Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL STRUCTURE OF UNIVERSITY TEACHERS’ ACTIVITIES AIMED AT ORGANIZATION OF UNDERGRADUATES’ EXTRACURRICULAR WORK

Kulamikhina I.V. 1 Esmurzaeva Z.B. 1 Marus M.L. 1 Pestova E.V. 1
1 Omsk State Agrarian University of P.A. Stolypin
Modernization of the Russian Federation system of education and realization of competence-based approach stipulate modern approaches to organization of study process in institutions of higher education. Today education is oriented towards mastering of the competences necessary in lives of each individual not only to getting new knowledge. In this regard the creation of a model of the organization of students’ extracurricular work by teachers of higher education institutions seems relevant. The article is devoted to the problem of organization of extracurricular work of university students. The purpose of the research is to specify and substantiate the content of the university teachers activities aimed at the organization of Student Olympiad as one of the effective forms of extracurricular work. The practical significance of the research work is in the development of the organizational and functional model structure of the teachers’ activities. This model structure includes a system of continuous interrelated management activities (functions) – information analysis, motivation, planning, organization, assessment and evaluation, reflection and correction. All these management activities ensure well-organized extracurricular work of students at university. The authors describe the working experience of Foreign Languages teachers who organized and held an in-house FL Student Olympiad at the Omsk State Agrarian University. The study allows making a conclusion about the effectiveness of the Foreign Languages teachers work aimed at organizing the extracurricular activities of students.
extracurricular work
student olympiad
management and pedagogical activities of university teachers
model structure of teachers' activities

В настоящее время в системе высшего профессионального образования предъявляются все больше требований к профессиональной подготовке обучающихся. Образование сегодня направлено не столько на получение новых знаний, сколько на овладение компетенциями, совокупность которых составляет профессиональную компетентность специалиста. В условиях компетентностно-ориентированного профессионального образования большое значение приобретает внеаудиторная работа, способствующая усилению самостоятельной личностной активности обучающихся в образовательном процессе вуза. Одной из форм внеаудиторной работы являются предметные олимпиады, которые позволяют решать ряд важных задач:

  • выявлять наиболее одаренных и талантливых студентов;
  • реализовывать творческий потенциал студентов;
  • развивать интерес к изучаемой дисциплине;
  • стимулировать студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;
  • формировать активную жизненную позицию обучающихся;

Предметные олимпиады способствуют не только углублению предметных знаний, но и развитию творческой самостоятельности обучающихся. Творческая самостоятельность – это важнейшее качество будущего специалиста, определяющее его успех на профессиональном поприще. «Творческая самостоятельность – это стремление использовать новые приёмы в решении поставленной задачи и находить собственные способы преодоления трудностей, потребность вносить элементы новизны в процесс выполнения заданий» [1].

В нашем исследовании мы принимаем позицию Л.В. Кондрашовой, определяющей внеаудиторную работу как совокупность педагогических воздействий, обеспечивающих целеустремленность, последовательность, систематичность, соединение педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью студентов [2]. Вслед за Л.В. Кондрашовой мы будем рассматривать понятие внеаудиторной работы как взаимосвязь деятельности преподавателей и самостоятельной инициативной деятельности обучающихся вуза.

Цель исследования

Целью нашей работы является выявление, обоснование содержания и разработка модели деятельности преподавателей вуза по организации внеаудиторной работы обучающихся.

Материал и методы исследования

Работа выполнена в русле личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Теоретическим основанием исследования является концепция педагогического управления (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Л.А. Шипилина). Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез, обобщение, изучение научной литературы, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Деятельность преподавателей по организации внеаудиторной работы по своему содержанию является управленческо-педагогической. Многие отечественные педагоги и психологи рассматривают педагогические процессы и системы с позиции управления [3-5]. Так, например, Л.А. Шипилина отмечает, что специфика труда педагога обязывает владеть действиями, интегрирующими в себе умения и навыки как педагогической, так и управленческой деятельности [6].

Для выявления специфического содержания управленческо-педагогической деятельности преподавателей по организации внеаудиторной работы обучающихся обратимся к методу моделирования.

При построении организационно-функциональной модели мы рассматривали деятельность преподавателей в процессуальном аспекте как совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности, которые также называют управленческими функциями.

В литературе по педагогическому управлению авторы имеют различные точки зрения относительно функционального состава процесса управления. Вслед за Н.М. Яковлевой мы придерживаемся позиции П.И. Третьякова в определении функционального состава управления. В качестве самостоятельно взаимосвязанных функций управления им выделены: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, рефлексивно-коррекционная функции [7].

