Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL WORK OF FORM MASTERS AND TUTORS WITH STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY AS A MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

Sergeeva S.V. 1 Voskrekasenko O.A. 2
1 Penza State Technological University
2 Penza State University Medical Institute
The article makes actual the problem of organizing educational work with students of a technical university as a multi-level educational complex. This is due to the need for continuity of educational activities and integration of efforts of all actors at all levels of education (secondary vocational and higher education), as well as involving partners in solving a wide range of problems of future engineering personnel professional training. On the assumption of the importance of the activity of form masters and tutors, the authors offer the program «Educational work of class leaders and mentors with students in a technical university as a multi-level educational complex», which is a mechanism for realizing the content of students education in practice. Structurally, the program includes: the goal and objectives, principles (social adequacy, humanistic orientation, individualization, social hardening as well as creating an educational environment), stages (diagnostic, creative-transformative and evaluative-productive) and the result. According to the authors, the program can contribute to the successful professional training and gradual entry of the future engineer in professional activities.
educational work
form master
Tutor
technical university
a multi-level educational complex

Стратегия и тактика воспитательной работы со студентами в учреждениях системы современного профессионального образования, её цели и задачи детерминированы социальными приоритетами, обозначенными в федеральных (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО и ФГОС ВО) и локальных (например, «Концепция воспитательной работы») нормативных документах, определяющих спектр общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся.

Содержание и организацию воспитательной работы в учреждениях профессионального образования преимущественно определяют заданные во ФГОСах общекультурные компетенции, необходимые для формирования у студентов. Исходя из общепринятого определения сущности понятия «воспитание» под его содержанием нами понимается «система знаний и представлений, ценностей, норм поведения, идеалов, составляющих основу материальной и духовной культуры человечества, подлежащих интериоризации, то есть их переводу во внутренний мир личности, в её убеждения, установки, и готовность на их основе к деятельности и эмоционально-волевой регуляции» [5, с. 17]. Их сформированность выступает критерием эффективности воспитательной работы, осуществляемой в учреждениях системы профессионального образования.

Традиционно реализация содержания воспитательной работы как компонента воспитательного процесса осуществляется в рамках определённой воспитательной системы, сформированной в учреждении профессионального образования. Современные исследователи А.В. Гаврилин, Л.К. Гребенкина, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов, В.А. Сластёнин, В.И. Смирнов и др. особо акцентируют внимание на тот факт, что воспитательная система образовательной организации во многом обуславливает эффективность и качество реализации содержания воспитательной работы, достижения её стратегических и тактических целей и задач. Они связывают повышение эффективности воспитательной работы с созданием воспитательных систем.

Особая, отличная от традиционной, воспитательная система складывается в многоуровневой образовательной организации технического профиля, включающей в себя уровни среднего профессионального и высшего образования (СПО и ВО). Это обусловлено, во-первых, необходимостью преемственности воспитательной работы с обучающимися     и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО. Во-вторых, необходимостью привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров.

Подобного рода воспитательная система технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса (МОК) нацелена на обеспечение успешной профессиональной подготовки и поэтапного вхождения будущего инженера в профессиональную деятельность, а также его эффективную социализацию и полноценную социально-профессиональную адаптацию [1-3].

Классный руководитель на уровне СПО и наставник на уровне ВО выступают в качестве ключевых субъектов организации и осуществления воспитательной работы в МОК. Определяющим направлением их деятельности является воспитание студенческой молодёжи [4]. Выступая духовными посредниками между обществом и обучающимися, классные руководители и наставники создают благоприятные условия для эффективной социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования.

Важность воспитательной работы с обучающимися и роль классных руководителей и наставников в её организации и осуществлении обусловили необходимость разработки в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ), представляющем собой многоуровневый образовательный комплекс, программы «Воспитательная работа классных руководителей и наставников с обучающимися в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе». Данная программа выступила в качестве механизма реализации содержания воспитательной работы со студенческой молодежью на практике.

Главным целевым ориентиром разработанной программы выступает воспитание студентов посредством создания благоприятных условий для их личностного и профессионального самоопределения и социализации в соответствии с социальными приоритетами, обозначенными в нормативных документах, определяющих спектр формируемых у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

В качестве задач данной программы выступили:

    1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся, а также уровня сплоченности студенческой группы.
    2. Определение на основе проведенной диагностики траектории личностного роста обучающихся и перспектив развития студенческого коллектива.
    3. Проектирование воспитательной подсистемы студенческой группы в соответствии с выстроенной в многоуровневой образовательной организации технического профиля воспитательной системой.
    4. Формирование у студентов общекультурных компетенций как основы социальной компетентности будущих инженерных кадров.
    5. Сплочение студенческого коллектива как первичной среды жизнедеятельности, профессиональной и личностной самореализации.
    6. Педагогическое сопровождение и поддержка социально-профессиональной адаптации обучающихся.
    7. Координация педагогических усилий профессорско-педагогического состава ВО и педагогических работников СПО по организации и осуществлению воспитательной работы со студентами.
    8. Взаимодействие с социальными институтами по защите интересов обучающихся.
    9. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности в рамках будущей профессии посредством их включения в научно-исследовательские проекты разного уровня.
    10. Повышение культуры межличностного взаимодействия студентов посредством их включения в социальные проекты.
    11. Анализ, самоанализ и коррекция классным руководителем и наставником студенческой группы проводимой ими воспитательной работы с обучающимися.

 

 

В качестве приоритетных принципов построения и реализации программы выступают принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания, а также создания воспитывающей среды.

Принцип гуманистической ориентации в организации воспитательной работы предполагает:

  • отношение к студенту в ходе педагогического взаимодействия как полноправному субъекту;
  • соблюдение баланса между проявлением уважительного отношения к студенту и разумной требовательности к нему;
  • забота о физическом, психическом и социальном здоровье студента как один из приоритетов воспитательной работы.

