Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUALITY OF PROBLEM FORMING THE PROFESSIONAL QUALITIES OF LAWYERS TO INVESTIGATE COMPUTER CRIMES

Litvinenko M.V. 1 Chukova D.I. 2
1 State Educational Institution of Higher Vocational Training Moscow State University of Geodesy and Cartography
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)»
The article describes actual problem of forming professional development system of specialists who would become investigators of cyber crimes. The work states theoretical and methodological justification of adding the block of theoretical and practical training in the educational program. It also describes the dynamics of Internet propagation in Russian Federation, that shows annual audience growth, including elder generation. When percentage of people using Internet is growing, attractiveness of cyber crimes also grows according to the Public Opinion Foundation and the GfK study. This fact reflects statistics of committing cybercrimes presented in this article and trend for their further growth. Author insists on need to train specialized personnel ready to investigate computer crimes. The article also reflects the results of a review of scientific and methodological literature with the aim to approve the conclusions about the relevance of forming the professional qualities of lawyers to investigate computer crimes. Notices that at the moment teachers don’t show active interest in this issue and the conclusion is made that cyber crime fighting specialists education will be more efficient if model of education of law experts in field of cyber crime investigations will be developed.
computer crimes
cybercrime
professional training
investigation of computer crimes
investigator
lawyer
legal support
security

В концепции развития образования до 2020 г. [1] говорится о том, что необходимо кардинально совершенствовать модели образования, модернизировать образовательные программы, технологии и содержание образовательного процесса. Проводимые реформы высшего образования направлены на то, чтобы готовить специалистов, способных быстро адаптироваться к новым условиям в постоянно меняющимся мире [2-4].

В процессе обучения в вузе студенты должны получать навыки, позволяющие в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности [5; 6]. Квалификация следователей и оперативных сотрудников существенным образом влияет на результаты расследований в сфере компьютерных преступлений. Дефицит квалифицированных кадров в этой сфере в настоящее время является одной из важных проблем расследования киберпреступлений [7]. Криминалистическая особенность компьютерных преступлений заключается в том, что их расследование и раскрытие невозможно без применения и использования компьютерных технологий, соответственно, для подготовки таких специалистов необходимо уделять отдельное внимание блоку дисциплин по компьютерным технологиям и компьютерной безопасности.

Подготовка следователей к расследованию киберпреступлений подразумевает возможность приобретения таких профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят быстро реагировать и искать, фиксировать, изымать и собирать доказательства в электронной форме, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Цель исследования

В настоящей статье представлен анализ наиболее актуальных и перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста юридического профиля. Значимость исследования обусловлена необходимостью разработки новой, ранее не существующей, модели профессиональной подготовки студентов - будущих следователей по расследованию компьютерных преступлений. Это связано с постоянным увеличением количества киберпреступлений, приносящих огромный ущерб экономике страны и несущих угрозу национальной безопасности. Осуществляя анализ перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста, мы ставим задачу выявить актуальность направления, связанного с компьютерными технологиями и их безопасностью. При проведении обзора литературы по данной тематике выявлено, что данному вопросу уделено недостаточно внимания. В настоящее время в нескольких вузах осуществляется подготовка специалистов, ориентированных на расследования преступлений в сфере экономики и финансов [8]; подготовка специалистов, ориентированных на расследования преступлений в сфере компьютерной информации, пока не ведется. Данный вывод сделан на основе анализа основных образовательных программ и рабочих планов на официальных сайтах вузов, реализующих специальности юридического профиля.

Материал и методы исследования

Современные информационные технологии породили новые формы взаимодействия людей. Интернет позволяет использовать новые технологии обработки и анализа данных, общения и обмена информацией. С годами численность интернет-аудитории только увеличивается. Так, по последним данным фонда «Общественное мнение» [9], в России ежедневно пользуются Интернетом 70,4 млн человек, что составляет 60% от всего населения. Хотя бы раз в месяц выходят в Сеть 81,8 млн человек – 70% от всего населения. Для сравнения: в 2016 году Интернетом ежедневно пользовались 58% населения, а ежемесячно – 68%; в 2015 году – 53% и 66% соответственно. Таким образом, можно сказать о том, что с каждым годом число пользователей сети Интернет в России постоянно растет. График роста представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика проникновения Интернета (в процентах), график фонда «Общественное мнение»

