Технологический подход, реализуемый в предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», призван повысить результативность процесса обучения. Он основывается на проектировании образовательной деятельности с учетом заданных ФГОС требований к предметным, метапредметным и личностным результатам образования, структуре образовательной программы и условиям ее реализации. ФГОС в части требований к условиям реализации основной образовательной программы среднего и основного общего образования ориентирует педагогов на применение в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [1]. Профессиональный стандарт педагога к одной из профессиональных компетенций учителя предписывает демонстрацию умения применять им психолого-педагогические технологии для успешной реализации практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач [2].
К технологиям деятельностного типа относят технологии развития критического мышления через чтение и письмо, исследовательские и проектные технологии, проблемного обучения, case-study и ряд других. В данной статье представлены методические разработки кейс-заданий, которые были апробированы и внедрены в практике преподавания курсов повышения квалификации для педагогов ОБЖ в ГБОУ ДПО «НИРО», а затем реализованы в учебном процессе рядом общеобразовательных организаций Нижегородской области.
Эффективное использование кейс-технологий в образовательной практике является актуальным и опирается на тенденции к использованию и применению полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, закреплению межпредметных связей, формированию умений быстро реагировать в нестандартной ситуации. В рамках данной технологии можно непосредственно диагностировать уровень самостоятельности, инициативности всех обучаемых, умения работать в команде, находить рациональные решения и другие аналитические способности [3].
Цель исследования
Цель данной работы - разработка и апробация методических рекомендаций по использованию разных форм кейс-заданий на примере учебного раздела «Первая помощь» для повышения профессиональной компетенции педагогов ОБЖ на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО «НИРО».
Материалы и методы исследования
Для того чтобы кейс-задание можно было использовать в качестве современной активной технологии обучения, необходимо раскрыть ряд методических рекомендаций и особенностей применения разных типов заданий.
Порядок работы учителя по конструированию ситуационных задач в разделе «Первой помощи» состоит из трех этапов, каждый из которых, в свою очередь, включает последовательные алгоритмы действий педагога с обучающимися.
1. Организационно-методический этап начинается с подбора конкретного типа кейс-задания в изучаемой теме урока, его места в учебном процессе. Далее формулируются планируемые личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Проводится анализ возможных межпредметных связей с другими дисциплинами в ходе решения поставленной задачи. Составляется текст кейса и вопросы к нему, при необходимости подбираются уточняющие приложения и факты. В конце этого этапа описываются основные положения ответа учащегося.
2. Содержательно-деятельностный этап состоит из оформления кейса, определения вопросов задачи, времени для ее решения, составления инструкции для обучающихся по алгоритму выполнения задания, выбора формы презентации решения ситуационной задачи (устной, письменной, наглядной с использованием тренажеров).
3. Критериально-оценочный этап включает подбор педагогом критериев оценки ситуационной задачи; построение шкалы оценивания; анализ типичных ошибок.
Каждая ситуационная задача должна быть направлена на то, чтобы обучающийся приобрел навыки критического анализа различных жизненных ситуаций, научился работать с информацией и моделировать выход из сложившихся трудностей, проявлять инициативность, работать в команде, быть толерантным к мнениям всех участников события, при этом аргументируя свои убеждения и действия.
Статистический анализ проделанной работы в данном направлении при проведении курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ в ГБОУ ДПО «НИРО» показывает, что использование кейс-технологий повышает эффективность профессионального обучения.
Результаты исследований и их обсуждение
Специалист по дополнительным образовательным программам С.И. Змеев считает, что технология обучения взрослых представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций как обучающихся, так и обучающих [4]. Поэтому одной из основных задач при проведении курсов повышения квалификации является практическое включение слушателя курсов в активную самостоятельную деятельность, развивающую у него способность к самоуправлению своими действиями. Центральным звеном в этой системе должна стать организация практической деятельности, основанная на сотрудничестве и обмене педагогическим опытом, консультировании. Итог работы по использованию современных образовательных технологий должен быть нацелен на формирование профессиональной мотивации у педагогов [5].
