Психологические и физиологические особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение. Неустойчивые ценностные ориентации, неуверенность в собственной значимости в общественно полезном труде, социальный инфантилизм, недостаточная учебная мотивация, низкие мыслительно-логические способности и коммуникативные навыки существенно ограничивают их профессиональный выбор. При изучении профессиональных интересов и способностей обучающихся коррекционных школ М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Г.В. Резапкина выделили такие особенности: скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности; отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач; ориентация в основном на внешнюю оценку; недостаточный уровень самосознания подростка; неустойчивость эмоционального состояния; недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда [1, с. 26]. Е.М. Старобина отмечает, что у обучающихся коррекционной школы обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления, а общепрактическими и трудовыми навыками наиболее успешно они овладевают на 8-9-м годах обучения. В этот период они задумываются о будущем, стараются обсуждать возможный профессиональный выбор со сверстниками, педагогами и родителями. Их представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми умениями и навыками [2, с. 18].
Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется необходимостью реализации системы квалифицированной помощи подросткам с умственной отсталостью в профессиональном самоопределении, разработки маркетинговой программы разъяснения выпускникам коррекционной школы преимуществ рабочих профессий, использования ресурсов социального партнерства коррекционных школ, профессиональных учебных заведений и предприятий.
Цель исследования: изучить особенности развития профессиональных интересов подростков с умственной отсталостью на основании характеристики состояния их здоровья и психологических особенностей.
Материал и методы исследования. У выпускников коррекционных школ наблюдаются трудности с профессиональным самоопределением в связи с ограничением по состоянию здоровья, психическими и физиологическими проблемами, недостаточным уровнем знаний, жизненного и коммуникативного опыта, несформированной самооценкой, поэтому одной из задач профориентационной работы коррекционной школы является медико-психологическое обследование подростков [3, с. 76]. На основе данных отчета школьного врача выстраивается система консультирования и организации мероприятий, способствующая развитию их профессиональных интересов. Для изучения психологических характеристик подростков с умственной отсталостью были использованы «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова», анкета «Хочу. Могу. Надо», «Шкала самооценки личности Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан».
Результаты исследования. Важной задачей педагогов коррекционной школы и родителей является воспитание самостоятельности подростка с умственной отсталостью, способствующей в принятии решений и выборе жизненного пути, исходя из собственных возможностей [4, с. 23].
По мнению учителей, только четверть выпускников коррекционной школы способны к самостоятельной трудовой деятельности при сопровождении учителя: умение «увидеть имеющиеся недостатки в работе» и «решить, каким способом их устранить» выделили 22% обучающихся, «правильно выбрать инструмент для работы» выявлено у 35% старшеклассников, «спланировать пооперационный ход работы» могут 15% выпускников, а «оценить результат деятельности» - 25%. При этом можно выделить несколько причин «неготовности» к самостоятельной деятельности большинства учеников: у 32% старшеклассников коррекционной школы выявлен избирательный интерес к отдельным видам профессиональной деятельности и низкий уровень мотивации к трудовой деятельности; 42% подростков показали неуверенность в себе и потребность в опеке и контроле учителя. Поэтому в системе профориентационной работы коррекционной школы необходимо больше внимания уделять вопросам формирования навыков самостоятельной деятельности, самодисциплины и самоконтроля, которые будут способствовать его социализации и профессиональной адаптации, а также успешному трудоустройству в будущем [5].
При изучении уровня самооценки обучающихся коррекционных школ подросткового возраста выявлено, что завышенный уровень наблюдается у 57% подростков, адекватный уровень самооценки - у 16% подростков и низкий – у 27% подростков. Наблюдается следующая тенденция, что по мере взросления подростка уровень его самооценки падает: так, если у 66% учеников 5-7 классов самооценка была завышенной, то у 48% учащихся 8-9 классов она занижена. Анализируя оценку подростками собственных личностных качеств, было установлено, что в меньшей степени они отмечали такие качества, как «умственные способности», «авторитет у сверстников» и «умелые руки», а в большей степени – «характер», «внешность» и «уверенность в себе». Таким образом, по мере взросления подростки с интеллектуальной недостаточностью осознают свои ограничения в получении дальнейшего образования, в выборе профессии, испытывают неуверенность в своих силах.
