Стратегия и тактика воспитательной работы со студентами в учреждениях системы современного профессионального образования, её цели и задачи детерминированы социальными приоритетами, обозначенными в федеральных (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО и ФГОС ВО) и локальных (например, «Концепция воспитательной работы») нормативных документах, определяющих спектр общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся.
Содержание и организацию воспитательной работы в учреждениях профессионального образования преимущественно определяют заданные во ФГОСах общекультурные компетенции, необходимые для формирования у студентов. Исходя из общепринятого определения сущности понятия «воспитание» под его содержанием нами понимается «система знаний и представлений, ценностей, норм поведения, идеалов, составляющих основу материальной и духовной культуры человечества, подлежащих интериоризации, то есть их переводу во внутренний мир личности, в её убеждения, установки, и готовность на их основе к деятельности и эмоционально-волевой регуляции» [5, с. 17]. Их сформированность выступает критерием эффективности воспитательной работы, осуществляемой в учреждениях системы профессионального образования.
Традиционно реализация содержания воспитательной работы как компонента воспитательного процесса осуществляется в рамках определённой воспитательной системы, сформированной в учреждении профессионального образования. Современные исследователи А.В. Гаврилин, Л.К. Гребенкина, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов, В.А. Сластёнин, В.И. Смирнов и др. особо акцентируют внимание на тот факт, что воспитательная система образовательной организации во многом обуславливает эффективность и качество реализации содержания воспитательной работы, достижения её стратегических и тактических целей и задач. Они связывают повышение эффективности воспитательной работы с созданием воспитательных систем.
Особая, отличная от традиционной, воспитательная система складывается в многоуровневой образовательной организации технического профиля, включающей в себя уровни среднего профессионального и высшего образования (СПО и ВО). Это обусловлено, во-первых, необходимостью преемственности воспитательной работы с обучающимися и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО. Во-вторых, необходимостью привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров.
Подобного рода воспитательная система технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса (МОК) нацелена на обеспечение успешной профессиональной подготовки и поэтапного вхождения будущего инженера в профессиональную деятельность, а также его эффективную социализацию и полноценную социально-профессиональную адаптацию [1-3].
Классный руководитель на уровне СПО и наставник на уровне ВО выступают в качестве ключевых субъектов организации и осуществления воспитательной работы в МОК. Определяющим направлением их деятельности является воспитание студенческой молодёжи [4]. Выступая духовными посредниками между обществом и обучающимися, классные руководители и наставники создают благоприятные условия для эффективной социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования.
Важность воспитательной работы с обучающимися и роль классных руководителей и наставников в её организации и осуществлении обусловили необходимость разработки в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ), представляющем собой многоуровневый образовательный комплекс, программы «Воспитательная работа классных руководителей и наставников с обучающимися в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе». Данная программа выступила в качестве механизма реализации содержания воспитательной работы со студенческой молодежью на практике.
Главным целевым ориентиром разработанной программы выступает воспитание студентов посредством создания благоприятных условий для их личностного и профессионального самоопределения и социализации в соответствии с социальными приоритетами, обозначенными в нормативных документах, определяющих спектр формируемых у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.
В качестве задач данной программы выступили:
- Диагностика уровня воспитанности обучающихся, а также уровня сплоченности студенческой группы.
- Определение на основе проведенной диагностики траектории личностного роста обучающихся и перспектив развития студенческого коллектива.
- Проектирование воспитательной подсистемы студенческой группы в соответствии с выстроенной в многоуровневой образовательной организации технического профиля воспитательной системой.
- Формирование у студентов общекультурных компетенций как основы социальной компетентности будущих инженерных кадров.
- Сплочение студенческого коллектива как первичной среды жизнедеятельности, профессиональной и личностной самореализации.
- Педагогическое сопровождение и поддержка социально-профессиональной адаптации обучающихся.
- Координация педагогических усилий профессорско-педагогического состава ВО и педагогических работников СПО по организации и осуществлению воспитательной работы со студентами.
- Взаимодействие с социальными институтами по защите интересов обучающихся.
- Формирование готовности студентов к инновационной деятельности в рамках будущей профессии посредством их включения в научно-исследовательские проекты разного уровня.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия студентов посредством их включения в социальные проекты.
- Анализ, самоанализ и коррекция классным руководителем и наставником студенческой группы проводимой ими воспитательной работы с обучающимися.
В качестве приоритетных принципов построения и реализации программы выступают принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания, а также создания воспитывающей среды.
Принцип гуманистической ориентации в организации воспитательной работы предполагает:
- отношение к студенту в ходе педагогического взаимодействия как полноправному субъекту;
- соблюдение баланса между проявлением уважительного отношения к студенту и разумной требовательности к нему;
- забота о физическом, психическом и социальном здоровье студента как один из приоритетов воспитательной работы.
Принцип социальной адекватности нацеливает на:
- выбор адекватных конкретной ситуации социального развития личности средств реализации содержания воспитательной работы;
- формирование у студентов готовности к реализации будущей социально-профессиональной деятельности.
Принцип индивидуализации ориентирует на:
- формирование в учреждении профессионального образования среды, благоприятной для самореализации и самоутверждения личности обучающегося;
- проектирование траектории его личностного и социально-профессионального развития;
- развитие потенциала личности студента посредством его включения в разноплановые и отвечающие актуальным потребностям виды деятельности.
