как патрульно-постовая, охраны и конвоирования, дорожно-патрульная служба. Многие квалифицированные руководители различного уровня начинали службу в органах внутренних дел с рядового звена данных служб.
Значимым моментом, на наш взгляд, является создание у слушателей реального образа служебной деятельности. Необходимо аргументированно разъяснять значимость преподаваемых дисциплин для конкретной практической деятельности.
Поэтому важнейшим фактором повышения учебной успеваемости слушателей выступает формирование позитивного отношения к будущей профессии. Положительное отношение к профессии не будет сформировано в случаях [4, с. 117]:
- отсутствия подтверждения пользы полученных знаний для будущей профессии, полученного из компетентных источников;
- непонимания важности конкретных изучаемых учебных предметов и дисциплин;
- если оно отрицательно связано с эффективными способами освоения будущей профессии.
Внутреннее отношение к предполагаемой профессии оказывает заметное воздействие на результативность учебной деятельности слушателей. На отношение к будущей профессии непосредственно влияют мотивы обучения, образовательные технологии и стратегии.
Необходимо отметить, что каждая категория обучающихся предполагает различные способы доведения информации и организации проводимых занятий. Например, категории рядового и младшего начальствующего состава, слушатели которой имеют среднее и средне-профессиональное образование, будет сложнее усваивать информацию, насыщенную научными терминами, теорию, не подкрепленную практическими примерами. Категория среднего и старшего начальствующего состава представлена слушателями, имеющими высшее образование; учебный материал должен содержать информацию, способствующую расширению их сферы познания.
Трехлетний опыт показал, что наличие хорошей учебно-методической базы для курсантов и слушателей заочной формы обучения не всегда является первоочередным фактором, вляющим на эффективность обучения слушателей ФПП. Методика преподавания на факультете должна отличаться от методики преподавния курсантам. В отличие от курсантов слушатели рассчитывают на скоротечную реализацию полученных навыков в оперативно-служебной деятельности, поэтому осознание практической значимости приобретенных знаний обуславливает ощущение удовлетворенности от образовательного процесса. Даже те слушатели, для которых познание нового является жизненно необходимым делом, неизбежно подвергают сомнению возможность практической реализации полученных знаний. Слушатели, кто скептически относится к любому абстрактному знанию, откажутся от усвоения новых знаний, если не найдут область их применения. Любой обучающийся должен видеть практическую реализацию своих приобретенных знаний и навыков. Наибольшая польза обучения наблюдается, когда обучающиеся осознают всеобщую применяемость полученных знаний и навыков как в работе, служебной деятельности, так и в личной жизни, будь то общение с коллегами или родными и близкими людьми.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, находит свою реализацию, в том числе и с помощью технологии задачного подхода. Как отмечает
Л.А. Кочерова, должна быть подготовлена система задач с выделением в ней трех подсистем: учебные задачи (по работе с информацией, по характеру учебной деятельности, проверочного типа); учебно-профессиональные задачи (по уровню трудности, по уровню сложности); профессиональные задачи (социальной направленности, профессиональной направленности, предметного характера) [5, с. 20].
Профессорско-преподавательским составом кафедр разработаны учебно-методические материалы, способствующие практической направленности обучения. В силу того что учебной программой не представляется времени у слушателей на самостоятельную подготовку, избранные методики позволяют отрабатывать материал непосредственно на занятии.
Выводы. В структуру готовности слушателя образовательной организации МВД России к выполнению профессиональных обязанностей необходимо отнести следующие ключевые составляющие [6, с. 37]:
- практические и теоретические знания и навыки;
- прикладные и профессиональные умения;
- положительное отношение к конкретной профессии.
За весь период обучения в образовательной организации слушатели не успеют овладеть профессиональным мастерством в полной мере, однако они должны научиться основам профессионального мастерства. Служба в органах внутренних дел Российской Федерации в качестве базовых требований предъявляет наличие серьезной теоретической подготовки, практических навыков и умений, отсутствие которых приведет к серьезным препятствиям на пути становления профессионала. Образовательные организации МВД России должны не только научить будущих специалистов теоретическим знаниям, но и подготовить их к реальному применению полученных знаний на практике.
Принципиально новый подход к подготовке слушателей ФПП, грамотно применяемые приемы и способы мотивации к обучению будут способствовать полноценному освоению учебной программы и становлению высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел.
Заключение. Переход учебного процесса центров профессиональной подготовки субъектов МВД России под требования образовательных организаций высшего образования – задача комплексная, и ее решение должно учитывать особенности организации и проведения занятий, предусмотренных программами профессионального обучения, поскольку система профессионального обучения и дополнительного профессионального образования играет все большую роль в подготовке квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Для каждого отдельного сотрудника его профессиональная подготовка выступает как средство самоутверждения личности, самовыражения и самореализации; средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации сотрудника в современных требованиях общества к органам внутренних дел Российской Федерации.