С помощью «Дифференциально-диагностического опросника» удалось установить предпочтение и избегание некоторых видов трудовой деятельности обучающихся 5-9 классов коррекционной школы: 33% из них предпочли профессии, относящиеся к типу профессий «человек – природа» и «человек – человек», причем выбор девочек оказался в 2 раза чаще, чем мальчиков, профессии типа «человек – техника» выбирал каждый шестой ученик (в основном - мальчики), и десятая часть опрошенных предпочли профессии типа «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ», также была установлена зависимость темперамента подростков и их предпочтений к виду профессиональной деятельности. Подростки с высоким уровнем экстраверсии выбрали профессии типа «человек - человек», а подростки с высоким уровнем нейротизма предпочтение отдавали профессиям типа «человек - техника». Эти данные с учетом индивидуальных особенностей подростков использованы педагогами при разработке программы формирования профессиональных интересов [6, с. 220]. Это доказывают прямые корреляционные связи средней силы (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика корреляционных связей уровня экстраверсии и нейротизма с выбором профессиональной сферы
Выбор профессиональной сферы |
Уровень экстраверсии |
Уровень нейротизма |
Человек – природа |
+0,31 |
+0,37 |
Человек – техника |
+0,24 |
+0,65 |
Человек – человек |
+0,73 |
–0,28 |
Человек – знаковая система |
–0,31 |
+0,25 |
Человек – художественный образ |
+0,26 |
+0,32 |
Эти данные с учетом индивидуальных особенностей подростков использованы педагогами при разработке программы формирования профессиональных интересов [6, с. 220].
Главной формулой успешности профессионального выбора является совмещение трех основных факторов: «хочу», «могу» и «надо». При опросе обучающихся 5-9 классов коррекционной школы было выявлено, что более 60% из них хотят приобрести рабочие профессии (строитель, грузчик, швея, садовник и т.д.). Из-за сниженного порога критики около 16% подростков мечтают о недоступных для выпускника коррекционной школы профессиях (программист, менеджер, военнослужащий и др.), которые связаны с получением высшего образования. Причем если в 5-7 классах треть обучающихся считают возможным получить «нереальную» для себя профессию, то в 8-9 классах таких подростков в 2 раза меньше. Каждый четвертый старшеклассник коррекционной школы не определился с выбором дальнейшей трудовой деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика выбора желаемой сферы профессиональной деятельности у учащихся 5-7 и 8-9 классов
«Хочу» (желаемые профессии) |
5-7 класс (N – 44) |
8-9 класс (N – 50) |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Рабочий (строительной специальности, грузчик) |
9 |
20,45 |
10 |
20,0 |
Швея, рабочая на швейном производстве |
5 |
11,36 |
11 |
22,0 |
Садовник |
1 |
2,27 |
1 |
2,0 |
Повар |
3 |
6,82 |
2 |
4,0 |
Парикмахер |
2 |
4,54 |
3 |
6,0 |
Домохозяйка |
3 |
6,82 |
3 |
6,0 |
Специалист с высшим гуманитарным или техническим образованием (программист, инженер, менеджер, историк, писатель, военнослужащий) |
7 |
15,91 |
3 |
6,0 |
Рабочий со средним специальным образованием (газосварщик, пожарный, водитель, автомеханик) |
6 |
13,64 |
5 |
10,0 |
Не определился |
8 |
18,18 |
12 |
24,0 |
Таким образом, только половина обучающихся коррекционной школы подросткового возраста желают выбрать профессию, которая бы соответствовала их физическим возможностям. Остальной части подростков необходима помощь в профессиональном самоопределении.
В разделе «Могу» обучающиеся 9 класса коррекционной школы выбирали в среднем по 4-5 предложенных в анкете умений, причем особые трудности возникли с самостоятельным определением того, чему бы они хотели научиться. Большинство подростков мужского пола считают себя способными выполнять строительные работы и вырезать по дереву, все опрошенные девушки – готовить еду, шить одежду, ухаживать за цветами и животными, но только каждый десятый подросток написал, что он бы хотел приобрести навыки, необходимые ему для будущей профессии. Следует отметить, что большинство подростков «умеют» продавать товары, половина (в основном юноши) – управлять мототранспортом, четверть – настраивать аппаратуру, что было подтверждено ребятами при личной беседе. С точки зрения родителей и педагогов, указанные подростками личные умения в 2-3 раза превышают их реальные возможности (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика возможных умений учащихся 8-9 классов,
(N – 50) по мнению самих детей, их родителей и учителей (%)
«Могу» |
Мнение |
||
Детей |
Родителей |
Учителей |
|
Выполнять строительные работы |
72,0 |
20,0 |
18,0 |
Делать причёски |
30,0 |
24,0 |
16,0 |
Продавать товары |
80,0 |
20,0 |
- |
Управлять транспортом |
50,0 |
4,0 |
- |
Готовить еду |
56,0 |
36,0 |
34,0 |
Шить одежду |
32,0 |
30,0 |
30,0 |
Ремонтировать обувь |
4,0 |
- |
- |
Настраивать аппаратуру |
26,0 |
4,0 |
- |
Резьба по дереву |
38,0 |
10,0 |
8,0 |
Вышивка по ткани |
36,0 |
32,0 |
32,0 |
Уход за цветами и деревьями |
72,0 |
50,0 |
58,0 |
Уход за животными |
58,0 |
46,0 |
- |
Хочу еще чему-то научиться |
8,0 |
- |
- |
Таким образом, большинство обучающихся 8-9 классов коррекционной школы отмечают у себя наличие умений, не соответствующих действительности. Следует подчеркнуть, что только 2 ребенка, имеющие опыт работы, указали, что трудовую деятельность осуществляли при участии Ивановского городского молодежного центра в летние каникулы, при этом работавшие подростки, в отличие от сверстников, проявляли более зрелые социальные суждения и уже твердо определились со своим профессиональным выбором. Следовательно, подростки коррекционной школы нуждаются в получении возможности трудовой практики, где бы они смогли реально оценить свои личностные качества, необходимые для получения определенных профессий, и это является одним из средств развития их профессиональных интересов. Такая возможность должна предоставляться подросткам при участии школы и социальных партнеров, а также при помощи родителей.