По результатам аналитического отчета (входные анкеты слушателей курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС», количество опрошенных - 60 человек) были выявлены следующие наиболее эффективные технологии обучения: использование смешанного обучения – 28,33% (17 человек), командного обучения – 26,66% (16 человек), проектного обучения - 25% (15 человек). Остальные технологии, методы и приемы, по мнению участников опроса, смогут оказать влияние на повышение качества в незначительной степени, в частности: кейс-стади выбрали 6,67% (4 человека), воркшоп и геймификация по 5% (по 3 человека), нооген и перевернутое обучение указали по 1,67% (по 1 человеку). Количественное распределение всех ответов представлено на рисунке 1 под буквой А.
После прохождения курсов повышения квалификации и реализации модуля «Организация первой помощи при неотложных состояниях» с применением и методическим разбором всех выше перечисленных технологий количество педагогов, считающих использование кейс-стади эффективным для достижения поставленных образовательных результатов, увеличилось с 6,67% (4 человека) до 28,33% (17 человек). Распределение ответов выходной диагностики представлено на рисунке 1 под буквой Б.
Рис. 1. Распределение ответов слушателей курсов о повышении качества обучения по программе «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС» (А - данные входной анкеты; Б - данные выходной анкеты)
Рассмотрим разнообразные формы кейс-заданий и методические особенности их применения в учебном процессе на примере раздела «Первая помощь». Подобные ситуационные задачи представляют собой примеры практических заданий, в которых может быть описана реальная или воображаемая ситуация несчастного случая с одним или несколькими неотложными состояниями у пострадавших.
Сюжет задачи может разворачиваться в школе (на уроке или перемене), на улице, в лесу, дома или в общественном месте и т.д. При решении ситуационной задачи главными критериями для обучающихся являются правильное определение травмирующего фактора, неотложного состояния, а также грамотное выполнение всего комплекса мероприятий по организации первой помощи. Данный тип заданий по имитации экстренных случаев в новой «нетипичной» ситуации поможет обучаемым в дальнейшем не растеряться и быстро отреагировать в реальной действительности.
Кейс-задания, представленные в виде текста, по способу решения можно свести к четырем группам: ситуации выбора; ситуации отсутствия единого правильного алгоритма действия; ситуации предпочтения и вероятностные ситуации. Наибольшую трудность у педагогов вызывают сложные ситуации с отсутствием единого правильного алгоритма действия. Обычно в учебных задачах моделируются простые условия, в которых, как правило, предполагаются однозначные решения, нацеленные на выявление конкретных предметных знаний по изучаемой теме. В реальной жизненной ситуации человек сталкивается с целой мозаикой всевозможных факторов действительности и одновременно должен учитывать весь комплекс сведений. Кейс-задания данного типа развивают такие личностные качества, как мобильность, быстрота реагирования на непредвиденные факторы риска, слаженность и четкость действий. Например, при оказании первой помощи спасатель может столкнуться с ситуацией, когда оказываются несколько пострадавших. Оценив состояние каждого пострадавшего, спасателю необходимо решить, кому в первую очередь нужна экстренная помощь. Рассмотрим пример текста кейс-задания этого вида:
Около средней школы произошло дорожно-транспортное происшествие: наезд на пешеходов. Пострадали два ученика. У семилетнего мальчика - наружное кровотечение в области лба, в результате которого лицо и волосы залиты кровью. Мальчик сидит и стонет, осматривается по сторонам. При осмотре пострадавшего частота его дыхательных движений и сердечных сокращений находятся в норме. А у десятилетнего мальчика видимых повреждений нет, но он указывает на боли в голове, тошноту, частичную потерю памяти (не может вспомнить обстоятельств аварии).
