В современном мире физическая культура является составляющей общей культуры личности, образа жизни и поведения в обществе, а также способствует решению социальных, воспитательных и реабилитационных задач. С помощью организационных форм различных видов физкультуры предельно уравновешены личные и социальные интересы людей, что способствует формированию устойчивого психологического климата в нашей стране.
Цель исследования. Проанализируем понятие физической культуры и особенностей физического отдыха, физической подготовки, выделим структурные компоненты физической культуры и характерные особенности физического отдыха, для дальнейшего осуществления теоретического исследования.
Материал и методы исследования. В основе статьи осуществлен обзор и теоретический анализ последних исследований в области физической культуры и физического отдыха. В настоящее время актуальны следующие темы для проведения научных исследований в сфере физической культуры и спорта: модернизация методики стимулирования естественного созревания организма и его функций, психики у обучающихся разных возрастных групп, улучшение общей физической подготовки, потенциал физических упражнений в медицине; разработка и улучшение существующих методик повышения уровня физической подготовки обучающихся, модернизация методики проведения школьных и дошкольных занятий [1, с. 6]; обучение методам познания себя, своих способностей, достоинств и недостатков, мотивирование и стимулирование осознанного отношения к физической культуре и спорту; разработка методик применения средств физической культуры и спорта с целью активного отдыха, восстановления трудоспособности после умственной и физической нагрузки, эмоциональных напряжений [2, с. 81].
Культура ? сложное явление в современной науке, так как в отечественной и зарубежной теории существует множество трактовок этого понятия [3, с. 197]. Культура (воспитание, образование, развитие) - степень развития социума, креативных сил и способностей личности, которая выражена в видах и формах организации существования и профессиональной деятельности, в материальных и духовных ценностях, обусловленных исторически [4, с. 85]. Физическая культура сложное явление, поэтому сложно дать ему однозначное определение, которое сможет отразить многогранность этого социального феномена. Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для совершенствования физического состояния людей [5, с. 192]. Физическая культура ? совокупность материальных и духовных ценностей, представленных в виде двигательной деятельности и внутреннего достояния личности, выраженных в его собственных физических способностях [6, с. 12]. Рассмотрим отличительные особенности физической культуры от иных видов физической активности человека: содержание преобладающего двигательного компонента; деятельность представлена наиболее рациональными формами движений, имеющими определенную методику занятий; физкультура обращена на совершенствование личности (освоение целесообразной техникой упражнений, формирование двигательных способностей, прямой осанки, укрепление здоровья и т.д.) [7, с. 207]. Выделим в структуре физической культуры три основных компонента: деятельностный, ценностный и результативный, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты физической культуры
Любое социальное образование и каждая сфера человеческой деятельности имеют ретроспективную форму организации - структуру, в которую входят: компоненты явления, связи и отношения, внутренняя организованность, упорядоченность или хаос [8, с. 13]. Выделим структурные компоненты физической культуры, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Конфигурация физической культуры
Физическая культура как подвид общей культуры реализует развитие физических и умственных способностей человека [9, с. 60]. Специфичность заключается в ориентации на развитие природного и физического потенциала личности [10, с. 796]. Физическая культура, при единстве и взаимообусловленности деятельности материальной и духовной составляющей личности, неминуемо оказывает влияние на сферы жизни человека: эмоциональную, духовную и т.д. [11, с. 107]. При занятиях спортом человек трансформирует свой природный потенциал, действуя, как субъект и объект деятельности, старается добиться высоких результатов. Таким образом, физическая культура выступает как деятельность и качественный уровень этой деятельности, соответственно результат такой деятельности - формирование хорошей физической подготовки человека к жизнедеятельности и творчеству [12, с. 214]. В современном обществе преимущество оставляет за собой мнение о том, что физическая культура - это комплекс четырех взаимосвязанных между собой компонентов: физической подготовки, спорта, физического отдыха и мотивационной реабилитации [13, с. 12]. Каждый из этих компонентов частично удовлетворяет конкретным средствам и методам и тесно связан с остальными, в качестве базиса выступает дефиниция теории физической культуры, которая основана на концепциях общей культуры, позволяющей открыть современные методологические аспекты содержания и сущности физического отдыха [14, с. 56]. Сегодня физический отдых наименее изученный вид физической культуры, вследствие чего существуют разные трактовки этого понятия. Понятие «отдых» наделено различными смысловыми оттенками. С латинского rekretio означает «восстановить здоровье, силы». Иностранные авторы определяют «отдых» двумя трактовками: первое ? «любой приятный досуг, хобби, развлечения», второе ? «результат, выражающийся в релаксации и освежающий после приятного времяпровождения». Также физический отдых трактуют как «массовая физическая культура», «улучшение физической культуры», «производственная гимнастика» и т.д. [15, с. 202]. По критерию активности различают: физический отдых, включающий выполнение физических упражнений, а также интеллектуальный, характеристиками которого выступают интеллектуальные развлечения. В общей теории физический отдых - деятельность, с применением комплекса физических упражнений, физического потенциала человека для активного отдыха, развлечений, перезагрузки или обновления интеллектуальной и физической работоспособности [16, с. 22]. Важность физического отдыха в современном обществе, как одного из компонентов физкультуры, пропорционально растет, так как на рынке труда особое место занимает конкурентоспособность специалиста. Физический отдых доступный, демократический и в то же время в меньшей степени регулируемый компонент физической культуры [17, с. 23]. Физический отдых в условиях рыночной экономики потенциально развивается, улучшается, поскольку позволяет решать проблемы, возникающие при необходимости увеличения производительности труда, сохранения и улучшения здоровья.
