В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года закона «Об образовании в Российской Федерации» в состав высшего образования была включена «подготовка кадров высшей квалификации» [1]. Таким образом, аспирантура стала третьей ступенью профессионального образования, а не одной из форм дополнительного профессионального образования, какой являлась ранее. Ныне все выпускники данной ступени, успешно прошедшие итоговые испытания, получают дипломы с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь», то есть становятся профессиональными учеными и профессиональными педагогами даже без наличия научной степени. Совмещение научной и педагогической деятельности особенно актуально для университетов, которые имеют статус федеральных или национальных исследовательских. Так, в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ) с присвоением вузу наименования «национальный исследовательский» все профессорско-преподавательские сотрудники были переведены в разряд научно-педагогических работников, которые не только должны преподавать, как ретрансляторы имеющегося знания, но и активно заниматься научной деятельностью. Ведь еще со времен средневековых университетов считалось, что преподаватель университета должен быть и хорошим ученым. В полной мере такая идея реализовалась и в России. Однако с введением двойной квалификации в аспирантуре возникла серьезная проблема: квалификация «преподаватель-исследователь» не предусмотрена международными квалификационными сетками, а российским бакалаврам могут преподавать и выпускники магистратуры, зачастую даже не имея специализированных педагогических навыков.
Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования института подготовки преподавательских кадров высшей квалификации в России, а также оценка обучения аспирантов по педагогическим компетенциям в Иркутском национальном исследовательском техническом университете.
Материал и методы исследования. Исследование основано на диалектическом, системном, структурном подходах. В статье также используются общие научные методы (систематизация, дедукция, аналогия, обобщение, формализация, экстраполяция, сравнение и описание).
Результаты исследования и их обсуждение. При проведении реформ в российском образовании сложилась ситуация постоянного заимствования зарубежного опыта. Первым о необходимости иметь высокопрофессиональные кадры в научной и педагогической областях заявил Михаил Васильевич Ломоносов, который в 1764 г. предложил предоставить Академии наук и Московскому университету права присуждать наиболее достойным выпускникам, по примеру европейских университетов, ученые степени. Однако только с 1803 года, в связи с выходом указа «Об устройстве училищ», началась официальная история присуждения ученых степеней с участием российских государственных органов управления [2]. В 1819 г. вступило в действие «Положение об ученых степенях», в котором вводился унифицированный, обязательный для всех университетов процедурный регламент присуждения ученых степеней, и он постоянно совершенствовался. Контроль за деятельностью университетских органов по присуждению научных степеней был возложен на Министерство народного просвещения России. Данная система постепенно обрастала и педагогическими критериями. Так, для получения должности приват-доцента не достаточно было сдать магистерский экзамен, а нужно было прочитать две пробные лекции перед «профессорскими коллегиями». Непременным условием получения магистерской и докторской степени до 1918 г. значилась подготовка научной квалификационной работы - диссертации. Главным экзаменом соискателя на ученую зрелость являлась ее публичная защита. Основу такой защиты составлял диспут с участием не только соискателя и оппонента, но и всех присутствующих, в том числе и студентов. Девизом профессуры той поры было: «кто двигает науку, тот и учит». «Не официальный диплом на "звание" ученого, а научные труды, талант, ученое имя - вот единственный критерий для признания "достойного" вступить на кафедру вольного университета» [3]. Если преподаватель активно не занимался научными исследованиями, то он не пользовался уважением среди коллег и студентов. К концу XIX века в российском обществе сложился образ университетского профессора, который имел следующие качества: патриотизм, высокая эрудиция в различных областях научных знаний, педагогическое мастерство, наличие научной школы и широко известных научных трудов, а также свободомыслие, инновационность, честолюбие и огромная трудоспособность. Таким образом, российская система высшего образования обеспечивалась кадрами за счет ученых, которые занимались исследованиями в различных областях.
