Актуальность исследования обусловлена широкими преобразованиями, происходящими в профессиональном образовании. Противоречия между стремительным приращением знаний и медленно изменяющимся набором возможностей их человеком усвоить неизбежно ведут к острой потребности в обновлении образовательных программ с обязательным максимальным развитием способностей студентов к саморазвитию.
Это вызвано и тем, что современного работника отличает постоянное самообразование, личностное и профессиональное самосовершенствование, самоорганизация, активность. Квалифицированному специалисту свойственно уже сегодня продуцирование новых знаний, исследовательская деятельность, постановка целей и декомпозиция их на задачи (построение «Дерева целей») по всем направлениям деятельности, определение методов и средств разрешения задач, причем все эти функции зачастую нужно выполнять в условиях сжатого срока времени и неполного или избыточного информационного потока. Во всех этих случаях необходимо работать с поступившей или самостоятельно добытой информацией, проводить её анализ и синтез, творчески и профессионально её перерабатывать.
Процессы саморазвития связаны с сознательными, качественными и необратимыми изменениями личностью своего физического, психического, духовного, нравственного интеллектуального и социального облика, со стремлением к совершенствованию своих способностей и возможностей, с достижением более высокого уровня целостности собственного «Я». Саморазвитие – это процессы самостоятельного, целостного, ценностно ориентированного и непрерывного самоизменения как обогащения индивидуальных запасов опыта и духовно-нравственного потенциала, соответствующих конкретным вариантам внутреннего образа «Я» и актуальных социальных ожиданий [1; 2].
Идея саморазвития в образовании занимает центральное место и отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования до 2020 года», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Однако в действительности потребность в саморазвитии самими студентами осознается слабо [3; 4].
Сегодня созданы предпосылки к пониманию не только самого феномена «саморазвитие», но и к выбору средств, способных повысить успешность личностно-профессиональных траекторий саморазвития студентов [5; 6], но по-прежнему недостаточно изучены аспекты осознанности потребностей саморазвития.
Отмечая существующую заинтересованность ученых в проблемах образовательной среды, следует сказать, что до сих пор единый понятийный аппарат, раскрывающий сущность и содержание обсуждаемого понятия, так и не сложился. Нет единых подходов и в обосновании структурных компонентов, связей и целостных технологий формирования профессионального и личностного стимулирующего пространства.
Под технологией формирования такого пространства мы далее будем понимать систему методов и приемов взаимодействия между всеми субъектами образовательных процессов в ходе проектирования и внедрения новаций, стимулирующих активное развитие и саморазвитие профессионально значимых личностных характеристик [7-9]. Понимание потребности связано с пониманием нужды, с предметом удовлетворения нужды, отсутствием блага (ценности), необходимостью, состоянием, системной реакцией. Большинство специалистов обосновывают в потребности функции, побуждающие активность поведения и деятельности личности [10; 11]. Потребность отражает в сознании нужду (нужность, желанность чего-либо), она переживается с разной степенью выраженным внутренним напряжением и побуждает механизмы психической активности, связанные с постановкой целей.
Сказанное еще более обостряет актуальность поставленных проблем в теоретико-методической и практической сферах библиотечного образования. Существует необходимость исследования потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.
Материалы и методы
Теоретико-методологические основы исследования составляют концепции отечественных и зарубежных ученых по проблеме саморазвития личности, системно-деятельностный и личностно-деятельностный подходы к определению образовательной среды.
Для достижения цели были использованы анализ и синтез, обобщение; констатирующий эксперимент; психодиагностический метод тестирования с помощью методики Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности».
Методика позволяет вывить актуальные уровни саморазвития и самооценки личностных качеств, которые способствуют достижению более высоких уровней саморазвития и возможностей профессионального становления.
На высоком уровне располагаются:
- высокая внутренняя мотивация освоения теоретических основ и практического применения полученных знаний и умений;
- нравственные мотивы и познавательная деятельность как самостоятельный вид духовно-практического проявления;
- внутренние потребности в профессиональных знаниях, умениях и навыках;
- поиск недостающего информационного обеспечения;
- активная позиция в самостоятельной познавательной деятельности;
- выявление собственных затруднений в процессе образования и стремление к их коррекции;
- поиск способов наиболее успешного разрешения возникающих ситуаций.
Среднему уровню саморазвития соответствуют:
- присутствие как внутренних, так и внешних мотивационных характеристик качественного образования;
- позитивное отношение к карьерному росту;
- ситуативное включение в освоение учебных предметов;
- убежденность в пользе образования, но не понимание способов его успешного получения;
- поверхностные знания;
- частичная потребность поиска недостающего информационного ресурса и профессиональной осведомленности, включающей знания, умения и навыки;
- отсутствие системы самостоятельного «добывания» знаний, а только проявление отдельных её компонентов;
- структурный анализ особенностей, которыми обладает профессиональная деятельность, и различного арсенала приемов решения затруднительных ситуаций;
- попытки самоанализа и самооценки своей деятельности;
- поиск нового пути в разрешении ситуаций.
Низкому уровню саморазвития свойственны:
- ситуативная мотивация учебной деятельности;
- отсутствие стремления к профессиональным усовершенствованиям;
- незаинтересованность в освоение новых информационных ресурсов (основная движущая сила деятельностной активности состоит во внешних стимулах);
- затруднения в осознании сущности образовательного процесса;
- отсутствие личной потребности в установлении его значения;
- отсутствие профессиональных потребностей, актуализирующих активность и самостоятельность;
- слабая выраженность поисковых усилий в выборе способа разрешения трудностей;
- неуверенность в принятии решений;
- отсутствие стремлений к коррекционной деятельности.
