Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF AXIOLOGICAL PRIORITIES OF MEDICAL STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL DIRECTION FORMATION WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Zabolotnaya S.G. 1 Korovina I.A. 1 Nazina O.V. 1
1 Orenburg State Medical University
The article deals with the possibilities of revealing the professional orientations and axiological aspects of the medical student personalities in the second language acquisition in the educational area of higher medical school. It also considers the means of creating and results of analysis of the mental personality cards created by the first-year students of the Orenburg State Medical University. In the article the productivity of the use of the students’ professionally-oriented essays written in a foreign language in the diagnosis of axiological priorities is analyzed. Mental personality cards reflect the sphere of interests of the first-year students, significant personal qualities, life plans and main goals, attitudes toward the future profession and specialization, factors that have influenced the professional choice. Analysis of the students’ essays allows drawing a conclusion about the value representations of freshmen concerning the image of a doctor, the requirements put forward for the implementation of medical activity, the role of medical profession in modern society. The research is based on the principle of implementing the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020, according to which one of the main tasks of the higher medical school is to create conditions for the formation of a professional orientation and effective disclosure of the intellectual potential of medical students. Involvement of freshmen in the creation activity of mental personality cards and writing professionally-oriented essays in a foreign language contributes not only to the identification, but also to the formation of the axiological professional orientation of medical students.
medical student
foreign language
professional direction
axiological priorities
essay
mental personality card

Приоритетными направлениями образовательной политики высшей медицинской школы являются развитие личности студента, актуализация его интеллектуального потенциала, формирование профессиональной направленности с целью воспитания высококлассного специалиста, способного оказать квалифицированную и эффективную медицинскую помощь. В данном исследовании мы придерживаемся определения профессиональной направленности студентов медицинского вуза как интегративного качества личности, характеризующегося устойчивым интересом к будущей профессиональной деятельности и ориентацией на овладение широким спектром знаний по врачебным проблемам и основам медицинской терминологии. Формированию профессиональной направленности способствует развитие познавательных компетенций, исследовательской активности, способности к осуществлению творческой деятельности при получении профессионально значимой информации, в том числе – в ходе освоения профессионально ориентированного иностранного языка [1]. Формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза невозможно без активизации ценностного потенциала личности. В этой связи актуальным представляется анализ профессиональных и личностных ценностей будущих специалистов в области медицины.

Таким образом, целью данного исследования является выявление ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности.

Материалом для исследования ценностных приоритетов послужили интеллектуальные карты личности и эссе профессионально ориентированной тематической направленности, созданные студентами Оренбургского государственного медицинского университета в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык».

В качестве основных методов исследования применялись как теоретические, так и эмпирические общепедагогические методы, описательный анализ, методика построения интеллектуальной карты личности. Методологическую основу составил аксиологический подход.

В области профессиональной педагогики «карта личности» используется в качестве инструмента, объединяющего гнозис и праксис (теорию и практику профессиональной подготовки будущего специалиста в области медицины). Данный метод визуализации информации, по мнению ученых, помогает аккумулировать информацию о мире будущей профессии, о себе как будущем специалисте, быстрее и детальнее ориентироваться в различных аспектах собственной личности, осознать свою целостность, выбирать ценностные ориентиры, корректировать свой дальнейший жизненный путь [2].

Создание «карты личности» будущего специалиста в области медицины с использованием средств иностранного языка позволяет превратить работу над учебным материалом в увлекательный процесс, предполагающий не фиктивное схематичное отображение информации на бумаге, а её «проживание», выражение собственной индивидуальности посредством иноязычных лексических единиц, а также применение своих творческих способностей. «Карта личности» структурируется с соблюдением основных требований к построению интеллектуальных карт, представляющих собой графический способ визуализации информации в форме ветвистого древа, применяемый в различных областях науки, в том числе – в сфере образования, и отражающий специфику присущего человеку ассоциативного мышления. Центральную позицию в интеллектуальной карте занимает основное понятие (ключевое слово, главная идея), а от него, в свою очередь, исходят логически или ассоциативно связанные между собой ветви первого, второго, третьего, четвёртого и пр. порядка [3]. Отражённые на ветвях лексические единицы сопровождаются иллюстративным материалом (рисунками, символическими образами, фотоматериалами). Ветви интеллектуальной карты изогнуты, подобно ветвям древа, и каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Следовательно, необходимо отметить, что создание интеллектуальной карты представляет собой инновационный метод в профессиональной подготовке будущего специалиста в области медицины.

Предлагаемая студентам модель иноязычной интеллектуальной «карты личности» включала в себя пять основных ветвей: 1) интересы; 2) жизненные цели; 3) профессионально значимые качества личности; 4) влияние людей и обстоятельств на становление личности будущего профессионала в области медицины; 5) будущая профессия.

С точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции «карта личности» служит визуальной опорой при построении устных монологических и диалогических высказываний. Необходимым условием эффективного применения «карты личности» в учебном процессе является преображение информации, зашифрованной в образах и отдельных лексических единицах, в целые предложения и законченные высказывания, что стимулирует развитие скорости речи и умение выстраивать логические связи.

С позиции анализа ценностных приоритетов студентов медицинского вуза, иноязычная «карта личности» может помочь в выявлении спектра интересов, склонности к определённым видам деятельности, жизненных и ценностных ориентаций студентов первого курса, их планов на будущее и особенностей восприятия себя как личности будущего профессионала в области медицины. Последний пункт даёт наибольший простор для воображения и позволяет определить, что является для студента наиболее значимым в профессиональном плане, определился ли студент с дальнейшей специализацией, каким образом он идентифицирует себя в профессии врача. По центральным образам карты можно определить, что является главной ценностью для её создателя и каким образом он отождествляет себя как личность будущего специалиста в области медицины. Это позволяет преподавателю высшей медицинской школы помочь студенту в выработке собственного образовательного маршрута при освоении дисциплины «Иностранный язык» как неотъемлемой части профессионального образования. К примеру, в том случае, когда студент изображает в центре карты головной мозг, мы можем сделать вывод о том, что он отдаёт приоритет интеллектуальной деятельности. Изображение сердца на ветви, характеризующей отношение к будущей профессиональной деятельности, является показателем любви к избранной профессии. Данная ветвь также ярко демонстрирует позицию студентов в отношении будущей специализации и факторы, определившие профессиональный выбор (любовь к детям, желание помогать людям и пр.).

Анализ «карты личности» студентки лечебного факультета ОрГМУ, приведённой на рисунке, даёт подробное представление о сфере интересов, ценностных ориентирах, профессионально значимых качествах личности, которые первокурсница позиционирует как позитивные и негативные, о главных жизненных целях и персоналиях, оказавших влияние на выбор профессии. Достаточно подробно описываются также и факторы, обусловившие выбор студенткой медицинской профессии (пример сестры как образцового врача, её рассказы о работе, желание помогать людям, любовь к медицинской деятельности); чётко прослеживаются приоритеты первокурсницы относительно будущей специализации в области хирургии (рис.).

Англоязычная «карта личности» студентки первого курса лечебного факультета ОрГМУ

В ходе исследования проведен анализ ценностных приоритетов в условиях формирования профессиональной направленности студентов-медиков на основе 120 интеллектуальных карт личности, созданных студентами первого курса Оренбургского государственного медицинского университета. Согласно результатам исследования, лишь четвёртая часть первокурсников имеет представление о дальнейшей профессиональной специализации. Приоритетными направлениями будущей медицинской деятельности студенты стоматологического факультета отметили челюстно-лицевую хирургию и протезирование. Некоторые информанты хотели бы открыть собственную стоматологическую клинику. Сферами медицинской деятельности, приоритетными для студентов лечебного факультета, являются: хирургия (общая, пластическая, сосудистая, нейрохирургия) (≈ 36%); кардиология (≈ 23%); гинекология (≈ 21%); урология (≈ 11%); косметология (≈ 9%).

Среди причин, по которым студенты выбрали медицинскую сферу деятельности, отмечались:

- желание спасать человеческие жизни («to save lives»);

- стремление помогать людям, делать их здоровыми и счастливыми («to help people», «to make people healthy and happy», «to make people smile»);

- потребность выполнять общественно значимую работу («to be needed in society»).

92% первокурсников ставят своей главной целью успешное окончание университета и получение высшего профессионального образования. На ветви, отражающей жизненные цели, которые ставят перед собой студенты, отражены лексические единицы, которые условно можно подразделить на следующие концептуальные сферы: профессиональные достижения (трудоустроиться, стать хорошим специалистом); счастливая семейная жизнь; волонтёрская деятельность (помощь людям, благотворительность, организация питомников); путешествия; медицинская практика за рубежом; творческое развитие (написать книгу, научиться рисовать, записать диск с музыкальными композициями и пр.).

Сферы интересов студентов первого курса включают:

- чтение художественной и научно-популярной литературы (87 апелляций);

- музыка (79 апелляций);

- спорт (53 апелляции);

- работа в качестве волонтеров (43 апелляции);

- изучение иностранных языков (22 апелляции).

В числе менее популярных увлечений первокурсников – поэзия, прикладное искусство и другие.

К известным врачам, оказавшим влияние на выбор профессии и развитие личности, студенты причисляют Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Л.А. Бокерию, Л.М. Рошаля, а также ряд актёров и музыкантов (медиков по образованию или воплотивших на экране образ врача), характеризующихся насыщенной событиями биографией и успешной профессиональной деятельностью.