Принцип социального закаливания предписывает:
- создание требующих от обучающихся волевого усилия ситуаций преодоления негативного воздействия современного социума;
- выработку у обучающихся способов успешного преодоления подобного воздействия;
- развитие у обучающихся способности к рефлексии, стрессоустойчивости и социального иммунитета.
Принцип создания воспитывающей среды подразумевает:
- создание благоприятных условий для активного общения между субъектами образовательного процесса, их вариативного взаимодействия;
- насыщение воспитательной среды учебного учреждения образцами общественного поведения, способствующими успешной социализации студентов;
- формирование психологического микроклимата, способствующего личностно-профессиональному саморазвитию и социально одобряемому самоутверждению личности.
Разработанная программа предусматривает ряд этапов её реализации на практике: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.
На диагностическом этапе осуществляется определение исходного уровня: сплоченности студенческой группы; воспитанности личности обучающихся; сформированности у обучающихся социальных компетентностей; адаптированности студентов-первокурсников.
Для осуществления диагностики на данном этапе используются:
- методика Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха);
- анкета Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной;
- анкета А.М. Князева; анкета Г.Ф. Низамутдиновой;
- методика определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой;
- методика определения индекса групповой сплочённости Сишора;
- шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.С. Снегирёвой) и др. [5; 6].
На созидательно-преобразующем этапе деятельность классных руководителей и наставников по воспитанию студентов осуществляется в соответствии с выполняемыми ими функциями.
Так, согласно когнитивно-диагностической функции классными руководителями и наставниками регулярно проводится мониторинг:
- развития и поведения студентов для учета в воспитательной работе их индивидуальных особенностей;
- микроклимата в студенческой группе;
- структуры и уровня сформированности студенческого коллектива.
В свою очередь, классные руководители и наставники в соответствии с прогностической функцией осуществляют проектирование:
- уровня развития студентов и планирование и реализацию воспитательной работы с его учётом;
- этапов развития коллектива студенческой группы и её структуры;
- модели воспитательной подсистемы студенческой группы согласно специфике воспитательной системы многоуровневой образовательной организации технического профиля.
Далее согласно организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной функциям классные руководители и наставники студенческих групп осуществляют воспитательную работу по:
- формированию у обучающихся компетентностей гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий;
- созданию и сплочению коллектива студенческой группы;
- педагогическому сопровождению и поддержке социально-профессиональной поддержке обучающихся;
- приобщению обучающихся к корпоративной культуре учреждения профессионального образования;
- трудовому воспитанию студентов в ходе их профессиональной подготовки;
- оказанию помощи студентам в организации и осуществлении коллективных творческих дел;
- созданию благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в отдельности и группы в целом;
- включению студентов в научно-исследовательскую работу, отражающую специфику будущей профессиональной деятельности;
- развитию коммуникативных умений и навыков, формированию культуры межличностного взаимодействия.
В соответствии с координирующей функцией классными руководителями и наставниками осуществляется:
- единый подход к решению профессионально-педагогических задач в отношении студентов при активном согласовании действий, предпринимаемых администрацией учреждения профессионального образования, педагогическими работниками и профессорско-преподавательским составом, представителями работодателей, общественностью и родителями;
- партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и работодателей в рамках профессиональной подготовки студентов, а также развития у них социально-профессиональных качеств личности, востребованных на рынке труда.
Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление классными руководителями и наставниками анализа:
- достигнутых в ходе реализации и осуществления воспитательной работы целей и задач;
- реализации функций реализуемой воспитательной работы согласно с принципами, положенными в основу содержания их деятельности;
- эффективности используемых в ходе воспитательной работы форм, методов и средств осуществления педагогического взаимодействия;
- воспитательной работы, проведенной со студентами.
На оценочно-результативном этапе реализации программы классными руководителями и наставниками: проводится обработка полученных данных, их обобщение и систематизация; разрабатываются методические материалы, рекомендации и указания по совершенствованию воспитательной работы со студентами.
В качестве приоритетных направлений работы на данном этапе являются:
- Повторная диагностика с последующим сравнительным анализом степени сплоченности студенческой группы, воспитанности обучающихся и уровня сформированности у них общекультурных компетенций.
- Коррекция программы воспитательной работы с обучающимися в условиях МОК с учётом: особенностей возраста обучающихся СПО и ВО; специфики профессиональной подготовки студентов СПО и ВО и воспитательной работы с ними; социального заказа к формируемым у будущих инженерных кадров социальных компетентностей, запросов работодателя и актуальных потребностей личности обучающегося.
- Оформление отчётных материалов и документов, содержащих результаты проделанной воспитательной работы со студентами за отчетный период.
В целом описанная в настоящей статье программа отражает основные направления содержания воспитательной работы классных руководителей и наставников в техническом вузе как МОК. Её особенность заключается в том, что она разработана с учетом необходимости преемственности воспитательной работы с обучающимися и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО, а также необходимости привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров. Подобного рода программа может способствовать успешной профессиональной подготовке и поэтапному вхождению будущего инженера в профессиональную деятельность.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.