Воспитание молодого поколения в условиях современного быстроменяющегося открытого мира рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В рамках стратегии общенационального развития Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) участвует в решении важнейших задач, одним из которых является взращивание конкурентноспособного, саморазвивающегося студента в современном открытом мире. В этой связи наша цель - развивать способности будущего учителя до уровня «гибких навыков», содействующие формированию мировоззрения гражданина, способного найти своё место в современном открытом мире и воспитать молодое поколение, самостоятельно добывать знания и умеющего успешно выйти из любых «точек бифуркаций» [1, 2].
Цель данного исследования заключается в апробации четырехступенчатой модели обучения в группах студентов гуманитарной специальности.
1. Роль компетентностей в личностном развитии
Необходимым условием саморазвивающегося человека признана свобода, в этой связи обратим внимание на природу «свободы личности» в исследованиях автора теории основ педагогики С.И. Гессена. По Гессену С.И. «свобода есть творчество нового в мире». В этом процессе ученый выделяет присутствие 2-х противоборствующих сил: а) центростремительной силы личности (внутренней) и б) силу внешних центробежных влияний. Усиление центробежной силы человека происходит при решении своих «сверхличных» нравственных творческих устремлений в процессе самообразования на протяжении всей жизни. Учитывая параллельное влияния вышесказанных сил, ученый особое внимание уделяет силе нравственности человека. Исследователь убежден в том, что только высоко нравственный человек может достичь личностного развития [1, с. 90].
Идеям С.И. Гессена созвучны цели нравственного воспитания молодого поколения. К примеру, одной из основных целей нравственного воспитания человека были и есть - возрождение, сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, переданных предыдущим поколением. Для достижения поставленной цели решается главная задача - воспитание волевых свойств личности (решительность, смелость, мужество, воля к победе, самообладание, патриотизм и т.д.), поддерживающих жизнедеятельность в “человеческом мире” [3]. Из сказанного следует, что “осознание себя ” или самопознание становится, в известной степени, внутренней движущей силой человека к самоизменению. Самоизменение как состояние человека протекает в течение всей жизни. Переход самоизменения к саморазвитию или личностному развитию происходит до глубокой старости, в определенном смысле до уровня “неосознанной компетентности”. В этот период он становится мудрым, мастером дела в рамках “софт скилсов” [4].
В гуманистической психологии и педагогике самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т.е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывает стать социальное окружение. Обращаясь к исследованиям В.Г. Маралова, остановимся на мысли ученого о том, что самопознание – это путь к овладению собственным опытом, глубинными переживаниями “мира и себя в нем”. В конечном итоге самопознание является не только внутренним стержнем быть самим собой, но и помогает транcцендентировать себя. Иначе говоря, владея способностью трансцендентироваться, человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть [1, с. 275-276].
Как подчеркивает современный исследователь А.С. Родиков, в европейской теории и практике существуют понятия “осознанная компетентность” и “неосознанная компетентность”, “неосознанная некомпетентность”, “осознанная некомпетентность” как инструментарии проверки уровня умений работника в любой человеческой деятельности, изначально используемый только в дидактических целях. Автор изучил работы немецкого ученого Марии Байер (M. Beyer) и психолога Альберта Бандуры (Albert Bandura), а также исследования европейского менеджмента П. Я. Тушова и др. Более того, А.С. Родиков провел эксперимент и получил положительные результаты в образовании. Исследователь приходит к выводам, что “четырехступенчатая модель” помогает понять типичный процесс изучения материала или этапа определенного развития. Также с помощью этой модели становится возможным оценить определенное умение или навык ...” [5-7].
В настоящее время инновационная деятельность в образовании с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в предметном обучении, а также возрастающая конкуренция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к образованию. В этой связи российские ученые на основе материалов Болонского процесса тщательно изучают содержание и сущность компетенций в рамках знаний, умений и навыков, а также компетентности как определитель уровня профессионализма человека или этапа развития. Высокий уровень профессионального развития достигается при формировании «гибких навыков» или «мягких способностей» то есть софт скилсы (soft skills). «Софт cкилсы» как инструментарии измерения профессионализма применяются во всех европейских образовательных моделях и используются для характеристики осознанной и неосознанной компетентностей [4].