Базой экспериментального исследования являлся факультет документальных коммуникаций и туризма, кафедра библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». В исследовании участвовало 30 студентов первого курса, будущих библиотекарей.
Результаты и обсуждение
Для изучения потребности к саморазвитию использовалась «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой, она позволила выявить личностные качества, способствующие саморазвитию, и возможности профессиональной самореализации.
Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 30 студентов: 6 человек (20%) имеют уровень ниже среднего; 13 человек (43%) имеют средний уровень; 11 человек (37%) имеют уровень выше среднего и 0 человек высокий уровень (рисунок).
Уровень стремления к саморазвитию
Изучение состояния саморазвития первокурсников факультета документальных коммуникаций и туризма кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры выявило преобладание показателей среднего и ниже среднего уровней. В какой-то мере можно объяснить это тем, что реципиентами выступили студенты только первого курса, или начальной ступени саморазвития, и по мере личностного роста будет меняться и уровень саморазвития. Также предполагаем, что обсуждаемые результаты обусловлены тем, что многие студенты первого курса не обучены приемам, методам, технологиям саморазвития.
Так как саморазвитие студентов представляет многокомпонентный и многоуровневый процесс, существует необходимость системной образовательной работы по саморазвитию студентов; разработки и внедрения образовательных программ и проектов.
Активизация потребности саморазвития студентов осуществляется посредством теоретически обоснованных и сконструированных моделей реализации самостоятельных усилий. Такие модели интегрируют все возможности социального и предметно-пространственного окружения и создают в образовательной среде условия для системной подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Вектор готовности к профессиональной деятельности исходит из основной идеи профессионального саморазвития – идеи, детерминирующей развитие личности в деятельности, с учетом успешного соответствия профессиограмме этой деятельности, отражающей и личностное развитие, и развитие профессионализма в их единстве.
Стандарт «ФГОС ВО 51.03.06», п. 5.4 Психолого-педагогическая деятельность включает владение студентами - будущими библиотекарями компетенциями:
- способностью к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24);
- готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-25);
- готовностью к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-26);
- готовностью к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-27);
- готовностью к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики (ПК-28);
- способностью к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29);
- способностью к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-30);
- готовностью к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-31).
Все перечисленные компетенции характеризуют библиотекаря двадцать первого века и формируют модель библиотекаря будущего в образовательной среде вуза культуры. Модель библиотекаря как высокообразованного человека, владеющего основными психологическими особенностями пользователей библиотеки и навыками педагогического мастерства; ориентирующегося в многообразном издательском мире; владеющего приемами использования технических средств и знающего информатику; пропагандиста и организатора.
Библиотека с древних времен осознавалась как учреждение саморазвития. Профессия библиотекаря относится к числу профессий, где необходимо заниматься саморазвитием в течение всей жизни. При этом библиотекарь владеет психолого-педагогическими знаниями, сохраняет и передает деятельность человека (чтение), владеет культурой чтения и информационной культурой. Поэтому так важно студентов - будущих библиотекарей обучить технологическому процессу саморазвития в образовательной среде вуза.
Признаки образовательной среды вуза культуры проявляются в специфично упорядоченном образовательном пространстве с совокупностью системных компонентов применяемого образовательно-технологического оснащения, внеучебной работы, управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействия с внешней образовательной и социальной системой.
Профессионально и личностно стимулирующая среда порождает материальные, педагогические, психологические факторы вузовской действительности, побуждающие студентов к саморазвитию, если удовлетворяет определенным инвариантным требованиям, среди которых:
- фактор эстетической привлекательности (архитектуры, современного дизайна в помещениях, именных аудиторий, компьютерных и информационных средств, научного и лабораторного обеспечения);
- фактор проблемности и исследовательского характера содержания образования, его целенаправленность на формирование готовности выпускника вуза в триаде «профессионал – личность - гражданин»;
- фактор избыточности и вариативности компонентов образовательной среды, удовлетворяющей все поле профессионально-личностных потребностей студентов и профессорско-преподавательского состава с обеспечением выбора индивидуально-образовательной траектории каждому;
- фактор высокого уровня психолого-педагогической культуры конструктивного и позитивного взаимодействия всех субъектов образования;
- фактор функциональности и эргономичности образования с разнообразием и множественностью функционального аспекта средовых компонентов, с комфортным и безопасным их использованием в процессе профессионально-личностного развития и саморазвития.
На саморазвитие влияют многие факторы, в частности возрастные, профессиональные особенности личности. Для того чтобы воздействовать на потребности студентов в саморазвитии, необходимо провести опытно-экспериментальные исследования потребностей в саморазвитии будущих библиотекарей и на этой основе реализовать обеспечение процесса саморазвития студентов как важнейшего элемента учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.
С учетом особенностей профилей вузов, содержания основных образовательных программ, существующих научных школ и других факторов перечень профессионально значимых личностных характеристик может быть дополнен и уточнен, в частности могут быть введены курсы по выбору: «Рефлексивная культура», «Информационная культура», «Академическое чтение и письмо», «Культура чтения». В этих дисциплинах специально отводится раздел «Саморазвитие: приемы, методики, технологии».
Выводы
Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиление связи с жизнью, наличие историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование.
Работа по созданию (преобразованию) образовательной среды вуза – это сложный, многогранный, масштабный процесс. Его успешное течение предполагает всестороннее ресурсное, прежде всего научное, обеспечение. Поэтому истинными новаторами являются те вузы, которые достигают обсуждаемые цели в формате научного проекта или комплексной научно-исследовательской работы.