Среди профессионально значимых качеств личности студенты наиболее часто отмечают: ответственность, доброту, любовь к людям и животным, милосердие, дисциплинированность, коммуникабельность, непрерывное самосовершенствование.

Таким образом, «карта личности» как разновидность интеллектуальной карты может служить не только средством развития познавательных способностей и иноязычной компетентности студентов, но и выступать в качестве ресурса педагогического исследования ценностных приоритетов и профессиональной направленности студентов медицинского вуза.

Выявление ценностных (профессиональных и личностных) ориентаций студентов медицинского вуза при обучении иностранному языку может также осуществляться при анализе созданных ими творческих работ в рамках конкурса эссе профессионально ориентированной тематики. В ходе исследования было проанализировано 120 работ конкурса эссе на тему «My future profession is to help people», в котором принимали участие студенты 1-2 курсов Оренбургского государственного медицинского университета.

В эссе студентами выражаются представления, идеалы и ценностные предпочтения, связанные с будущей профессией, что, с одной стороны, содействует расширению их профессионального кругозора и осознанию необходимости дальнейшего приобретения знаний в области медико-биологических и клинических наук, саморазвития, с другой стороны, способствует восприятию собственного образа Я - будущий специалист в области медицины с позиции аксиологического подхода [4].

Материалы эссе могут быть использованы для изучения аксиологической составляющей профессиональной направленности студента-медика, что позволит совершенствовать педагогический процесс. В ходе размышлений о будущей профессии, ответственности за жизни людей, творческом подходе к осуществлению врачебной деятельности у студентов происходит осознание себя как части медицинского сообщества, вырабатывается ценностное отношение к выбранной профессии [5; 6]. При этом границы аксиосферы расширяются, происходит личностное самораскрытие студентов, актуализируется их нацеленность на будущее профессиональное становление. Студенческие эссе профессиональной направленности отражают основы выбора их профессиональной специализации, способствуют развитию образовательной самоорганизации и рефлексии.

Анализ содержания студенческих эссе позволяет сделать вывод о ценностных представлениях первокурсников, касающихся образа врача, требований, выдвигаемых к осуществлению врачебной деятельности, роли медицинской профессии в современном обществе. Вовлечение первокурсников в процесс написания эссе по профессионально ориентированной тематике на иностранном языке способствует не только выявлению, но и формированию ценностно-профессиональных ориентиров студентов медицинского вуза. Это в полной мере отвечает требованиям принципа реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предполагающей создание условий для формирования профессиональной направленности и эффективного раскрытия интеллектуального потенциала студентов медицинского вуза.

В большинстве профессионально ориентированных эссе на тему «My future profession is to help people», написанных студентами первого-второго курсов лечебного, фармацевтического, педиатрического, медико-профилактического факультетов, происходит акцентуация значимости врачебной профессии и особо подчёркивается роль врача в спасении человеческих жизней и оказании помощи людям. Эссе отражают причины и ситуации, послужившие причиной выбора студентами медицинской сферы деятельности в качестве жизненной цели. В большинстве работ показана самоотверженность профессии врача, готовность всегда прийти на помощь. Приведённые в эссе составляющие образа врача в той или иной степени апеллируют к непреложным законам врачевателей древности, выраженным в Клятве Гиппократа и в добродетелях, сформулированных Аристотелем: великодушию, дружелюбию, справедливости, практической мудрости и пр.

Написание эссе профессиональной тематики можно рассматривать как разновидность субъектно ориентированных, творческих задач, направленных на формирование профессионального сознания, выявление доминант профессиональной ориентации, а также аксиологических аспектов личности. В процессе написания эссе у студентов происходит развитие основ критического мышления, творческого подхода к решению образовательных, исследовательских и профессиональных задач, рефлексивный анализ собственной деятельности. Вовлечение студентов медицинского вуза в творческую работу при обучении иностранному языку обеспечивает не только формирование профессиональной направленности, но и положительно влияет на общее развитие будущего врача.

Таким образом, работа по написанию эссе профессиональной тематической направленности способствует формированию ценностных профессиональных ориентиров студентов медицинского вуза, выявлению аксиологического ресурса в развитии общей культуры и компетентности будущего врача. Полученные результаты позволяют преподавателям медицинского вуза выявлять специфику профессиональной направленности и ценностные приоритеты студентов-медиков с целью их дальнейшего развития.

Результаты работы способствуют уточнению научно-педагогических представлений о процессе формирования и диагностики ценностных ориентиров студентов медицинского вуза посредством применения метода построения интеллектуальной карты личности и в ходе написания иноязычных эссе профессиональной тематической направленности и могут быть использованы в работе со студентами других профилей.