На основе выделенных управленческих функций можно конкретизировать содержание деятельности преподавателей по организации внеаудиторной работы обучающихся в форме проведения предметной олимпиады.

Информационно-аналитическая деятельность преподавателей включает в себя сбор и анализ информации, необходимой для успешного проведения олимпиады. В рамках этой деятельности преподаватели решают следующие задачи:

1. Анализируют результаты и выявляют проблемы проведения олимпиад за предыдущий период.

2. Оценивают ресурсные возможности кафедры в проведении олимпиады.

3. Определяют состав участников олимпиады.

Мотивационно-целевая деятельность преподавателей направлена на создание условий заинтересованности обучающихся в участии в олимпиаде. Важными условиями мотивации студентов являются достижимость высоких результатов, привлекательность конкурсных заданий, объективность оценивания, значимость вознаграждения. Для создания положительной мотивации у обучающихся необходимо решать следующие задачи:

1. Разрабатывать систему критериев и показателей для проведения оценивания результатов.

2. Разрабатывать систему вознаграждений победителей и участников олимпиады.

3. При отборе участников олимпиады необходимо учитывать их индивидуальные особенности, склонности, наличие творческих способностей.

4. При разработке конкурсных заданий избегать недостаточной или избыточной сложности заданий.

Планово-прогностическая деятельность имеет своей целью определить порядок организации и проведения предметной олимпиады, разработать организационно-методическое обеспечение. Эта деятельность направлена на решение следующих задач:

1. Определить цели и задачи предметной олимпиады.

2. Определить тематику олимпиады.

3. Выбрать форму проведения олимпиады.

4. Определить порядок участия обучающихся в олимпиаде.

5. Разработать и утвердить Положение о проведении олимпиады.

Организационно-исполнительская деятельность преподавателей направлена на решение следующих задач:

1. Разработать содержание конкурсных заданий.

2. Разработать систему критериев и показателей для оценивания результатов.

3. Сформировать списки участников олимпиады.

4. Разработать регламент проведения олимпиады.

5. Провести предметную олимпиаду.

Задачи преподавателей в рамках контрольно-оценочной деятельности включают в себя проверку олимпиадных работ в соответствии с разработанной критериальной системой, подсчет баллов и определение победителей и призеров олимпиады.

Целью рефлексивно-коррекционной деятельности преподавателей являются анализ и осмысление результатов участников олимпиады, опыта проведения олимпиады. Данная деятельность включает в себя решение следующих задач:

1. Выявить обучающихся, заинтересованных в предмете.

2. Определить компетентностный и творческий потенциал обучающихся с целью дальнейшего развития их способностей в рамках изучаемой дисциплины.

3. Определить направления повышения эффективности проведения предметных олимпиад.

4. Выявить трудности в проведении олимпиад с целью корректировки деятельности преподавателей по организации олимпиадного движения в вузе в дальнейшем.

Таким образом, организационно-функциональная модель деятельности преподавателей - это совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих видов деятельности (функций): информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, рефлексивно-коррекционной, направленных на организацию внеаудиторной работы обучающихся и обеспечивающих взаимосвязь педагогических воздействий и самостоятельной инициативной деятельности обучающихся вуза (рисунок).

Организационно-функциональная модель деятельности преподавателей по организации внеаудиторной работы обучающихся вуза

Данная модель была реализована преподавателями кафедры иностранных языков Омского государственного аграрного университета. Преподавателями проведена большая научно-методическая работа в рамках реализации программы дисциплины «Иностранный язык»: разработана структурно-функциональная модель иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров вуза, разработана и внедрена в учебный процесс технология ее развития [8]. В соответствии с концепцией кафедры внеаудиторная работа является важной частью подготовки бакалавров по иностранному языку; выступает как средство, фактор дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Обратимся к опыту деятельности преподавателей кафедры иностранных языков по организации и проведению предметной олимпиады в Омском государственном аграрном университете в 2016-2017 уч.г. Полагаем, что именно олимпиада, как форма внеаудиторной работы, «стимулирует развитие креативных и интеллектуальных способностей, отражающихся на успешности дальнейшей научно-производственной деятельности выпускника вуза» [9].

На основе анализа опыта по организации внутривузовской олимпиады по иностранным языкам в предыдущие годы было принято решение о целесообразности проведения олимпиады в режиме онлайн. Организация предметной олимпиады в режиме онлайн имеет свои неоспоримые преимущества:

1. Позволяет проводить олимпиаду в удобное для всех время в комфортных условиях.

2. При проведении онлайн-олимпиад не требуется больших материальных затрат.

3. Способствует развитию информационно-коммуникационных умений студентов.

