Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1; 2].
Важной частью электронного обучения является электронная информационно-образовательная среда, которая включает в себя электронные информационные ресурсы (ЭИР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Поэтому перед любым вузом, реализующим электронное обучение, остро стоит задача обеспечения высокого качества ЭОР. Для контроля качества реализации ЭОР вузы самостоятельно разрабатывают различные корпоративные стандарты и методики. Поэтому структура ЭОР и его представление отличается в разных вузах (рис. 1) [3].
Целью статьи является ознакомление с разработанными авторами критериями оценки качества наполняемости электронных курсов, которые могут быть использованы вузами, реализующими электронное обучение.
В данной статье мы рассматриваем основные подходы оценки качества контента, а значит, рассматриваем вопросы предоставления качественного материала в электронной среде.
Оценка качества - это комплекс мероприятий, включающий выбор показателей качества, отбор или разработку методов определения количественных и качественных значений этих показателей, установление базовых значений показателей, расчет реальных значений показателей, сравнение базовых значений с расчетными показателями [4].
Обычно критерии, на основании которых проходит оценка контента, делятся на две группы [4]:
· Количественные. Используются, когда необходимо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случаях, когда надо сравнительно оценить различные критерии. Во втором случае, когда оценивается сравнительная предпочтительность объектов по тому или иному показателю, количественная оценка определяет степень их сравнительной предпочтительности. Примерами количественных критериев оценки являются [5]:
1) объем усвоенных знаний;
2) коэффициент усвоения учебного материала;
3) соотношение скорости усвоения учебного материала и времени, затраченного на его усвоение.
Рис. 1. Примеры структур ЭОР
Также оценку качества электронного образовательного ресурса проводят с помощью технических показателей. Пример технических показателей приведен на рисунке 2 [6].
Рис. 2. Технические показатели
Разработанные критерии используются при оценке курсов участников конкурса «Преподаватель будущего» ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
- Качественные. Иногда специфика объекта оценки такова, что затруднительно дать количественные значения оцениваемых параметров либо объекта в целом, а в некоторых случаях такие оценки попросту неоправданны и не позволят получить достоверного отражения действительности. Примерами качественных критериев оценки являются:
1) уровень знания учебного материала;
2) уровень понимания учебного материала;
3) уровень овладения интеллектуальными навыками.
Описанные типы критериев не являются самостоятельными сами по себе, а включаются в систему оценки качества и выступают в роли индикатора соответствия тому или иному уровню качества.
Проведенный нами анализ подходов к оценке качества контента показал, что они состоят из последовательных этапов:
1 формирования параметров,
2 их количественной экспертной или иной оценки,
3 обработки математическими методами,
4 представлением результата Лицу, Принимающему Решение, для принятия решения.
Говоря о качестве информационного образовательного контента как учебного средства, следует учитывать, с какой точки зрения будет производиться оценка качества контента (рис. 3) [6].
Рис. 3. Различные точки зрения, относительно которых может производиться оценка качества контента
Рассмотрим критерии качества с точки зрения преподавателей:
- Соответствие ФГОС.
- Адаптированность контента к дистанционному изучению.
- Наглядность.
- Простота усвоения.
- Полнота.
- И другие.
На рисунке 4 приведен пример экспертной оценки ЭОР по показателям содержания курса [6].
Рис. 4. Экспертная анкета по показателям оценки содержания курса
Одной из важнейших точек зрения является точка зрения студентов. Так, студенты выделяют следующие показатели:
- Простота доступа.
- Доступность изложения материала.
- Системность.
- Наглядность.
- И другие.
На наш взгляд, очень значимым является привлечение к оценке электронных курсов потенциальных работодателей.
В зависимости от выбранной точки зрения будут изменяться и основные показатели качества образовательного контента. Так, для точки зрения работодателя можно выделить следующий набор критериев:
- Актуальность знаний.
- Ориентация информации на решение реальных задач.
- Комплексность знаний.
- И другие.
Как видно, представленные показатели ориентированы в первую очередь на практическое применение знаний в рабочей среде предприятия. Это обосновано стремлением работодателей к быстрой адаптации молодого сотрудника внутри организации, которая позволит эффективно использовать новый трудовой ресурс быстрее, чем в случае затяжного обучения и вливания в бизнес-процессы организации.
В статье были сделаны следующие выводы:
1. Важная часть электронного обучения – электронная информационно-образовательная среда.
2. Нет четких критериев оценки качества содержимого электронных образовательных ресурсов.
3. Необходимо обеспечивать высокое качество предоставляемого контента.
Таким образом, для обеспечения высокого качества предоставляемого контента разработаны основные показатели оценки, которые позволяют отслеживать качество наполнения электронных образовательных ресурсов.
Постоянная работа над качеством контента имеет потенциал оказать позитивное влияние на качество предоставляемого студенту контента, что в конечном счете скажется на общем уровне предоставляемых образовательных услуг и повысит конкурентоспособность организации на рынке образовательных услуг.