В Советском Союзе на этапе становления советской системы высшего образования была нарушена связка «ученый-преподаватель». Декретом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений» были упразднены ученые степени и ученые звания. 11 февраля 1921 года был открыт Институт красной профессуры, как специализированное научно-учебное заведение в СССР, которому было поручено вести подготовку преподавателей общественных наук для высших учебных заведений, а также работников для научно-исследовательских учреждений, партийных и государственных органов. Он подчинялся Народному комиссариату просвещения. В институт принимали только членов РКП (б). Также согласно декрету Совнаркома РСФСР от 2 сентября 1921 г. было утверждено «Положение о высших учебных заведениях РСФСР». В нем одной из задач вузов определено: «подготавливать научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений республики и, в частности, для самих высших учебных заведений» [4]. В 1923 г. Наркомпрос утвердил «Положение о порядке оставления при высших учебных заведениях студентов для подготовки их к научной и педагогической деятельности», в котором были заложены основы государственной системы подготовки научно-педагогических кадров. Как можно увидеть, профессия преподаватель отделялась от научной деятельности, а подготовка педагогических кадров и научных кадров могла быть как совмещена, так и идти параллельно. Однако довольно быстро стала проявляться ущербность такой позиции, и в 1925 г. Совнарком РСФСР утвердил новое «Положение о научных работниках вузов», а также «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам», в которых впервые официально появилось понятие «аспирант» - человек, который специально подготавливается к научно-педагогической деятельности. Тем не менее, наряду с освоением методологии и методики исследования и постижением теоретических основ избранного направления науки, иностранного языка и общественного минимума, педагогические дисциплины не включались в программу подготовки. В той или иной степени аспирантура сохраняла свои функции как место подготовки, в первую очередь, научных кадров до 2013 года. С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных образовательных стандартов третьего и последующих поколений ситуация в аспирантуре резко изменилась. В образовательной среде вновь заговорили о заимствовании зарубежного опыта при подготовке кадров высшей квалификации. Только на этот раз не немецкого (континентального), а американского, тем более что европейские страны повсеместно перенимают данный подход [5; 6].
Жаркие споры: «Что важнее для выпускника аспирантуры - научно-исследовательские или преподавательские компетенции?» [7] не миновали и ИРНИТУ, который создавался как технический вуз, главная задача которого готовить кадры для промышленных предприятий региона. Многие годы талантливые и активные выпускники вуза уходили работать на производство, лишь единицы из них оставались на преподавательской работе. Не изменилась ситуация и в настоящее время. Большинство аспирантов ориентируются на работу в промышленной сфере и заниматься научной деятельностью на предприятиях. Необходимо отметить, что в отличие от конца 1990-х – начала 2000-х годов практически все предприятия заинтересованы в сотрудниках, способных профессионально заниматься научной деятельностью. Такое положение связано с переходом промышленности страны на выпуск конкурентоспособной продукции и создание научно-инновационной структуры. В педагогических же кадрах заинтересованы пока только вузы, хотя в связи с открытием корпоративных университетов потребность в специалистах с педагогическими навыками будет только расти. Университеты попадают в такой системе в странное положение. С одной стороны, им выгодно, чтобы максимальное количество выпускников аспирантуры шло на производство, так как это не только потенциальные заказчики научных разработок, но и преподаватели-практики, потребность в которых все возрастает. С другой стороны, вузы заинтересованы в обновлении стареющих преподавательских кадров и приходе молодых преподавателей. Особенно сложная ситуация с обновлением кадров складывается в технических вузах, в частности в ИРНИТУ. Если аспиранты классических университетов в гораздо большей степени ориентированы на преподавательскую деятельность, то аспиранты технических - на научную. Ориентируют на научную деятельность аспирантов и их руководители, так как особенностью преподавательского состава технических вузов является, с одной стороны, высокий уровень специальной подготовки (большинство - кандидаты и доктора наук), а с другой - фрагментарные педагогические знания. Многие считают, что преподаванию не нужно учиться, достаточно быть хорошим ученым, а «разговорный жанр» для гуманитариев. Поэтому, начиная педагогическую деятельность, молодые преподаватели чаще всего опираются на интуитивно-эмпирические решения методических и психолого-педагогических задач, а также на копирование, заимствование опыта своих педагогов. При этом они упускают из виду, что формирование педагогического опыта преподавателей коллег старшего поколения проходило в контексте знаниевой образовательной модели и требует сегодня существенной корректировки. Также чужой опыт требует анализа и осмысления положительных и негативных сторон с целью его применения в новых условиях. Для разрешения данных проблем в ИРНИТУ, где аспирантура реализуется по 26 направлениям: техническим, социально-гуманитарным, естественно-научным, введен блок дисциплин, которые направлены на формирование педагогических компетенций: «психология в высшей школе» (3 семестр, 72 часа аудиторных занятий), «Педагогика в высшей школе» (4 семестр, 48 часов аудиторных занятий), педагогическая практика (4, 5 семестры), факультатив «Современные образовательные технологии» (4 семестр, 12 часов аудиторных занятий). Предшествует освоению данных дисциплин подготовка по истории и философии науки.