По недавнему исследованию GfK (одной из крупнейших в мире исследовательских компаний, проводящих регулярные всероссийские выборочные опросы населения –всероссийские омнибусы GfK – среди населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке) [10], уровень проникновения Интернета по итогам 2017 года составил 72,8% среди населения старше 16 лет, в частности аудитория мобильного Интернета выросла на 20% относительно прошлого года и составляет 56% населения. По итогам года количество пользователей мобильного Интернета составляет 67 млн человек. Такой рост GfK объясняет ростом популярности смартфонов. Более того, мобильные устройства часто являются единственным средством, используемым для доступа в Интернет. Так, к примеру, 13,2% населения пользуются Интернетом только на мобильных устройствах.

Уровень пользования интернетом среди молодежи достиг предельного значения ещё в 2015 году, в связи с этим рост аудитории интернет-пользователей в последнее время происходит за счет старшего поколения. За последний год доля пользователей Интернета в категории людей 55 лет и старше увеличилась на четверть, а доля пользователей мобильного Интернета в той же категории людей увеличилась в 2 раза.

В своём исследовании GfK [10] приводит профиль пользователей Интернета, который представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Профиль пользователей Интернета, по данным исследования GfK

С развитием информационных технологий и увеличением пользователей Интернета появились люди, которые зарабатывают деньги на мошенничестве в сфере высоких технологий. Это уже не любители, которые занимались взломами сайтов ради забавы, а профессиональные группы, которые получают ежемесячно от 1000 и до 15-20 млн долларов [11]. Наблюдается устойчивое усложнение иерархии таких профессиональных групп преступников, повышение их технической оснащенности и уровня маскировки. Данные преступные группы, как правило, ставят своей целью дестабилизацию обстановки потенциального противника, информационную войну, вывод из строя объектов инфраструктуры, нарушение работоспособности целых секторов экономики и нарушение работы коммуникаций и связи [12].

Использование компьютерных технологий и сети Интернет является особенно привлекательным для преступников в связи с тем, что такие технологии позволяют злоумышленникам совершать преступления, находясь на любом расстоянии от жертвы. По этой же причине усложняется выявление и расследование таких преступлений.

Несмотря на рост информационной безопасности в стране, количество компьютерных преступлений и инцидентов компьютерной безопасности также постоянно увеличивается [11]. Преступники, совершая компьютерные преступления, используют знания о современных информационных технологиях, компьютерной технике и программировании, а в России, как заявил премьер-министр Медведев Д.А. на совещании по вопросу «Об информационной безопасности в кредитно-финансовой сфере России», «пока недостаточно опыта и сил, чтобы противостоять киберпреступности, ущерб от которой растет» [13].

По данным Генпрокурора России Ю.А. Чайки [14], в России число преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, с 2013 по 2016 год увеличилось в 6 раз – с 11 тысяч до 66 тысяч, а уже за первые шесть месяцев этого года их число выросло на 26 процентов и составило 40 тысяч. По его словам, широкий спектр таких преступлений причиняет не только имущественный вред, но и представляет угрозу национальной безопасности страны. При этом киберпреступления также используются для пропаганды терроризма и экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Среди прочего Ю. Чайка сообщает о необходимости повышать квалификацию сотрудников, занимающихся расследованием преступлений в сфере высоких технологий, в том числе в области технических знаний.

Расследованиями компьютерных преступлений занимаются специалисты юридического профиля, но для работы в этой области необходима также и углубленная техническая подготовка, которая для юристов не предусмотрена. В подтверждение этому обратим внимание на современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) по юридическим направлениям и специальностям. В перечень обязательных дисциплин не входит ни одной дисциплины, которая бы несла информационно-технологический характер. В предшествующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3), на основании которых изначально разрабатывались учебные планы по юридическим направлениям и специальностям, была одна обязательная дисциплина «Информатика и информационные технологии в правоохранительной деятельности». Однако, просматривая рабочие программы вузов по данной дисциплине, отметим, что цели и задачи освоения этой дисциплины включают в себя технологии работы с таблицами (Microsoft Excel), работу с текстовыми данными (Microsoft Word) и работу по созданию презентаций (Microsoft PowerPoint). Отсутствие большого объема информационно-технологических дисциплин в юридических ФГОС 3 оправдано тем, что нет необходимости всем юристам, даже всем будущим следователям, давать углубленную техническую подготовку, но идея готовить специалистов юридического профиля по расследованию компьютерных преступлений кажется весьма актуальной.

