Современное непрерывное образование определяет в понятии «концепция» совокупность реализуемых в деятельности моделей и способов решения задач, системность и достоверность, научность и объективность которых представляет продукт анализа и практики акмеверификации идей развития личности и системы образования.
Для детализации особенностей моделирования и разработки концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будем руководствоваться следующими моделями в современной педагогике:
- педагогическая наука и организация научно-исследовательской работы [1] определяют структурно-содержательные компоненты современного научного поиска и научно-педагогического знания, в основе которого немаловажное значение имеет педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, разработка концепций, технологий, конструктов и конструкторов педагогической деятельности;
- детерминанты и модели персонифицированного выбора личности в системе профессионально-педагогических и профессионально-трудовых отношений определяют профессионализм одним из механизмов самоорганизации качества развития личности и системы образовательно-трудовых отношений личности и коллектива [2];
- механизмом системного объединения основ развития личности, общества, культуры, искусства, спорта и системы образования может быть признана интеграция научного поиска и научного знания [3], гарантирующих целостное обновление и дополнение реализуемых моделей деятельности и общения в современной педагогике как науке;
- педагогическая инновация и инновационные педагогические технологии [4] определяются составными звеньями и элементами в структуре продуктивного использования концептуальных моделей и концепций педагогической деятельности и деятельности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
- продуктивность и креативность [5] в деятельности педагога и обучающегося являются высшими типами самоорганизации качества решения задач саморазвития и самореализации личности обучающегося и педагога;
- культура деятельности и культура самостоятельной работы личности [6-8] определяют особенности продуктивного выбора и решения задач ведущей деятельности [9; 10], возможности использования педагогического моделирования [11; 12] для оптимизации качества продуктивно-персонифицированного становления личности в системе непрерывного образования;
- социальная направленность современного образования [13; 14] определяет успешность всех составных педагогического поиска и реализации теоретико-эмпирических основ модернизации современного образования и профессионально-трудовых отношений;
- модели самопрезентации и рефлексии [15] отражают в качественном использовании основ разработки и дополнения портфолио возможность оптимизации продуктивных форм, методов, технологий развития личности обучающегося и педагога;
- профессиональные качества педагога в системе образования [8; 16] отражают модель ценностных, акмепедагогических, персонифицированных и системно-деятельностных возможностей уточнения постановки и решения задачи «хочу, могу, надо, есть»;
- педагогическая поддержка [17] как модель адаптивного выбора условий и возможностей развития, самореализации, социализации, сотрудничества и самоутверждения личности является неотъемлемой составной учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в генеральной совокупности возможностей развития, визуализируемых и ситуативно иллюстрируемых в иерархии уточняемых и решаемых задач педагогической деятельности;
- модернизация образования [18] определяет условия и способы постановки и решения задач современной педагогической деятельности в конструктах традиционной и инновационной педагогики;
- новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете [19] обеспечивают возможность оптимизации и реконструкции традиционных условий и технологий педагогической деятельности и основ развития личности обучающегося [20-22];
- педагогическое проектирование [23], научная деятельность педагога [24], педагогическая методология [25] и научное исследование [26] определяют системно-деятельностные возможности постановки задачи научной деятельности в педагогике и его оптимизацию и уточнение в соответствии с моделью развития и сотрудничества личности и коллектива;
- непрерывное образование [27] является частью продуктивного выбора личности и общества, уточнение особенностей которого осуществляется в соответствии с государственной политикой и требованиями мирового образовательного пространства (МОП);
- социально-образовательные и синергические процессы в системе непрерывного образования [28-30] определяют возможности выявления механизмов и функций педагогически обусловленных конструктов самоорганизации качества постановки и решения педагогических задач.
Цель исследования: определение возможностей моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, определяющего и уточняющего ресурсы, конструкты и продукты научной педагогики в целях повышения качества решения задач развития личности и системы образования в целом.
Определим составные единицы и понятия исследуемых основ и ресурсов моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.
Концепция – системная единица, функция и механизм самоорганизации качества научного познания и визуализации деятельности личности и науки в определённой отрасли и/или способе деятельности, определяющей особенности включения личности в научное познание и научную организацию труда.
Концепция (педагогика) – это способ систематизации и представления данных о реализуемом в науке процессе, качество которого зависит от методов, форм, принципов, средств и технологий педагогической деятельности, располагающих личность обучающегося и/или ученический коллектив к единоличному и коллективному развитию и становлению, самоутверждению и самореализации.
Концепция (педагогика) – свод теоретико-эмпирических положений и идей, моделей и конструктов, взаимосвязанных механизмами и функциями линейного и нелинейного сопоставления, сравнения, исключения, дополнения и пр., в единстве регламентирующих работу педагога и системы непрерывного образования в том или ином описываемом стратегическом ракурсе деятельности личности и общества.
Концепция (педагогика) – система смыслообразующих и деятельностно-продуктивных способов оптимизации качества возможностей педагогической деятельности, модернизирующей все составные развития личности и общества в целом.
Концепция формирования культуры самостоятельной работы личности – системно выделенное направление реализации идей продуктивного становления личности через персонифицированное уточнение основ развития в конструкте «хочу, могу, надо, есть», предопределяющее успешность формирования ценностей, смыслов, принципов, целей, способов, методов, средств, технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, хобби и досуга, самовосстановления (релаксациям) и самоанализа качества организуемой деятельности (рефлексии) и способа самопрезентации.
