Приоритетными направлениями образовательной политики высшей медицинской школы являются развитие личности студента, актуализация его интеллектуального потенциала, формирование профессиональной направленности с целью воспитания высококлассного специалиста, способного оказать квалифицированную и эффективную медицинскую помощь. В данном исследовании мы придерживаемся определения профессиональной направленности студентов медицинского вуза как интегративного качества личности, характеризующегося устойчивым интересом к будущей профессиональной деятельности и ориентацией на овладение широким спектром знаний по врачебным проблемам и основам медицинской терминологии. Формированию профессиональной направленности способствует развитие познавательных компетенций, исследовательской активности, способности к осуществлению творческой деятельности при получении профессионально значимой информации, в том числе – в ходе освоения профессионально ориентированного иностранного языка [1]. Формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза невозможно без активизации ценностного потенциала личности. В этой связи актуальным представляется анализ профессиональных и личностных ценностей будущих специалистов в области медицины.
Таким образом, целью данного исследования является выявление ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности.
Материалом для исследования ценностных приоритетов послужили интеллектуальные карты личности и эссе профессионально ориентированной тематической направленности, созданные студентами Оренбургского государственного медицинского университета в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык».
В качестве основных методов исследования применялись как теоретические, так и эмпирические общепедагогические методы, описательный анализ, методика построения интеллектуальной карты личности. Методологическую основу составил аксиологический подход.
В области профессиональной педагогики «карта личности» используется в качестве инструмента, объединяющего гнозис и праксис (теорию и практику профессиональной подготовки будущего специалиста в области медицины). Данный метод визуализации информации, по мнению ученых, помогает аккумулировать информацию о мире будущей профессии, о себе как будущем специалисте, быстрее и детальнее ориентироваться в различных аспектах собственной личности, осознать свою целостность, выбирать ценностные ориентиры, корректировать свой дальнейший жизненный путь [2].
Создание «карты личности» будущего специалиста в области медицины с использованием средств иностранного языка позволяет превратить работу над учебным материалом в увлекательный процесс, предполагающий не фиктивное схематичное отображение информации на бумаге, а её «проживание», выражение собственной индивидуальности посредством иноязычных лексических единиц, а также применение своих творческих способностей. «Карта личности» структурируется с соблюдением основных требований к построению интеллектуальных карт, представляющих собой графический способ визуализации информации в форме ветвистого древа, применяемый в различных областях науки, в том числе – в сфере образования, и отражающий специфику присущего человеку ассоциативного мышления. Центральную позицию в интеллектуальной карте занимает основное понятие (ключевое слово, главная идея), а от него, в свою очередь, исходят логически или ассоциативно связанные между собой ветви первого, второго, третьего, четвёртого и пр. порядка [3]. Отражённые на ветвях лексические единицы сопровождаются иллюстративным материалом (рисунками, символическими образами, фотоматериалами). Ветви интеллектуальной карты изогнуты, подобно ветвям древа, и каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Следовательно, необходимо отметить, что создание интеллектуальной карты представляет собой инновационный метод в профессиональной подготовке будущего специалиста в области медицины.
Предлагаемая студентам модель иноязычной интеллектуальной «карты личности» включала в себя пять основных ветвей: 1) интересы; 2) жизненные цели; 3) профессионально значимые качества личности; 4) влияние людей и обстоятельств на становление личности будущего профессионала в области медицины; 5) будущая профессия.
С точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции «карта личности» служит визуальной опорой при построении устных монологических и диалогических высказываний. Необходимым условием эффективного применения «карты личности» в учебном процессе является преображение информации, зашифрованной в образах и отдельных лексических единицах, в целые предложения и законченные высказывания, что стимулирует развитие скорости речи и умение выстраивать логические связи.