Для проведения олимпиады был выбран организационный комитет, отвечающий за организационно-методическое сопровождение олимпиады. В обязанности оргкомитета входили разработка нормативно-правовой документации (Положения о порядке проведения олимпиады, критерии оценивания выполненных заданий по установленным единым требованиям), формулирование цели, задач, тематики олимпиады.

Также был определен порядок участия обучающихся в олимпиаде и разработана система поощрений победителей, призеров и участников олимпиады, что явилось важным мотивационным фактором, стимулирующим активность студентов. Победители и призеры олимпиады получили дополнительные баллы для итоговой аттестации по предмету. Кроме этого, эти личные достижения участников учитывались в рейтинговых показателях у обучающихся и преподавателей-наставников.

Организационно-исполнительская деятельность оргкомитета включала себя разработку олимпиадных заданий. Содержание заданий разрабатывалось в соответствии со следующими методическими принципами.

1. Принцип связи обучения с жизнью, который реализуется в отборе аутентичных материалов для разработки олимпиадных заданий и обеспечивает тесную взаимосвязь между внеаудиторной деятельностью и условиями реальной жизни.

2. Принцип коммуникативности, состоящий в том, что олимпиадные задания направлены на решение коммуникативной задачи.

3. Принцип преемственности внеаудиторной работы с учебными занятиями, заключающийся в непосредственной связи содержания учебного материала и тематики олимпиадных заданий.

4. Принцип межпредметных связей, реализующий проведение внеаудиторной деятельности по иностранному языку в тесной взаимосвязи с другими предметами.

5. Принцип разноуровневых конкурсных заданий, который реализуется в разработке заданий разного типа и уровня сложности (т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, с тем чтобы каждый участник олимпиады мог выполнить хотя бы одно из них).

6. Принцип новизны и творческой направленности заданий.

Разработка олимпиадных заданий строилась на базе текста. При отборе текста принимались во внимание следующие его характеристики:

1. Познавательное содержание текста общей тематики.

2. Современность и актуальность содержания текста.

3. Жанр текста (публицистическая статья, научно-популярная статья).

4. Аутентичность текста.

5. Учет уровня языковой подготовки студентов.

Олимпиадные задания были разной направленности: 1) задания, направленные на понимание текста; 2) задания на лексику; 3) задания на грамматику; 4) коммуникативные задания; 5) переводные задания.

Для разработки олимпиадных заданий был отобран текст страноведческого содержания «The Difference Between The UK, England, And Great Britain», который отвечал всем перечисленным выше требованиям. На базе текста было предложено выполнить пять заданий:

1. Выполнить перевод фрагмента текста (задание на перевод).

2. Найти в тексте слова и выражения, которые означают следующее (задание на лексику).

3. Вставить в пропуски в тексте недостающие фрагменты предложений из списка (задание на грамматику).

4. Определить, соответствуют ли утверждения содержанию текста (задание на понимание прочитанного).

5. Перефразировать следующие предложения из текста (лексико-грамматическое задание).

Предложенные задания были разного типа и разного уровня сложности, что позволило всем участникам проявить свои сильные стороны. Так, студенты с хорошими языковыми знаниями и умениями смогли набрать свои максимальные баллы при выполнении заданий, направленных на лексику и грамматику. Студенты, творчески мыслящие, смогли показать свою оригинальность и творческую самостоятельность при выполнении задания на перевод. В целом олимпиада прошла успешно с достаточно высокими результатами. Однако по результатам проверки были выявлены и затруднения обучающихся в выполнении заданий на поиск лексических соответствий в тексте и на перифраз предложений из текста.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что проводимая преподавателями деятельность по организации внеаудиторной работы обучающихся в форме предметных олимпиад в Омском государственном аграрном университете приносит свои результаты. Участие и победы в состязательных мероприятиях позволяют студентам подчеркнуть свой социальный статус и показать значимость образовательной составляющей в современном мире. Студенты гордятся достигнутыми результатами, демонстрируют в социальных сетях награды и дипломы, фотографии с мероприятий. Участие студентов в межвузовских олимпиадах имеет более важное значение для их самоутверждения. Студенты могут сопоставлять свой уровень предметной подготовки с уровнем студентов из других учебных заведений. Таким образом, олимпиады являются эффективным средством личностного и интеллектуального развития молодого поколения, их познавательного интереса и самоутверждения. Кроме того, олимпиадное движение в вузе повышает мотивацию и творческую активность педагогических работников в рамках наставничества обучающихся, а также способствуют личностному и профессиональному росту преподавателей, участвующих в подготовке и проведении олимпиад.