Проблемы, которые возможно разрешить с помощью физического отдыха: удовлетворение человеческих потребностей, развлечения, трансформация разных видов деятельности, устранение отрицательных последствий и восстановление временно сокращенных или утраченных функций организма [18, с. 96]. Потребности людей удовлетворяются типами физических упражнений, создавая предпосылки для нормального функционирования человеческого тела в конкретных условиях [19, с. 142]. Физический отдых - свободная форма занятий, позволяющая изменять тип, характер и контент в зависимости от мотивов, увлечений и запросов, направленная на выполнение предусмотренных задач. Положительная динамика возникает при грамотной организации физического отдыха [20, с. 48]. Характерные особенности физического отдыха: наличие большого количества вариантов упражнений; доступность для людей всех возрастов; активная эмоциональность во время занятий, с сочетанием элементов игры и соревнования. Как правило, физическому отдыху не нужны организационный и административный контроли, занятия легко адаптируются к требованиям и возможностям людей, внешним условиям и субъективным требованиям. Это дает свободу выбора средств и методов физического отдыха, гибкости занятий, а также учитываются не только желания, но и возможности человека [21, с. 106]. Физический отдых является органической частью физической культуры, комплексом независимой мотивации деятельности, для обеспечения нормального функционирования человеческого организма в различных условиях жизни и профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые считают, что физический отдых имеет большое значение в аспекте рабочего времени человека и проведения досуга, поэтому необходимо расширять исследования структуры и компонентов физического отдыха, а также генезиса развития и этапов его функционирования. Теоретические и практические проблемы организации и проведения физического отдыха имеют огромное значение с точки зрения поисков новых эффективных средств, методов и форм организации для удовлетворения людских потребностей, восстановления сил; развлечений и стабильного состояния интеллектуальной и физической работоспособности [22, с. 99].
В процессе проведения спортивных и оздоровительных мероприятий во время работы и досуга, особую значимость получает принцип доступности и индивидуализации, так как в процессе занятий человек получает серьезные нагрузки на организм. Существует угроза возникновения отрицательного эффекта в случаях отсутствия контроля за мерой допустимой нагрузки, таким образом, необходимо учитывать возможности и физический потенциал работников и разрабатывать программу занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, уровня предварительной физической подготовки и т.д. Определение мер доступности физических упражнений и их соблюдение ? актуальная проблема использования физического отдыха в профессиональной деятельности и реабилитации. Опытные данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что особенно эффективно не равномерное распределение объема выполненных физических упражнений в течение рабочего дня и недели для достижения и поддержания высокого уровня профессиональной производительности рабочего.
Основываясь на результатах исследований, можно говорить о том, что физическая подготовка также создает предпосылки для успешной карьеры, косвенно затрагивая ее посредством таких факторов, как состояние здоровья, степень физической подготовки и адаптация к условиям труда [23, с. 92]. Всякая профессиональная деятельность обладает индивидуальной моторной спецификой, различными условиями труда, психофизиологическими характеристиками и различными требованиями к уровню развития физических качеств и умственных способностей личности. Адаптация человека к определенным условиям труда без специальной психофизической тренировки может продолжаться от 1 года до 5 лет. Следовательно, образование и подготовка будущих специалистов в образовательных организациях улучшают уровень определенных физиологических функций, физических и умственных качеств посредством передачи соответствующих знаний и навыков, необходимых для эффективной работы в определенных профессиях [24, с. 109]. Неотъемлемая часть физического воспитания, касающаяся вопросов, связанных с подготовкой к трудоустройству, и обеспечивающая эффективное формирование и улучшение свойств и качеств, необходимых для конкретных профессий, называется профессионально применяемая физическая подготовка. Цель этой подготовки - оптимальное использование ресурсов, методов и форм физического воспитания для достижения и поддержания физической культуры на основе приоритетного развития физических и умственных качеств, которые предъявляют высокие требования к процессу профессионального обучения и развития. Применение профессионального физического воспитания в условиях хорошей организации работы снижает риск профессиональных заболеваний, повышает уровень профессиональной подготовки, а также делает человека более подходящим для эффективной работы с точки зрения неблагоприятных факторов [25, с. 21]. Основой воздействия физических упражнений на успешную карьеру является механизм передачи двигательных навыков и способностей, сформированных во время физической культуры, к результатам овладения навыками, необходимыми для успешной работы.
Результаты исследования и их обсуждение. Основное внимание в какой-либо физической деятельности заключается в улучшении функциональности организма, расширении арсенала двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации к различным факторам работы. Успешное развитие профессии возможно при условии соблюдения определенных психофизиологических качеств человека, особых требований, предъявляемых к производственным процессам и к профессиональным качествам. Основываясь на выявлении таких качеств и физиологических намерений, необходимых для конкретных профессий, разработаны критерии пригодности для большинства профессий. Таким образом, профессионально применяемая физическая подготовка, осуществляемая в соответствии с условиями производства и деятельности, залог психофизической готовности человека к успешной карьере. Полученные результаты обзора и анализа научной литературы послужат основой для более детального изучения и разработки, а также возможного внедрения методик физической подготовки и физического отдыха в деятельность образовательных организаций высшего образования.
Основываясь на проведенном обзоре и анализе научной литературы, можно сделать следующие выводы: физическая культура играет важную роль в системе физического воспитания. Систематическое применение мер профессиональной физической культуры в системе физического воспитания способствует сохранению профессионального здоровья сотрудников, развитию их профессионально важных физических качеств, повышению производительности труда. Тем не менее при разнообразных научных исследованиях в области физической культуры необходимо признать, что вопросы влияния физического отдыха при повышении уровня физического напряжения человека и влияния физической подготовки на успешность профессиональной деятельности требуют дальнейшего изучения.