С позиции анализа ценностных приоритетов студентов медицинского вуза, иноязычная «карта личности» может помочь в выявлении спектра интересов, склонности к определённым видам деятельности, жизненных и ценностных ориентаций студентов первого курса, их планов на будущее и особенностей восприятия себя как личности будущего профессионала в области медицины. Последний пункт даёт наибольший простор для воображения и позволяет определить, что является для студента наиболее значимым в профессиональном плане, определился ли студент с дальнейшей специализацией, каким образом он идентифицирует себя в профессии врача. По центральным образам карты можно определить, что является главной ценностью для её создателя и каким образом он отождествляет себя как личность будущего специалиста в области медицины. Это позволяет преподавателю высшей медицинской школы помочь студенту в выработке собственного образовательного маршрута при освоении дисциплины «Иностранный язык» как неотъемлемой части профессионального образования. К примеру, в том случае, когда студент изображает в центре карты головной мозг, мы можем сделать вывод о том, что он отдаёт приоритет интеллектуальной деятельности. Изображение сердца на ветви, характеризующей отношение к будущей профессиональной деятельности, является показателем любви к избранной профессии. Данная ветвь также ярко демонстрирует позицию студентов в отношении будущей специализации и факторы, определившие профессиональный выбор (любовь к детям, желание помогать людям и пр.).
Анализ «карты личности» студентки лечебного факультета ОрГМУ, приведённой на рисунке, даёт подробное представление о сфере интересов, ценностных ориентирах, профессионально значимых качествах личности, которые первокурсница позиционирует как позитивные и негативные, о главных жизненных целях и персоналиях, оказавших влияние на выбор профессии. Достаточно подробно описываются также и факторы, обусловившие выбор студенткой медицинской профессии (пример сестры как образцового врача, её рассказы о работе, желание помогать людям, любовь к медицинской деятельности); чётко прослеживаются приоритеты первокурсницы относительно будущей специализации в области хирургии (рис.).
Англоязычная «карта личности» студентки первого курса лечебного факультета ОрГМУ
В ходе исследования проведен анализ ценностных приоритетов в условиях формирования профессиональной направленности студентов-медиков на основе 120 интеллектуальных карт личности, созданных студентами первого курса Оренбургского государственного медицинского университета. Согласно результатам исследования, лишь четвёртая часть первокурсников имеет представление о дальнейшей профессиональной специализации. Приоритетными направлениями будущей медицинской деятельности студенты стоматологического факультета отметили челюстно-лицевую хирургию и протезирование. Некоторые информанты хотели бы открыть собственную стоматологическую клинику. Сферами медицинской деятельности, приоритетными для студентов лечебного факультета, являются: хирургия (общая, пластическая, сосудистая, нейрохирургия) (≈ 36%); кардиология (≈ 23%); гинекология (≈ 21%); урология (≈ 11%); косметология (≈ 9%).
Среди причин, по которым студенты выбрали медицинскую сферу деятельности, отмечались:
- желание спасать человеческие жизни («to save lives»);
- стремление помогать людям, делать их здоровыми и счастливыми («to help people», «to make people healthy and happy», «to make people smile»);
- потребность выполнять общественно значимую работу («to be needed in society»).
92% первокурсников ставят своей главной целью успешное окончание университета и получение высшего профессионального образования. На ветви, отражающей жизненные цели, которые ставят перед собой студенты, отражены лексические единицы, которые условно можно подразделить на следующие концептуальные сферы: профессиональные достижения (трудоустроиться, стать хорошим специалистом); счастливая семейная жизнь; волонтёрская деятельность (помощь людям, благотворительность, организация питомников); путешествия; медицинская практика за рубежом; творческое развитие (написать книгу, научиться рисовать, записать диск с музыкальными композициями и пр.).
Сферы интересов студентов первого курса включают:
- чтение художественной и научно-популярной литературы (87 апелляций);
- музыка (79 апелляций);
- спорт (53 апелляции);
- работа в качестве волонтеров (43 апелляции);
- изучение иностранных языков (22 апелляции).
В числе менее популярных увлечений первокурсников – поэзия, прикладное искусство и другие.
К известным врачам, оказавшим влияние на выбор профессии и развитие личности, студенты причисляют Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Л.А. Бокерию, Л.М. Рошаля, а также ряд актёров и музыкантов (медиков по образованию или воплотивших на экране образ врача), характеризующихся насыщенной событиями биографией и успешной профессиональной деятельностью.
Среди профессионально значимых качеств личности студенты наиболее часто отмечают: ответственность, доброту, любовь к людям и животным, милосердие, дисциплинированность, коммуникабельность, непрерывное самосовершенствование.
Таким образом, «карта личности» как разновидность интеллектуальной карты может служить не только средством развития познавательных способностей и иноязычной компетентности студентов, но и выступать в качестве ресурса педагогического исследования ценностных приоритетов и профессиональной направленности студентов медицинского вуза.