Возможности моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будут определяться в структуре следующих компонентов исследования и формирования культуры самостоятельной работы личности: типы, модели, цель, задачи, принципы, условия, формы, методы, средства, технологии формирования культуры самостоятельной работы личности.
В структуре моделирования основ формирования культуры самостоятельной работы личности будем определять ее составные в двух субъектных единицах: личности обучающего и личности педагога.
В системе детерминант и способов построения типологии моделей формирования культуры самостоятельной работы личности будем придерживаться системы возрастосообразных изменений, определяющих качественный переход от простых способов и форм деятельности к креативно-продуктивным. В таком понимании удобна следующая последовательность типов (видов) формирования культуры самостоятельной работы личности: адаптивная модель, игровая модель, проектная модель, акмеперсонифицированная модель, подлинно научная или креативно-продуктивная модель формирования культуры самостоятельной работы личности. Каждая модель имеет свои особенности и возможности в определении и уточнении качества формирования культуры самостоятельной работы личности.
Цель формирования культуры самостоятельной работы личности – повышение качества развития и самореализации личности, сотрудничества и самовыражения, социализации и общения, предопределяющих в единстве планомерное освоение способов фиксации информации, методов моделирования и проектирования, создания и уточнения по заданным свойствам и способам педагогически оправданных конструктов продукта деятельности, освоение на высшем мастерском или креативно-продуктивном уровне возможности создания новых продуктов деятельности в модели современного непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих цикл развития личности и научного представления результатов деятельности личности и общества в целом.
Задачи формирования культуры самостоятельной работы личности – составные цели формирования культуры самостоятельной работы личности; в зависимости от выделенных типов моделей формирования культуры самостоятельной работы личности их можно выделять и уточнять.
Например, типология формирования культуры самостоятельной работы личности, определяющая объектный, индивидуальный, субъектный и персонифицированно-личностный [8] уровни может быть определена через следующие задачи формирования культуры самостоятельной работы личности:
- Актуализация и уровневое построение основ развития и саморазвития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих в переходе от репродуктивных форм, методов и технологий деятельности к продуктивным формам, методам и технологиям деятельности возможность оптимизации условий и конструктов самоорганизации качества ведущей деятельности и хобби.
- Определение объектного уровня базовым уровнем формирования культуры самостоятельной работы личности, детализирующим успешность продуктивного становления личности в структуре непрерывного образования.
- Определение индивидуального уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем использования педагогического моделирования и педагогического проектирования.
- Определение субъектного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских решений задач продуктивного становления и сотрудничества.
- Определение персонифицированно-личностного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских инноваций и авторских школ.
Специфика моделирования и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в работе охватывает систему среднего профессионального образования, высшего образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, систему подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуру.
Принципы формирования культуры самостоятельной работы личности – основные положения теории и практики формирования культуры самостоятельной работы личности.
Система принципов формирования культуры самостоятельной работы личности – это линейная или нелинейная модель сгенерированных основных положений деятельности педагога и обучающегося, определяющая качественное системно-деятельностное решение задач формирования культуры самостоятельной работы личности.
Условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности – кейс-модель персонифицированного выбора личностью основ и тактики, стратегии и конструктов решения противоречий и задач формирования культуры самостоятельной работы личности.
Формы формирования культуры самостоятельной работы личности – единицы возрастосообразной педагогики и возрастосообразной организации занятий с обучающимися, включенными в систему непрерывного образования, где качество продуктивного становления зависит от внутренних факторов развития личности и социально-образовательных условий развития личности.
Методы формирования культуры самостоятельной работы личности – пути, способы качественного формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующие планомерный персонифицированный переход от использования репродуктивных методов к инновационным (продуктивным) методам деятельности.
Средства формирования культуры самостоятельной работы личности – идеальные и материальные продукты деятельности личности и системы непрерывного образования, раскрывающие объективные и персонифицированно-целевые возможности продуктивного решения задач современного обучения и образования, сотрудничества и самоутверждения, самореализации и самоактуализации личности.
Технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – совокупность средств и методов формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующих оптимально быстрое и своевременное решение задач педагогической деятельности и культуры саморазвития личности.
Модели реализуемой технологии формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены (как и все другие существующие педагогические технологии) в структуре функциональной, процессуальной, концептуальной, мотивационно-оценочной, системной и пр.
Особенности детерминации и визуализации качественного формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены в двух плоскостях профессионально-педагогического знания: адаптивном и акмеверифицированном, в единстве взаимодополняющих друг друга.
Основы и примеры формирования культуры самостоятельной работы личности отражены в детализируемых статистических данных качества и возможностей использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного профессионального образования, определяющих общие, частные, частнопредметные и частноспециальные особенности решения задач развития и сотрудничества, общения и самореализации, самоактуализации и самоутверждения.
Адаптивно-акмепедагогический и функционально-трудовой подходы [2; 8] детализируют нюансы моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности.
Заключение
Дальнейшие возможности использования продуктов и средств моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в общей и профессиональной педагогике будут определяться выделяемыми и решаемыми задачами развития личности и системы непрерывного образования, в структуре которых актуальными направлениями поиска являются процессы и продукты социализации, адаптации, воспитания, фасилитации, педагогической поддержки, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и пр.
Выделенная система конструктов педагогического моделирования и детерминированных единиц, функций и продуктов самоорганизации качества моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будет использована при уточнении уровневой типологии концепций формирования культуры самостоятельной работы личности.