В разделе опросника «Надо» все обучающиеся 9 класса выбрали профессии, соответствующие их физическим возможностям здоровья. Следует отметить, что дополнительные строки, где можно было дописать свои варианты профессий, подростки оставили пустыми. Возможно, это отражает дефицит их знаний о перечне профессий, в том числе доступных им, географически-индустриальные возможности региона проживания ребенка, ограниченный выбор образовательных учреждений среднего профессионального образования и недостаточную работу в школе и семье подростка по ознакомлению его с перечнем профессий.
При ответе на вопрос «Что может ограничить у тебя выбор профессии?» половина обучающихся 9 классов выделили состояние здоровья (43,6%), треть – недостаточный уровень образования (29,7%), каждый пятый ребенок – проблемы трудоустройства (8,5%), 18,2% - ничего не ограничивает. Эти данные свидетельствуют о неуверенности выпускников коррекционной школы в своем будущем, чувстве социальной незащищенности у них, дефиците знаний о профессиональных возможностях. После окончания школы большинство подростков планируют продолжить образование в профессиональных образовательных учреждениях, каждый пятый еще не определился с выбором дальнейшего пути, десятая часть выпускников мужского пола не исключают возможности устроиться на работу грузчиками.
Определяющими для каждого человека в его деятельности являются ценностные ориентиры, которые обеспечивают правильную постановку жизненной цели, выбор способа и путей ее достижения. Сформированная самомотивация – это основа успешной социальной адаптации для подростков с интеллектуальной недостаточностью. При изучении мотивации обучающихся на трудовую деятельность было установлено, что 75% из них нацелены на будущую работу как источник получения материального вознаграждения. Социальную значимость и пользу от своей работы планируют получить только 66% подростков. Возможность общения привлекает к будущей трудовой деятельности 50% учащихся. Столько же подростков считают, что работа является неотъемлемым условием жизни каждого человека. Вероятно, эти дети не смогли найти для себя более значимый мотивационный фактор на профессиональную деятельность. Следует отметить, что ни один подросток не указал, что не хочет работать. Материальное вознаграждение за труд имеет значение менее чем у 50% обучающихся 5-6 классов, у 63% обучающихся 7-8 классов и у всех подростков 9 классов, а такой фактор, как желание приносить людям пользу своей работой, имеет большое значение у учащихся 5-7 классов и лишь у половины подростков 8-9 классов.
В ходе исследования для целенаправленной работы по развитию профессиональных интересов обучающихся коррекционных школ была разработана тренинговая программа «В мир профессий!». Проводимые тренинговые занятия направлены на развитие у подростков навыков коммуникативного взаимодействия в коллективе, на информирование о возможных профессиях и формирование мотивации к профессиональному выбору, на определение собственных жизненных ценностей и личных приоритетов в профессиональном выборе, на формирование алгоритма индивидуального профессионального выбора, на оценку уровня сформированности профессиональных интересов. Приоритетными формами проведения тренинговых занятий выбраны ролевые игры, упражнения, квесты и др.
Выводы. Таким образом, особенности формирования профессиональных интересов подростков с умственной отсталостью заключаются в проведении необходимого медико-психологического обследования для получения подростками и их родителями информации о возможных и «недоступных» для них профессиях по состоянию здоровья; в составлении психологического портрета подростка и коррекции негативных черт его личности; в реализации целенаправленной, систематической, персонализированной профориентационной работы педагогов и специалистов коррекционной школы, включающей индивидуальные и групповые консультации, профориентационные мероприятия, экскурсии, тренинги с привлечением ресурсов социального партнерства.