Данное задание можно использовать в девятом классе, в пятом разделе «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на этапе закрепления полученных знаний. На организационно-методическом этапе подготовки данного кейс-задания к использованию в учебном процессе учитель ОБЖ определяет раздел, тему, этап урока. Далее педагог формулирует личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты, которые будут достигнуты при решении кейс-задания. Например, личностный результат может быть направлен на достижение высоких результатов при формировании понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, а также усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и на дорогах. В кейс-заданиях со сложными ситуациями, в которых отсутствует единый правильный алгоритм действий, формируются такие метапредметные результаты, как умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности; умение владеть основами самоконтроля, самооценки; умение принимать решение и осуществлять осознанный выбор. Выполнение данной ситуационной задачи позволяет обучающимся достигнуть таких предметных результатов, как формирование умений оказывать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций; умение принимать обоснованное решение в конкретной неотложной ситуации. Анализируя межпредметные связи, учитель должен опираться на знания биологии восьмого класса (функции и состав крови, строение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиология нервной системы). Следующим шагом к реализации кейс-задания в учебном процессе является составление вопросов. Например: «Какая чрезвычайная ситуация описана в кейсе?»; «Какие неотложные состояния можно предположить у пострадавших?»; «Кому из пострадавших первому необходимо оказать первую помощь и почему?»; «Приведите алгоритм действий при оказании первой помощи для обоих пострадавших». В конце организационно-методического этапа педагог прописывает основные положения ответа учащегося.
На содержательно-деятельностном этапе конструирования этого кейс-задания учителю предпочтительнее выбрать парную форму работы учеников в классе, определить время для решения задачи не более пяти минут и представить ответ в виде демонстрации навыков временной остановки кровотечения и придания охранительного положения на тренажерах.
Критериально-оценочный этап включает подбор педагогом критериев оценки ситуационной задачи; построение шкалы оценивания; анализ типичных ошибок.
Как показывает педагогическая практика, учителя ОБЖ часто используют на уроках ситуации-предпочтения. Данный тип кейс-заданий предполагает вариативность в выборе действий, но с различными последствиями от выбранного решения. Подобные задачи наиболее часто описывают ситуации, возникшие в условиях автономного существования, когда группа людей находится на местности, удаленной от населенных пунктов, и приезд бригады скорой помощи откладывается. Именно в таких ситуациях в зависимости от тяжести состояния пострадавшего спасатель должен принять решение, например о возможности иммобилизации и транспортировке человека.
Вероятностные ситуации содержат описание событий, когда у очевидца происшествия отсутствует полный объем информации о несчастном случае, а значит, увеличен процент предполагаемого риска при выполнении того или иного действия.
Ситуационные задачи можно представлять обучающимся не только в виде текста с описанием ситуации и вопросами, требующими решения или демонстрации навыков оказания первой помощи, но и в виде рисунков (кейс-иллюстрации). Как правило, данные задания предлагаются в виде парных изображений, где на одном из них крестиком отмечено, как поступать нельзя или неправильно, а на другом галочкой отмечено, как правильно действовать в данной ситуации (рис. 2). Учитель предлагает устно или письменно обсудить эти рисунки, подобрав как можно больше комментариев о том, что может произойти, если спасатель неправильно оказывает первую помощь.
Рис. 2. Пример кейс-иллюстраций по организации первой помощи при носовом кровотечении
Приведенные примеры кейс-заданий могут использоваться педагогами при изучении раздела «Первая помощь» для текущего, промежуточного или итогового контроля обучающихся.
Выводы
В статье представлены основные теоретико-методологические подходы к определению понятия «кейс-задание», рассматриваются возможности технологии ситуационного анализа как инструмента конструирования и проектирования образовательного процесса с обучающимися, раскрывается их качественное своеобразие и особенности использования в учебной деятельности. Применение технологии «Решение ситуационных задач» в педагогической практике учителей будет способствовать повышению их профессиональной компетенции.