Профессиональный уровень подготовки кадров напрямую влияет на повышение эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной информации, поэтому если говорить о борьбе с киберпреступностью, то необходимо рассматривать вопросы подготовки специалистов, работающих в данной сфере, однако данный вопрос не находит широкого освещения в научной литературе. Подготовка специалистов должна осуществляться комплексно, в том числе включать в себя навыки практического характера с применением современных информационных технологий [15].

Проведем анализ опубликованных научных работ за последние пять лет, чтобы определить, является ли перспективным вопрос профессиональной подготовки специалистов юридического профиля к расследованию компьютерных преступлений.

Целый ряд работ посвящён формированию профессиональной готовности специалистов. В частности, Д.А. Саблин [16] в своей работе рассматривает формирование профессиональной готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, обращает внимание на воспитательный ресурс юридического образования и актуализирует гуманитарную составляющую юридической деятельности. С.А. Кириллова [17] рассматривает формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих офицеров силовых структур в период обучения в вузе, разрабатывает педагогическую программу формирования психологической готовности к предстоящей деятельности. А.В. Агаева [18] определяет и обосновывает компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной готовности к профессиональной деятельности студентов–юристов. Формирование готовности и компетентности к различным видам деятельности специалистов юридического профиля также рассматривается в работах А.А. Тажеева [19], О.А. Бондарева [20], Е.А. Рудько [21].

Обратим внимание на работы, посвященные формированию готовности к работе с информационными технологиями студентами, будущими специалистами в сфере информационных технологий. А.Р. Ушаков [22] посвятил свою работу информационным технологиям в профессиональной переподготовке сотрудников ФСКН РФ, обосновал новую методику проектирования и применения педагогических программных продуктов в переподготовке сотрудников ФСКН, реализация которой является необходимым условием эффективной интеграции педагогических и информационных технологий. Отдельно хочется отметить работу А.С. Доколина [23] на тему «Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность», в которой разработана и обоснована структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, которая включает нормативно-целевой, методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блоки. Данному направлению также посвящены работы С.Г. Меньшеина [24], Л.Б. Таренко [25], В.Ю. Иотова [26], А.И. Горбунова [27], компетентностному подходу в подготовке специалистов по информационной безопасности посвящена работа А.В. Самарского [28].

Ряд работ юридической направленности посвящен проблемам расследования преступлений в сфере компьютерной информации, это работы Е.С. Шевченко (2016), В.В. Коломинова (2017), И.С. Федорова (2014), В.В. Челнокова (2013), О.М. Сафонова (2015), В.О. Давыдова (2013), Р.Р. Гайфутдинова (2017).

Таким образом, приходим к тому, что развитие системы профессиональной подготовки специалиста юридического профиля является актуальной задачей, а повышение эффективности раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации является задачей государственной важности.

Заключение

Из анализа представленных выше работ можем сделать вывод, что ученые и педагоги, занимающиеся подготовкой специалистов юридического профиля, не проявляют активного интереса к вопросу формирования профессиональной готовности по расследованию компьютерных преступлений. Данная ситуация, скорее всего, связана с тем, что федеральные государственные стандарты юридического профиля не предусматривают углубленную информационно-техническую подготовку, что вполне обоснованно, так как стандарт подразумевает общую подготовку специалистов для расследования преступлений разных направленностей.

Борьба с киберпреступностью является вопросом национального уровня, на эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации напрямую влияет подготовка кадров по данному направлению. Предполагаем, что подготовка специалистов для борьбы с киберпреступлениями станет эффективнее, если будет осуществлено теоретико-методологическое обоснование использования углубленных информационно-технических знаний и разработана модель подготовки специалистов юридического профиля к деятельности по расследованию компьютерных преступлений.