Исследователи, в т.ч. и российские, убеждены в том, что выпускники вуза, достигшие уровня «гибких навыков» мобильно и быстро реагируют на изменения в обществе и безболезненно реагируют на фрустрацию или успешно выходят из любой критической ситуации [1].
По А.С. Родикову фрустрация выполняет роль «самой сильной мотивации» в самоизменении человека, тем самым подвигает его к самореализации. По рекомендациям А.С. Родикова «в стадии фрустрации, необходимо дистанцироваться от субъективного восприятия и проанализировать все сильные и слабые стороны, а также разработать стратегию обучения» [5, с. 5].
Ниже представим схему А.В. Сафронова «Четыре стадии обучения».
Схема А.В. Сафронова «Четыре стадии обучения» [8]
Как показано на схеме «неосознанная компетентность» показывает самый высокий профессионализм или мастерство работника. В месте с тем Родиков А.С. предлагает пятый уровень компетентности - «Мастер». Рассмотрим чем обоснован этот уровень как самый высокий. В методике признано понятие “навыки” как автоматизированные умения человека и способные служить оценкой уровня подготовленности студентов. Мы представляем навыки как автоматизированные умения сродни «неосознанной компетентности», так как на этом уровне у человека “все новоприобретенные умения проходят неосознанно и автоматически”. Далее развивая свои навыки, человек переходит на уровень “Мастер” или от “неосознанной компетенции” к уровню “гибких навыков”, то есть “софт скилсов” [5, с.7].
Следовательно уровень “мастер” имеет место быть в модели как высочайшая оценка профессионализма работника в образовательной сфере, имеющий право проводить “мастер-класс” по своей специальности. К примеру, одним из основных критериев выявления лучшего учителя в России и регионах является обязательное проведение “мастер-класса” по своему предмету.
2. Четырехступенчатая модель в преподавании дисциплины
В контексте взятой темы обратимся к личностному развитию студента, активизирующего свою учебную деятельность в образовательном пространстве вуза, где протекают одновременно процессы обучения и воспитания. Как подчеркивает современный исследователь О.И. Зубарева, воспитательное пространство вуза – это «система влияний и условий развития личности, а также возможностей для ее саморазвития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [9, с. 57]. В этой связи ниже обратимся к выводам А.С. Родикова о том, что четырехступенчатая модель помогает понять типичный процесс изучения материала (предмета) или этапа определенного развития обучающихся. В рамках модели, следуя рекомендации А.С. Родикова, приведем пример преподавания курса Б2.В.ДВ.1.2 «Современная методика и технология обучения иностранным языкам: инновационные и компьютерные технологии». Дисциплина проводится на 3-м курсе бакалавриата Института зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФиР) СВФУ. Представим процесс изучения курса согласно схеме 4-х стадий обучения, предложенной А.В. Сафроновым [8]. Курс состоит из 4-х модулей (М): М.1. Инновационный образовательный процесс; М.2. Основы инновации в дистанционном образовании; М.3. Интерактивные технологии. М.4. Средства.
При изучении тем первого и второго модулей (М.1. и М.2.) условно происходит переход от первой стадии ко второй. Фактически на этом уровне происходит переход от уровня “неосознанной некомпетентности” к “осознанной некомпетентности”. Все темы курса для студентов 3-го курса бакалавриата новые, ранее не изученные. В процессе изучения теоретического материала формируется у студентов общекультурная и общеобразовательная компетенции, повышается уровень мотивации и интереса к образовательному процессу. В этот период обучения студент познает себя, т.е. осознает свои возможности, достаточные для формирования потребности в новых знаниях. Cказанное обосновывается ответами студентов на метапредметные эвристические задания.