Выявление ценностных (профессиональных и личностных) ориентаций студентов медицинского вуза при обучении иностранному языку может также осуществляться при анализе созданных ими творческих работ в рамках конкурса эссе профессионально ориентированной тематики. В ходе исследования было проанализировано 120 работ конкурса эссе на тему «My future profession is to help people», в котором принимали участие студенты 1-2 курсов Оренбургского государственного медицинского университета.
В эссе студентами выражаются представления, идеалы и ценностные предпочтения, связанные с будущей профессией, что, с одной стороны, содействует расширению их профессионального кругозора и осознанию необходимости дальнейшего приобретения знаний в области медико-биологических и клинических наук, саморазвития, с другой стороны, способствует восприятию собственного образа Я - будущий специалист в области медицины с позиции аксиологического подхода [4].
Материалы эссе могут быть использованы для изучения аксиологической составляющей профессиональной направленности студента-медика, что позволит совершенствовать педагогический процесс. В ходе размышлений о будущей профессии, ответственности за жизни людей, творческом подходе к осуществлению врачебной деятельности у студентов происходит осознание себя как части медицинского сообщества, вырабатывается ценностное отношение к выбранной профессии [5; 6]. При этом границы аксиосферы расширяются, происходит личностное самораскрытие студентов, актуализируется их нацеленность на будущее профессиональное становление. Студенческие эссе профессиональной направленности отражают основы выбора их профессиональной специализации, способствуют развитию образовательной самоорганизации и рефлексии.
Анализ содержания студенческих эссе позволяет сделать вывод о ценностных представлениях первокурсников, касающихся образа врача, требований, выдвигаемых к осуществлению врачебной деятельности, роли медицинской профессии в современном обществе. Вовлечение первокурсников в процесс написания эссе по профессионально ориентированной тематике на иностранном языке способствует не только выявлению, но и формированию ценностно-профессиональных ориентиров студентов медицинского вуза. Это в полной мере отвечает требованиям принципа реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предполагающей создание условий для формирования профессиональной направленности и эффективного раскрытия интеллектуального потенциала студентов медицинского вуза.
В большинстве профессионально ориентированных эссе на тему «My future profession is to help people», написанных студентами первого-второго курсов лечебного, фармацевтического, педиатрического, медико-профилактического факультетов, происходит акцентуация значимости врачебной профессии и особо подчёркивается роль врача в спасении человеческих жизней и оказании помощи людям. Эссе отражают причины и ситуации, послужившие причиной выбора студентами медицинской сферы деятельности в качестве жизненной цели. В большинстве работ показана самоотверженность профессии врача, готовность всегда прийти на помощь. Приведённые в эссе составляющие образа врача в той или иной степени апеллируют к непреложным законам врачевателей древности, выраженным в Клятве Гиппократа и в добродетелях, сформулированных Аристотелем: великодушию, дружелюбию, справедливости, практической мудрости и пр.
Написание эссе профессиональной тематики можно рассматривать как разновидность субъектно ориентированных, творческих задач, направленных на формирование профессионального сознания, выявление доминант профессиональной ориентации, а также аксиологических аспектов личности. В процессе написания эссе у студентов происходит развитие основ критического мышления, творческого подхода к решению образовательных, исследовательских и профессиональных задач, рефлексивный анализ собственной деятельности. Вовлечение студентов медицинского вуза в творческую работу при обучении иностранному языку обеспечивает не только формирование профессиональной направленности, но и положительно влияет на общее развитие будущего врача.
Таким образом, работа по написанию эссе профессиональной тематической направленности способствует формированию ценностных профессиональных ориентиров студентов медицинского вуза, выявлению аксиологического ресурса в развитии общей культуры и компетентности будущего врача. Полученные результаты позволяют преподавателям медицинского вуза выявлять специфику профессиональной направленности и ценностные приоритеты студентов-медиков с целью их дальнейшего развития.
Результаты работы способствуют уточнению научно-педагогических представлений о процессе формирования и диагностики ценностных ориентиров студентов медицинского вуза посредством применения метода построения интеллектуальной карты личности и в ходе написания иноязычных эссе профессиональной тематической направленности и могут быть использованы в работе со студентами других профилей.