В связи с тем что формирование педагогических компетенций заложено только в общекультурной компетенции: готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования, а 8 сентября 2015 г. утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 608н профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [8], в ИРНИТУ введена профессиональная компетенция: готовность к организационно-педагогическому и информационно-методическому сопровождению реализации образовательных программ высшего образования в области профессиональной деятельности, которая едина для всех направлений подготовки аспирантов. Освоение данной компетенции в результате чтения указанных выше дисциплин способствует осознанию слушателями отличия антропоцентрической направленности деятельности преподавателя от привычной им техноцентрической направленности деятельности специалиста технического профиля. Оно также позволяет понять современное состояние и особенности наук об образовании.
В ИРНИТУ освоение профессии преподавателя аспирантами всех профилей, включая технические, начинается с централизованного поточно-группового изучения научных основ вузовской психологии, позволяющего систематизированно передать знания об особенностях взаимоотношений в педагогическом коллективе, проблемах социализации в юношеском возрасте. Далее аспиранты переходят к обучению педагогическим технологиям и узнают об учебно-воспитательном процессе вуза с научных позиций, а не только посредством опыта, который аспирант получит во время педагогической практики.
Такое обучение организовано в общем потоке для всех аспирантов начиная со второго курса. Педагогическая практика проводится совместно кафедрой социологии и психологии и специализированными кафедрами. За правильное оформление документации и инструктаж о проведении учебных занятий несет ответственность первая кафедра, за проведение практических занятий - вторая. Такое решение было принято в результате довольно длительной дискуссии, развернувшейся в ИРНИТУ. При этом программа педагогической практики, которая включает проведение микроисследований по предложенным заданиям, посещение и анализ учебных занятий ведущих преподавателей специальных кафедр, самостоятельное проведение учебных занятий, их психолого-педагогический анализ вместе с руководителем практики, участие в воспитательной деятельности студенческих групп, составляется кафедрой социологии и психологии.
В результате такого обучения аспиранты ориентированы:
- на знание современных тенденций развития высшего образования и основ проектирования образовательного процесса;
- на знание современных образовательных технологий и способов их реализации в высшей школе;
- на умение диагностировать уровень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, при необходимости проводить корректирующие действия;
- на способность применять современные образовательные технологии в учебной деятельности в вузе;
- на способность использовать методы диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности обучающихся в вузе.
Для более тесного взаимодействия кафедр, ведущих подготовку аспирантов и овладения преподавателями ИРНИТУ педагогическими компетенциями, регулярно проводятся курсы повышения квалификации НПС вуза силами преподавателей кафедры социологии и психологии.
Заключение. Таким образом, несмотря на серьезные трудности: невостребованность педагогических компетенций как у аспирантов, так и у преподавателей ИРНИТУ; ориентированность большинства руководителей и аспирантов на проведение научных исследований; старение преподавательского состава вуза и его «тихое сопротивление» вторжению в сферу подготовки аспирантов так называемых гуманитариев, в ИРНИТУ довольно успешно осуществляется подготовка преподавателей-исследователей. Выделяется необходимое количество часов, ставки преподавателям (за счет «споточивания» всех аспирантов), эффективно организуется учебный процесс (в выходные дни и в вечернее время). Тем не менее остаются серьезные вопросы в подготовке кадров в аспирантуре технического вуза: качество самих аспирантов (отбор практически отсутствует); часто формальное отношение к проведению своей части практики у специализированных кафедр; низкий уровень преподавательских компетенций у руководителей аспирантов. В качестве решения данной проблемы можно организовать через систему дополнительного образования курсы переподготовки педагогов и использовать методику мониторинга качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура – докторантура, предложенную И.Ю. Соколовой и Т.В. Ивановой [9].
Проблемой является и то, что сегодня научная степень, полученная в европейских и американских университетах, автоматически признается как научная кандидатская степень в российских вузах, а если диссертация защищена в высокорейтинговом университете, то и сразу как докторская. В связи с высокой конкуренцией, сложившейся в «западном» образовании, его стоимость часто ниже, чем в России. Таким образом, проще и дешевле защитить диссертацию в иностранных вузах. При этом глава ВАКа В.М. Филиппов заявил о намерении сократить бюджетные места в аспирантуре российских вузов и повысить за счет этого стипендию аспирантам [10]. На наш взгляд, это не приведет к повышению качества подготовки ученых и педагогов, а вызовет сокращение их количества в вузах, в провинции же этот процесс станет обвальным. Университеты потеряют последнюю возможность обновления научных и педагогических кадров. Данные проблемы широко обсуждаются и в других странах [11].
В связи с этим считаем важным изучение советского опыта аспирантуры, особенно при подготовке специалистов в технических науках, а также зарубежного опыта, который подлежит не слепому копированию, а лишь творческой переработке и применению в работе российских университетов наиболее успешных практик управления аспирантурой.