Далее согласно схеме переход от “осознанной некомпетентности” к “неосознанной компетентности” у студентов происходит в процессе изучения третьего (М.3. Интерактивные технологии) и четвертого (М.4. Средства) модулей. На этапе прохождения таких фундаментальных тем, как “Интерактивность как основа дидактики сетевых образовательных технологий”, “Лингво-коммуникативный метод в формировании диалога коммуникантов” и “Эвристические технологии”, развивающих творческое мышление у студентов”, формируются информационная и профессиональная компетенции, развиваются навыки работы с ИКТ, студенты самостоятельно работают с сетевыми технологиями, такими как “е-librery”, “Google sites”, “ Filamentality”, “Moodle”, имеют свои личные кабинеты, электронные портфолио, участвуют в дистанционных конкурсах и конференциях и т.д.
Ниже приводим пример проверки (анкетирования) внутреннего состояния обучающихся при переходах от одной ступени компетентности к другой аналогично критериям в исследованиях Марии Байер [7].
Результаты анкетирования внесены в таблицу.
Изменение внутреннего состояния студентов при переходах от одной ступени компетентности к другой
Дисциплина |
Б2.В.ДВ.1.2 «Современная методика и технология обучения иностранным языкам: инновационные и компьютерные технологии». |
|||
Степень внутреннего состояния студентов |
Кол-во студентов |
Смятение в % |
Фрустрация в % |
Удовлетворение % |
М-1:Инновационный образовательный процесс |
54 |
26% |
14% |
60% |
М-2: Основы инновации в дистанционном образовании |
54 |
20% |
8% |
65% |
М-3: Интерактивные технологии |
54 |
5,4% |
12% |
80% |
М-4: Средства |
54 |
- |
4,5% |
85,8% |
В выше представленной таблице отражены результаты анкетирования студентов по проверке внутреннего состояния при переходах от одной ступени компетентности к другой. Как показывают результаты анкетирования студентов 3-го курса бакалавриата могут испытать “фрустрацию”, однако у большинства имеет место чувство “смятения”, которое возникает при накоплении новых знаний. Студент начинает сравнивать и искать связь с базами знаний на предыдущих курсах. К примеру, М1.В.ОД.2.2 “Информационные и компьютерные технологии обучения иностранным языкам”, на которые опирается структура дисциплины Б2.В.ДВ.1.2 «Современная методика и технология обучения иностранным языкам: инновационные и компьютерные технологии». На этапе перехода от “осознанной некомпетентности” к “неосознанной компетентности” в процессе прохождения курса действительно наблюдается удовлетворение и радость после решения эвристических заданий из сайта дистанционного образования “EIDOS”, а также создания сайта по образцу “Google sites” и разработки контролирующих тестов в обучающем сайте “Filamentality”. У студентов формируется уверенность в себя и свои возможности для личностного развития.
Заключение
Из вышеизложенного анализа приходим к выводам о том, что:
а) при изучении курса Б2.В.ДВ.1.2 «Современная методика и технология обучения иностранным языкам: инновационные и компьютерные технологии» новоприобретенные умения переходят неосознанно автоматически к навыкам на основе ранее сформированных компетенций и приводят к удовлетворению и радости, в конечном итоге, к личностному развитию через осознания себя, т.е. самопознания.
б) Четырехступенчатая модель обучения является универсальной для того, чтобы “понять типичный процесс” изучения учебного материала, а также определения этапа самоизменения (фрустация и сметение) и саморазвития (радость и удовлетворение) студентов;
в) Уровень профессионализма “мастер” как пятая ступенька оценки профессиональной подготовки студентов может быть достигнут магистрантами и учителями иностранных языков, имеющими стаж работы не менее 3-х лет.
Таким образом, достигается цель - развивать способности будущего учителя до уровня «гибких навыков», умеющего успешно выйти из «точек бифуркаций», реализуя свой потенциал.