Принцип социальной адекватности нацеливает на:

  • выбор адекватных конкретной ситуации социального развития личности средств реализации содержания воспитательной работы;
  • формирование у студентов готовности к реализации будущей социально-профессиональной деятельности.

Принцип индивидуализации ориентирует на:

  • формирование в учреждении профессионального образования среды, благоприятной для самореализации и самоутверждения личности обучающегося;
  • проектирование траектории его личностного и социально-профессионального развития;
  • развитие потенциала личности студента посредством его включения в разноплановые и отвечающие актуальным потребностям виды деятельности.

Принцип социального закаливания предписывает:

  • создание требующих от обучающихся волевого усилия ситуаций преодоления негативного воздействия современного социума;
  • выработку у обучающихся способов успешного преодоления подобного воздействия;
  • развитие у обучающихся способности к рефлексии, стрессоустойчивости и социального иммунитета.

Принцип создания воспитывающей среды подразумевает:

  • создание благоприятных условий для активного общения между субъектами образовательного процесса, их вариативного взаимодействия;
  • насыщение воспитательной среды учебного учреждения образцами общественного поведения, способствующими успешной социализации студентов;
  • формирование психологического микроклимата, способствующего личностно-профессиональному саморазвитию и социально одобряемому самоутверждению личности.

Разработанная программа предусматривает ряд этапов её реализации на практике: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.

На диагностическом этапе осуществляется определение исходного уровня: сплоченности студенческой группы; воспитанности личности обучающихся; сформированности у обучающихся социальных компетентностей; адаптированности студентов-первокурсников.

Для осуществления диагностики на данном этапе используются:

  • методика Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха);
  • анкета Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной;
  • анкета А.М. Князева; анкета Г.Ф. Низамутдиновой;
  • методика определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой;
  • методика определения индекса групповой сплочённости Сишора;
  • шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.С. Снегирёвой) и др. [5; 6].

На созидательно-преобразующем этапе деятельность классных руководителей и наставников по воспитанию студентов осуществляется в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Так, согласно когнитивно-диагностической функции классными руководителями и наставниками регулярно проводится мониторинг:

  • развития и поведения студентов для учета в воспитательной работе их индивидуальных особенностей;
  • микроклимата в студенческой группе;
  • структуры и уровня сформированности студенческого коллектива.

В свою очередь, классные руководители и наставники в соответствии с прогностической функцией осуществляют проектирование:

  • уровня развития студентов и планирование и реализацию воспитательной работы с его учётом;
  • этапов развития коллектива студенческой группы и её структуры;
  • модели воспитательной подсистемы студенческой группы согласно специфике воспитательной системы многоуровневой образовательной организации технического профиля.

Далее согласно организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной функциям классные руководители и наставники студенческих групп осуществляют воспитательную работу по:

  • формированию у обучающихся компетентностей гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий;
  • созданию и сплочению коллектива студенческой группы;
  • педагогическому сопровождению и поддержке социально-профессиональной поддержке обучающихся;
  • приобщению обучающихся к корпоративной культуре учреждения профессионального образования;
  • трудовому воспитанию студентов в ходе их профессиональной подготовки;
  • оказанию помощи студентам в организации и осуществлении коллективных творческих дел;
  • созданию благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в отдельности и группы в целом;
  • включению студентов в научно-исследовательскую работу, отражающую специфику будущей профессиональной деятельности;
  • развитию коммуникативных умений и навыков, формированию культуры межличностного взаимодействия.

В соответствии с координирующей функцией классными руководителями и наставниками осуществляется:

  • единый подход к решению профессионально-педагогических задач в отношении студентов при активном согласовании действий, предпринимаемых администрацией учреждения профессионального образования, педагогическими работниками и профессорско-преподавательским составом, представителями работодателей, общественностью и родителями;
  • партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и работодателей в рамках профессиональной подготовки студентов, а также развития у них социально-профессиональных качеств личности, востребованных на рынке труда.

Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление классными руководителями и наставниками анализа:

  • достигнутых в ходе реализации и осуществления воспитательной работы целей и задач;
  • реализации функций реализуемой воспитательной работы согласно с принципами, положенными в основу содержания их деятельности;
  • эффективности используемых в ходе воспитательной работы форм, методов и средств осуществления педагогического взаимодействия;
  • воспитательной работы, проведенной со студентами.

На оценочно-результативном этапе реализации программы классными руководителями и наставниками: проводится обработка полученных данных, их обобщение и систематизация; разрабатываются методические материалы, рекомендации и указания по совершенствованию воспитательной работы со студентами.

В качестве приоритетных направлений работы на данном этапе являются:

  1. Повторная диагностика с последующим сравнительным анализом степени сплоченности студенческой группы, воспитанности обучающихся и уровня сформированности у них общекультурных компетенций.
  2. Коррекция программы воспитательной работы с обучающимися в условиях МОК с учётом: особенностей возраста обучающихся СПО и ВО; специфики профессиональной подготовки студентов СПО и ВО и воспитательной работы с ними; социального заказа к формируемым у будущих инженерных кадров социальных компетентностей, запросов работодателя и актуальных потребностей личности обучающегося.
  3. Оформление отчётных материалов и документов, содержащих результаты проделанной воспитательной работы со студентами за отчетный период.

В целом описанная в настоящей статье программа отражает основные направления содержания воспитательной работы классных руководителей и наставников в техническом вузе как МОК. Её особенность заключается в том, что она разработана с учетом необходимости преемственности воспитательной работы с обучающимися и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО, а также необходимости привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров. Подобного рода программа может способствовать успешной профессиональной подготовке и поэтапному вхождению будущего инженера в профессиональную деятельность.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.